Глава 4. Запах весны

Андрей Борисович Сапожников
Этюды обнажённой любви, или почти правдивая история.

Глава 4. Запах весны.

Жю открыл глаза, зябко потянулся и посмотрел на часы: «Ого, уже половина девятого! Да, друг, ночью надо спать - и тогда стрелки часов по утрам уже не вызовут у тебя чувство неподдельного удивления».
Погода проигнорировала вчерашние надежды на солнечные виды, предложив нехитрый выбор: то ли снег с дождём, то ли дождь со снегом. Вообще, чтобы узнать температуру «за бортом», необязательно щуриться на градусник: один беглый взгляд в окно достовернее.
В самом деле, от холодной погоды нормальные люди предпочитают прятаться у себя в доме, поэтому сегодня на песчаном пляже не наблюдалось никого, кроме трёх, скажем так, смельчаков, забавляющихся с мячом и не боящихся подхватить простуду.
Прерывать полусонное состояние не хотелось, но запах любимых жареных колбасок из кухни поборол лень.
Мать и сын встретились на кухне.
- Доброе утро, Жю. А я хотела уже тебя будить.
- Доброе утро, мам. Бессонница. Это погода. А как ты спала?
- Хорошо спала.
- А ночник зачем включала?
- Ах да, припоминаю, вставала ненадолго… Выходит, погода действует на нас одинаково... Я узнала о твоих успехах в школе: сейчас звонил учитель французского, просил отпустить тебя на олимпиаду в Париж. Учитель прочит тебе блестящую карьеру писателя или репортёра. У тебя не по-детски здравое мышление, складная речь. Молодец, так держать.
- Служу Франции. Так, какие планы на утро? Традиционная уборка?
- Нет.
- Тогда позволь мне решить эту задачку в два действия. Тебя пригласила к себе Сабрина или Николь? Что, снова не угадал? А может быть, ты соскучилась по кисти и краскам? Неужели опять мимо?
- Я лучше скажу тебе после завтрака. Но не торопись, пожалуйста. Хотя люди иногда напоминают голодных удавов, у нас с пресмыкающимися виды разные.
Через полчаса они сидели в креслах друг против друга, так что их колени почти соприкасались. Эл вдруг почувствовала, как от волнения у неё выступил пот на лбу, сердце запрыгало в груди:
- Говорила же тебе, Жю: не торопись. Впрочем, привычка глотать пищу, не пережёвывая, у тебя с десяти лет; уделить ей внимание мы ещё успеем… Сын, я вспомнила нашу недавнюю беседу и решила рассказать тебе правду об отце, ведь тебе уже четырнадцать. Так вот, он не погиб восемь лет назад. Сейчас живёт с другой женщиной. Когда мы впервые познакомились, как-то сразу решили, что наши отношения будут серьёзными, и Серж считал своим долгом оградить меня от любых мужчин. Даже приглядывал за моим шефом на работе - глупо: я и так считала его самым лучшим на свете.
Он имел атлетическое сложение, высокий рост, огромные бицепсы. Что такое богатырская сила, мне пришлось испытать уже после свадьбы. Как-то во время нашего круиза по африканским лесам я подвернула ногу, а машины или хотя бы телефона рядом не оказалось. Так Серж взвалил меня себе на спину и тащил целых три часа, пока не вынес к ближайшему населённому пункту.
Почти всё отец ремонтировал сам - посмотри, Жю, в доме нет ни одной вещи, к которой твой отец не приложил бы своё умение. А какие он брал аккорды на гитаре!
Два года прошли относительно неплохо, и вдруг я стала с удивлением замечать, что наши отношения, поначалу напоминающие райский оазис - это всего лишь мираж. Мы научились не зависеть друг от друга; домашнюю работу довели до автоматизма, очертили границы прав и обязанностей - и попытки перейти «нейтральную полосу» приводили лишь к скандалам. Два близких человека не могли найти тему для обычного общения, для неспешного разговора без повышенных тонов!
Конечно, ситуацию можно было бы исправить, ведь всем семейным парам и без советчиков известно: супругов связывают не только платонические, но и особые, любовные, отношения. Но, очевидно, сказалось строгое воспитание обоих: менять себя нам просто не приходило в голову.
Друзья Сержа давно уговаривали его поработать матросом. Напирали на романтику моря, сулили чуть ли не географические открытия, всегда, якобы, сопутствующие мореплавателю. Если раньше я считала, что мы не сможем вести хозяйство друг без друга, то спустя буквально несколько дней с начала морской вахты сделала своё, неприятное, открытие: без мужа жить гораздо интересней.
Наверное, Сержу, внезапно ощутившему вкус свободы, тоже не захотелось оставаться пленником прежней жизни. Видно, он решил: морские узлы, как семейные узы, трудно распутывать; легче их разрубить сразу, одним махом - и с начала своей матросской карьеры быстро сошёлся с некой дамочкой по имени Кэрелин, перебравшись в Париж под её крылышко.
Пролетели ещё два года. Я стала какой-то беспокойной, раздражительной; иногда просто жить не хотелось. Меня постоянно мучило навязчивая идея, что пока я не узнаю, в чём была причина разлада с мужем, каждый прохожий станет злорадно показывать на меня пальцем.
Преодолевая стыд, я поехала в Париж на поиски той самой Кэрелин и, представь, без особых проблем нашла её.
Взяв слово, что я не сделаю ни малейшей попытки вернуть Сержа, она раскрыла передо мной свои невидимые карты. Почему? Может, сыграла свою роль женская солидарность? Эта странная исповедь до сих пор в моей голове, я помню её почти дословно.

=

- Прежде всего прекрати ныть! - Кэрелин властно хлопнула кулаком по столу.
Лицо нынешней жены Сержа красивыми чертами оказалось небогато и заслуживало оценки середнячка. Бросались в глаза острый нос, чёрные вьющиеся волосы, небрежно раскинутые по плечам, длинный халат да сигарета с запахом лаванды.
- И не забывай о косметике. Для нас, жён, вдов и девственниц, это святое, даже если мир вдруг решит обрушиться в тартарары. Своего бывшего можешь не опасаться: он ушёл в очередное плавание. И не трать время на рассказы: муженёк мне давно всё выболтал.
Ты и Серж совершили три грубые ошибки. Первая: за все годы совместной жизни вы не нашли ни общих интересов, ни общих друзей, ни общей беды. У вас ничего общего - как вам вообще удалось прожить несколько лет! Ты, например, знаешь, что Серж великолепно играет на гитаре? Не отвечай: естественно, знаешь. И как-то раз я шутки ради попросила его сочинить пару мелодий для театральной студии, которую регулярно посещаю. Если бы его старания воплотились не в музыке, а скажем, в литературе, Сержа можно было бы смело зачислить в графоманы. Но как он тогда старался! Постепенно мне удалось заманить его в свою компанию, перезнакомить с друзьями, а те, с моей подачи, подкидывали нашему матросику такие вопросики, что вечером мы с удовольствием спорили с ним до хрипоты обо всём: о политике, о футболе, об автомобилях, о рыбалке и даже о женщинах! Мне с друзьями удалось выявить у него столько новых способностей, что ради общения со мной и с новыми знакомыми он чуть не бросил свою высокооплачиваемую работу в море!
Кофе? Чай? Заваривай, не стесняйся - чего-чего, а подобное добро в этом доме не переводится: Серж не даёт. Особенно он любит везти всякую экзотику, вроде чёрной или красной икры из России, утверждая, будто здесь продаётся ненастоящая. Кстати, у тебя есть любимое блюдо? Пирог из ананасов? Знаю такое. Из телерекламы. Ты мечтала похудеть на ананасах? Дурёха. Я тоже как-то послушалась этих чёртовых советчиков - села на диету... Забудь и не вспоминай «ананасовых» и прочих диетологов, иначе через три дня просто возненавидишь ананасы и остальную еду… Ну, если насчёт ананасов тебе всё ясно, скажи, положа руку на левую грудь, как долго можно выдержать сексуальную диету, когда изо дня в день заставляешь себя смотреть на одного и того же человека? Не догадываешься, к чему клоню? Тогда зайду с другой стороны. Я вхожу в местное попечительское общество, и иногда мне приходится давать спектакли в сиротских домах, в которых дети не имеют ни пап, ни мам. Они ещё не научились врать. И знаешь, о чём мечтают эти маленькие страдальцы, помимо желания иметь родителей? Они хотят иметь отдельный уголок, мечтают остаться наедине хоть на какое-то время, чтобы подумать, поплакать в одиночестве. Осточертело им всё, понимаешь?
Твой морячок тоже рвался в море, чтобы сменить рутину на путину. Его вещи, взятые с материка, ещё хранили горечь скуки и мелких недоразумений. Он не мог сразу выбросить старые обиды за борт, ведь их скопилось много, особенно в последнее время… Мы-то думаем, что обиды уходят, а они аккуратно складываются в неприметный серый сундучок. Когда в этом сундучке не останется места, их при случае вынимают на свет божий и бросают в сердце, словно камень. А потом мы удивляемся, отчего разбиваются сердца…
Почувствовав, что с некоторых пор он принадлежит только себе, Серж с наслаждением вдыхал солёный воздух свободы. Но проходило несколько месяцев, и он начинал скучать по дому. А что сделала ты? Не воспользоваться возможностью хотя бы что-то изменить за время разлуки! Вместо выражения радости по его возвращению, ты предстаёшь перед ним какой-то неприступной морской скалой. Запомни: мужчины - это дети; и если женские «ахи» и «охи» не станут отдавать явной фальшью, эти наивные создания всегда примут наши чувства за чистую монету. Это был твой второй промах.
Только эти две ошибки неглавные. Дружны брат с сестрой, однако у них нет секса. Но вы, вы - ведь не дети одних родителей! Ах, ты стеснялась? Настроения не было? Уставала после работы? Хочешь, я сейчас выложу все твои женские переживания, как торговец рыбой выкладывает свежий улов на прилавке? И попробуй после этого сказать, будто сидящая перед тобой стерва неправа. Муж зарплату маленькую приносит? Ребёнком не занимается? Терпеть не может тёщу? Выпивает с друзьями? Никогда не поцелует при встрече и не дарит подарки? Не снимает обувь, придя с улицы? Жрёт, как буйвол, в то время как тебе приходится сидеть на диете? Не любит мыться и при этом всегда воняет, словно только что вышел из туалета? Фу!..
Слушай, что это за кофточка надета на тебе? В какую дрянь ты предпочитаешь наряжаться! Для начала купи себе рубашку с оборками, прозрачную: такая сейчас в моде; не пугайся: кроме своих красивых плеч, шеи и цвета бюстгальтера, ты не выдашь никому никаких секретов. Кстати, о красоте. Русский писатель Достоевский как-то бросил клич «красота спасёт мир». Ты с ним незнакома случайно? Ха-ха! Шутка. Этот зануда умер более ста лет назад, но говорил он про тебя. Если взамен этой одёжной безвкусицы ты высвободишь то, что томится внутри тебя, мир, конечно, не спасёшь - ты спасёшь больше, чем мир: своё внутренне «я». Не красуйся своим стыдом, стыдись не быть красивой.
Правда, со временем ты поймёшь, что настоящая красота не в одежде, а в её отсутствии. Встань и приподними юбку. Не бойся: ориентация у меня обычная. Твоим ногам могли бы позавидовать иные из тех, кто своим видом пытается утвердить себя эталоном красоты, а всех остальных - завистливыми уродцами. Садись - единица тебе за поведение. И больше никогда не скрывай своих коленок; заставь мужиков пялиться на них. Не перебивай, я знаю, что ты собираешься мне возразить: ты не хочешь своим видом напоминать персонажей романов Мопассана? Идиотка! По отношению к мужу жена ничем не хуже популярных торговок собственным телом, что и ныне обитают в Булонском лесу. Не смей относиться к самому себе наплевательски, потому что твой мужчина - это тоже ты.
Чтобы почувствовать настоящие симптомы болезни под названием «любовь», для начала полюби другого, хорошо тебе известного человека: самого себя. А затем зарази любовью своего избранника. Но чтобы болезнь не привела к осложнениям, у женщин ещё с рождения заложен особый иммунитет: игра. Перевоплощайся. Меняйся. Не переигрывай, но играй с удовольствием; учись входить в образ сразу, когда тебе хочется и когда не хочется. Заставь себя быть нежной и жестокой, пугливой и вызывающей, изысканной и вульгарной.
Уважай одну науку: науку обольщения. Не знаешь, где достать учебники по данному предмету, сходи - нет, не в библиотеку - в ближайший стрипклуб. Если и эти голые длинноногие чертовки с шестом на сцене не научат тебя ничему, возвращайся обратно и забудь слова «мужчина», «экстаз», «страсть»...
Влюблённые - собственность друг друга, а собственность священна. По капле продавай своё тело мужу; не продешеви, но и не заламывай слишком высокую цену. Если муж не в настроении, возьми инициативу в свои руки: представь себя в роли агента спецслужбы, которому дано задание соблазнить некоего угрюмого гориллоподобного импотента. Сделай так, чтобы отношения между вами всё больше напоминали сексуальные схватки - тогда вы на верном пути. Пари с ним на небесах, ходи по острию бритвы, смотри на дно бездны, но не пользуйся вчерашними ощущениями: срок годности их истёк ещё вчера.
А в перерывах между вашими «битвами» побольше таинственности и намёков; обсуждай любую тему, но никогда не договаривай: пусть эта гора мускулов сама научится вырабатывать свои фантазии. И когда их наберётся достаточно много, мужчину выдадут горящий взгляд, прерывистое дыхание, переходящее в нечеловеческий рык… Это твой звёздный час. Не останавливайся: топи его в его собственных гормонах, дразни и мучай в нём зверя, пока тот не попросит пощады; хулигань, действуя на грани дозволенного уголовным кодексом. А когда мужчина, окончательно сломленный, упадёт к твоим ногам, не уходи в сторону, ибо в эту секунду он счастлив: ему только что великодушно позволили заползти в любовную клетку, в которой из него сделают раба, готового на всё…
Что ты на меня так смотришь, Элен? Думаешь, всё это из жизни? Нет, это я декламировала отрывок  одного сценария - мы тут с друзьями репетируем новую постановку. Жди, так я тебе и поведала всю правду…

=

- Я откровенно рассказала тебе, Жю, всё о твоём отце. Он не герой, не изгой. Конечно, наши отношения безвозвратно испорчены, но вины его новой жены, Кэрелин, здесь нет.
Знаешь, если б дети могли предъявить счёт родителям, этот документ выглядел бы гораздо внушительнее любого учебника. Взрослые люди не хуже, но и не лучше детей - порой и тем, и другим советы подбрасывает обыкновенный эгоист, прячущийся внутри нас, хотя все мы делаем вид, что свободны.
Но не склоняйся и перед роком - мы зависим только от двух вещей: от стечения обстоятельств и от наших собственных решений. Прошу, не доверяй свою жизнь слепому случаю, отдай предпочтение второму. А для этого будь со мной откровенен.
- Да, мама, нам следовало бы поговорить раньше. Я боялся. Только дай слово не делать из нашей беседы оргвыводов.
- Даю слово.
- Хорошо. Тогда скажи, как ты относишься к снам?
- Ну, сновидения пытаются напомнить нам о проблемах, решение которых наяву ещё не вышло из спячки.
- Тогда я расскажу тебе кое-что, хотя это можно назвать детской страшилкой. Недели две назад мне снился необычный сон… Я у подножья гор. Рядом с крыльцом не знакомого мне строения. Вокруг ни души. Вхожу в дом. Никого. Оглядываюсь вокруг. Моё внимание привлекают белые каменные стены с человеческими барельефами в натуральную величину, и на первый взгляд, кажется, что комната - это студия скульптора. Всё очень красиво, даже смахивает на музей, который мы посещали в Италии прошлым летом. Чтобы лучше рассмотреть композицию, подхожу к стене. Но чем ближе барельефы, тем сильнее во мне растёт холодок страха: люди в стене живые. Они неподвижны, словно вмёрзли в камень, но глаза смотрят... В первый момент я теряюсь. Затем решаю вызволить кого-нибудь из каменного плена, протягиваю руку. В ответ барельеф покрывается трещинами. Вскоре каменная кладка наклоняется и падает прямо на меня. Боли от падения стены не чувствую, но руки и ноги завалены - ими невозможно шевельнуть. Едва устанавливается тишина, как начинает дрожать земля. Это снежная лавина. От страха я кричу и просыпаюсь.
Я долго думал, как истолковать данное сновидение, но ничего не идёт в голову. Конечно, эти горы - Альпы, потому что других гор «вживую» мне видеть не приходилось, но какие-то странные горы.
- Пока можно определённо сказать одно, Жю: тебе приснился кошмар. Думаешь, он напоминает о какой-то проблеме?
- Этот сон кажется мне не простым, а отвратительно правдивым. По вечерам близкие люди желают друг другу хороших снов; а ведь было бы более правильным, если бы они пожелали не видеть ничего. Мы пытаемся спрятаться от неприятных вопросов хотя бы ночью в кровати, под одеялом, но наши страхи находят нас даже во сне. И таким образом они дают понять, что с ними бороться бесполезно. Как с лавинами, когда снежный поток сметает всё, словно пылинку.
- Не торопись с выводами, сын. Когда мне исполнилось семь лет, родители, видя успехи дочки в рисовании, представили меня какому-то знаменитому художнику, о котором даже писали в газетах. Знаменитость была ростом выше всех остальных на целую голову, имела чёрную шляпу и бороду. Сейчас об этом без смеха и не вспомнишь, а тогда я перепугалась и потеряла дар речи. Вместо приветствия меня хватило лишь на жалкий, судорожный реверанс. При первом свидании с неизвестностью и проблемами, они всегда кажутся нам большими и страшными. Но стоят ли они реверансов? Может, проблемы приходят лишь для того, чтоб мы попытались их решить? Как обычные задачки по математике.
- С математикой проще: в учебнике всегда есть ответы.
- Да, жизнь не даёт готовых ответов. Но есть то, что объединяет и проблемы, кажущиеся неприступными, и рядовые задачки из учебника: их выдумывают люди. Поэтому ищи решение в людях. И в себе тоже, ибо ты человек. Скажи, ты узнал кого-нибудь во сне?
- Не всех. В основном тех, кто учится в школе. Но разве это имеет значение?
- Тут всё имеет значение, а люди особенно. Вспомни, во сне ты протягиваешь руку, чтобы кому-то оказать помощь. А если человек хочет помочь, на что он рассчитывает?
- На ответную помощь. На хорошее отношение к себе.
- А если в ответ получает и не дружбу, и не помощь, а неблагодарный поступок?
- Постой, мама, ты намекаешь на какую-то ссору и обиду с моей стороны? Так я ни на кого не обижаюсь.
- Боюсь, это не так. Знаешь, Жю, тяжелее всего переносить обиды от самых близких: только они способны на предательство… Не по этой ли причине сон не выходит у тебя из головы? Кто же незаслуженно обидел тебя? Уж не Флоретта ли?
- О, кого вспомнила. Мы совершенно разные люди и не нужны друг другу… Если человек не обязан любить - значит, скорее всего и не полюбит. Никого и никогда. Прости, мама, я выражаюсь слишком сложно.
- Как раз наоборот. Всё яснее ясного: вы поссорились и всерьёз! Но как могло случиться, что это событие воспринимается тобой как предательство? Она предпочла другого парня?
- С другим я её не замечал.
- Понимаю, слово за слово… Так?
- Нет, не так. Когда я говорил тебе, что мы разругались, это была неправда.
- А вот теперь я уже ничего не понимаю. Поссорились, но не поругались? Что в таком случае у вас могло предшествовать ссоре?
Жю поднялся изо стола и стал медленно в задумчивости ходить по комнате, словно не решаясь дать ответ. Эл не торопила сына. Кто-кто, а она прекрасно понимала, как трудно ему сейчас, ведь и она тоже до окончательного разрыва с Сержем успела высказать мужу гигантское количество претензий (впрочем, как и он ей). И Жю, наверное, совсем не просто вспоминать о своих спорах с Флореттой. Наконец, молодой человек остановился и взглянул на мать:
- Значит, ты спрашиваешь, что могло предшествовать ссоре? Ничего.
- ?
- Мы уже не встречаемся месяца полтора. А ведь всё начиналось неплохо. Я старался честно за ней ухаживать. Иногда покупал сладости, которым она радовалась. Не ходил, а буквально летал; просыпался с мыслью: сегодня мы вновь встретимся. Иногда мы беззлобно спорили о разной чепухе, и её доводы казались ужасно интересными.
Как-то раз увидев Флоретту в школе, я с улыбкой привычно направился ей навстречу, а в ответ она равнодушно прошла мимо, жуя резинку. И даже не повернула в мою сторону головы, как будто  меня не существовало! Она решительно отказалась не только встречаться и говорить, но и просто замечать меня. Она даже не посчитала нужным объясниться или хотя бы попрощаться! При этом не кричала, не обвиняла ни в чём. Просто из королевы красоты превратилась в какой-то ходячий агрегат, отдающий холодом. А ведь мы целовались, говорили о любви. И при всём этом у неё прекрасные отношения в классе и в школе со всеми прежними друзьями! Проходив в дурацком положении недели две, я дал себе слово вычеркнуть эту женщину из моей жизни. Скажи, зачем всевышний разделил людей на женщин и мужчин? Чтобы они относились друг другу как к людям второго сорта?
- Странная ссора. И всё-таки жаль: Флоретта такая красивая.
- У любви привлекательное личико. Но и у ненависти точно такое же.
- Ну, это уж чересчур, Жю. А вдруг у неё имелись какие-то причины не дружить с тобой?
- Скорее всего. Но мне было бы легче, если б мы поругались.
- Согласна: ей стоило бы объясниться. У меня старые представления о любви, но я до сих пор считаю, что любовь - это не беззаботное созерцание птичек в небе, не их сладостные трели, не пьянящий запах мёда, а жестокая чувствительность к чужой боли. Кажется, в наше время с друзьями так ещё не поступали - издержки отношений современной молодёжи... Послушай, но на Флоретте клин не сошёлся. Ты помнишь Терезу?
- Помню ли я Терезу? Она - единственный, кто меня понимал.
Жю вздохнул, снова сел в кресло и заговорил, глядя куда-то в окно:
- Когда Тереза уехала, в доме поселилась пустота. Я часто хожу к белому камню, возле которого мы лежали на песке, рассказывали о своих впечатлениях, сплетничали, мечтали, и не могу поверить, что мы больше не увидимся. Что мне не придётся мучиться в выборе подарка на праздник; что мне некого защищать от всяких нахалов... Правда, два года спустя после разлуки, наши отношения едва не испортились окончательно.
- Но ты никогда не рассказывал об этом.
- Я не хотел волновать тебя, мама. Но раз произнёс «а», обязан сказать «б». Хочу признаться в одном поступке, который, правда, не совершил.
- Если ты ничего не совершил, то в чём собираешься признаваться?
- Сейчас поясню. Дело в том, что в одном из писем Тереза подговаривала меня сбежать из дома, чтобы вновь встретиться, а потом вместе жить на каком-то ранчо. Не предполагая подвоха, я отнёсся к предложению серьёзно. Готовился целых два месяца: копил деньги, отказывая себе в школьных завтраках, прятал одежду в тайнике. Оставалось получить письмо, в котором указывались бы дата побега и место встречи. И вот послание пришло, хотя и с опозданием. Я с волнением открыл его и - боже мой, что там прочитал! Тереза писала, что к её предложению не надо относиться всерьёз: она всего лишь пошутила.
После того письма я просто обалдел - ничего себе шуточки! Переживал, возмущался про себя, долго думал; и в конце концов, обо всём, что касается женщин, только одно твёрдо понял: я совершенно их не понимаю. Как считаешь, дружить с девочками стоит?
- Почему нет?
- Просто каждый день я вижу их. Хотя с таким же успехом можно было бы сделать их невидимками - результат не изменился бы. Нет, они ходят в класс, занимаются, отвечают на уроках. Но между нами стена. Почему они настолько стеснительны?
- Они не стеснительны, они просто немного напуганы преподавателями, своими родителями, подругами, родителями подруг... Мужскую половину лучше обходить стороной, как минное поле.
- Разве мужчины страшные?
- К сожалению, большинство даёт для этого повод. Правда, девочкам положено бояться не только за себя, но и за своих будущих детей. Пока тебе это трудно понять, просто поверь мне на слово. И прости девочкам их отшельничество. Дорога к сердцу женщины называется терпением. А что касается вычёркивания женщин из своей жизни, можешь не беспокоиться: от своих мыслей тебе не уйти никуда. Представь, ты сидишь за партой. Тебя не очень интересует сам урок, и твоя голова занята совсем другими вещами. Впереди сидит девочка с красивыми волосами. Наблюдая за её причёской каждый день, ты мечтаешь быть рядом с ней, дотронуться до неё, до её волос...
- Оказывается, мужчины не только страшные, но и наделены грязными мыслями.
- Не торопись зачислять себя в маньяки, сын: подобным образом думают все твои сверстники… В общем, тебе требуется настоящая подруга. Познакомить тебя с хорошим человеком?
- Хм… Интересно, кто согласится пожертвовать собой ради неудачника? Надеюсь, этот «хороший человек» не напоминает своим характером Флоретту?
- Не напоминает.
- Между прочим, настоящие друзья не обижаются на критику.
- Она не обидится. В этом я ручаюсь за неё, как за себя.
- Какие она предпочитает подарки?
- Обожает любые. Купи ей мобильник, к примеру: это позволит вам держать связь.
- А вдруг её родители не обрадуются нашим встречам?
- Тоже мне проблема. Алё, ты собираешься встречаться с ней, а не с её родителями.
- Да, смешной вопрос… В какое время мы сможем видеться?
- В любое свободное для вас обоих время, исключая ночь.
- А если мне захочется её поцеловать?
- Она немного стыдлива. Но выход есть. Даю подсказку: сейчас у молодёжи в моде поцелуй при встрече, а твоя будущая подруга следует моде не только в одежде.
- Я всё ещё сомневаюсь... Она хоть красивая?
- Не хуже других. Некоторые находят её просто красавицей.
- Странно, почему такую девчонку ещё не прибрали к рукам другие парни?
- Потому что она не хочет дружить ни с кем, кроме тебя.
- И ты молчала всё это время? Почему ты нас не познакомила раньше? Кто мешал?
- Флоретта.
- Ну да, конечно… Я уже начинаю казаться себе ослом, да ещё и слепым! Как её зовут?
- Элен.
- Ого, так же как и тебя! Постой, я что-то не припомню девочки с таким именем. Впрочем, какая разница… Но меня не устраивает человек, с которым мы станем обмениваться тайнами и сплетнями - он должен быть моим исповедником. А такого человека просто не существует на свете.
- Такой человек есть.
- Кто же это?
- Я.

=

Февраль подходил к концу, а хорошая погода никак не желала устанавливаться: холода сменялись затяжными дождями, и гордое зазнавшееся солнце лишь изредка радовало своим появлением многочисленных теплолюбивых поклонников.
В один из таких промозглых вечеров Эл вернулась с работы чуть раньше обычного. Тихонько пройдя в комнату, она увидела сына, отрешённо сидящим возле окна. Жю о чём-то задумался и даже не сразу заметил маму.
- Добрый вечер. Ты ужинал? Жю!
- А? Привет. Извини, зазевался. Знаешь, мне сейчас пришла на ум мысль. Я подумал: как здорово, что мы начали обращаться друг к другу по именам. Считать себя обычными друзьями классно. А как ты чувствуешь себя в новом перевоплощении?
- Чувствую себя помолодевшей, стыдно сказать, до какого возраста. Главное, чтобы при столь быстро прогрессирующей молодости не убавилось ума… Я на кухню.
- Эл! Ты слышишь меня? Между прочим, девчонки в классе что-то заподозрили: наблюдают, перешёптываются… Какие наблюдательные. У них открылась вторая пара глаз?
- Нет, Жю: нам, женщинам, своего зрения достаточно. Уж скорее твои глаза их заинтересовали. Когда человек излучает уверенность, он смотрит на окружающих особым взглядом: сверху вниз.
- Как интересно! А я этого не замечаю.
- Естественно: ты же не можешь самому себе взглянуть в глаза… Кстати, несмотря на вторую молодость, моё зрение осталось на прежнем уровне - ты не видел мой старый телефон? С утра ищу. Кажется, этот «ветеран труда» задумал сыграть со мной в прятки. Клянусь, ещё одна такая игра - и он у меня отправится прямиком на пенсию. Не подумай, Жю, будто твоя подруга подлизывается, но в магазине на улице Экзюпери я видела чудную «перламутровую куколку». Но не повезло: в сумке не оказалось просто смешной суммы! Впрочем, кажется, я говорила тебе о несостоявшейся покупке вчера?
- Говорила. Не про эту ли покупку? Не удивляйся, Эл - бери свою «перламутровую куколку» и пользуйся на здоровье. А что касается твоего «ветерана», будем считать, что со вчерашнего дня он всё же ушёл на заслуженную пенсию.
- Господи… Чудеса да и только…
- Держи смелей - не украдено. Просто с прошлого года я откладывал деньги на плеер. Но вчера решил, что благодарный взгляд подруги доставит мне большее удовольствие, чем музыкальная безделушка.
- Спасибо. Вот тебе мой поцелуй. У меня к тебе тоже подарок. Надеюсь, ты не станешь ревновать меня к моему нынешнему патрону, но с нового года он прибавил мне зарплату, и мы сможем, не дожидаясь лета, съездить на несколько дней в круиз. Неси сюда карту: мне хочется выбирать страну для нашего путешествия.
- Ура! Вот карта. Давай думать. В Италии мы были. В Тунисе - тоже. Слушай, а если махнуть в Россию? Наши квартиранты так много рассказывали об этой загадочной стране.
- Страшно: в мае там ещё снег лежит.
- Отлично! Если верить квартирантам, в морозы русские ходят в длинных шубах и меховых рукавицах, а на ноги надевают шерстяную обувь, которая называется валенками. Когда особенно холодно, все катаются на лыжах, на коньках, едят мороженное, а потом отогреваются горячим чаем и …другими напитками. Да что лыжи - там можно запросто поваляться в снегу. Я залезу на самый высокий сугроб и встану ногами вверх. Вот так.
Жю подпрыгнул с кресла, подбежал к стене и встал на руки головой вниз:
- На кого я сейчас похож?
- На неисправимого ребёнка. Хотя в душе гораздо взрослее многих великовозрастных детей. Присядь, отдышись… Скажи, Жю, о чём ты так напряжённо думал, когда я пришла с работы? У тебя появились какие-то проблемы?
- Ну, как сказать…
- Ты никогда не умел врать. Помнишь наш разговор, когда мы выбирали тебе друга? Позволь мне сегодня побыть твоим исповедником.
Жю резко взглянул в глаза Элен, потом шумно вздохнул и махнул рукой:
- Ну, хорошо. Есть один вопрос, который кажется мне просто неразрешимым. Полгода назад один мальчик принёс в класс эротический журнал. Когда мы его рассматривали, я вдруг почувствовал…
- Ну, что же ты замолчал?
- В тот момент я почувствовал между ног такое напряжение, как будто вот-вот лопну…
- Хочешь узнать, не признак ли это какого-то отклонения? Не беспокойся. Признак отклонения - это когда мужчина твоих лет ничего не чувствует. Тебя, кажется, это волновало?
- Нет. Журнал был только началом. Меня всё чаще стало охватывать подобное состояние. Я вдруг заметил, что стал слишком бурно реагировать на некоторые вещи: на случайное прикосновение к руке одноклассницы, на стройные женские ноги…
- Ну, тогда вот мой ответ. Поздравляю. Ты становишься настоящим мужчиной. Если, конечно, не брать в расчёт остатки детской глупости со стоянием на голове, продемонстрированные минуту назад. Я искренне рада: сегодня ты получил ответ на важный для себя вопрос.
- Постой, Эл. Дело в том, что моё новое состояние не проходит, пока…
- Смелее, Жю. Мы же договаривались: никаких тайн между нами.
- Пока я не лягу на кровать и не добьюсь приятного наслаждения.
Теперь уже Эл с изумлением посмотрела на сына, отчего тот в смущении опустил глаза. Сын понимал: сейчас его начнут укорять - и готовился к упрёкам матери. Но в ответ услышал совершенно иное:
- Спасибо.
- За что? - встрепенулся Жю.
- За честность. Отвечу тем же. Не увлекайся излишне усердно подобными штучками. Раз в неделю - больше не стоит. Да, ещё постарайся не попадаться за этим занятием кому-нибудь на глаза, в том числе и мне - со стороны это выглядит не очень красиво. Ну что, твой «неразрешимый» вопрос, наконец, утратил актуальность?
- Не совсем…
- Как? Мы ещё не дошли до главного?
- Видишь ли, если становится совсем уж нетерпимо, и я, когда остаюсь один, успокаиваю себя подобным способом, на какое-то время это помогает. Но потом всё начинается сначала… Самый главный вопрос, который терзает меня: почему мужчину влечёт к женщине? Если мои одноклассницы скрывают какую-то тайну, пусть даже под одеждой, я хотел бы узнать её разгадку во что бы то ни  стало.
- Вот это вопросик. Не подумай, будто ухожу от ответа, но мне надо время. Давай продолжим разговор после ужина. Потерпи немного, не съедай всё самое вкусное: я только приму душ, и мы вновь поговорим.
…Пока из ванной доносился шум падающей воды, сын направился в свою комнату, чтобы включить телевизор. Он уже взялся за пульт, когда услышал просьбу матери принести полотенце. Что за забывчивость!
Полотенце уже висело на крючке, напротив душевой кабинки, как вдруг Жю услышал слова, произнесённые тихо, но решительно:
- Не уходи. У тебя ровно три минуты.
Он видел Элен весёлой и грустной, справедливой и не очень, плачущей навзрыд от горя и счастья, но чтобы такой... Тонкие струйки, серебрясь, обрамляли её, начиная с головы и кончая кончиками пальцев на руках, а затем летели вниз подобно водопаду. Длинные мокрые волосы, беспорядочно разметавшиеся на прозрачных плечах, трепетали под напором воды, отчего казались живыми, словно помогающими сбросить с тела последние остатки усталости. Почти идеально прямая осанка, какой могли бы похвастаться далеко не все звёзды. Внизу живота серебристого цвета волосы, вверху чуть вьющиеся, с едва заметной тёмной вертикальной полоской в середине… Но особенно впечатляла её грудь: на фоне спортивной чуть худощавой фигуры она казалась невероятно огромной. Коричневые бугорки делали их похожими на два сочных бутона…

=

- Удивительно, Жю, как быстро бежит время. Я прекрасно помню тот важный разговор, с которого началась наша дружба. А ведь прошло четыре года.
- И за все эти годы ты не уставала прилежно учить уму-разуму одного чересчур закомплексованного мужчину. Поразительно, мне восемнадцать, но в твоей компании я чувствую себя подростком - ты умеешь убеждать. А уж каким необыкновенным видится мне будущее - одна большая весна… Эл, я хочу сделать тебе предложение интимного характера. На автозаправочной станции работает парень твоего возраста. Холостяк. Мои приятели отзываются о нём как о кристально честном человеке, мастере на все руки. Если, конечно, не считать, что, кроме всего прочего, он ещё и симпатяга.  Хочу познакомить тебя с ним.
- Ты станешь ревновать меня.
- Само собой. Но я сын и друг, а не супруг. Женщина имеет право не только представлять себя в объятиях мужчины, но и быть в них.
- Спасибо. Но тогда и мне хотелось бы представить тебя кое-кому. Я недавно по секрету рассказала о наших дружеских отношениях Сабрине и Николь. Так вот, с сегодняшнего дня они просят тебя считать их твоими подругами.
- Благодарю. Такая трогательная забота не должна остаться «безнаказанной» - мне хочется обнять тебя и поцеловать.
- Ах, какие красивые молодые люди, - послышалось рядом.
Эл и Жю оглянулись. На них смотрел толстый усатый мужчина в огромных цветастых трусах и с чёрным полароидом в руках:
- Вас сфотографировать?
- Ты не возражаешь? - поинтересовалась Эл. - Тогда фотографируйте. Нам-то что делать?
- Для такой пары мы что-нибудь придумаем. Пусть молодой человек сядет на этот белый плоский камень, а вы, девушка, присядьте ему на колено и обнимите рукой. Вот! Не шевелитесь. Готово. И мне, и вам повезло: сегодня вы лучшая пара на всём пляже. Правда, надо признать, в такую рань пляж посещает не так много народа… Я никак не дождусь тепла. Говорят, нынешний сезон обещает быть сказочно интересным. Вот только синоптики гадают насчёт точной даты, никак между собой не договорятся… Всего вам хорошего, молодые люди.
Эл повертела фотографию в руках:
- Действительно красиво.
- Позволь. Такую фотографию грех прятать в пыльный альбом. Стану носить её с собой повсюду: она принесёт мне удачу.
- Между прочим, этот смешной дядька принял нас за влюблённых.
- А разве он неправ? Кажется, за все годы нашей жизни я забыл признаться в самом главном: в безграничной любви к тебе, мама.
- Я тоже люблю тебя, сын.
Эл и Жю улыбнулись друг другу, взялись за руки и направились в сторону моря навстречу восходящему солнцу. Когда волны коснулись их тел, с берега наших героев догнал ветерок и наполнил их лёгкие удивительно нежным ароматом.
Сомнений не оставалось - это был запах предстоящей весны…

=

Эпилог.
Закончив чтение, я некоторое время задумчиво глядел в окно. Барабанная дробь осеннего дождя по подоконнику настойчиво вторила, что я нахожусь уже не на лазурном берегу Франции, а тут, в забытой и людьми, и Богом русской глуши. Камин, оставленный на произвол судьбы, с трудом выдавливал едва заметные язычки пламени.
Увы, тайна невероятных способностей Жака, которая придавала мне силы, будоражила сознание всё время с момента нашего последнего рукопожатия, и причиной которой казалось вмешательство всех мыслимых и немыслимых потусторонних сил, таковой уже не являлась.
Мы радуемся секретам, тайнам; а их разгадка ввергает нас в грусть.
Но что мне делать со всем этим? Думаю, мой друг очень огорчится, если записи станут достоянием газет. Рукопись и её перевод надо уничтожить.
Я не без сожжения положил книжечку на решётку камина. Пламя быстро обнаружило и приняло жертву. Следы моего «преступления» можно было считать уничтоженными.
И тут мне под руку попалось несколько страниц, сцепленных металлической скрепкой - тот самый очерк «О сексуальном становлении подрастающего поколения», который надлежало сдать редактору в понедельник. Я взял его в руки, пробежался по страницам. Невесело улыбнулся. Через минуту его тоже охватило пламя…

2005 г.