А причём же здесь Савва Собакин?

Людмила Коншина
Род баронов Боде происходил из Эльзаса. Во время Французской революции их владения были конфискованы, погибли все фамильные бумаги и они приехали в Россию при Екатерине II, присягнули на русское подданство и получили поместье в России.

Младший сын их, гофмаршал, а потом обер-гофмейстер барон Лев Карлович 25 июня 1839 г. был признан в России иностранным бароном, 6 сент. 1840 г. причислен к баронам Российской империи, а 21 дек. 1842 г. причислены к баронам Российской империи и братья его, бароны Клементий, Андрей и Александр Карловичи.


Барон Михаил Львович Боде купил эту усадьбу примерно в 1853 году, одновременно с усадьбой Ликино в теперешнем Переделкине. Потому что во время Крымской войны в 1853 году он вступил именно в Московское ополчение, значит был уже московским жителем.
Он был сыном Льва Боде и Натальи Федоровны Колычевой

Неизвестный художник с оригинала 1840-х годов. Портрет барона Льва Карловича Боде. Около 1850 года. Тамбовский областной краеведческий музей

Неизвестный художник с оригинала 1830-х годов. Портрет баронессы Натальи Федоровны Боде (урожденной Колычевой). Около 1850 года. Тамбовская областная картинная галерея

У них вообще было одиннадцать детей и они породнились с родами Долгоруких, Олсуфьевых, Вяземских. Одна из младших дочерей, Елена Львовна, вышла замуж за Андрея Ильича Боратынского.
Может поэтому Михаил - младший из 4 мальчиков купил усадьбу именно у Долгоруких.
Домашним учителем у него был Ф. И. Буслаев, известный профессор Московского университета. Затем он закончил пажеский корпус. Служил во дворцовом ведомстве. На коронации Александра II был церемониймейстером.
В 1876 году он получает разрешение к своей фамилии присоединить фамилию матери, так как она была последней в знатном роде Колычевых, и становится бароном Боде-Колычевым.
Женат он был на Александре Ивановне Чертковой.
У них было 5 дочерей. Подробные сведения есть о двух.

При М. Л. Боде-Колычёве двор усадьбы получил современную замкнутую композицию. В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа и собрали в нее ценные древние иконы.

В этой церкви в 1866 году венчался И. С. Аксаков с А. Ф. Тютчевой.

Алтарь. Горнее место


За время с 1852 по 1860 год к главному дому были пристроены двухэтажный дворовый флигель, полукруглая двухэтажная галерея-переход между главным домом, церковью и новым флигелем, сломана старая кузница с прилегающими постройками и возведена новая каменная ограда со стороны Большой Никитской улицы.





Уголок поварни у дома Олсуфьевых

Дровяной дворик усадьбы Боде-Колычевых.

Дровяная калитка усадьбы Боде-Колычевых.

Михаил Львович был историком и археологом и свой дом превратил в музей древностей.

№1.Реликварий - комната с вещами времен XV - XVII столетий. Видны костяные шкатулки, из моржовой и мамонтовой костей. В них хранились старые ювелирные украшения.


№2 Вид из гербовых сеней (в них устроена печь с орликами - орлами на изразцах) на сам кабинет историка М.Л. Боде-Колычева.


Королевский камин в Кабинете историка М.Боде-Колычева. Камин из дворца Бурбонов в Лувре, из Малого кабинета Людовика XVI был куплен в 1800 году на аукционе. Во второй половине XIX века камин перевезли из петербургского дома Боде в Москву.


Родословная зала дома Боде-Колычевых и Сологуб.
В московском доме был устроен зал, где были расписаны все поколения родов и Колычевых и Боде. На стенах и в шкафах - фамильные реликвии. Меблировка так же историческая, о чём напоминает табличка на диване из гостиной залы Александра I. За чаем, на диване император обсуждал будущее Бельгии с её будущим королём (с 1830 года), а тогда офицером русского Измайловского полка (Леопольдом I).
С Б.Никитской - правая часть дома с трёхчастным окном.
Михаил Львович собрал родословие рода Колычевых. И издал книгу «Боярский род Колычевых», который сейчас хранится в музее Московского художественного театра.


Розовая гостиная и будуар.


В этом кабинете не только играли в карты, но и сохранили обстановку московского дома Александра Сергеевича Грибоедова. Дело в том, что в середине 1850-х гг здесь жила (наездами из Тифлиса) вдова А.С.Грибоедова - Н. А. Чавчавадзе, и её сестра, правительница Мегрелии.
В этом кабинете вдова принимала посетителей. Обстановка с любовью сохранялась и последующими владельцами.


Бальная (Белая) зала. Снимок выполнен через стекло. В 1866 г. в домовой церкви усадьбы венчался И. С. Аксаков с А. Ф. Тютчевой. В зале отпразновали венчание, был устроен фуршет для гостей.


Парадная Никитская анфилада.
Анфилада соединяла Бальную залу, Малую (Порцелинную, Зелёную) гостиную с Парадной залой - Столовой.
В доме Были Парадная Никитская; Восточная и её дублирующая в том же корпусе Западная анфилада; Садовая - Поварской её не именовали, дабы не путать с назначением.


Зелёная гостиная.
Гостиная, со светло зелёной обивкой стен, была украшена русским, европейским, китайским и корейским фарфором. Второе имя залы - Порцелинная.
Со стороны Б.Никитской это трехчастное окно. Если смотреть с улицы, то левая часть дома от центра оси фасада.


Императорский гарнитур в Зелёной гостиной - часть гарнитура Екатерины II, подаренного ею баронам Боде из своего Царскосельского дворца.


Большая Серебряная гостиная. Помимо званных обедов и вечеров был этот зал и траурным. В 1930 г. отсюда начинались похороны В.В.Маяковского, а в 1940 г. - писателя М.А.Булгакова.
Справа видна дверь в домовый храм.


Фрагмент Большой Серебряной гостиной.


Фламандская (Церковная) галерея.
Галерея соединяла Парадную половину дома с Парадной лестницей, храмом и Гостевой половиной. Была украшена полотнами фламандских мастеров, в том числе Рубенса.

Михаил Львович скончался в 1888 году. Усадьба перешла к ее дочери Наталье Михайловне.
Она была замужем за сыном соседей по Поварской графом Федором Львовичем Соллогуб. Его матерью была Мария Федоровна Самарина. А родовые владения Самариных, где многие из них жили, и где выросли все дети Федора Самарина ( в частности Юрий Самарин) были владения слева от церкви Бориса и Глеба Поварская 38.

Родственница Соллогуба М. Ф. Мансурова (урождённая Самарина) вспоминала: «Особенное оживление и веселье вносили приезды графа Федора Львовича Соллогуба, которого все звали „Федя Соллогуб“. Это был человек в то время лет тридцати пяти, очень одаренный, дилетант поэт и художник, с большим юмором и с большим обаянием. Он был близок к плеяде Фета, А.Толстого и Апухтина. В семейной жизни он не был счастлив и больше жил вне дома. Мать его, гр. Марья Федоровна Соллогуб (рожд. Самарина) приходилась двоюродной тетей бабушке Трубецкой, и потому Федя Соллогуб бывал у Трубецких на правах родственника и со всеми был „на ты“. Его талантливость в сочетании с талантливостью Трубецких давала блеск»


Опочивальня Н.Сологуб.


Оружейная комната.
Помещение из Оружейной коллекции барона превратили Федор Сологуб и его жена Наталья Боде-Колычева в художественную мастерскую. Супруги чаще жили в своём доме у Лаврушинского переулка (дом Демидовых-Соллогуб), но бывали и здесь.
В мастерской бывали и работали В.Поленов и Н.Гончарова, Шехтели - младшие, А.Головин, и братья Бенуа, Е.Лансере.


"В кабинете причудливо сочетались панцири и доспехи немецких рыцарей, холодное и огнестрельное оружие европейцев и русских мастеров.
Мебель XVII века и стилей ампир, директории и барокко. Резные поставцы и полки Талашкинской и Абрамцевских мастерских, китайщина ширм и ваз и арабские ковры. Скопинская керамика и Корниловский фарфор. Всё это результат подарков хозяевам дома гостей.
Лампа на тумбочке - дар писателя Л.Н.Толстого Соллогубам. Ранее этот прибор принадлежал отцу писателя, бывшего в приятельских отношениях с Колычевыми.


Картинная зала дома.


Анфилада Восточной половины дома. Она соединяла Домовый храм, его ризницу, Картинную, Китайскую с Библиотекой. Под окнами специально рассадили жасмин, что бы весной его аромат насыщал помещения дома.


Уголок Китайской (Золотой) комнаты.
Род Колычевых исконно-русский. Колычёвы считали, что происходят от Фёдора Колыча, сына Александра Елко, внука Андрея Кобылы.

В их родословной упоминаются и ряд тюркских имен — прозвищ: Стербей Григорий — брат Фёдора Колыча, Аслан и Батуй — сыновья Фёдора Колыча, да и сама фамилия Колычёвых, имеет тюркское происхождение: Колча — «колченогий», Кылыч — «сабля».

2 часть

А причём же здесь Савва Собакин ?


Со второй половины XVIII столетия Колычевы начали коллекционировать всё, что связано с тюрками, и прежде всего оружие и.... китайский фарфор XIII - XIV веков. Фарфор потому, что имел хождение в Орде, как ценный товар и признак благосостояния.


Внимание!!!!!!

По легенде золотистые шелковые ткани, используемые для обивки стен супруги Боде-Колычевы (во второй половине XIX века) приобрели у своих родственников,
потомков писателя, учёного и драматурга XVIII столетия - Василия Петровича Колычева.
Внимание!!!!
За какую тайну боялся Савва  Собакин !Брюсс?

После написания им комедийной пьесы "Дворянющейся купец", один из купцов, печально известный откупщик и казнокрад Собакин (Яковлев), преподнёс Колычеву шёлковую материю за то, что в пьесе не было упомянуто его имя, хотя само произведение писалось на основе фактов из жизни Собакина (Яковлева).

И самая последняя фотография из архива Е.В. Шервинского

Юная баронесса - лучница.
Я была бы не я, если бы не попробовала узнать кто на снимке.
Но узнать сложно. Сейчас расскажу почему.
Федор Львович прожил не долго. Он умер в 1890 году , прожив всего 42 года.
У них с Натальей Михайловной было две дочери Елена (3 янв. 1874 — ?) и Вера (2 янв. 1875 — ?, муж Левшин). Значит в 1915 году они были явно старше героини снимка. Может быть это внучка Соллогубов, если у них такая была...

Кстати дом этот все-таки связан со Львом Толстым и очень многими родственными связями.
Старшая сестра Натальи Михайловны Боде-Колычевой Мария Михайловна была первой женой Михаила Сергеевича Сухотина, который после ее смерти в 1897 году женился на старшей дочери Толстого Татьяне Львовне. У них родилась любимая внучка Толстого Татьяна "Татьяновна" как ее звали в семье, в замужестве Альбертини.

От первой жены Боде у М.С. Сухотина было 5 детей - 4 сына и дочь.
Его дочь Наталья Михайловна стала второй женой князя Николая Леонидовича Оболенского, который первым браком был женат на средней дочери Л.Н. Толстого Марье Львовне. А вот после ее смерти он женился на падчерице сестры жены:) У них было 2 сына и 2 дочки.

А вот сын М.С. Сухотина Сергей был первым мужем внучки Л.Н. Толстого графини Софьи Андреевны Толстой, той которая вторым браком была за Сергеем Есениным. Она была его последней женой, после Дункан.

Да насчет владения.
Графиня Наталья Михайловна умерла в 1916 году и дом перешел к ее старшей дочери графине Елене Федоровне Соллогуб.

Вот такая интересная история и потрясающие редкие фотографии, за которые большое спасибо сайту Олдмос и администратору сайта, которые их выложил ArchitectorS.
И самое главное СПАСИБО наследникам Е.В. Шервинского, которые все это сохранили и отдали в "хорошие руки".