Григорий Сковорода. Оленица и кабан

Александр Рюсс 2
В полских и венгерских горах Оленица, увидЂв домашняго Кабана:

— Желаю здравствовать, господин Кабан, — стала витатся, — радуюся, что вас...

— Что ж ты, негодная подлость, столько неучтива?! — вскричал, надувшись, Кабан. — Почему ты меня называеш Кабаном? Раз†не знаеш, что я пожалован Бараном? В сем имЂю патент, и что род мой происходит от самых благородных Бобров, а вмЂсто епанчи для характера ношу в публикЂ содраную с Овцы кожу.

— Прошу простить, ваше благородіе, — сказала Оленица, — я не знала! Мы, простыи, судим не по убору и словам, но по дЂлам. Вы так же, как прежде, роете землю и ламаете плетень. Дай бог вам быть и Конем!

Сила. Не можно довольно надивится глупцам, пренебрегшим и поправшим премного честнЂйшій и безцЂнный добродЂтели бысер на то одно, чтоб продратся в чин, совсЂм ему несродный. Кой им змій в ухо нашептал, что имя и одежда преобразит их в бытіе, а не жизнь честная, достойная чина? Вот точныи Граки Езоповы, одЂвающіеся в чужое перья! Из таковых сошитое жителство подобное судну, в котором Ђхали морем одЂтыи по человЂчому Обезьяны, а ни одна править не умЂла. Если кто просвЂщенное око имЂет, коликое множество видит сих Ослов, одЂтых в львиную кожу! А на что одЂты? На то, чтоб волнЂе могли жить по рабским своим прихотям, безпокоить людей и проламываться сквозь законов гражданских заборы. А никто из достойных чести на неучтивость скорЂе не сердится, как сіи Обезьяны с Ослами и Кабанами. Древняя еллинская пословица: «Обезьяна обезьяною и в золотом характерЂ».

Вспоминает и Соломон о свиньи с золотым в ноздрях ея колцом (Прит., гл. 11, стих 22). Знаю, что точно он сіе говорит о тлЂнных и бренных фігурах, в коих погрязло и сокрылося колцо вЂчнаго царствія божія, а только говорю, что можно приточить и к тЂм, от коих оное взято для особливаго образованія в біблію. Добросердечныи и прозорливыи люде разными фігурами изображали дурную душу сих на одно только зло живых и движимых чучелов. Есть и в Малороссіи пословица: «Далеко свинья от коня».

 ОЛЕНИЦА  И  КАБАН.

В  горах  Карпатских  оленица,
Узрев  близ  хаты  кабана,
Остановилась  поклониться -
Уж  так  воспитана  она.

«Кабан,  мой   пан,  Вас  видеть  рада,
Желаю  здравствовать  и  впредь,
Жиреть,  печонкой  не  стареть...»

Но  кабана  взяла  досада,
Перехватила  злая  спесь.
Он  бурдюком  надулся  весь
И  прохрипел:
                «Тебе  бы  надо,
Негоднице,  учтивей  быть.
Ты  смела,  подлая,  забыть,
Что я  заслугами  талана
Введён  в  достоинство  барана,
На   то  патент  печатный  есть.

Мой  род от  вепрей  и  коров,
От  благороднейших  бобров.
Мне  право  гордое  дано
Носить  почётное  руно»...

«Прошу  прощенья,  Ваша  милость,
За  взгляд  убогой  простоты.
Обидеть  Вас  мне  и  не  мнилось,
Тем  паче  скинуть  с  высоты.
 
Судила  не  по  разговору,
Не  по  лукавому  уму,
Не  по  богатому  убору,
А  лишь  по  делу  одному.

Коль  Вам  по  нраву и не  лень
Рыть  ямы  да  валить  плетень,
Лезть  в  грязь  и, в чине  то  своём,
Валяться  там  погожим  днём,
То,  воля  Ваша,  извините,
И, коли  так  уж  захотите,
Желаю  быть  хоть  и  конём».

ЖИЗНЬ  ЧЕСТНАЯ   ДОСТОЙНА  ЧИНА,
НО КОЛЬ  СПЕСИВЫЙ  ДУРАЧИНА
ВЗАЛКАЛ  ЕМУ  НЕСРОДНЫЙ  ЧИН,
ОН  СТОИТ  ЖАЛЕЙ  И  КРУЧИН.

НАГАЯ  ПРАВДА  ТАКОВА:
СМЕШОН  ОСЁЛ  В  ПОВАДКЕ  ЛЬВА.