О Пусси Райет и Крепостном праве

Валерий Николаевич Полетаев
Это моя, надеюсь, последняя статья о «Пусси Райэт» - я почувствовал твёрдую стену в общении с оппонентами и понял, что пора воспользоваться латинским  крылатым выражением
dictum sapienti sat est*

Но несколько слов всё же скажу…
Необходимо было поражение России в Крымской (1853-1856 гг) войне, чтобы в стране начались реформы.
Война привела к расстройству финансовой системы Российской империи (Россия потратила на войну 800 млн рублей, Британия — 76 млн фунтов): для финансирования военных расходов правительству пришлось прибегнуть к печатанию необеспеченных кредитных билетов, что привело к снижению их серебряного покрытия с 45 % в 1853 г. до 19 % в 1858, то есть фактически более чем к двукратному обесцениванию рубля.
Снова выйти на бездефицитный госбюджет Россия смогла в 1870 году, то есть через 14 лет после окончания войны. Установить стабильный курс рубля к золоту и восстановить его международную конвертацию удалось в 1897 году, в ходе денежной реформы Витте.
Война стала толчком к экономическим реформам и, в дальнейшем, к отмене крепостного права:
Крепостное право было отменено в 1861 году.
Опыт Крымской войны лёг в основу военных реформ 1860—1870-х годов в России (замена устаревшей 25-летней воинской повинности).

В результате военных реформ произошло:
сокращение численности армии на 40 %;
создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;
отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;
перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;
введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы.*

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.
Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Судебная реформа 1864 года.
Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.
Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.
При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления.

Итак, поражение в Крымской войне заставило власть трезво взглянуть на положение дел в стране. Как бы горьки и унизительны не были итоги войны, поражение принесло России благо – дало толчок к развитию всего общества.

Как бы не пытались хулители панк-группы свести их выступление к  хулиганству, личной порочности и разжиганию религиозной ненависти, значительная часть общества сумела разглядеть в их безнадёжной атаке на власть – пусть временно обреченное, но мужество, аналогичное мужеству защитников Севастополя.
Да, Севастополь пал!..
И нужно было, чтобы он пал, чтобы понять:
ни какое мужество воинов без свободной интеллектуальной и творческой энергии всего общества не спасает Дело!..

И сегодня митинги и шествия протестного движения, и панк-молебен в Храме Христа Спасителя, как самая высокая нота в этом политическом хоре, – это пробуждающаяся энергия масс, не желающих быть статистами в жизненной пьесе своей страны, а желающие играть яркие, запоминающиеся роли и петь, хотя бы маленькую, но свою партию в многонациональном, многоконфессиональном, многомиллионном хоре страны.

Аналогия с Севастополем очень условная, но она мне нужна, чтобы сказать: как закономерно падение Севастополя в 1856 году, так закономерен и вопль панк-группы «Богородица, Путина прогони» в 2012 году.
Падение Севастополя показало, что крепостная Россия достигла предела в своём развитии и дальше её ждут только поражения.

Юродствующее выступление на амвоне Храма Христа Спасителя представителей московской молодёжной креативной элиты - свидетельство поражения власти в тихой, необъявленной, загнанной внутрь войне с собственным народом.

Да, на поверхности - выметенные улицы и обновлённые дворы, заполненные продуктами магазины и переполненные машинами проспекты, улицы и переулки, но в душе у человека пустота и тоска.

Конечно, не у всех и не всегда - развлекательное телевидение круглосуточно предлагает жвачку ржачки, так что не привыкшее и не любящее мыслить население выпив, закусив и приняв дозу ядовитого веселья на какое-то время свободно от всяких мыслей.
Но и эта огромная часть ещё большого народа просыпается, в прямом и переносном смысле, и видит тупик, от чего звереет, и вновь принимает на грудь, вновь закусывает и вновь погружается в утомительную бессмысленную ржачку, от которой на следующий день ещё тяжелее и противнее.

Часть общества умело переведена государственным телевидением с решения своих проблем, реальных внутренних проблем страны на виртуальное присутствие при решении чужих проблем, которые можно решать бесконечно и без опаски для власти.
Вот и смотрят "Дом", "Давай поженимся", "Пусть говорят" и бесчисленное количество "жёлтых" передач про личную жизнь известных людей...

Но мыслящая часть общества давно уже пытается спастись кто, как может, и как это принято на войне с собственной властью: открывает бизнес за рубежом или переводит туда капиталы; покупает там недвижимость и уезжает доживать жизнь в тёплые страны; уезжает за границу на учёбу, на работу, на отдых; ищет ответы в книгах и в интернете, в спорах с оппонентами и самим собой; и, конечно, главная борьба с властью разворачивается в творчестве: статьях, книгах, стихах...

И как пик айсберга внутренней борьбы с властью - выход на митинги и шествия, сочинение и исполнение малохудожественных акций.
Вот тогда появляется фаллос, нарисованный на Литейном мосту в Петербурге, и он очень хорошо виден работникам Большого дома - петербургскому ФСБ.
Вот тогда появляется секс в Музее - не ради удовольствия соития, а как жесткий акт не для слабонервных, пьеса-разоблачение медведицы Путина, тянушего на пост президента своего медвежонка Димку.
Вот тогда появляется панк-молитва в Храме "Богородица, Путина прогони"! Не в синагоге -потому что они обращаются к Богородице, а не к Яхве, по поводу Путина, а не Шимона Переса! Не в мечети - потому что они обращаются к Богородице, а не к Аллаху, по поводу Путина, а не Махмуда Ахмадинежада!

В стране, где гражданское общество только формируется и общение народа с властью возможно только по желанию самой власти, народу ничего не остаётся, как слать власти телеграммы - короткое действо на 2-3 минуты, иначе телеграмма не дойдёт до адресата, а будет скручена, побита и брошена в канаву.
Это так ясно, ясно, ясно!..

И всё это происходит по той простой причине, что россиянин чувствует себя выброшенным из процесса строительства нового общества. Его мысли и чувства, идеи и предложения власть не интересуют.
Да, на экране телевизора в рамках двух-трёх интеллектуальных передач он видит и слышит нескольких умных и заслуженных профессоров и академиков, писателей и журналистов, юристов и учителей, но импульс сказать и сделать что-то самому так и остаётся импульсом, потому что наталкивается на запреты, преграды и препоны.

Кто пытался что-то сделать, пытался внедриться в местное самоуправление на уровне дома, муниципалитета, района, посёлка или города понимают, о чем я.

Другие несомненно сталкивались с системой на уровне решения своих жилищных или пенсионных проблем.

Третьи сталкивались с системой на уровне правопорядка, полиции и ГИБДД.

Мы поменяли вывесочную систему советского образа жизни, когда коллектив - всё, личность - ничто, когда к 90-м годам было отбито всякое желание честно работать и строить новое общество, оплёванное анекдотами, ненормативной лексикой и винным перегаром, на "новое", современное, тоже вывесочное, по сути старое общество, когда простого человека не видно и не слышно, и  нужен он только как носитель бюллетеня при голосовании, носитель автомата при наборе в армию и дойная корова при получении государством всевозможных налогов.

Идеи, мысли и чувства человека государству не нужны!

Вот и ощущает себя мыслящий и чувствующий человек рабом государственной системы! С поправкой на время, конечно...

Уйдя из одной системы подавления личности мы пришли в другую систему подавления: мечты и надежды заменили собственностью, подавление с помощью идеологии нам заменили подавлением с помощью денег...

Рабское сознание, что мы не должны бороться за свои права, при этом никуда не ушло.
   
Таким образом, отмена Крепостного права, произошедшее в России в ходе реформ после поражения в Крысмкой войне, как выясняется нашим образом мысли и образом жизни, было формальным и требует своего логического продолжения.

Более того, вопль «Пусси Райэт» пробудил Россию и разделил проснувшихся на две части – тех, кто хочет изменений и реформ и тех, кто по-прежнему, как  и десятилетия назад, как и века назад готов отстаивать существующее положение дел во имя условной стабильности, ориентируясь на победы России в славном прошлом: победу на Чудском Озере в 1242 году,  на Куликовом поле в 1380 году, на Бородинском поле в 1812 году и, конечно, на победу в войне с Германией в 1941-1945 годах.

Эти победы не надо перечёркивать и не надо замалчивать – эта наша славная история!
Но они лишены жизненного творческого импульса к новой счастливой жизни народа, потому что в прошлых победах – слава русского оружия, слава русской жертвенности и слава русского духа, но в них нет прообраза мирной, свободной, творческой, созидательной жизни будущей России.

Сегодня опираться на военные победы – это значит стимулировать не созидательное, а разрушительное начало в человеке!
 
При всей яркости наших прошлых побед, при всей их значимости для своего времени сегодня они зовут не в будущее, а тянут в прошлое.
 
Они не могут вдохновлять на новые человеческие свершения по той простой причине, что половина России не хочет вообще никаких военных побед, желая жить в мире со всеми в мире: и с правыми, и с левыми!
И с христианами, и мусульманами, и с православными и с атеистами!
И не хочет бороться ни «за Веру, царя и Отечество!», ни «за святую Русь»!

Другая половина только и ждёт команды на битву - естественно, под благородными лозунгами и, естественно, с благородными целями, но, в действительности, антигуманными и бесчеловечными.

Сегодня ни одна цель не может оправдать войну, но большое число россиян с готовностью возьмут оружие только потому, что если они не выпустят пар, то внутренняя злость просто разорвёт их на части.
И акция «Пусси Райэт» этому подтверждение: большое количество сограждан с радостью бы их разорвали или высекли кнутом и радостно согласились с неправедным судом - два года лишения свободы.

Итак, как необходимо было поражение России в Крымской  войне, чтобы в стране начались реформы, так необходим был неприличный, но закономерный вопль «Пусси Райэт», чтобы общество увидело истинное положение дел: «западники» и «славянофилы», «белые» и «красные», «ленинцы» и «сталинцы» не растворились и не переплавились в котле общественной жизни, которой просто нет, а существуют почти в прежнем виде с поправкой на время.
А ещё есть монархисты!
И никуда не делись демократы…
И эти, раздирающие общество в разные стороны силы, в интересах всего общества требуют не подавления, а осмысления!..
 
Иногда бессмысленный героизм одних высвечивает нормальный ежедневный смысл поведения других.

Спасибо П.Р. за то, что показали нам православных верующих, которые хотят жечь, сечь, бить и наказывать!
 
Показали российский суд – самый негуманный, незаконный и самый управляемый суд в мире!
Российскую власть – самую беспомощную, неумную и жестокую в одном бокале!
Русскую Церковь – самую жадную и богатую в лице своих иерархов!
Президента, призывающего трудящихся вспомнить «героические тридцатые годы»!
Патриарха, призывающего паству с героизмом Бородинских защитников защитить его от нападков!..

Идеи, которые руководят народами, имеют очень длинную эволюцию. Образуясь очень медленно, они вместе с тем очень медленно исчезают.
Став для просвещенных умов очевидными заблуждениями, они еще очень долгое время остаются неоспоримыми истинами для толпы и продолжают оказывать свое  действие на темные народные массы.
Если трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую.
Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов.

Густав Лебон считает, что умственная бездна, созданная прошлым между людьми и расами,  может быть заполнена только очень медленными наследственными накоплениями.  Современная  психология вместе с суровыми уроками опыта показала, что воспитание и учреждения, приспособленные к известным лицам и к известным  народам, могут быть очень вредны для других. Но не во власти философов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности. Как вышедшая  из берегов река, которую не в состоянии удержать никакая плотина, идея продолжает свой опустошительный, величественный и страшный поток.

Я думаю, что идея «власти и народа» – мёртвая идея. В обществе уже сформировались и выросли тысячи, десятки и сотни тысяч россиян - более умных, просвещённых и талантливых, чем вся государственная власть в целом, но президент, его администрация, дума, кабинет министров, губернаторы и мэры, начальники и подначальники из последних сил цепляются за власть.

Отсюда естественное желание креативного и творческого народа сказать:
«Дай порулить, Власть!»
И спасти общество от самодурства одних, самодовольства других, заблуждений третьих может быть только коллективный разум во главе общества и личное творчество каждого гражданина в интересах целого.

В переводе на понятный язык это должна быть парламентская республика.
Надо уравновесить во власти порядочность и образованность одних лидеров с энергичностью и активностью других,  с умудрённостью и неторопливостью третьих.
Не надо ждать одного лидера – отца нации! Это всегда будет ни Ленин так Сталин, ни Горбачёв так Ельцин!.. Нельзя зависеть от воли и интеллекта одного  человека!
Тем более что на верху, по определению, всегда сидит средний человек, именно потому, что он удовлетворяет среднее большинство!..

Выбирая сегодня одного и того же Путина, только потому, что он меньше других раздражает и пугает, страна обречена плестись в хвосте цивилизации.

И, конечно, узаконенное творчество масс!..
Чтобы каждый, кто хочет и может, имел бы право внести свою лепту на алтарь Отечества!
Без разнарядки, без плети и кнута, без подсказки! Без разрешения улучшать и модернизировать!
По воле ума и сердца!

Назрела пора, ну, наконец-то,  назрела пора отменить крепостное право!
Реально, а не на бумаге!

Без реальной отмены Крепостного права в России  (с поправкой на время) общество не способно к развитию. Как подневольные люди, вынужденные воплощать бредовые планы президента «вспомнить героические тридцатые годы»,  мы и будем жить, как «в героические тридцатые годы»!
Народ, если не весь, то его лучшая часть, уже не хочет быть рабом власти и истории.
Хочет  быть субъектом своей истории!
Хочет жить и творить по высшим Законам!



*умному достаточно.
*По новому закону призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода