Циферкин. В стране лени

Любовь Кантаржи
(задачи на сравнение)
Сценарий для телепередачи "Шишкин Лес"

Действующие лица:
ШУНЯ - мышка
КОКС - котик
Профессор ЦИФЕРКИН
КЛЯКСА-ШМЯКСА

Шуня и Кокс одни. Шуня решает за столом задачу, Кокс играет в машинки.
ШУНЯ. У мышки было три орешка…
КОКС. На старт! Внимание! (Неожиданно громко). МАРШ!!!
ШУНЯ (вздрагивает от неожиданности). Кокс, ты все играешь!
КОКС. Подожди, не мешай. (Продолжает играть, изображая звук мотора). В-ж-ж-ж-ж-ж!
ШУНЯ. А у котика – пять… (Пишет). Так…
КОКС. Внимание! На старте – бежевая «Волга»!
ШУНЯ. Кокс, как ты можешь? Сейчас профессор Циферкин придет, а ты еще задачу не решил!
КОКС. Подумаешь, задача! Подумаешь – у мышки три орешка! Ха-ха-ха!
ШУНЯ. Что ты, Кокс?! Нельзя же так…
КОКС. Задачи, задачи! Надоело! Не хочу решать, а хочу играть!
Из-за дивана выглядывает Клякса-Шмякса, потирает ручки, крадется в сторону Кокса. За ее спиной толпятся помощники –  двойки и единицы (или кляксы).
ШУНЯ (пожимает плечами и склоняется над тетрадкой). Нельзя же играть всю жизнь. Так и не вырастешь никогда.
КОКС. Можно играть всю жизнь! (Забирается в кузов большой машины). Поехали!!
ШМЯКСА. Поехали, поехали! Ах, ты мой дорогой!
Шмякса вместе со своими помощниками подхватывают машинку, Кокс летит по комнате в машинке.
КОКС. А-а-ай! Спасите! Помогите!
ШМЯКСА. Поможем, поможем! (Исчезают вместе с Коксом).
ШУНЯ. Кокс! Куда ты?! Коксичек! (Рыдает).
Входит встревоженный Циферкин.
ЦИФЕРКИН. Кто здесь кричал?
ШУНЯ (сквозь слезы). Клякса-Шмякса… Унесла Кокса… Он не хотел учиться…
ЦИФЕРКИН. Ай-я-яй! Нехорошо, нехорошо!
ШУНЯ. Где же он теперь?
ЦИФЕРКИН. Боюсь, что Кокс теперь в стране лени – туда попадают нерадивые ученики.
ШУНЯ. Что же делать?
ЦИФЕРКИН. Ну, что делать… Будем выручать Кокса.
Переворот кадра. Кокс сидит в своей машинке посреди дремучего леса. Перед ним Шмякса.
КОКС. Я домой хочу!
ШМЯКСА. Нельзя! Будешь жить у нас!
КОКС. Где тут жить? Что тут делать?
ШМЯКСА. Живи прямо тут. Играй со своей машинкой. А больше ничего делать не надо.
КОКС. А если я есть захочу?
ШМЯКСА. Ну, зачем же на такие пустяки отвлекаться? Играй!
КОКС. Да не хочу я играть!
ШМЯКСА. Как это не хочу? А кто говорил: «Не хочу решать, а хочу играть»? Вот и играй теперь! (Убегает).
КОКС. Играй, играй… Эх, что же делать-то?
Кокс садится и обхватывает голову лапками. Входят Циферкин с Шуней.
ШУНЯ. Коксик!
КОКС. Шуня! Профессор! Вы меня нашли!
ШУНЯ. Какой мрачный лес! Бежим скорее отсюда!
ЦИФЕРКИН. Не так-то это просто. Из страны лени можно выйти, только победив свою лень.
КОКС. Да я уже победил!
Входит Шмякса.
ШМЯКСА. Как это победил?! А кто не хотел задачи решать? Кто хотел всегда играть?
КОКС. Я передумал! Я сейчас любую задачу решу!
ШМЯКСА. Нипочем не решишь! Я такую задачу знаю – ни за что не справишься! Вот слушай: «У мышки было три орешка, а у кота – пять. У кого орехов больше и на сколько?»
ШУНЯ. Да я же знаю эту задачу!
ШМЯКСА. Не подсказывать!
Пауза.
ШМЯКСА. Ну что, съел? (Дразнится):
Ты задачи не решал,
баловался и играл!
Ты учиться не хотел – 
в лес дремучий улетел.
Вот теперь сиди под елкой,
под колючею иголкой!
КОКС. Ох, не знаю, как мне быть,
Как мне Шмяксу победить!
ЦИФЕРКИН. Спокойно, Кокс! Это вовсе не трудная задача: ее даже многие ребята уже решили. Правда, ребята? Главное, не волнуйся.
КОКС. Ох, я, и правда, от волнения плохо соображаю. Даже забыл, о чем задача эта. Ребята, может, вы мне поможете?
ШУНЯ. Конечно, помогут!
ШМЯКСА (вглядываясь в камеру). Что? Какие еще ребята?
ЦИФЕРКИН. Никакие-никакие, тебе показалось.
КОКС (тихо, как бы обращаясь к телезрителям). Что? А-а! Об орешках задача! Спасибо, ребята! Так. Где тут у нас орешки?
(Срывает с ветки орехи).
ШУНЯ. У мышки было…
КОКС. Точно, вспомнил – три орешка. Вот: раз, два, три.  (Кладет перед Шуней 3 ореха). А у кота – пять. (Кладет 5 орехов). Что же дальше?
ЦИФЕРКИН. Дальше – вопрос задачи. (Зрителям). Помогайте, ребята!
ШМЯКСА. Что? Кто? Где?
ШУНЯ. Да показалось тебе!
КОКС (как бы переспрашивая у зрителей). У кого орехов больше и на сколько? А мы сейчас посмотрим! (Выкладывает орехи рядами. Яркие цифры рядом с орехами появляются сами):
О О О О О           5
О О О                3
КОКС. Хм-м! Конечно, у кота больше! Пять больше, чем три! А вот на сколько больше?
ЦИФЕРКИН. Кокс, работай с цифрами. Их в задаче всего две.
КОКС. Всего две: 5 и 3. Может, сложить их? (Орехи перестраиваются в один ряд):
О О О О О О О О          5 + 3          
Шмякса радостно хихикает, потирая ручки.
КОКС. Нет, не то, не то. (Орехи вновь перестраиваются, возобновляется прежняя запись. Кокс отодвигает «лишние» орехи). Тут поровну. А вот эти два – и есть между ними разница! Два! На два ореха больше!
О О О    |    О О          
О О О    |               
ШМЯКСА. Нечестно! Ты не решал! Где решение?
КОКС. Решение? Мы же орехи отодвинули, значит – вычитали. Вот тебе и решение: из пяти вычесть три получится два. Ответ: на 2 орешка больше у кота, чем у мышки!
5 – 3 = 2          
ШМЯКСА. Обманули! Обидели! Ограбили! (Убегает).
Переворот кадра. Все снова в комнате.
КОКС. Ох! Насилу вырвался! Спасибо, Шуня! Спасибо, профессор!
ШУНЯ. Спасибо, ребята!
ЦИФЕРКИН (хитро). Кокс, может, поиграешь еще?
КОКС. Нет уж, спасибо, наигрался! Я уж лучше учиться буду!
ШУНЯ. Тем более, что это так интересно! Правда, ребята?
ЦИФЕРКИН. Я думаю, ребята тоже поняли, что надо уметь находить время и для игры, и для дела!
КОКС. До свидания, мальчики и девочки!
ШУНЯ. Всего вам доброго!
ЦИФЕРКИН. Храни вас Господь!

2007 г.