Эдвард Пейсон. Мертвые во грехе сделаны живыми

Инквизитор Эйзенхорн 2
МЕРТВЫЕ ВО ГРЕХЕ СДЕЛАНЫ ЖИВЫМИ
Эдвард Пейсон (1819)

Еф.2.1-7

Друзья мои, нет ничего полезнее для христиан, чем частые размышления о том, чем они когда-то были, и том, что было дано им от Божественной благодати. Размышления о любой из этих вещей лучше всего подходят для того, чтобы взращивать в нас благодарность, любовь и смирение. К таким размышлениям приглашает и этот текст. Апостол здесь напоминает Ефесским христианам их прежнее состояние и характер, и противопоставляет это их нынешнему счастливому положению, и упоминает об изменении, в результате которого они перешли из смерти в жизнь. И дабы не предположить, что такое изменение не является необходимым, но лишь желательным, при том что ефесяне были язычниками и идолослужителями, он намекает, что он и его товарищи апостолы, которые были евреями, были по своей природе в таком же состоянии, и пережили подобное изменение. Для всех истинных учеников Христовых, будь то евреи или язычники, и для вас, мои друзья-христиане, среди прочих, эти слова могут сказать очень многое. Вы знаете, что некогда вы были мертвы по преступлениям и грехам; знаете, что вы когда-то жили, по обычаю мира сего, как сыны противления, исполняя желания плоти и помыслов, вы знаете, что вы были по природе чадами гнева, как и прочие; и вы надеетесь, что Бог оживотворил вас, и воссадил на небесах с Христом Иисусом. Этот отрывок по сути содержит всю историю религий. Он описывает то, чем мы когда-то были, и показывает, что мы есть сейчас, и то, что Бог сделал для нас. Проиллюстрировать эти понятия в более значительной степени - вот мой замысел здесь. Для вас  этот предмет не может не быть интересным, и тем более важен он для вас, мои нераскаявшиеся слушатели, если вы вспомните, что при описании того, чем христиане когда-то были, мы описываем то, что вы все еще есть.
I. Однажды, мои друзья-христиане, вы были мертвы по преступлениям и грехам.
1. В образном языке Писания, человек, как говорится об этом, умер для чего-то, когда он является полностью бесчувственным к этому, или не зависит от него, или нечувствителен к впечатлениям от него. Таким образом, Павел говорит о себе, как об умершем или умирающем для мира; это означает, что он все меньше и меньше зависел от мирских вещей и становился все более нечувствительным к их влиянию. Таким образом, вы когда-то были мертвы по отношению к вашему Творцу и Искупителю, нечувствительны к Божественным вещам и ко всем проблемам, касающимся вашего вечного мира. Другими словами, вы были совершенно бесчувственны к таким вещам; они не влияли на вас, не производили никакого впечатления на ваши умы, как если бы такие вещи просто не существовали, и на  самом деле вы вовсе не понимали их существования. Вы были живы по отношению к другим вещам. У вас была жизнь, общая с бессловесными животными, что позволяло вам иметь общие с ними удовольствия. Вы обладали тем, что может быть названо разумной или интеллектуальной жизнью, с помощью которой вы могли поддерживать общение со своими разумными собратьями в поиске и осуществлении мирских вещей. Но для духовной жизни, что делает душу восприимчивой к впечатлениям от духовных объектов, и готовит ее для осуществления общенияс Богом и святыми существами, вы были совершенно нищими. Будучи, таким образом, духовно мертвы, вы были, конечно же, лишены духовного разумения. Вы не могли ни слышать, ни видеть, ни чувствовать духовных вещей. Вы не могли слышать голос Бога, ни в слове, ни в устроении Его провидения. Он мог обращаться к вам не единожды и не дважды, но вы не слушали и не понимали Его; вы не могли понять ни одну проповедь всерьез, хотя вы, возможно, слышали множество их. Вы также были духовно слепы. Вы не видели ни славы Божией, ни красоты Христа, ни отвратительности греха, ни превосходства замысла спасения, явленного в Евангелии. Как и все люди в их естественном состоянии, вы не имели ничего, что от Духа Божия, но все это было для вас глупостью; ничего из этого вы не могли знать, ибо об этом надо судить духовно, у вас же не было духовного зрения. Также вы были лишены духовного чувства. Вы никак не чувствовали груза вины, тяготеющего на вас, не знали нечестия и твердости своих сердец, и не имели понятия о доброте Бога и умирающей любви Иисуса Христа. Вы не чувствовали даже, что вы духовно мертвы и лежите в могиле по своим преступлениям, завернутые в саван своих грехов, и были так же бесчувственны к своему положению, как труп, будучи полностью отрезаны от всякого общения с Богом и святыми существами, как труп лишен общения с живыми; и у вас было не больше желания выйти  из этого состояния, чем труп желает подняться из сна могилы и преисподней. Те, кто вокруг вас, на самом деле пытались извлечь вас из этого состояния, и иногда им казалось, что они почти достигли успеха, как под влиянием электричества труп может подать какие-то признаки жизни, или, по крайней мере, раздражимости; возможно, ваши глаза приоткрывались и являли мутный взор,  но узы смерти были слишком сильны, чтобы быть разрушенными таким образом, и вы быстро вновь впадали в состояние полной моральной бесчувственности. Но:
2. Пока вы были, таким образом, мертвы по преступлениям и грехам, вы были в другом смысле живы и активны. Хотя вы были мертвы для своего Творца, вы были живы для ваших ближних; будучи мертвы для будущего мира, живы для этого; хотя лишены той жизни, которая сообщается Святым Духом, вы были явно связаны с духом злобы, который, как наш текст сообщает нам, работает во всех сынах противления. Таким образом, вы исполняли свою волю, или, что то же самые, шли путями, общими для этого грешного, отступнического мира. Искуситель, как сильный с оружием, хозяйничал в ваших сердцах, как в собственном поместье, и, постоянно подбирая искушения, подходящие для вашего развращенного вкуса, он возбуждал ваши аппетиты, разжигал ваши страсти и, таким образом, исполнял вас слепого рвения и порывов самоугождения и непослушания Богу. Мир вокруг вас соответствовал тому, как жили вы. Как и он, вы сбросили с себя страх и оставили молитву пред Богом; как и он, вы пренебрегали своим Творцом и Искупителем ваших душ от вечности, и как и у мира, ваши занятия и счастье заключались в исполнении желаний плоти и помыслов. Некоторые из вас, особенно в молодости, были исполнены отрады от исполнения желаний и аппетитов тела. Вы пили глубоко из пьянящей чаши удовольствий, радуясь молодости, и ходили путями ваших очей и сердец. Другие были более посвящены служению тех страстей, которые пребывают в уме,  чтобы удовлетворить их путем приобретения богатства, или чести, или аплодисментов; это могло быть главной частью вашей жизни. Одним словом, вы жили, как сотни вокруг вас, чье безумие и развращенность жизни по размышлении сейчас не способны вызвать у вас ничего, кроме смеси удивления, жалости и отвращения. Между тем, Бог наблюдал и слушал то, что вы думали, говорили и делали, будучи неправы во всем. Никто из вас не раскаивался в своем нечестии, говоря: что я сделал? - но каждый обращался на свой путь, как конь, бросающийся в сражение.
3. Будучи тогда мертвыми в грехе детьми неповиновения, вы были, конечно же, детьми гнева, или, другими словами, предметами справедливого возмущения Бога. Он был возмущен вами каждый день, и справедливость побуждала Его сбросить вас в погибель, чтобы вы не обременяли землю. Тем не менее Его милость вмешалась, и вы были спасены. Между тем, вы не думали уже о справедливости, которая под угрозой, или милосердии, которое в итоге избавило вас, но были полностью погружены в мирские занятия; к всякой мысли о будущей жизни вы были бесчувственны, как труп, которому все равно, хотя бы вокруг ежеминутно сверкали молнии и гром грохотал во всей своей ярости. Искуситель продолжал сидеть на троне ваших сердец и хозяйничать в вас; грех распространял  свое смертоносное влияние на все силы вашей души и все члены вашего тела; его проклятие тяготело над вами лично, над всем вашим достоянием и делами ваших рук. Мир привлекал все свои соблазны, чтобы привлечь вас на широкий путь, велущий в погибель, и вы шли этой широкой дорогой прямо в ад, в то время как смерть ждала вас со своим отравленным кинжалом, чтобы швырнуть в неугасимое пламя. Таковыми, мои друзья-христиане, были ваше положение и характер; таковы они, мои нераскаянные слушатели, у вас сейчас. Показав это, мы должны перейти к тому,
II.  Чтобы показать, что Бог сделал для вас.
1. Когда вы, таким образом, были мертвы по преступлениям и грехам, Он оживил вас.  Некоторые из вас провели краткое, а другие более долгое время в жалком состоянии, что было описано, как множество сухих костей, которые пророк видел в долине видения, и там вы лежали до сих пор, было не вмешалась суверенная благодать. Но Тот, Кто с самого начала избрал вас ко спасению, через освящение Духа и веру истине, в назначенное Им Самим время начал проявлять по отношению к вам Свои вечные цели любви. Пришло время, в которое, как Он определил, мертвые должны услышать голос Сына Человеческого и, услышав, ожить. Готовя вас к этой великой перемене, Бог имел дело с вами не как с машинами, но как с разумными существами. Он послал других людей призвать вас, говоря, о вы, сухие кости, выслушайте слово Господне! Встань, спящий, и воскресни из мертвых. И под влиянием Духа Его этот призыв стал действенным. Это влияние, однако, лишь должно было подвигнуть работу ваших рациональных сил и способностей. Ваше внимание было пробуждено и повернуто к духовным вещам. Ваша дремлющая совесть проснулась, и начала пересматривать протекшую жизнь, сравнивать ее с Божиими требованиями, и укорять вас вашими многочисленными недостатками. Вы были убеждены таким образом, что что-то должно быть сделано, и сделано быстро. Вашему взору, таким образом, предстали новые вещи, и новый интерес, который они пробудили, ослабили влияние мирских вещей и заставили вас меньше стремиться к ним. Вы начали читать Священные Писания и другие религиозные книги, с явным желанием понять их. Вы почувствовали потребность общаться с благочестивыми людьми, искать их собрания и слушать религиозные беседы.  Вы слушали проповедуемое слово с большим интересом, чем прежде, и чувствовали, что истины, которые вы слышали, обращены лично к вам; иногда это доставляло вам утешение и радость, а иногда обличало и даже осуждало вас. Таким образом, ваше внимание все сильнее сосредотачивалось на религиозных темах, и ваш интерес к ним только возрастал. Но тем не менее вы далеко еще не понимали вашего характера и положения. Вы не знали и могли даже не подозревать, что вы мертвы по преступлениям и грехам; что ваши умы есть вражда против Бога, или, что было невозможно для вас, в вашей ситуации в то время, как-либо угодить Ему. Не разумея праведности Божией, вы пытались поставить свою собственную, отказываясь подчиниться Божьей праведности. В этих бесплодных попытках ваши умы были возбуждены и озадачены множеством различных и противоречивых эмоций. Иногда вы могли себе представить, что вы были почти христианином, и не далеки от Царства Небесного. Но тогда некое новое открытие нечестия ваших сердец, казалось, ставило вас дальше от него, чем когда-либо. В результате повторных разочарований такого рода, вы часто могли испытывать сильное искушение дурно мыслить о Боге. Вы ложно представляли, что вы были готовы прийти ко Христу, но не могли, и что Бог отказывается предоставить вам необходимую помощь. Поэтому вы, скорее всего, часто желали вернуться к прежнему и в отчаянии отказаться от своих религиозных занятий. Но вы нашли это невозможным. Бремя вины и глубокого беспокойства, которое вы почувствовали, не позволит вам отдохнуть, хотя бы вы чувствовали себя более и более никчемными и при этом не могли даже понять причину ваших неудач. Постепенно, однако, вы, видимо, начали обнаруживать эту причину. Заповедь, как говорит об этом апостол, пришла к вам более четко и мощно, и по мере того, как возрастал ее свет, грех оживал, а вы гибли. Вы стали чувствовать, что в состоянии духовной смерти есть что-то, о чем вы не знали. Вы нашли, что в вас не живет ничто доброе; что ваши сердца непроницаемо тверды и бесчувственны; что все ваши религиозные обязанности исходили из корыстных принципов, и были, конечно же, отвратительны в глазах Бога. Тогда вы чувствовали, более чем когда-либо, свою нужду в Спасителе, но в то же время больше не могли и не хотели прийти к Нему. В конце концов, однако, вы пришли к тому, чтобы ясно увидеть, что ваша вина только ваша; что вы сами не пришли бы ко Христу за жизнью; и что вы были мертвы, совершенно мертвы, по преступлениям и грехам, и что, если бы Бог не вмешался, чтобы спасти вас, вы должны были оставаться мертвыми навсегда. Это привело вас к тому, чтобы безусловно отдать себя Его суверенной милости, и подготовило к тому,  чтобы вы чувствовали, что если вы вообще можете быть спасены, вы должны быть спасены благодатью,  и отдали всю славу вашего спасения Тому, Кто ее заслужил. Таким образом, подготовительная работа была выполнена, и Тот, Кто ее совершил, увидел, что все препятствия на пути проявления благодати Его были удалены. И именно об этом апостол говорит, что действием той же могущественной силы, которая воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых, Он вдохнул в вас Дух жизни, и вы стали живой душой. Сначала вы, возможно, едва осознавали силу этого могущественного изменения, или, по крайней мере, могли осознавать лишь отдельные его счастливые результаты. Но эти результаты безусловно таковы, что они могут возникнуть не иначе как с сообщением вам настоящей духовной жизни.
Вы нашли себя как бы в новом мире. Новые, бесконечно значимые существа и вещи, которые всегда окружали вас, но которых вы никогда до сих пор не воспринимали, теперь предстали вашему взору. Писания, которые до сих пор были для вас подобны первозданной земле, пустой и бесформенной, исполненной хаоса, теперь явились вам полными красоты, порядка и гармонии. Это было следствием того, что у вас появились духовные чувства, которые всегда  сопровождают духовную жизнь и которые позволяют их обладателю различать добро и зло. Теперь вы стали обладать духовным зрением и проявлять его. Глаза вашего понимания были открыты, чтобы увидеть чудеса Божьего закона. Среди этих чудесных вещей явился Тот, Кто стал для вас самым славным, красивым и прекрасным. Это был Христос, Солнце правды. В свете, исходящем от Него, вы увидели и Его Самого, и все духовные вещи. Чудесный замысел спасения по Его слову был открыт для вас: вы начали познавать Бога, и Иисуса Христа, Кого Он послал, знание Кого есть жизнь вечная, и понимать что-то из различных служений, которые Христос совершает для Своего народа. В то же время вы начали слышать голос Бога в Его слове и в делах Его провидения. Теперь вы могли услышать, что Он говорил во благо своего народа и Его слуг, и этот звук был музыкой для ваших ушей. Вы также были наделены духовным чувством. Ваши каменные сердца были изменены; вы стали приобретать глубокие и прочные впечатления от духовных вещей, и чувствовать их значимость, когда они представали вашим умам. Вы обнаружили, что уже не лишены духовного вкуса.   Теперь вы можете вкусить и увидеть, что благ Господь! Вы возжаждали и жаждете правды, и, как новорожденные младенцы, ищете чистого духовного молока. И пока вы были, таким образом, наделены новыми смыслами и приспособлены к пониманию духовных вещей, новая жизнь, данная вам Богом, начала распространяться на все сил ыи способности вашей природы, делая их орудиями праведности и святости. Таким образом, восстанавливая вас к жизни, Бог приступил к тому,
2. Чтобы поднять вас из могилы греха, так что вы будете сидеть на небесах с Христом Иисусом. То положение, которое вполне угождало вам, в то время как вы были в состоянии духовной смерти, стало неприятным и утомительным для вас, когда вы были возвращены к жизни. Дух неповиновения, царивший в вас, был изгнан и удален  Духом Святым, Автором жизни и мира. Вы больше не могли ходить по обычаю мира сего, а потому уже не были чадами гнева. Бог, Который свободно помиловал все ваши грехи, снял груз вины и гнева, который, как большой камень у дверей гроба Христова, запирал вас в этой гробнице; Он взял вас из среды мертвых, которые до сих пор единственно были вашими собеседниками, и причислил вас к Своей Церкви  в качестве членов великого Тела Христова; Он присвоил вам имя и привилегии сыновей и наследников Бога, и тем самым дал вам право собственности на небесное наследие, то есть воссадил вас на небесах во Христе Иисусе. Через веру в Него вы были запечатлены обетованным Святым Духом, Который является залогом небесного наследства. Через влияние Того же Духа вы, как и все, кто научен Им и воскрес со Христом, сосредоточили ваши привязанности на горнем и смогли смотреть на вещи невидимые и вечные, и искать небесный город, в который Христос как Глава Своего народа вступил от его имени, чтобы подготовить обители, которые Его люди получат по смерти, когда вы должны действительно воссесть с Ним на троне в небесах, и жить и царствовать с Ним во веки веков.
3. Вам сказано, что побудило Бога поднять вас из мертвых и одарить этой незаслуженной милостью, а именно Его своболная, суверенная доброта. Бог, говорит апостол, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, даже когда мы были мертвы во грехах, оживотворил со Христом; ибо благодатью вы спасены, не от дел, чтобы никто не хвалился. Ничто, кроме суверенной благодати, не спасло вас, и ничто, кроме Бога и Его доброты и любви, не побудило Его даровать вам благодать,что  видно из описания вашего природного характера и положения. Вы были по своей природе мертвы по преступлениям и грехам. Никто никогда сам не воскресил себя из мертвых. Вы даже не знали, что вы были мертвы, и не имели никакого желания освободиться от смерти, пока Бог не дал вам его; гораздо меньше в этом состоянии вы были склонны выполнять любые добрые дела, чтобы заслужить благосклонность Бога. Напротив, вы были чадами гнева, и не заслуживали ничего, кроме гнева Божия навсегда. Ничто, кроме Божьей благодати, или, другими словами, кроме Его незаслуженной благосклонности, не извлекло вас из этого состояния, и ничто, кроме Его любви не привело Его к тому, чтобы дать вам эту благодать. Но как Он мог любить тех, кто мертв по преступлениям и грехам, и, следовательно, более отвратителен в Его глазах, чем сгнивший труп в наших? Я отвечаю: Он любил вас во Христе и только ради Христа, Которого Он от вечности назначил вашим Главой в завете. Вспомните, что наш Спаситель часто говорит о народе, который был предоставлен Ему Отцом. Все, что дает Мне Отец, говорит Он, придет ко Мне, и воля Отца Моего, чтобы из всех, кого Он дал Мне, Я не потерял ни одного. Для всех, кто таким образом соединен со Христом, Он был от вечности Главой в завете. Отсюда мы узнаем, почему апостол в предыдущей главе говорит о себе и обо всех других христианах: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким духовным благословением во Христе Иисусе, ибо Он избрал нас в Нем, прежде основания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви". Этот народ избран во Христе как в своем Главе и дан Ему, и вы, друзья мои, христиане, изначально были частью его, и потому Бог любит вас. Как Он говорит  Своему древнему народу: "Любовью вечной Я возлюбил тебя, поэтому с любящей добротой обратился к тебе" - так Он говорит и нам:  Я возлюбил вас во Христе и ради Него вечной любовью, и потому избавил вас от смерти греха.
Поэтому также о христианах апостол говорит: "Бог спас нас и призвал нас званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен". Вот так, мои друзья-христиане, вы можете проследить  потоки вашего счастья к их источнику и увидеть, как они истекают из великой бездны вечной, суверенной и отличительной Божией любви. И замысел этой любви в нашем избавлении, как сообщает нам апостол, в том, чтобы Бог мог явить  преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Не ради вас, может Он сказать, Я сделаю это, да будет известно вам, но ради Моего великого имени, чтобы оно было прославлено. И мы сможем в свою очередь ответить: не нам, не нам, но великому имени Твоему, Господи, да будет вся слава и хвала!

Применение

1. Мои друзья-христиане, Бог сделал все это для вас? Он действительно возлюбил вас вечной любовью? Он оживотворил вас, когда вы были мертвы по преступлениям и грехам, воскресил и воссадил на небесах во Христе Иисусе? Он сделал все это для чад гнева, сделал это для вас из простой любви и милосердия, без всякого основания для таких милостей с вашей стороны? Что нужно вам, чтобы убедить вас, что вы должны любить Его, хвалить Его, и жить только с Ним и ради Него? Если  грех не быть благодарным за жизнь, то разве не намного больший грех не чувствовать никакой благодарности за дар духовной и вечной жизни? Если грешники должны любить Того, Кто их создал, ибо Он Творец их тел и Отец их духов, то не должно ли вам гораздо более любить Того, Кто создал вас заново во Христе Иисусе на добрые дела? Что может побудить вас вернуться к тому ужасному положению, из которого вас извлекла благодать? Что могло бы искушать вас дать согласие быть снова мертвыми по преступлениям и грехам, под властью сатаны, и чадами гнева, и в состоянии ужасной неопределенности о будущем? За что вы могли бы продать дары, данные вам всеблагим Богом? Вы могли бы променять их на все миры, когда-либо созданные? Если нет, то вы должны быть более благодарны за них,  как если бы Он на самом деле дал вам все эти миры, ибо по сути Он дал вам много больше. О, благословите Господа, и не забывайте всех благодеяний Его! Пусть любовь Христа объемлет вас. Позвольте мне призвать и умолять вас, милостю Бога, ради всего, что Он сделал для вас, всем тем, на что вы надеетесь: предоставьте тела ваши и ваши души в жертву живую, святую и приемлемую Богу, для разумного служения.
2. Бог сделал все это для вас? Тогда Он будет делать больше. Разве Он не возлюбил вас от вечности? Тогда Он будет любить вас всю вечность. Разве Он не воскресил вас из духовной смерти? Тогда Он никогда не позволит вам подпасть власти смерти снова. Разве Он не дал вам духовную жизнь? Тогда Он даст с избытком. Разве Он не воссадил вас  на небесах во Христе Иисусе? Тогда так же, как Христос вознесся на небо после Своего воскресения, вы взойдете к Нему, чтобы царствовать с Ним во веки веков. Именно это Бог имел в виду, избавляя вас от духовной смерти. Он сделал это, чтобы в грядущие эпохи явить  преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Если бы Он перестал исполнять эту работу, это богатство благодати Его больше не было бы явлено, ее слава исчезла бы, и все, что Он сделал, хуже чем пропало бы.  Потому ради имени Своего, ради Его славы Он будет продолжать делать то, что начал в вас, чтобы сделать это совершенным в день Иисуса Христа. Не будьте же обескуражены трудностями и препятствиями, с которыми вы встречаетесь; совершайте свое спасение со страхом и трепетом, зная, что Бог производит в вас и хотение и действие. Он даст больше благодати. Он совершит за вас; Он не оставит дело рук Своих. Просите Его о том, чтобы Он делал дальше и больше, если Он начал. Взывайте: Ты избавил душу мою от смерти, разве Ты не избавишь ноги мои от преткновения, и мои глаза от слез?
В заключение скажу то, с чего начал.  Мои нераскаявшиеся слушатели, вспомните, что при описании того, чем христиане когда-то были, мы описываем то, что вы все еще есть. Вы мертвы по преступлениям и грехам; вы ходите по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, и, конечно, являетесь чадами гнева. Пока вы такрвы, вы не можете знать наверняка, что Бог извлечет вас из этого состояния. Он не обещал, что это сделает, и вы не достойны такого расположения Его. Вы уже осудили сами себя и с Его стороны будет вполнесправедливо оставить вас на погибель. Божий ответ таков: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и Христос осветит тебя. Если вы не ответите на это, мы не можем ответить за вас. Конкретно у меня нет такого повеления; я должен лишь донести до вас весть Божью. Я сказал вам те слова, что мог; подумайте, как вы будете относиться к ним.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn