Брюсов дом на Разгуляе и др...

Людмила Коншина
Брюсов дом на Разгуляе и Куракинская богодельня


Разгуляй находится на стрелке Старой и Новой Басманных улиц. Когда-то здесь фасадом на Старую Басманную, стоял знаменитый деревянный одноэтажный трактир, давший название площади. Это было особое место в Москве, которое недаром заслужило свое разудалое название. И.Г.Гурьянов так описывал Разгуляй:
"Это небольшая трехугольная площадка, на которую сходятся улицы Старая и Новая Басманная. Здесь трактир, ресторация, питейный дом и несколько лавочек. Говорят старожилы, что здесь лет за 50 было место, где большей частию буйная юность собиралась, так сказать, погулять и повеселиться. Здесь свободно могли приносить жертвы Бахусу и Венере, здесь так называемые ухарские извощики, фабричные песельники, цыганки и карманные друзья помогали неопытным и не искусившимся в разврате превращать в ничто тот металл, который, может быть, будучи иначе употреблен, мог бы ощастливить бедняка, мог осушить слезы страдальца. Шумная веселость препятствует размыслить о сем и влечет своего поклонника к позднему раскаянию. "
Но сейчас площадь Разгуляй известна домом Мусиных-Пушкиных в восьмиколонным портиком коринфского ордера, построенным М.Казаковым, надстроенный в советское время.

В народе его называют «Брюсовым домом».
- See more at:

А Чернокнижник Брюс жил на Вознесенской улице (современной улице Радио), близ Горохова поля. Дом его стоял неподалеку от немецкой кирхи. Здесь же, у кирхи, Брюс и был похоронен. Но ни дома, ни могилы, ни кирхи не сохранилось. Поэтому московская молва нашла неподалеку другой дом, который приписала Брюсу.

С момента постройки и до 1834г. дом на Разгуляе принадлежал семейству графов Мусиных-Пушкиных, страстных собирателей старинных книг и археологических древностей. В конце XVIII столетия один из Мусиных-Пушкиных женился на внучатой племяннице Я.В.Брюса Екатерине Яковлевне Брюс. Их потомки стали называться Мусиными-Пушкиными-Брюсами. И этого было достаточно, чтобы назвать это здание «домом колдуна Брюса». До революции в этом доме размещались Вторая московская мужская гимназия, для которой здание было кардинально перестроено, а сейчас находится МИСИ.

Если вы, стоя на Разгуляе, на пересечении Старой и Новой Басманных, внимательно посмотрите на фасад дома, который построил граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, вы увидите на уровне второго этажа, между первым и вторым окном слева изображение крышки гроба.

Второе окно находилось в тайной комнате, где Яков Вилимович Брюс занимался спиритическими сеансами. Комнату же обнаружили после его смерти, сосчитав окна на фасаде и изнутри дома. Кто-то заметил несовпадение.
Отпевали его в этой комнате, поставив у окна, в знак траура в доме, крышку гроба. Поскольку подоконники в доме были низкие, крышку порывом сквозняка выбросило на улицу и даже, говорят, она там кого-то прибила.
И в назидание потомкам и как предупреждение об опасности был выполнен этот барельеф.
Вот такая легенда ходила о здании во времена нашей в нём учёбы.

На самом же деле Яков Брюс не жил в этой усадьбе, и на фасаде дома были просто солнечные часы, выполненные по указанию аббата де Сюрюга, воспитателя графских детей. Об этом вспоминала внучка Алексея Ивановича, княгиня Софья Мещерская в своих записках. В полдень, писала она, чтобы сверить часы, на Разгуляй прибывали часовщики со всех уголков Москвы

И всё же это здание связано с родом Брюсов. Один из родственников князя, Василий Валентинович Мус;н-Пушкин, женился на Екатерине Яковлевне Брюс, последней из рода Брюсов. И высочайшим соизволением, чтобы не пресёкся древний и знатный род, ему было позволено (а может быть, предписано) впредь именоваться Мус;н-Пушкин-Брюс.

Кстати, что правильно «Мус;н», писал сам Александр Сергеевич.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мус;н,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.





- See more at: http://lekiya.blogspot.ru/2014/11/blog-


post_29.html#sthash.4PStWWi3.dpuf

У этого дома, как и у многих других, есть своя трагическая страница – не обошла его железная рука кровавого лихолетья, в 1934-1937г.г. 27 его жильцов были расстреляны.
Таинственный дом на Новой Басманной упоминается в повести Б.Акунина «Любовница смерти».
Много лет в огромном здании находился Арбитражный суд.

Куракинская богадельня (Московский дом национальностей) Новая Басманная д.4-6





В 1731 году князь Александр Борисович Куракин безвозмездно получил участок земли в Басманной слободе для строительства богадельни для призрения увечных воинов. Стоит отметить, что Новая Басманная слобода называлась Капитанской, так как была заселена в основном офицерами бывшей петровской армии. Таким образом, место для богадельни было выбрано идеально.
Строительство было затеяно для исполнения воли покойного отца князя Бориса Ивановича Куракина. Из завещания его следовало, что в давние годы он дал обет пред иконой в часовне святителя Николая у Ильинских ворот построить храм Никольского посвящения и при нем покои, принадлежащие к содержанию шпиталя (госпиталя). Борис Иванович указал приобрести для госпитального храма именно эту икону или взять образ из его дома.
Куракинская богадельня была завершена в 1742 году, и Москва украсилась еще одним памятником аннинского барокко с домовым храмом в честь Николая Чудотворца в центральной части.
К сожалению, имя архитектора не сохранилось, но известно, что Куракин указал в завещании, что церковь и покои должны строиться с доброю архитектурою, обязательно по чужестранному обычаю, а также со всякою магнифиценциею (прекрасностью). Сама церковь виделась ему токмо маленькая, по препорции, архитектора доброго. Возможно, проект Куракинской богадельни был прислан из Парижа, но это доподлинно неизвестно. Зато есть данные, что на постройку выделялось 20-30 тысяч рублей.
В 1902 году Куракинская богадельня была надстроено вторым этажом и получила новую ограду работы М.С. Шуцмана, а само здание получило оформление в стиле неоклассицизма.
Еще в 1790-е годы по соседству с богадельней Куракин поставил каменный жилой дом (современный дом №6) на месте деревянного особняка княгини Елены Степановны Куракиной. Считается, что здание в стиле классицизм было построено по проекту М.Ф. Казакова. И до сих пор в тимпане фронтона виден герб князей Куракиных в окружении геральдических фигур и военных атрибутов.





Богадельня на Новой Басманной предназначалась для проживания старым и раненным персонам…, всем из дворянства или из других пород, токмо бы из офицерства; а ежели каким случаем не наберется, то из солдатства, которые есть из шляхетства. Каждому постояльцу полагалось по каморе с кроватью, столами, стулами, кафтаны на разные времена года, рубахи, башмаки, шляпы и шапки по сезону. Комнаты должны были иметь подсвечники и чернильницы. Кормили призреваемых мясом и птицей в скоромные дни, рыбой — в постные, подавалось также пиво и вино. Проживание, одежда и лечение были бесплатными, а для прогулок позади богаделенного дома располагался обширный сад.

После революции Куракинская богадельня закрылась. В здании разместились коммунальные квартиры. А в 1935 году был разрушен Никольский храм, который так и не был восстановлен при реставрации ансамбля.

Сейчас здание богадельни Куракину отреставрировано, и здесь располагается Московский дом национальностей.
Государственное учреждение «Московский дом национальностей» было открыто в 1998 году как центр этнокультурного развития москвичей различных национальностей.
В с 2001 года в Московском доме национальностей действует проект «Роль династии князей Куракиных в истории, культурной и общественной жизни России и Москвы в XVIII-XIX вв.», в рамках которого регулярно проводятся научные конференции «Куракинские чтения».

- See more at: