Долг следопыта - Глава 11

Высоцкий Александр Васильевич
Некоторое время Марк просто стоял под сводом дерева, наслаждаясь покоем. Казалось, помимо всего, это дерево еще каким-то образом подпитывало проходящих мимо путников, давало им силы и уверенность.

Однако кроме этого следопыту не удалось уловить ничего, о чем могло бы предупреждать путеводное дерево. А это могло значить только одно – что ему нужно просто продолжать идти по своему маршруту, как он и собирался изначально.

Разумеется, это еще ничего не значило. И даже несмотря на достаточно спокойную «аудиенцию» у дерева, нужно было, как и раньше, оставаться очень внимательным. Помня о том, что в этом суровом и опасном мире вообще не было безопасных мест. И неосторожного путешественника могла подстерегать смерть даже в относительно безопасных местах, вроде подходов к поселениям и даже в самих поселениях.

Но теперь, по крайней мере, он знал, что его маршрут выбран правильно и в ближайших окрестностях нет никого, кому могла срочно потребоваться его помощь, да еще в таких местах, которые, по каким-то причинам, не были в пределах досягаемости маршрута следопыта.

В противном случае он бы почувствовал неладное уже здесь и увидел бы что-то вроде видения – образ места, где происходило что-то важное.

Все это было достаточно странно, но из этого образа можно было достаточно четко понять, стоит туда идти или же наоборот, лучше обойти злосчастное место стороной.

Марк же, напротив, не ощущал никаких предупреждений. Значит, он шел по верному маршруту. И если с ним и могло случиться что-то серьезное, то это, так или иначе, будет находиться на его пути.

Такой расклад вполне устраивал следопыта. Тем более, что сейчас его путь лежал к пятой точке маршрута, которая находилась к окрестностях фермы.

А затем можно будет зайти и на саму ферму, пообщаться с Дмитрием, владельцем фермы и с другими ребятами, которые находились там в охране. Да и чего уж греха таить, возможно и перекусить чего-нибудь вкусного на самой ферме, вроде свежего, только что выпеченного хлеба с маслом.

Марк с удовольствием глотнул слюну в предвкушении. Недаром и в Лагере мусорщиков, и в Лагере лесорубов, да и в других ближайших поселениях всегда были желающие помочь на ферме. Если не в охране, то хотя бы чем-нибудь помочь по хозяйству.

Поскольку работа была хоть и тяжелая, но за нее всегда платили хорошую цену, да и кормили работников на зависть многим поселениям – всем тем, чем была богата сама ферма. В этом плане Дмитрий не скупился. За это его любили и уважали во всех окрестностях. И всегда были готовы прийти на помощь в случае неприятностей.

Не за награду и не за страх остаться без свежих продуктов питания. А просто из-за того, чтобы помочь этому доброму и трудолюбивому человеку.

Ведь факт. В нынешнее суровое время с дефицитом продуктов, он мог запросто стать очень богатым человеком. Но нет, и сам Дмитрий, и его отец были из той категории людей, что всегда довольствовались малым. Для них труд на ферме был чем-то вроде призвания, а не средством для банального обогащения.

Возможно, именно потому вот уже в третьем поколении на этом плодородном месте работает одна и та же семья, как в старину, по наследству передавая свои владения и необходимые знания.

И это была достаточно большая редкость. Так как в других местах достаточно часто возникали ситуации, когда на какое-то «хлебное» место претендовали различные залетные гости, которые и сами были не прочь получить в свое владение преимущества какого-нибудь достаточно перспективного места.

Так было с небольшим поселением на север отсюда, по ту сторону старого поселения Княжичи.

Там, в сторону разрушенного города Бровары, находилось небольшое озеро. До Большой Войны это был ничем не примечательный водоем с не очень чистой водой. Но после событий Большой Войны здесь много чего изменилось.

Во-первых, были разрушены и покинуты сами Бровары, и местность некоторое время была очень малозаселена.

Во вторых, в образовавшихся условиях местность вокруг озера также изменилась и в самом водоеме появилось достаточно много рыбы. Да и само озеро заметно выросло в размерах, по сравнению с тем, каким оно было до Большой Войны.

Неудивительно, что первые поселенцы, которые обнаружили это место, были поражены тем, сколько там рыбы и какого она размера. И что самое интересное, это была нормальная, пригодная в пищу рыба, без какого-либо значительного воздействия мутирующих факторов.

Кто знает, с чем это было связано. Возможно, мутировавшая рыба попросту не прижилась в водоеме и окончательно вымерла за последующие десятилетия после войны. А вот нормальная, вполне привычная для любого обитателя здешних мест рыба, здесь возилась в достаточном количестве.

Это было достаточно странно само по себе. Однако никто не стал выяснять причин подобного несоответствия данного водоема к реалиям нынешнего времени. В конце концов, мало ли вокруг странностей. Так что это место стало просто даром Божьим для нашедших ее людей.

Неудивительно, что в скором времени здесь образовалось небольшое тихое поселение, которое не только вылавливало рыбу для своих потребностей, но и добывало ее для продажи другим поселениям.

И казалось бы, вот оно. Даже в такие смутные времена жителям этого небольшого поселения удалось найти себе тихое и уютное местечко. Не беспокоясь о том, что теперь они могут остаться без пропитания. Казалось бы, что еще нужно для полного счастья.

Но потом что-то вдруг резко разладилось. В озерное поселение пришла довольно большая группа вооруженных людей и заявила свои права на это место. Местные, разумеется, были не согласны с таким положением вещей. Началась стрельба.

Марк помнил, что тогда еще добровольцы из ближайших поселений, в том числе и следопыты, приходили на помощь жителям поселения у водоема.

Совместными усилиями им удалось прогнать агрессоров. И в следующие несколько раз, когда вооруженные люди приходили и пробовали повторить попытки, поселение удавалось отбить.

Но в один прекрасный день дела приняли совсем дурной оборот. В очередной раз появившиеся люди с оружием не стали вступать в затяжной бой, а использовали взрывчатые вещества, в том числе и какие-то химически бомбы, изготовленные по довоенным технологиям.

Кто были эти люди и откуда у них было столько взрывчатки, до сих пор так и остается неизвестным.

Но самое грустное оказалось не это. Поняв, что местные жители достаточно сплочены и их не удастся просто так прогнать из территории водоема, нападающие люди поступили в лучших традициях конфликтов времен Большой Войны.

Они попросту постарались произвести как можно больше разрушений в поселении. И им это удалось. Они не только разрушили большую часть самого приозерного поселка, но еще и заразили саму воду, используя те самые химические бомбы.

Это было так глупо… и так по-человечески. Если не получается завладеть чем-то, нужно сделать так, чтобы и другие не смогли это иметь. Поступок в лучших традициях людей, уничтоживших собственную цивилизацию…

Марк помнил грустные лица выживших обитателей озерного поселения. Это бы сильный удар для всех них.

К счастью, само поселение через некоторое время удалось отстроить. Но сам водоем был безнадежно загрязнен на многие годы. Лишь 15-20% акватории водоема осталось не загрязнено. Так что в принципе, местные жители через некоторое время оправились от шока и продолжили заниматься своими делами. Довольствуясь лишь малой частью той рыбы, которая была у них когда-то.

Однако воспоминания о человеческой подлости и жадности навсегда осталась в памяти этого маленького послевоенного поселения.

К слову подобные случаи происходили и здесь, в районе Лагеря мусорщиков. Причем несколько раз - один раз еще до прихода Марка в Лагерь мусорщиков и еще один уже за его присутствия.

Первый раз сценарий был практически таким же, как и с приозерным поселением. Непонятно откуда появилась достаточно большая группа вооруженных людей и поставила всех перед фактом – отныне все, что добывается на свалке, принадлежит только им.

Назревал вооруженный конфликт. Лагерь мусорщиков был достаточно старым послевоенным поселением, который имел немало друзей в окрестных землях. И много людей, в случае необходимости, выступило бы на защиту этого небольшого поселения у южных окрестностей Княжич.

К счастью тогда ситуацию удалось решить без кровопролития. Исключительно благодаря мудрости старейшины Лагеря мусорщиков – человека весьма разумного и рассудительного, несмотря на почтенный возраст.

Ему удалось убедить агрессоров, что атака Лагеря не самый разумный ход, от которого в итоге пострадают обе стороны. Зато, если пришедшие согласятся на альтернативный вариант, разведчики Лагеря мусорщиков помогут им выбрать место возле свалки и сам Лагерь первое время даже будет помогать со снабжением и прочими вещами, в обмен на сырье или что-нибудь другое.

Предложение было разумным и тогда ситуацию удалось решить мирным путем. В конце концов, свалка была действительно огромной территорией. И возле нее могло находиться не одно поселение, занимаясь переработкой металлического мусора.

Однако только в том случае, если относиться к этому делу с соответствующей разумностью. Поскольку некоторые участки свалки, а особенно котлован, были до сих пор заражены радиацией и прочей гадостью, которая осталась еще с довоенных времен.

Но самое главное было не это. В конце концов, на свалке было достаточно много мест, где было относительно безопасно добывать сырье для переработки. Проблема заключалась в другом.

На большой свалке обитало немало мутантов. Но наибольшую опасность для сборщиков сырья представляли мусорщики – крупные мутировавшие существа, появившиеся в процессе воздействия тех вредоносных факторов, которых было достаточно на свалке даже сейчас. Не говоря уже о том, какими сильными были эти факторы в первые послевоенные годы.

Что же касается самих мусорщиков, то это были большие существа, передвигающиеся на четырех конечностях и атакующие при помощи передних лап с острыми когтями.

Возможно, ближе к котловану находились и более опасные твари, но жителям Лагеря обычно хватало хлопот и с обычными мутантами.

Первое время неопытные жители Лагеря погибали чуть ли не каждый день от когтей обитателей свалки. Но со временем, местные «старатели» приспособились. И отправляясь в смертельно опасные походы за сырьем, научились очень аккуратно добывать необходимые им предметы так, чтобы не тревожить самих мусорщиков. Набирая при этом пусть и не очень много металлического мусора за один раз, зато регулярно и безопасно.

Да и сам Лагерь мусорщиков, занимающийся переработкой и продажей этого сырья, находился на безопасном расстоянии от большой юго-западной свалки.

Вся эта информация была честно передана людям, также желающим иметь свою долю от переработки металла. Но им, видимо, не хватило ума и терпения, чтобы понять простые правила этих мест.

В итоге они несли большие потери каждый день. А один раз и вовсе привели к себе домой незваных гостей со свалки, которые в считанные минуты перевернули все вверх дном, нанеся большие разрушения новому поселению и убив большую часть его жителей.

Подоспевшие следопыты на утро обнаружили только остатки разрушенного поселения и многочисленные мертвые тела.

Из живых здесь не осталось никого. Хотя, скорее всего, выжившие жители нового поселения попросту решили покинуть это место, резко потеряв интерес к делу, которое показалось им таким перспективным. Но на практике оказалось, что даже обычный сбор мусора требует тщательной подготовки и выдержки, которых явно не хватало этим жадным и недалеким людям.

И именно за это они в итоге и поплатились.

Второй случай произошел относительно недавно, всего пару лет назад. Уже когда Марк был приписан к Лагерю мусорщиков и начал выполнять свои обязанности следопыта в этой местности.

Ситуация была достаточно похожей на первую, лишь в той разницей, что на этот раз никто не пытался угрожать Лагерю.

Небольшая группа странствующих торговцев из дальних поселений, пришла к выводу, что вместо того, чтобы постоянно покупать весьма недешевое сырье, его можно просто добывать самостоятельно.

Для этой цели было снаряжено несколько экспедиций. Старшие представители торговцев некоторое время даже консультировались со старостой Лагеря мусорщиков, где и как им лучше обустроить свой лагерь, чтобы не мешать друг другу и прочее в этом же роде.

То есть, в принципе все было достаточно мирно и демократично в плане взаимоотношений с Лагерем мусорщиков.

Однако, несмотря на довольно тщательную планировку, в конечном итоге они допустили ту же ошибку, что и первая группа. А именно не учли множество сдерживающих факторов, которые находились на самой свалке. Ведь если жители Лагеря добывали металлолом в достаточно небольших размерах, только для того, чтобы обменивать его на товары, необходимые для собственных нужд. То представители торговцев, по понятным причинам, были настроены куда более решительно и объемы добычи у них предполагались намного выше, чем у всех жителей Лагеря мусорщиков, вместе взятых.

В итоге у них начались точно такие же проблемы, как и у первого поселения, разрушенного мутировавшими созданиями со свалки.

И несмотря на то, что торговая экспедиция была укомплектована куда лучше, чем предыдущие поселенцы, у них также начались существенные проблемы с мусорщиками и другими мутировавшими созданиями со свалки и леса на западе.

В результате организаторы экспедиции терпели большие убытки и регулярно теряли людей во время добычи сырья и обороны поселения от постоянных нападений мутантов.

Насколько Марк помнил, представители торговцев продержались там чуть более месяца. Нет, в целом у них получалось справляться с ситуацией гораздо лучше, чем у первых поселенцев, которые были, по сути, самой обычной вооруженной бандой.

У торговцев же, по крайней мере, хватило ума прислушаться к советам и предупреждениям старейшины Лагеря мусорщиков в выборе места и в том, что касалось поведения на самой свалке.

Поэтому, представители торговой экспедиции, по крайней мере, ни разу не привели к себе в лагерь мутантов из глубин свалки.

Кроме того, они регулярно устраивали дозоры и ночные дежурства. Тем самым, обеспечивая покой членов экспедиции в темное время суток.

Но в целом, что касается их кампании по самостоятельной добыче сырья, то ее успех был весьма сомнительным.

В погоне за большими объемами добычи, представители экспедиции регулярно привлекали в себе внимание мусорщиков и других мутировавших существ со свалки или ближайших окрестностей.

Более того, на звуки стрельбы частенько прибегали все новые мутанты из леса и других территорий. Так как эти существа уже давно поняли одну простую вещь  - там где слышатся звуки стрельбы, в скором времени обязательно будет чем поживиться.

В результате, торговцам пришлось значительно увеличивать контингент вооруженных людей для охраны нового лагеря и самых работников, занимающихся добычей сырья.

Но даже это не помогало на сто процентов. И в результате среди жителей пока еще временного поселения у свалки постоянно были потери, как среди добытчиков, так и среди защитников лагеря.

В конце концов, посчитав количество боеприпасов, которые были потрачены за все это время, а также количество людей, раненых и убитых за время кампании, торговцы пришли к выводу, что им намного проще, как и раньше, попросту выменивать уже добытое сырье в Лагере мусорщиков. А также в других, более отдаленных поселениях, которые тоже промышляли сбором и продажей металлолома.

Так что в итоге Лагерь мусорщиков остался единственным поселением, которое занималось сбором мусора в здешних местах.

***

Вспоминая все эти истории, Марк опять вернулся к своим размышлениям о ферме. Все-таки, место хоть и не очень большое по размерам, но очень благодатное для получения большого заработка.

И было даже странно, что за все это время никто не покушался на эту территорию.

Хотя. Возможно, все просто знали о положительной славе этого места и ее владельца, а также чем оно было для многих поселений в округе. Поэтому попросту не решались проявлять агрессию к ферме, понимая, что на ее защиту придет очень много людей.

Да что там и говорить. Даже сам Марк, не задумываясь, отправился бы туда сию же минуту, если бы узнал, что ферма в опасности.

Такие мысли обнадеживали. Поскольку в эти суровые и мрачные времена ферма была одним из тех мест, что дарили частичку теплоты и уюта всем здешним землям, просто самим фактом своего существования.

Так как любой путешественник, уставший с дороги или же простой работник с ближайших поселений, всегда мог рассчитывать на гостеприимность, а также на вкусную и свежую еду, которую можно было найти только здесь, на ферме.

Размышляя обо всех этих вещах, следопыт пришел к мысли, что фермерское дело, это тоже, самое настоящее призвание.

Вот он, например, несмотря на свой весьма серьезный возраст и немалый жизненный опыт, понимал, что у него вряд ли получилось бы так грамотно управлять всех этим хозяйством.

Нет, безусловно, Марк был очень неглупым человеком и заслуженно пользовался немалым авторитетом, как среди местных жителей, так и среди других следопытов. Но, в то же время, он понимал, что такими простыми вещами, как выращивание картофеля или скотоводство, он бы не смог заниматься с таким же усердием, как нынешний владелец фермы.

Так что место местом, но во многом именно благодаря тем людям, которые сейчас занимались сельским хозяйством, в этих краях все еще можно было попробовать свежего, еще горячего хлеба или выпить теплого, свежего молока. Что в нынешнее время было настоящей роскошью.

И нужно было не забывать об этом и стараться ценить то, что у нас есть сейчас, даже в эти суровые и непростые времена.

Закончив с размышлениями, следопыт в последний раз бегло осмотрел дорогу на ферму и, перехватив автомат поудобнее, отправился дальше на юг. Впереди его ждали окрестности фермы.