Фрося. Глава 22

Овсей Фрейдзон
Глава 22

     Фрося с затаённым страхом поцеловала руку дяде Алеся:
     – Святой отец, я смиренно прошу Вас меня исповедать, а затем проявить ко мне милосердие и сообщить, что Вам известно об Алесе...
     Фрося по-прежнему стояла на коленях, прижав руки к груди, и с такой надеждой смотрела на ксёндза, что тот не выдержал и отвёл от её пронзительного взгляда свои печальные глаза.
     Через несколько секунд пожилой человек справился со своими эмоциями, посмотрел в упор на молодую женщину и кивком пригласил следовать за ним.

     Фрося зашла вслед за ксёндзом в ризницу и опустилась перед ним на колени:
     – Святой отец, я хочу исповедаться, рассказать Вам о своей недолгой и такой запутанной жизни. О моём грехе – о безумной любви к Алесю. Покаяться в том, что я не смогла противостоять искушению и начала жить с мужчиной, не скрепив союз с ним законными узами брака, освящённого католической церковью. Помехой этому было не расторгнутое до сих пор официальное замужество с другим человеком.
     Более того, от греховной связи с Алесем у нас есть ребёнок, которого мы незаконно тайно крестили…
     Слёзы непрестанно текли по бледным щекам молодой женщины:
     – Отец Вальдемар, я приношу своё искреннее покаяние перед ликом святой девы Марии, но не могу отречься от своей любви к Алесю...

     Ксёндз слушал Фросю с напряжённым вниманием. В его глазах можно было прочитать не столько осуждение, сколько сочувствие и понимание. Дослушав до конца не то исповедь, не то рассказ Фроси, он поднял её за плечи с колен и усадил напротив себя на стул:
     – Дочь моя, ты нарушила святые каноны католической веры и отступиться от содеянного не можешь и не хочешь. Я по-человечески тебя понимаю и готов смириться с твоей волей и волей моего племянника. Дети не несут ответственности за поступки взрослых, хотя изрядно принимают на себя страдания за эти прегрешения. Поэтому и ваш сын – незаконно крещённый парой, не состоящей в законном браке перед ликом Господа, не несёт на себе грех родителей, хотя его крещение не является действительным.
     Дочь моя, мне ведомо, что ты скрываешь от фашистов еврейское дитя, но не кори моего племянника за то, что он открыл мне твою святую тайну. Я обещал ему унести её с собой в могилу. Твой благородный поступок заслуживает всякого Божьего поощрения, дитя Иисусова народа, спасённое католичкой, обласкано Божьей милостью, да и будет так, аминь.
     Дочь моя, я не вправе отпустить твои грехи, ты каешься, но не отрекаешься, поэтому на всё воля Божья, только воля Божья, аминь...
     А теперь пройдём в мои покои и поведаем друг другу о мирских делах, обсудим события текущие и подумаем о будущем...

     Они вышли из костёла и вошли в небольшой домик, стоящий невдалеке от бокового выхода из храма, где находились спальные покои ксёндза Вальдемара и где раньше с ним проживал его племянник. Дядя Алеся усадил Фросю в кресло, приготовил для них чай, поставил на столик лёгкие закуски и сел напротив. Фрося, не сводившая с него глаз, тут же прервала молчание:
     – Святой отец, умоляю, только скажите мне сразу, жив ли Алесь?.. – и её глаза, наполненные любовью и мукой, буквально утопили священника безмерным страданием...
     – Не знаю дочь моя, не знаю, но я поведаю тебе о том, что мне известно до последних вестей о нём, но тогда, по тем слухам, он был жив.

     После рейда гитлеровцев против партизан где-то в конце апреля или в начале мая были доставлены в Поставы и помещены в застенки несколько пленных, среди них и твой по закону муж Степан. Все пойманные партизаны были раненными. Начались допросы и пытки пленных гестаповцами, и Алесь вынужден был присутствовать при этих изуверствах переводчиком.
     Однажды ночью он и ещё один из подпольщиков ликвидировали охрану и на подводе вместе со спасёнными пленными бежали в лес. Они скрылись в неизвестном направлении.
     Хорошо, что в неизвестном, ведь назавтра разъярённые немцы пытали меня, дознаваясь, где находится сейчас мой племянник, но ничего вразумительного я им сообщить не мог и поклялся в этом именем Божьим, и нисколько не покривил душой.
     Поверь мне, дочь моя, до сих пор мне ничего не известно о судьбе беглецов, хотя я пытался выяснить у властей победителей что-нибудь об участи этой группы, но они или впрямь не знают ничего или надёжно скрывают правду. Будем надеяться с тобой на лучший исход и помолимся за них Господу нашему…

     А теперь поговорим о тебе и твоих детках, дочь моя Фрося... Алесь меня очень просил – в случае, если, не дай Бог, с ним произойдёт что-то ужасное или сложится ситуация, подобная этой, разыскать вас и оказать всяческую помощь. И, безусловно, я не мог отказать ему в этой просьбе, он единственный мой племянник, оставшийся от рано упокоенной моей сестры, я его любил с детства и многое сделал из того, что в моих силах, чтобы он получил достойное образование, воспитание и обзавёлся добропорядочной семьёй.
     Мой грех, ох, мой грех, что я воспротивился вашему браку, за это вы – в большей степени – и я несём Божье наказание. Но, что сделано, того не вернёшь, поэтому выслушай старика и попробуй внять доброму совету...

     Ты должна знать, что в любом случае, пока я жив, вас не оставлю без поддержки – ни тебя, ни всех твоих трёх деток, среди которых мой кровный внук.
     Так вот, пока не закончится окончательно война и пока всё вокруг не успокоится, оставайся в своей деревне, подальше от лукавого, что сидит в душах злобных людей. Я буду наведываться к вам как можно чаще и постараюсь сделать всё, что в моих силах и возможностях, чтобы облегчить твою участь.
     Где находится деревня, в которой ты нынче проживаешь, где вы с Алесем свили греховное гнездо, я знаю, и даже если бы ты не пришла сегодня ко мне, я бы вас всё равно отыскал...
     Я буду постоянно справляться о судьбе той группы партизан, бежавших вместе с Алесем и, возможно, мне повезёт и удастся что-то выяснить, и при любой вести я буду держать тебя в курсе, какой бы не была эта весть. А пока буду молиться за жизнь своего племянника, за тебя и твоих деток...

     Фрося снова упала на колени перед ксёндзом Вальдемаром и стала целовать ему руки:
     – Святой отец, я не могу подыскать нужные слова для выражения своей благодарности за то, что не убили во мне надежду, за  Ваше доброе и отзывчивое сердце. Я буду каждый день вместе с вами молить Бога, чтоб даровал жизнь моему любимому человеку…
     Ксёндз поднял её с колен, по-отечески приобнял и, поцеловав в лоб, растроганным голосом тихо сказал, подталкивая мягко в спину к выходу:
     – Ступай с богом, дочь моя, тебя ждут твои детки...


Глава 23 по ссылке: http://www.proza.ru/2016/03/10/2441