Григорий Сковорода. Навоз и алмаз

Александр Рюсс 2
Байка "Гній та Діамант"

Отой самий Гній, у якому в давнину Езопів півень вирив дорогоцінний камінчик, дивувався Діаманту і з цікавістю питав:
— Скажи мені, будь ласка, звідки увійшла в тебе ціна така велика? І за віщо тебе так вшановують люди? Я удобрюю ниви, сади, городи і є, власне, творець краси й користі, але при всьому тому ні десятої частки не маю шаноби в порівнянні з твоєю.
— Сам не знаю,— відповів Діамант.— Я так само, як і ти, є земля і значно гірший за тебе. Вона є перепалена сонцем жужіль. Але в сухих моїх водах величною красою відбивається блиск сонячного світла, без сили якого всі твої удобрення надаремні, а рослини мертві...

Из  Григория  Сковороды.

       НАВОЗ  И  АЛМАЗ

Навоз — тот,  где  петух  Эзопов
Нашёл  алмазное  зерно,
Пытливо  требовал  резонов:
За  что  Богами  суждено
Ему  радение  холопов,
Чтоб  удобреньем  стать  затем,
А  камню,  под  эгидой  тронов
Сиять  то  перлами  поэм,
То  литься  каплями  кулонов,
То  звёздной  тайной  диадем?

В  алмазе  блеск  заёмной  славы,
Во  мне — вся  сила  естества,
Мой  скромный  дар  не  для  забавы:
Питаю  злаки,  корни,  травы,
Мной  нива  пахаря  жива.

Несу  добро...  но  отчего-то
Людей  пьянит  лучистый  свет,
Где  он  царит,   навозу  нет
И  малой  толики  почёта.

Ему  восторг,  мне — грязь  и  смрад,
Ему  величье,  мне — забвенье...
Развей,  алмаз,  неразуменье,
Скажи  мне,  чем  я  виноват?

-  «Когда  бы  знать!..   твореньям  света
Отведена  земная  роль.
Рождён  навозом,  так  изволь
Нести  достойно  бремя  это.

Мы  оба — прах... ты — перегнойный
Продукт  отхода,  тук  полей,
Я — жУжель,  вар  пустыни  знойной
Из  клана  кварцев  и  углей.

В  сухих  кристаллах  беспристрастья
Мерцанье  солнечных  лучей...
Огнём,  что  молнии  бойчей,
Над  смертными  имею  власть  я.

Труды  и  благо  удобренья
Пусты  без  света  и  тепла,
Без  них  земное  сотворенье
Подобно  птице  без  крыла.

Не  зря  народом  говорится
И  стало  притчею  уже:
Пшеница  годом  колосится,
А  не  навозом  на  меже.

Иного  не  найду  ответа...
Мой  дар — открытое  окно
Из  мест,  где  сиро  и  темно
В  страну  любви,  тепла  и  света».

P.S.

Сковорода  моралью  строгой
Дал  теистический  урок,
Сравнив  алмаз  Библейских  строк
С  литературой  не  от  Бога.

Пусть  книги  светские  полны
Нравоучений  и  советов,
Пусть  в  них  искусно  сведены
Интриги  сказочных  сюжетов,

Но  только  Библия — алмаз,
Хоть  с  виду (как  тут  не  дивиться?)
Её  священные  страницы
Из  тех  же  слов,  из  тех  же  фраз.

Но  только  ей  через  века
Возводят  жертвенные  храмы,
Пред  ней  комедии  и  драмы -
Лишь  тени  замков  из  песка.

Страницам  Библии  дано
Быть  ливнем  в  засухе  палящей,
Быть  оком  Бога,  а  оно -
Любовь и  свет  животворящий.

Без  них  вся  светскость,  красота -
Мертва,  бесцветна  и  пуста.