Масленица. Тёщины блины

Ирина Воропаева
Четверостишия.

***
№1
Если верить перлам суесловья,
Плохо ладит с тёщей каждый зять.
Видно, повезло, что мне не стать
Тёщей – суждено мне быть свекровью.

***
№2
Молодёжь всё про своё – про любовь,
Да любви одной надолго ли хватит?
Выбирает невестушку свекровь,
Присмотреть спешит тёщенька зятя.

***
№3
Что ж ты, тёща, ворчишь, что ж ты зятя коришь,
Развести норовишь.
Доведёшь ведь до точки!
Пожалей своей дочки одинокие ночки.

***
№4
Согласись ко мне в зятья,
Моя дочка подросла.
Молода бы я была,
Сама б вышла за тебя.

***
№5
Повезло мне, ребята, с тёщей.
Сам не знаю, как жил я раньше.
Моей тёщи блины всех толще,
Моей тёщи блины всех слаще!

***
№6
- Вот была бы ты умней,
Так рожала б сыновей.
- Неразумна чем же я?
Все как на подбор зятья!

***
№7
Поезжай, зятёк, на Масленицу на крутицы,
Покатайся, зятёк, с гор на расписных салазках.
Повезёт тебе, может быть, убиться,
А блины на поминки пригодятся.

***
№8
- Что ты, зять, натворил, мою дочку погубил.
Была словно маков цвет, а теперь нет как нет.
- Что ты, тёща, плетёшь, злостью горя не уймёшь.
Самому мне невмочь, я любил твою дочь.

***
№9
Посмотрел на девушку – и влюбился.
Посмотрел на матушку – не женился.
Погрустил о девушке – да и бог с ней.
Ладно, что от матушки уберёгся.

***
№10
Сколько ж надо ей напечь блинов,
Чтобы накормить всех до отвала,
Тёще, у которой, как бывало
В годы Оны, - семеро зятьёв!

***
№11
Не гуляй, зятёк, от своей жёнушки.
Твоя тёща сноровиста на управушку.
Хоть в какой найдёт тебя сторонушке,
Пожалей ты свою буйную головушку.

***
№12
Широкая Масленица гуляет.
Тёща зятя на блины поджидает.
Стол накрыла всем, что было съестного.
Всё для зятя, всё для дорогого!

18.02.2015
***
   Масленица - это время тёщиных блинов.

     На масленичной неделе тёщи приглашали к себе своих зятьёв на блины в среду («среда-лакомка»). Если в течение года тёща и зять ссорились, то как раз наступало самое время  помириться за праздничным столом. Бытовала очень простая и понятная примета – если зятю не понравятся тёщины блины, то, самой собой, хорошего не жди, поэтому тёща старалась зятю угодить.   

    Какие должны быть блины на Масленицу, толстые или тонкие, маленькие или большие - на самом деле не имеет значения. Истинно русские блины всегда были дрожжевые, а в остальном главное, чтобы их было много, да пожирнее, да повкуснее, с разными начинками, припеками и добавками, это и есть основное и самое важное правило масленичного застолья.  К тому же у каждой хозяйки - свои предпочтения и секреты.

    Четверг, следующий день масленичной недели, известен как «разгуляй». В четверг проходили шумные красочные катанья на тройках и на санках с гор. Наевшиеся накануне тёщиных блинов молодые зятья разминались в кулачных боях.
    В пятницу устраивались «тёщины вечёрки». Тёщи в свою очередь шли к зятьям в гости, при этом согласно обычаю взяв с собой всё, что было нужно для приготовления угощения – и продукты, и посуду. Кроме того, тёща помогала дочери с готовкой. По сути дела, тёщи изо всех сил суетились вокруг зятьев и кормили их на Масленицу дважды, оба раза до отвала, только один раз у себя в доме, а второй раз у зятя в доме. Если тёща не долюбливала зятя, то пятничное застолье могло быть для нее интереснее, – она имела возможность полюбоваться на его расквашенную в кулачном побоище физиономию и тихонько позлорадствовать. Хотя расхожие истории о том, что тёща и зять непременные враги, все же носят характер сильного преувеличения (травить байки про своих тёщ для зятьев тоже своего рода традиция).   
 
    Обычай тёщиных блинов очень древний, но вряд ли потерял свою актуальность и по сей день.

***
По сноске – масленичные обычаи русского народа и рецепты тёщиных блинов:
http://zdorovja.com.ua/content/view/10041/5/

С Масленицей!
***