Анна Зерцалова

Анастасия Чернова
                "ИТАК, ОНА ЗВАЛАСЬ... " 
               
У нее простое, короткое и привычное для нашего слуха имя. Произнесешь его – и мысленному взору предстанет мать, сестра, жена, дочь… Анны Ивановны нас кормят и одевают, лечат и учат…
Вот и  Анна Ивановна Зерцалова тоже учила, давала частные домашние уроки. И хотя все это было еще в старой, царской, России, нам ее жизнь  хорошо знакома. Последние десятилетия русской монархии так обстоятельно и так выразительно представлены в литературе, живописи и музыке, что понять человека того времени бывает гораздо  легче, чем живущего по соседству с тобой современника.
 Аню Зерцалову мы найдем среди чеховских героинь, томящихся
необъяснимой тоской и растревоженных сомнениями. Вот они прогуливаются по  дачным аллеям, вот листают книги  в уютной городской квартире и наигрывают что-то на рояле, вот в кругу сверстников выказывают ученость и остроумие или изящно, устроившись в  мягком кресле, внимают театральному действу.
Православное государство, уроки Закона Божьего в школах и гимназиях, действующие храмы, где каждодневно совершается Божественная Литургия. Священнослужители и монашествующие, свободно, не привлекая к себе внимания,  вливаются в поток куда-то спешащих москвичей. Казалось, так было всегда и в будущем так же будет. Неизменные, непоколебимые устои, которые можно безопасно раскачивать, подпиливать, а то и подрывать, искать и выстраивать многочисленные теории нового устроения общества.
Думай, говори, что угодно, пробуй жить по-своему, отказавшись от того, что было установлено, возведено ценой неимоверных усилий многих и многих предшествующих поколений. В образованном  обществе христианские заповеди тогда, если и соблюдались, то зачастую лишь по инерции. Искренняя же вера угасала, считалась отсталостью, ограниченностью и подвергалась уничижительным насмешкам.
Анна Ивановна  Зерцалова  родилась  в 1875 году в семье губернского секретаря. Супруги приложили немало усилий для того, чтобы их дочь получила хорошее светское образование, она изучала иностранные языки, занималась музыкой, рисовала.
Аня Зерцалова была сверстницей многих известных нам революционных деятелей, сокрушивших монархию и создавших новую государственную систему. В их биографии мы найдем близкую к 1875 году дату рождения, встретим и схожие вехи жизненного пути, и формальное
отношение к христианству.
         Аня , как и большинство ее сверстниц, любила светские беседы на философские темы, зачитывалась романтической беллетристикой. Позднее она сама сравнивала свою голову с жалкой сырой камерой, «куда без разбора стали сваливать всевозможный мусор», с холодным истуканом, вертевшимся среди интересов обыденной жизни. В те годы, когда вся страна оказалась втянутой в противостояние, в жестокую, немыслимую прежде вражду, Аня вполне могла бы войти в какую-нибудь передовую. торопящую мятежные события группу, сменив изящный жакет благородной барышни на грубую тужурку боевого решительного товарища.А что? Вполне логичное  завершение ее безбожного существования.
         Но этого не случилось. Жизнь юной девушки вошла в другое русло. Другое, но опять же нам знакомое. Помните, картину такого наблюдательного, такого чуткого к общественным настроениям художника Василия Перова  «Приезд гувернантки в купеческий дом». С каким благородством и покорностью предстоящим душевным испытаниям  принимает совсем еще юное создание любопытство, высокомерие, презрение многолюдного богатого семейства.
         В  героине картины, мы видим Аню Зерцалову. Вот так же ее встретили в Ярославской губернии. В семье, где ей довелось  учительствовать, царил ярый атеизм. Молоденькую учительницу осыпали грубыми насмешками и намеками, специально для нее в доме вслух и с выражением читались антирелигиозные сочинения.
          Перед нами здесь уже другая Аня – истинная христианка, готовая противостоять общему отчуждению от Бога и Церкви, готовая страдать ради Христа. Она одна из всех домочадцев постилась, одна за шесть верст пешком ходила в церковь. Хозяйка не разрешала ей воспитывать детей, строго ограничив общение в ними одними уроками.
           Преображение беззаботной светской барышни произошло на удивление быстро. Это мы ходим по земле и не видим Неба, а может быть, даже и не догадываемся, что оно есть, пока не свалимся от тяжести грехов в лужу и не увидим в мутной воде его слабого отражения. Вот тогда, может, и мелькнет в сознании, что есть еще что-то, кроме наших повседневных забот. Мелькнет. Но закрепится ли?
          Аня Зерцалова услышала всего лишь мимоходом брошенное: «В Кремле, в церкви в честь иконы «Нечаянная радость» служит хороший священник». Так она пришла к протоиерею Валентину Амфитеатрову,
чтимому всей православной  Москвой пастырю, полюбила Богослужения, стала часто исповедываться. Отец Валентин благословил девушку на работу в чуждой христианского духа семье со словами «…посадили цветочек в горшочек, ухаживали за ним, поливали его: и вот появились наконец первые листочки, смотрите: крепко берегите свои молодые листочки».
         Этот завет: «Крепко берегите свои молодые листочки», первые всходы веры постоянно звучал в душе новоначальной христианки, удерживал ее на «камне духовного делания» и в семье из Ярославской губернии, и в дальнейших нелегких обстоятельствах.
         Со встречи с отцом Валентином начались годы долгого строгого духовного воспитания, которое продолжалось 20 лет. Батюшка не только утешал и поддерживал, но и грозно обличал, подолгу не принимал, Словом, воспитывал сознание своего величайшего недостоинства, духовной слабости и даже бессилия.
         Вряд ли можно установить точную дату или назвать какое-то одно знаковое событие, с которого обыденное земное существование, наполненное душевными переживаниями, становится духовной жизнью, соучастной жизни святых. Аню все труднее стало находить среди светских героев литературы и живописи. Она не вписывалась  ни в какие  группы и общества, в привычные социальные схемы и системы. Живя в обществе, она  была как бы свободной от общества.
         Нам стало трудно находить ее среди героев литературы, но зато стало легко говорить о ней словами Евангелия.      
          Из-за строго-церковного образа жизни на Аню буквально восстали родственники. Ее называли ханжой, психопаткой, позором благородного здорового семейства. Родителей раздражало то, что она соблюдает посты и часто посещает храм. Мать враждебно настроилась к отцу Валентину,  стала возить дочь по старцам и показывать как некое чудовище. Старцу Варнаве из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавре она во всеуслышание объявила:»Батюшка, спасите мою дочь: она все молится, постится, отец Валентин ее испортил…»
         Как здесь не вспомнить евангельское:»Враги человеку домашние его».
         Прошла Аня и через испытание телесными скорбями. Стали болеть, гноиться глаза, резко падать зрение. Девушка почти ослепла, не могла ходить без провожатых, на улице ничего не видела, передвигалась наощупь, падала. Беспомощность вызывала душевные страдания, было
уязвлено самолюбие. Так проходило постепенное исцеление от гордости, довольства собой.
         Она тоже могла бы сказать про себя вслед за Апостолом: « Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился».
          В 1908 году в Ильин день скончался отец Валентин Амфитеатров. Это были годы, когда Россия только что с трудом преодолела одну.
революционную смуту и пережила унизительную войну. Но надвигались другие войны и революции.
           В книгах и дневниках Анны Зерцаловой мы найдем немало неизвестных нам из официальной истории фактов и деталей этого периода, неожиданных и, видимо, справедливых характеристик реальных лиц – церковнослужителей, государственных чиновников, мятежников. Но внешняя  цепочка ее жизни была прямой, насыщенной кропотливой однообразной работой и небогатой  событиями.
         Распорядок дня Анны Зерцаловой  все 29 лет, которые она прожила одна без своего духовного наставника, был неизменным и вмещается буквально в три фразы. Ежедневно она ходила на Божественную Литургию, потом на могилку батюшки на Ваганьковское кладбище, прося у него благословения на дела, затем шла на уроки. Постепенно Анна Ивановна  стала собирать и тщательно записывать  воспоминания об отце Валентине, свидетельства о чудесах, совершаемых при обращении к нему за помощью. Так было написано шесть книг о его пастырской деятельности, со страниц которых вставал образ великого подвижника веры и благочестия,  светильника Православия. Четыре книги Зерцалова смогла издать еще в дореволюционные годы. По записям, которые она вела в течение многих лет, была составлена и опубликована впоследствии книга духовных поучений и проповедей отца Валентина.
         С годами Анна Ивановна старела, слабела, слепла. Но распорядок ее дня не менялся. Она по-прежнему ходила на службу в церковь и на могилку к батюшке. Еще в дореволюционные годы  ей даже удалось купить домик у самых   ворот кладбища, принимать в нем страждущих, кормить их. Даже в советское время почти на протяжении 10 лет в дни памяти отца Валентина здесь устраивались поминальные трапезы, на которые стекалось множество народа. За трапезой беседовали и вспоминали батюшку. А на его могиле Анна Ивановна раздавала верующим машинописные листочки с описанием чудес отца Валентина и рассказывала о нем.
        В 1929 году начались нападки на почитателей отца Валентина, власти стали  препятствовать посещению его могилы,  распространяли клевету на Анну Ивановну, называли ее мошенницей..
         В 1932 году  у Анны Ивановны отобрали дом возле кладбища и паспорт, затем потребовали, чтобы она выехала за пределы Москвы и поселилась в любом месте, но не ближе, чем за сто километров от столицы.
 Требованию она не подчинилась. Осталась в Москве. Но жить  было негде, устроиться на работу без паспорта  невозможно. Маленькая сгорбленная старушка в черной курточке и черном платочке – такой Анна Ивановна была в те годы-  бездомной, без средств к существованию  скиталась  по городу, давая за ночлег  уроки французского и немецкого языка.
       Теперь она могла бы сказать о себе словами Евангелия: « Нас почитают обманщиками», «Мы нищи», «Мы ничего не имеем», « Лисицы имеют норы, а птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».
        Житейские скорби и телесные страдания  Анны Зерцаловой все возрастали.
         Да, воистину: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь».
         Но как сквозь маленький глазок  узкой трубочки микроскопа  видны мельчайшие частицы земного мира, как сквозь маленький глазок узкой трубочки телескопа видны частицы  далекого небесного материального мира, так на узком пути, указанном Господом нашим Иисусом Христом, становится виден духовный мир. И человек, идущий таким путем обретает духовное зрение и духовный слух, способность воспринимать спасительные слова Божии, Его прямые указания.
         Да, точную дату или событие, изменившие  Анну Зерцалову, мы не установим. Но с очевидностью можем сказать, что после  кончины отца Валентина  Амфитеатрова ее жизнь обрела особо одухотворенный, проповеднический смысл, стала иметь участие в Евангельских         событиях.
         Отец Валентин, как  Серафим Саровский, а в последствии и Серафим Вырицкий, говорил: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне, все, что вам нужно, и я исполню и дам вам. Если кто даже и за версту от моей могилки обратится ко мне, то  и к тому я отзовусь».Это были реальные наяву услышанные слова. Но были они подкреплены и другими, произнесенными в Евангелии словами, которые можно было услышать только духовным  слухом.
      Прощание с отцом Валентином его духовных чад, большое горе, охватившее их, растерянность, подавленность, недоумение описано в дневнике Анны Зерцаловой: « Не стало незабвенного общего отца и благодетеля, не стало дорогого утешителя, тучи самой безутешной скорби окружили гроб пастыря…, с немой скорбью и страданием шли духовные дети, не зная, как они смогут жить после такой тяжкой утраты». Несчастными одинокими сиротами разошлись они по домам.
         Как здесь не вспомнить учеников Христовых! Не такое ли одиночество и сиротство переживали и они? А потом воспряли духом, вышли на проповедь, на мучения и смерть ради Христа, чтобы воссоединиться с Ним в Небесном Царствии. Но их восстанию из состояния духовной омертвелости предшествовало одно событие.
           Помните в Святом  Евангелии о женах –мироносицах, как пришли они рано утром ко гробу, не нашли в нем Спасителя, услышали от Ангела, что Он воскрес. Евангелисты  донесли до нас повеление женам-мироносицам: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» /от Матфея/, «Но идите, скажите ученикам Его и Петру» /от Марка/. «Иди к братьям Моим и скажи им»,-- услышала Мария Магдалина от Самого Христа в Евангелии от Иоанна. Знаем мы и то, что жены-мироносицы  « возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим» /от Луки/ и возвещали о воскресении Христа всю свою жизнь.
        Как знать, не услышали ли вот это повеление вместе с женами-мироносицами и Анна Зерцалова?  «Иди к братьям Моим и скажи им…»
        Во всяком случае, всю свою жизнь после кончины отца Валентина она возвещала, как и жены-мироносицы, своим духовным братьям и сестрам о том, что  их пастырь жив и, пребывая в другом мире, не оставил своего попечения о них.
         Иначе чем можно объяснить, что эта внешне немощная старушка не отступила от отца Валентина, не оставила места его погребения даже после  приказа властей и в таких  тяжелых житейских обстоятельствах!
        . В одно туманное утро 1937 года Анна Ивановна вышла из дома очередных давших ей ночлег знакомых. И все. Больше ее никто не видел и ничего не знал о ней. Лишь в последние годы стало известно, что она была арестована и  заключена в Бутырскую тюрьму за почитание священника Амфитеатрова как святого, за распространение книг и сведений о нем..
         Анна Ивановна подтвердила, что она является автором книг о батюшке и распространяла свидетельства о чудесах, происшедших по его молитвам при жизни, а равно и после его смерти, что она «преследовала цель как можно шире популяризировать последнего среди широких масс
верующих». Ее ответы на допросах удивляют своей твердостью и уверенностью в собственной правоте:
- Следствие требует от вас показаний в отношении лиц, которые размножали вам его фотографии и перепечатывали ваши рукописи на машинке в последнее время. Назовите их фамилии.
- Назвать фамилии лиц, которые помогали мне в размножении фотографий священника Валентина Амфитеатрова, а также перепечатывали последнюю, пятую книгу, я, Зерцалова Анна Ивановна, отказываюсь.
- Следствие располагает данными, что вы среди окружающих прославляли священника Валентина Амфитеатрова как святого. Вы это подтверждаете?
- Не отрицаю, что я действительно священника Валентина Амфитеатрова среди верующих прославляла как старца, по молитвам которого ряд его почитателей получил исцеление как при его жизни, так и после его смерти,… Что священник Валентин Амфитеатров – старец, считаю не только я, но считают и другие его почитатели. Нами после его смерти ведутся записи, которые свидетельствуют о его необыкновенных свойствах, они выражаются в том, что люди получают исцеления, о которых свидетельствую  я и другие.
- Следовательно, вы священника Валентина Амфитеатрова подготовили к канонизации как святого?
- Да, я, Зерцалова Анна Ивановна, и группа почитателей священника Валентина Амфитеатрова вели подготовительную работу на предмет его канонизации. Но поскольку невозможно в условиях советской власти канонизировать его как святого и открыть мощи, то мы рассчитывали на падение советской власти, после чего при любой другой власти это сделать вполне возможно.
         Из  материалов следствия ясно, что главным для Анны Зерцаловой было  - возвещать миру о святости духовного пастыря, о вечности жизни и о реальности невидимого  многими Царства Небесного.
       В обвинительном заключение было указано, что она «прославляла могилу умершего попа Амфитеатрова Валентина, на которую организовывала паломничество верующих, и инсценировала «чудеса».Среди почитателей попа Валентина распространяла фотокарточки  с его изображением.»
        Не прошло и месяца после ареста, как Тройка НКВД вынесла свой приговор. Анна Ивановна  Зерцалова была расстреляна на Бутовском полигоне 27 ноября 1937 года и погребена в общей безвестной могиле.
          Еще при жизни отец Валентин предсказывал своей духовной дочери, что она  « уйдет в никуда». Она действительно ушла в никуда , бесследно исчезла для своих знакомых, для присудивших ее к расстрелу гонителей Христа.
        Но мы теперь уже можем точно сказать, что Анна Зерцалова ушла в свое родное небесное отечество, где пребывает  и ее горячо любимый пастырь, и жены мироносицы, вместе с которыми она услышала: « Иди к братьям Моим и скажи им».

Опубликовано: газета "Воскресая школа"   
.