В полских и венгерских горах Оленица, увидЂв домашняго Кабана:
— Желаю здравствовать, господин Кабан, — стала витатся, — радуюся, что вас...
— Что ж ты, негодная подлость, столько неучтива?! — вскричал, надувшись, Кабан. — Почему ты меня называеш Кабаном? Раз†не знаеш, что я пожалован Бараном? В сем имЂю патент, и что род мой происходит от самых благородных Бобров, а вмЂсто епанчи для характера ношу в публикЂ содраную с Овцы кожу.
— Прошу простить, ваше благородіе, — сказала Оленица, — я не знала! Мы, простыи, судим не по убору и словам, но по дЂлам. Вы так же, как прежде, роете землю и ламаете плетень. Дай бог вам быть и Конем!
Сила. Не можно довольно надивится глупцам, пренебрегшим и поправшим премного честнЂйшій и безцЂнный добродЂтели бысер на то одно, чтоб продратся в чин, совсЂм ему несродный. Кой им змій в ухо нашептал, что имя и одежда преобразит их в бытіе, а не жизнь честная, достойная чина? Вот точныи Граки Езоповы, одЂвающіеся в чужое перья! Из таковых сошитое жителство подобное судну, в котором Ђхали морем одЂтыи по человЂчому Обезьяны, а ни одна править не умЂла. Если кто просвЂщенное око имЂет, коликое множество видит сих Ослов, одЂтых в львиную кожу! А на что одЂты? На то, чтоб волнЂе могли жить по рабским своим прихотям, безпокоить людей и проламываться сквозь законов гражданских заборы. А никто из достойных чести на неучтивость скорЂе не сердится, как сіи Обезьяны с Ослами и Кабанами. Древняя еллинская пословица: «Обезьяна обезьяною и в золотом характерЂ».
Вспоминает и Соломон о свиньи с золотым в ноздрях ея колцом (Прит., гл. 11, стих 22). Знаю, что точно он сіе говорит о тлЂнных и бренных фігурах, в коих погрязло и сокрылося колцо вЂчнаго царствія божія, а только говорю, что можно приточить и к тЂм, от коих оное взято для особливаго образованія в біблію. Добросердечныи и прозорливыи люде разными фігурами изображали дурную душу сих на одно только зло живых и движимых чучелов. Есть и в Малороссіи пословица: «Далеко свинья от коня».
ОЛЕНИЦА И КАБАН.
В горах Карпатских оленица,
Узрев близ хаты кабана,
Остановилась поклониться -
Уж так воспитана она.
«Кабан, мой пан, Вас видеть рада,
Желаю здравствовать и впредь,
Жиреть, печонкой не стареть...»
Но кабана взяла досада,
Перехватила злая спесь.
Он бурдюком надулся весь
И прохрипел:
«Тебе бы надо,
Негоднице, учтивей быть.
Ты смела, подлая, забыть,
Что я заслугами талана
Введён в достоинство барана,
На то патент печатный есть.
Мой род от вепрей и коров,
От благороднейших бобров.
Мне право гордое дано
Носить почётное руно»...
«Прошу прощенья, Ваша милость,
За взгляд убогой простоты.
Обидеть Вас мне и не мнилось,
Тем паче скинуть с высоты.
Судила не по разговору,
Не по лукавому уму,
Не по богатому убору,
А лишь по делу одному.
Коль Вам по нраву и не лень
Рыть ямы да валить плетень,
Лезть в грязь и, в чине то своём,
Валяться там погожим днём,
То, воля Ваша, извините,
И, коли так уж захотите,
Желаю быть хоть и конём».
ЖИЗНЬ ЧЕСТНАЯ ДОСТОЙНА ЧИНА,
НО КОЛЬ СПЕСИВЫЙ ДУРАЧИНА
ВЗАЛКАЛ ЕМУ НЕСРОДНЫЙ ЧИН,
ОН СТОИТ ЖАЛЕЙ И КРУЧИН.
НАГАЯ ПРАВДА ТАКОВА:
СМЕШОН ОСЁЛ В ПОВАДКЕ ЛЬВА.