Цветок Папоротника

Ирина Думкина
Пьеса 1.
РАБОЧЕЕ НАЗВАНИЕ
«Алёнка и Олень Нижегородский спасают Красавицу и Чудовище»
Изба деревенская бедная.
Действующие лица бабушка Катя. Внучка Алёнка, подружка, Настёна.
Бабушка Катя: Алена. Ты бы за водой сходила к ручью к Николину Ключу, водицы то у нас с ковшик осталось.
 Алена: Пойду сейчас бабушка, вот солнышко над  той елочкой встанет, так я и пойду.
Бабушка: А почему это у тебя глазки какие-то искристые 2 день.
Алена: (смущаясь и краснея) Где ведро-то? Ой, вот! Побегу!
Бабушка: Уж 17 годиков тебе, а я 1 раз вижу, чтобы весна в глазках твоих плясала! Влюбилась, что ли?
Алена: Ой, я за водой побегу (торопливо собирается, выбегает из избы с ведром).
Бабушка: Видать и впрямь влюбилась… батюшка Свет, в кого, когда? Когда про воронила…? С тех пор как Аленушка моей внучкой стала прошло 15 годков, матушка с батюшкой отдали мне ее на воспитание сами то болели тяжело. Эх, жизнь наша сложная… Выдать бы Аленушку замуж за хорошего мужа! Добрая, умненькая, и редкость в народе завсегда, что душой чистая….
В дверь стучат. Входит Настена, подружка Алены.
 Настена: Добрый день, вам баба Катя,


Баба Катя: Добрый…Заходи Настена, Аленушка скоро с Никола Ключа придет.
А ты не знаешь, чего это у нас с Аленушкой происходит, к Николину Ключу ко времени ходит, зачарованные глазки вниз опускает…
Настена: Я тоже заметила, что она как то слишком румяна стала.
Баба Катя: Ты присмотри за ней, если что сама помоги разобраться, а нет, так мне расскажите. А то вдруг влюбилась! Любовь для девицы 17 лет что болезнь, все нутро наизнанку вынет, да и до глупостей довести может.
Настена: Хорошо Баб Кать, чем смогу помогу.
Баба Катя: А ты сама ты еще не влюблялась?
 Настена: Пока не вижу суженого. Вот собираюсь сходить к ворожее. Может она подскажет, где мой суженый живет.
Баба Катя: Нет, это я вам девоньки, запрещаю. Самим со своей судьбой подружиться надобно. Иногда и подождать придется. Суженный он, потому так и зовется чтоб судьбе прописан. Чужой прибьется - всю жизнь в колодец спустит, а ворожея, что из Спасской деревни, помни,  не советчик! Свое сердце слушать надо. И подождете, ничего страшного, мечты да молитвы с вами, они помогут. А от молодых парней, что худое замышляют, подальше держитесь!
Настена: Поняла, поняла Баба Катя. Если что непонятно будет только к вам.



В избу вбегает Аленушка, раскраснелась.
Аленушка: Вечер добрый, Настена.
Настена: Добрый… добрый ( разглядывает Алену).
Настена: Ой, и  правда, глазки блестят, искрятся и прячутся …
Баба Катя: (хитро смотрит и подмигивает Настене) А где вода то?
Алена: Ой! На крыльце оставила, забыла!
Выбегает опять.
Баба Катя: И на память то она у нас раньше никогда не жаловалась… ой!
 Вбегает Алена.
Баба Катя: Пойду курей посмотрю, темнеет, уж надо на ночь готовиться.
Выходит.
Алена загадочно улыбается, пьет чай.
Настена: Видела сегодня дружинников с воеводою? Лес заготавливают, шумят, гогочут.  А воеводой у них Олег. Красив собой, не видела?
Алена молчит, улыбается, как не слышит.
Настена: Алена, ты в себе ли, здорова?
 Алена: …Ой, что ты спросила?
 Настена: Ты видела сегодня дружинников? В деревню заходили за провизией.
Алена: Дружинники? Это те, что лес рубят…



Настена: Да! Что с тобой? Давай, подружка, рассказывай, а то мне за тебя боязно.
Алена: Ой, да, ладно, конечно, расскажу только это тайна, ни рассказывай никому. 2 дня назад за водой ходила. Уже стала назад собираться, а тут молодец… привел коня своего напоить, попросил ведро в помощь. И так посмотрел своими синющими при синющими глазами, что я прям в землю вросла. Чуть помню, как домой вернулась.
Настена: И как же зовут молодца?
 Алена: Олегом кличут.
Настена: Так это же сам воевода! Мужики говорят, он странный. Все его слушаются и  побаиваются.
Алена: Странный? Это почему же?
Настена: Говорят, сам деревья на сруб назначает, срубят сегодня, а на завтра в место пенька уже новая елочка прорастает! Чудеса, да и только!
Алена: (задумчиво) О как………
 Настена: Говорят: он сын Лесного Царя и Царицы Водицы из озера Светлояр.
Алена: А я и не знала……….
Настена: Надо домой бежать, а то папенька накажет.
Алена: До завтра, подруженька.
Настена выбегает из избы, накидывая платок.
 


Алена:… Воевода… волшебник. Он меня, что околдовал?  Наложил чары?... как же это странно, как жить дальше?... его взгляд, сияющие глаза добрые. Я в них тону! Они похожи на озера, что делать. Я ведь только и жду, что вечера, чтобы скорее увидеть его. Как будто меня подменили: сердце стучит, как молоточек, в голове все кружится,  дыхание не слушается. Ночи не сплю, он ноги сами несут меня туда, где он. Мне и стыдно и радостно.
Входит бабушка Катя. Алена суетится, убирает посуду со стола.
 Алена: Бабуля, расскажи мне, что такое Любовь?
Баба Катя: Экий непростой вопрос … для каждого человека, это слово означает разное:  для одних желание отдать себя, для других взять, как  любимый предмет, а для третьих, всегда быть рядом, смотреть в одну сторону, идти одной тропинкой, потому как,  где бы они ни были всегда счастливы.  Но это я про любовь говорила, а в твоих глазках влюбленность играет. Это не сама Любовь, а ее служанка. Она приходит, чтобы проверить достойный ли человек настоящей любви.
Алена смотрит, слушает и теребит косу.
Алена: А влюбленность, что в глазках моих ты видишь, она откуда?
Баба Катя: От весны, девонька, от желания свое счастье найти.
Алена: Это колдовство?
 Баба Катя: Не всегда. Очарование - это погружение в чары фантазией. Бывает, дева придумает, нафантазирует себе в парне того, чего нет в нем на самом деле.

Сама придумает, сама поверит. И ждет - пождет, когда ее фантазии свершатся. А при близком знакомстве избранник совсем другим оказывается, вот и происходит Разочарованье. То есть, разрушение Чар фантазий влюбленности. И понятно становится, что это была ошибка. Обидно становится, как будто тебя обманул кто-то. (вспоминая что-то свое). Тут важно не обидеться. И не обозлится, ни на себя, ни на других. Так как, слуга Любви, Влюбленность испытывала тебя на прочность, смотрела, какого счастья ты заслуживаешь.
Алена: А как проверить, что человек твой?
Бабушка Катя: Сердце слушай, да у меня советов спрашивай. Больше в деревне, никто знать не должен.  А то языки, то у баб деревенских злющие, из щиплют, как индюшки слабую курицу, до смерти.
Алена: Ты знаешь бабуся, я кажется, влюбилась. Как дышать без него забываю...
Баба Катя: И кто этот баламут?
 Алена: Олег, воевода дружинников.
Баба Катя: (роняет посуду) Батюшки свет! Да сказывают, что он и не человек  вовсе. Он из рода Царя Лесов и Царицы Водицы.  Он то человек, а то Олень, и медведем обернуться может. Не человеческая сущность его. Он потому и Воевода, что сохраняет равновесие между людьми зверьми, лесом и остальными чудесами природы нашей. Ты бы лучше в простого парня влюбилась! Не ровня мы волшебному роду. Душа то у них другая.


Алена:  (Со слезами в испуге) Бабушка, посмотри на меня: вся в конопушках, волос  жиденький, в теле прелестей нет. Деревенским парням не люба моя внешность.
Баба Катя: Да, это дело наживное! В свое время все на своем месте появится.
А вот, что душу твою красивую не видят, то правда. Но найдется и твой суженый. На Ивана Купалу, пойдем, веночек сплетем! В ручеёк  пустим, он сам нам все и расскажет.
Алена: Так, что же мне делать?
Бабушка Катя: У сердца, говорю тебе, своего спроси! Только к Ворожее из Спасского села не ходите с Настенной! Христом Богом вас прошу, а то все счастье свое отдадите и будете мыкается, запутает вас, заплетет дорожки судьбы вашей не в ту сторону, будете блуждать по болотам, вместо солнышка ясного.
Алена: Хорошо бабушка, не волнуйся, я сама постараюсь Олега забыть, не буду больше вечером по воду ходить. По утру буду по росе на родник бегать,  так постепенно и остыну от жара влюбленности. Что сделаешь, коль мы с ним разные. Не по моей красоте да сила его.
 Бабушка Катя: Пойдем спать ложиться, а то уж светает… Я тебе под подушечку травки положу: медуницу, валериану с лавандой.
Собирают в мешочек травки, которые сушатся на веревочке. Трясет, мнет, его что то шепчет.


Баба Катя: Морок уди! Здоровье и сон крепок приходи!
Крестит его и кладет под подушку на скамью, где спит Аленушка.
Урчание кота.
Аленушка: Мурка, иди ко мне, вместе то теплее…
Свет гаснет медленно.
Темно. Часы тикают…
2 действие.
Дом Ворожеи, избушка, на середине сцены котел скрипит, качаясь.
Ворожея что-то причитает, и глядит в зеркало.
Ворожея: Что-то ко мне давно никто не захаживает. Надо кого ни будь зазвать… (причитает) приходи душа заблудшая,  приходи человек с чистым сердцем, приходить девица с лицом солнечным. Приходи и ты кому продать это можно. Закрома то мои пусты, а сеять, пахать, да урожай собирать не мой удел. Будет, что продать будет и купец на товар хороший.
В зеркале видит, как катается яблочко по тарелочке, а в нем Алёнино изображение.
Ворожея:  Так вот ты, какая душа чистая брильянтовая с лицом девичьим солнечным. Заклинаю тебя,  приходи, пусть тебе сон приснится, что тут тебя ждут ответы на все вопросы твои девичьи…  И где же ты у меня живешь?
В зеркале она видит Бабушку Катю


Ворожея:  Ах, неурядица, какая! Ведунья людская Екатерина, она мне ее просто так не отдаст, бороться будет. Надо совета у травок спросить…
Берет травки и мышь.
Ворожея: Ой, вы, силы подземные. Жители нор темных, расскажите, подскажите, тайные девичьи поведайте.  Вижу, что ты Аленушка и парень красавец у ручья встретились. В глаза друг другу смотрите оторваться не можете… Да ты влюбилась, дурёха, поди сама ко мне за советами собираешься… А парень то кто таков? … Как глаза, кто отводит… тьфу- тьфу- тьфу, дух то ни человеческий! Все проще, чем я думала!  Олегу запрещено с людскими девицами, шашни то водить! Как же тебя угораздило, придется помогать! Отворотные зелья сварю, и тебя подожду. Кого же мне за тобой отправить?
Ворожея: Гришка, Кутерьма, ты такая иди ко мне.
Прилетает акула (шар с мотором).
Ворожея:  Вот видишь в кого превратили тебя Царица Водицей и Царь Лесов. За предательство твоё, котик, ты мой… не надо было Хану Батыю дорогу к Большому  Граду Китежу показывать! Теперь он волком рыщет, невесту себе ищет. Ту, что обратит его в образ человеческий, а ты вот ни рыба, ни мясо.
Да, так эта девчонка с чистой душой из жалости, сердца не разумного, тебе помочь сможет. А уж ты меня золотишком осыплешь!
Она берет травку и кусок меха волчьего и шепчет.

Ворожея: Хан Батый, приходи есть у меня для тебя товар хороший, дева с душой  чистой, да, с сердцем пламенным.
Дует на руки и рассеивает на все 4 стороны.
Сильный шум ветра. Дверь с шумом распахивается, на пороге стоит Хан Батый в волчьей шкуре.
Хан Батый: Зачем звала, карга старая?
 Ворожея: Есть, касатик,  для тебя товар!  Дева подросла, что может своим сердцем с тебя проклятие снять.
Хан Батый: ты меня уже обирала - обещала, да обманула, я  тебе все золото ханское отдал за чуден Град Китеж, а что купил себе  - шкуру волчью!
Ворожея:  Да, то дело давние, просчиталась, с кем не бывает! Дорогу, то я тебе правильно показала, Гришку в  проводники снарядила, так что ты сам опоздал… это от меня не зависело.
 Хан Батый: А зачем ты сейчас меня звала?
Ворожея: Враг твой, Олег, тот, что Оленем и Медведем войско твое по пути останавливал, похоже, влюбился в девицу рода человеческого! Значит, ослабнет -  любовь  разум, туманит,  мысли путает,  сердце огнем жжет.
Может, конечно, и силы придать безмерной, это я тебе сразу предупреждаю, но если клеветой Любовь облить, то она ядом становится,  душу разъедает тогда ты ее и бери, пока от боли не отошла!


Хан Батый:  Давай, придумывай, как сделать, чтобы она меня от шкуры волчьей освободила. Она должна за меня жизнь свою отдать?
Ворожея: Но может и не всю жизнь, а только  счастье, по судьбе написанное.
Хан Батый: Так, что ты предлагаешь?
Ворожея: Вот возьми пыль мою мухоморную, сама делала. В лицо девоньки, брось, она будет видеть в тебе, того кого больше всех любит. Только мой морок будет длиться недолго, так, что давай сначала клеветой измажем  Олега. Затем в образе купца богатого, помощь ей предложили, спасение от нищеты и бегство от сердечных ран, пока она с любовью своей борется, сомневается,  хватай и в логово своё уноси. Там плач, жалуйся, то есть всячески на жалость дави, что, мол, любишь ее давно, ночью не спишь, от любви к ней весь шерстью покрылся, в общем, веди себя как пёс домашний.  Она тебя и пожалеет. От неё надо то совсем ничего, на первый взгляд… (задумчиво)  надо, чтобы она пообещала жизнь за тебя отдать. Если не исполнит, душа её почернеет, и счастье её к тебе перейдет, так, что итог все равно один.
Только надо до праздника Ивана Купалы все сделать. А то добрые волшебные травы ведуньи Екатерины, бабки ее, силы наберут, так, что никакой морок мой, ее не возьмет.  Придется еще годок тебе зиму зверем рыскать.
Ведьма: Вот смотри, какая душа девица! (Показывает в котел)
 Хан Батый: Да,… лакомый кусочек. (Говорит облизываясь).
 Ведьма: Ее не есть надо. Ты свои волчьи замашки то брось. Тебе облик человеческий вспомнить надобно. Ты любил когда?

Хан Батый: … кого? (Опять облизываясь).
 Ведьма: Да, говорю тебе. Не в виде пищи, а сердцем! Оно то у тебя есть? Дай послушаю.
Хан Батый: Где искать это…( говорит и  роется в карманах).
 Ведьма: Подойди. И пасть от верни. Зубы не чищенные. Где у тебя сердце? Слева нет…, справа нет…. В пятках что ли?
Хан Батый: Что искать то надо?
 Ведьма: Как часики стучать должно сердце… (показывает на ходики).
Хан Батый: Этот механизм у меня достали еще в детстве, что бы я жалости к людям не знал. Чтобы войска людские на людей направлял, и никакая совесть меня не мучила. А вместо него у меня там камень лежит.
Ведьма: Это проблема. А как ты без сердца девицу разжалобишь. Надо по кумекать.
Хан Батый: А может съесть кого? Пусть его сердце у меня внутри тикает (облизываясь).
 Ведьма: Не пойдет…так, из тебя хоть бы видимость человека сначала создать надо… (открывает сундук достает вещи)… Тут у меня вещички от Мизгиря схороненные. Тоже был… чужеземец богатый в Снегурочку влюбился, да и …утопился.  За любовным зельем ко мне захаживал.  Вот смотри… (достает карманные часики будильник).  Это тебе придется под шкуру зашить. Причешем тебя, репья уберем лишнее, шерсть по отскоблим, где надо…, фу…ну и дух у тебя звериный.
 Хан Батый: А как же я по лесу буду таким расхаживать, что есть то буду?
 Ведьма: На корешок пожуй, горький он аппетит совсем убьет, даже зверский…. А жить тебя надо в её деревню определить, чтобы на глазах у неё всегда был. Придется тебя в баню сводить: в горячей и ледяной воде, да еще в молоке искупать, а от репья не очищу. Придется ножичком поскоблить…(рассматривает руки и морду).

Берет нож, ковш, гребень. Уходит топить баню.
В избе - Хан Батый и Гришка Кутерьма (рыба).
Хан Батый: (слушает часики) Она, мня, что, опять надуть решила? (Берет корешок, ест, морщится). Может мне ее съесть?  А… с кем бы посоветоваться…. (Смотрит вокруг, обращается к Грешке Кутерьме). Хан Батый: Эй, страшненький, ни рыба, ни мясо -  рыба пернатая. Поверить мне старой Яге?
Гришка машет головой.
Хан Батый: Фу, как пахнет (нюхает котел).А… это, корешок противо-питательный, и в правду работает, не обманула, попробую как скажет сделать, если что, всегда успею съесть, как только действие корешка кончится… фу.
Приходит ведьма.
Ведьма: Пойдем видимость приличную наводить тебе будем.
Хан Батый: Ты только мне, чего нужное и не отрежь! (смотрит на и ножницы)
Ведьма: Давно живу, милок, не тревожься, я отрежу, я и пришью…! (Смеется). Причинные места сам себе вычешешь, цирюльник, ты мой доморощенный.
Выходит. Гришка весело летает по сцене. Машет головой. Слышен шум воды, крики и вой, как будто в бане. Звяканье  корыт и ведер, свист ножниц. Идет пар, свет постепенно гаснет.

3 действие
Около крыльца дома бабушки Катя и Аленки.
 На скамейке сидят Аленка и Настена. Аленка вяжет, Настена семечки грызет.
Аленка: поют песню о любви к природе и красоте.
Настена: поет частушку о любви и детях.
Алена: Настена, ты воеводу Олега давно не видела?
Настена: Нет, а ты…?.
 Алена: На Никола Ключ по утрам хожу, вечером уже 2 недели, как не наведываясь (грустно).
 Настена: А ты днем, на то место, где они лес рубят, загляни. Там то точно его встретишь. Папенька им обещал довольствия, хлеба да молока, отнести сегодня, можешь с ним сходить. Он меня то с собой не берет. Чтобы моей красотой мужиков не смущать. Говорит от греха подальше… (смотрит в зеркало, прихорашивается).
А тебя возьмет. Он говорит, что на Аленку никто не позарится…. Ой, извини. Это он про наряды твои бедные… (опять себя поглаживает, рассматривает красное платье свое).
Аленка: Да мне очень надо…, хоть одним глазком посмотреть на него, а то сердце изболелось, как он там? Глазки его синие, радостные ли без меня, а вдруг тоже скучает…
Настена: Некогда ему скучать! На службе он, а если скучают, то по красоте… по красоте девичьей. (Опять себя в зеркале рассматривает и пренебрежительно смотрит на Алену). Да, вот гляди! Папенька, то уже на опушке! Беги с ним!
Аленка бросает вязание и убегает.
Настена: (размышляя) Вот Алена с бабушкой Катей живет, все свободы в неё есть, куда, когда, с кем на все сама себе волю дает.
А я как кошка домашняя, мой папенька мне ничего не разрешает. Ни малейшей волюшки, маменька стирает, за коровой ходит, а мне только по дому убираться да готовить, больше ничего не дают. Мою красоту, беречь видишь ли надо, холить и лелеять: ручки должны быть беленькими, щечки розовыми (трет себя по лицу). Ну и… (смотрит на грудь) и так далее. Тяжелый труд не для красавиц.
Поет частушки про свою красоту.
Приходит баба Катя.
Баба Катя: Здравствуй, Настена! А, где Аленка?
Настена:  Побежала с моим папенькой на делянку.
Баба Катя: А, что за нужда то? Он, что сам не справляется?
Настена: Да… у нее своя причина (хитренько), на Олега посмотреть, захотелось. Я даже завидую ей, хоть я и хороша собой, да таких чувств не имею. Она вся в мечтах, а я и вся себя берегу. Как во дворце, охраняемом драконом. Только я и радостей других не знаю, только что смотреться в  зеркальце, да, с другими сравнивать, а жизнь как будто мимо идет…
Баба Катя: Красота твоя внешняя. Ты меня прости, Настена, но и душа красивой обязана быть! Ты зачем Алену все время внешностью подначиваешь? Она, по доброте своей, тебе не отвечает. А душой, то она тебя во многом превосходит! Ну, вот ответь мне, на вопрос, ты чего от своей красоты хочешь?
Настена: Замуж за богатого выйду. Будет у меня красивые вещи, каменья драгоценные, детки красивые…
Баба Катя: Так если мужик только в твою красоту влюбится, так после свадьбы только похвальба от нее и останется! Все внешние от времени меркнет и если внутренним светом не поддерживается, тогда как меда, что по ведру в день съесть, тошнить его будет! Добра я тебе желаю, добра в сердце твое, участия и красоты душевной!  Только это сможет сделать тебя счастливой.
Настена: (отмахиваясь) Да, баба Катя, что вы все время меня жизни учите..! Дали бы мне лучше травки приворотной, подсыпала бы парню, что по богаче, он и будет у меня любить, холить и лелеять!
Баба Катя: (сердится) Говорю тебе, о душе, а ты опять о вреде для души своей!  Приворотные травки могут только на время ум затуманить, а потом если человек, если не по своей воле влюблен, а именно очарован, а царица Любовь его чувством своим не наградила, не благословила, возненавидит он тебя на всю жизнь! Замуж выйти то выйдешь, а счастья знавать не будешь! И мужика изведешь, он ведь все время будет рыскать как зверь лесной, счастье то своё искать он не перестанет, будет, как слепец, всех пробовать, свою Судьбу на ощупь, да на зубок проверять.

Так и его и твоя жизнь и пролетят мимо,  ни уму, ни сердцу… так в народе сказывают. Только жалость, в лучшем случае, меж вами и останется. Господь Бог нам с рождения всем Любви по- ровно дал, только тратим мы её по-разному. Одни только для себя (смотрит на Настену), другие только для других (показывает в сторону Алены), а надобно -  для добрых дел, чтобы всем польза была, чтобы жизнь в радость и счастье в каждый дом пришли.
Настена: Так не получится! Все себе больше хотят…
Баба Катя: Это правда. От жадности и все коварство людское. Только если мы стараться не будем, то и силы волшебнее нас отвернутся.
Настена: Смотрите, ни как Аленка бежит!
Баба Катя: Что то на совсем ни своя.
 Прибегает Аленка.
Вся трясется, платье разорвано, говорить не может.
Баба Катя: Внученька, что случилось?
Аленка: (держатся за горло) В горле пересохло...
 Настена: Сейчас воды принесу! Наливают в ковш воды, дает Алене.
 Алена пьет, садится на скамейку.
Алена: Ой, ужас, что сейчас было!
Баба Катя: Успокойся, моя милая, мы здесь, все хорошо.
Настена: (не терпеливо) Ну, рассказывай…
Алена: Мы с твоим папенькиной на делянку лесную пришли. Там мужики стали на до мной подшучивать, мол, смотрите какая помощница у нас объявилась. Я ведро из под молока с корзинкой из под хлеба взяла и побыстрее решила уйти. А твой папенька с воеводой беседу беседовать остался.
Глаза у Олега такие же синие… (замолчала).
Настена: А, что тут ужасного то?
 Алена: Я пошла на родник ведро помыть, да воды набрать, как папенька твой попросил. Пошла  через лес на прямик.  День, то вроде, сегодня солнечный, птички поют. Только вдруг как будто все вокруг меня густым туманом окуталось, не видать дальше 1-го шага. Звать на помощь я постеснялась. Страшно мне стало.  По звуку воды к Ключу подошла, ведром воду набрала. Глаза поднимаю, а в лицо мне какой то ужасный зверь дышит, толи волк, то ли другое какое чудовище, весь косматый и лапы ко мне, протягивает… Я ведром его ударила. А он как зарычит. Голос то вроде как человеческий только скрипучий какой-то и говорит: «Приходи в Спасское село, к ворожее, у нее для тебя подарочек припасен. От любви твоей безответной лекарство есть. Только это не зверь говорил, а рыба летучая. А чудовище с волчьей мордой меняла лапищами так и норовит схватить. Взяла я  корзину, и  ну его лупить, только еще сильнее рычать стал, как будто смеяться начал. Играть со мной, видать, задумал.  Совсем меня страх сковывать стал, руки ноги слушаться перестали, почти с жизнью прощаться решила. Но тут вдруг Олень появился! Насадил он чудовище на рога свои мощные, и забросил далеко в кусты терновника дикого. За туманом густым больше не видела ничего… Только слышала, как зверь взвыл по звериному, а  Олень ему человеческим голосом грозно сказал: «Не смей к ней приближаться, а то я превращу тебя на вечно в червя земляного…».  Дальше я не расслышала, только глаза синие его заполнила...
Настена: А дальше то, что?
Алена: От страха, так бежала, не разбирая дороги, что всё платье о ветки порвала (рассматривает порванное платье).
Баба Катя: Вон мужики идут! По бегу, попрошу их на Ключ сходить посмотреть, что там… Настена, присматривай за ней.
 Убегает, слышны голоса мужские и Бабы Кати.
Баба Катя: Иван, Макар, Христа ради, прошу, сходите на Николин  Ключ, там корзина и ведро должны быть.  Да и проверьте, нет ли следов, какого зверя лютого.
 
4 действие (Если с песнями  2 АКТ)
Избушка ведьмы.  Она сидит на картах гадает и в тарелочку смотрит.
Ведьма:  Эх, не стерпели! Оглаеды! Не послушали меня, сами решили девицу, против ее воли, привести.
В дверь вваливаются Хан Батый и Гришка Кутерьма.
Хан Батый с разодранным боком, Гришка Кутерьма, весь в грязи. Тяжело дышат, повизгивают.
Ведьма: Что получили? Я вам, что говорила, сначала, оклеветать, потом заманить!
 Они к ней ластятся, повизгивают.
Ведьма: Молчите. Как я буду ее сюда заманивать, коль вы мои планы Оленю раскрыли. Он ее под защиту свою взял! Опять наказание от матери его Царицы Воды и Царя Лесов и за вас ждать.
Хан Батый: Сама говорила, что до Ивана Купалы дня надо все успеть, а до него 2 денька осталось...
 Ведьма: Дурни, вы глупые, у меня все до минуточки расписано было, а вы девицу напугали, морды свои лютый, ей показали, придется теперь колдовством превращать! А оно у меня последнее, пойду в закромах пошарю. А вы тут без меня раны зализывайте, да ничего не трогайте! Я тут мухоморную пыль для себя приготовила, смотрите не открывайте (показывает на склянку).
Уходит в амбар.
Хан Батый отряхивается как пес. Раны зализывает. Гришка Кутерьма, то же. Стук в дверь.
Гришка Кутерьма: Кто там?
Девичий голос.


Настена : Я из Белоглазова, где Никола Ключ. Пришла спросить, да помощи попросить.
 Хан Батый пытаются спрятаться под стол, задевают склянку, она падает. Разбивается. Пыль клубится. Он сам весь в пыли мухоморной.
Хан Батый отползает за зановеску. Одевает кафтан Мизгиря, Снимает маску волка.
Гришка Кутерьма: Заходи девица!
Заходит Настена.
Настена: Никого не вижу… где же вы, добрые люди, кто мне отвечал?
Хан Батый выходит в человеческом облике.
Хан Батый: Здравствуй, душа чистая! (Пускает ей мухоморную пыль в лицо), извини...те, вот муку рассыпал, поможешь..те прибраться?
Настена шатается, садится на стул.
Настена: Что-то в голове помутилось. Картинки в глазах странные, то ли зверь, то ли красивый муж. То рык звериный толи голос мужской красоты небывалой, толи псиной сырой пахнет, а то ли розами. Сердце бьется, как будто сбежать от меня хочет… Да, я сейчас дух, переведу, и помогу вам, а как вас звать величать.
Хан Батый: Зови меня... а как хочешь, так и называй! Можешь Батырушкой. Ты меня, каким видишь?
 Настена: Меня Настёной, маменька с папенькой назвали, а вы у меня как в тумане, толи от темноты, то ли от страху, что к ведьме пришла… Мне, что то не по себе…. Вы, кем ей приходитесь?
Хан Батый: Друг, сват, брат, соратник … секретарь, в общем. А по что, Настена, ты к ведьме… зачем пришла?
Настена: За подсказкой...


Хан Батый: Поди, суженого ищешь, так считай, что нашла, чем я не хорош.
Настенька: Да хорош! Очень хорош, только мои мысли и чувства одно говорят, а сердце совсем другое.
Хан Батый: А ты сердце, то не слушай, оно вообще, по мне, так лишний элемент в организме.
 Настенька: Баба Катя, всегда наоборот говорит, что самое сердце всегда слушать надо.
Хан Батый: А ты вот моё… послушай! (достает часики) Подносит к уху Настены.
 Настена: Да, оно ровно, как часики тикают…
 Хан Батый: (сдувает на неё мухоморную пыль) А ты вдохни по глубже, глаза то закрой, и все поймешь!
 Настена: (закрывает глаза) Как тепло стало, и как то, весело, странно…
И Настена засыпает.  Ходит ведьма.
Ведьма: Русским духом пахнет, у нас, что гости?
Просматривает то на Настену, то на и Хана Батыя.  Смотрит на склянку разбитую.
Ведьма: (Кричит) Ты что натворил? Это моя мухоморная пыль. Для моего для крепкого сна. И снов вещих. Она же теперь во сне всю правду узнают. Твое зелье, я спрятала, достает из кармана другую склянку. Глупость твоя все же предела не имеет! (Обращается Гришке). А ты, на что в дом без меня чужих впустил?
 Хан Батый, рычит обнюхивает Настену, лижет ей руку. Гришка Кутерьма прячется за спину ведьмы.
 Ведьма: Да, я гляжу, вы все тут страх потеряли. Нанюхались! А, ну, всем спать! Метла да ветер северный убрать из избы все, что мне чуждое!
 Воет ветер. Раскаты грома. Резко темнеет. Шум метлы подметающей. ;
5 ДЕЙСТВИЕ.
Около дома Бабы Кати и Аленки. Аленка плетет веночек из цветов и поет песню «На Ивана на  Купалу…»
 Алена: Надо сходить вечером на Ключ, отнести пирог с малиной да молока за помощь Олегу. Спас он меня от зверя лютого.
 А я не знаю, как его отблагодарить. Просто подойти и спасибо сказать, таком был в образе Оленя. И вдруг это и не он совсем. Но глаза его вроде. Это я точно помню.
Мужики, правда, тогда вслед побежали, да кроме веток, помятых ничего не нашли. Принесли корзину с ведром, да и на смех меня подняли. Теперь по всей деревне слух идет, что я блаженная. И рассказ мой, всё сказки, как будто про себя сочиняю, чтобы к себе внимание привлечь…  Да и пусть говорят, мне все равно.
Баба Катя: Алена, а пирог ты кому припрятала?
Алена (смущаясь): Бабушка, можно я на Ключ Николин его отнесу. На пенёчек положу, пусть Олег найдет, все сам поймет, а нет, так значит, так тому и быть… (краснеет).
Баба Катя (улыбается): Иди, родная, добрый человек, всегда за благодарность даром ответит. И молочко не забудь. Ягода то нынче сладка уродилась, ароматна… от пирога и запах любому человеку в радость.
Алена (закладывает все в корзинку и приговаривает): Испеченный пирожок, где мой родненький, дружок. Ты катись как колобок, в его миленький роток.
Хохочут вместе с бабушкой.
Баба Катя: Ну, ты придумщица! Иди. Да, прибегай поскорее, а то цветы твои завянут, надо веночек до вечера до плести, чтобы в ручей пустить сегодня, в ночь на Ивана Купалу пойдем. А ты Настю, то сегодня видела?
Алена (убегая): Видела она спит дома, странные сказки рассказывает, похлеще моих.




Алена с корзиной убегает. Приходит Настена.
Настена: Доброго дня, вам Баба Катя, я к вам за помощью….
Баба Катя: Добрый (всматривается). Что случилось, Настен? Говори, чем смогу помогу.
Настена: Не послушалась, я вас вчера в Спасское село к ведьме наведалась. Только ее не видела и как домой вернулась тоже не помню. Сны, мне страшные снятся про волка в облике человеческом, да рыбу говорящую, что летает. Может, конечно, рассказ Алены про Оленя, меня не отпускает, но голова как будто во сне весь день, все из рук падает, а в зеркало смотрюсь старуху, грязную вместо себя вижу! Ужас, да и только. А платье моё красное, вот, знаю, что красивое, а как посмотрю, так прям страшно, стало в пыли все.
Баба Катя: Экая ты дурилка! Сейчас приду и принесу воды Святой, попробуем с тебя морок снять, а то вон глаза тусклые, как мухоморами тебя по потчевал кто.
Уходит в дом.
Настена: нюхает цветы поет «Цветики, цветочки во моем садочке... Помогайте, здоровье возвращаете».
Приходит бабушка Катя,
приносит чашу с водой и веничек из трав.
Баба Катя: Садись прямо на цветы, глаза не закрывай, все за мной повторяй, что ум придет, рассказывай.
(Читает заговор.
Шепчет, ходит вокруг брызгает на Настю водой Святой)
Морок страшный уходи, все болезни забери. Я Святой водой умоюсь. И добро творить настроюсь. Сила трав мне будет в помощь. И от морок я отмоюсь.
Настена повторяет. Вдруг взвизгивает Настена.
Баба Катя: Рассказывай, что на ум пришло.




Настена: Дом… голос визгливый, я вхожу там кругом мука рассыпана, склянка разбита, на ней мухомор нарисован… занавеска… выходит мужчина видный, в платье красном … голос, то грубый, то ласковый… часики тикают… Батырушко зовут… рыба летает, огромная... говорит голосом человеческим…. Хочется очень спать, спасу нет как хочется!
Баба Катя: Глаза открой (брызгает на лицо)!  Святая водичка, умой ее личико, верни на свет Божий, сотри след не гожий.
Настена (трясет головой): Ой, как будто легче стало! Спасибо Баба Катя.  Да еще, Алене беда грозит, я во сне видела: хочет ее ведьма забрать, за дорого зверю продать, а зверь, то не простой, а мой Батырушко. Я как будто брежу им. Он в сердце запал мне,  думаю о нем постоянно… как бы умом не тронуться, и рассказать никому кроме вас нельзя, за сумасшедшую примут.
Баба Катя: Придется тебя выручать по-серьёзному. Ты никому про это  не говори, я сама помочь попробую. Ну, и от тебя сила духа потребуется: иди домой, возьми платье, в котором вчера была и все остальные вещи, что на тебе надеты были. Замочи в этой чаше со Святой водой, только не сжигай, а то пыль мухоморная дымом тебя возьмет.
Настена берет чашу и собирается домой.
Баба Катя (вслед Настёне): Смотри не сжигай! Да, тряпицу чистую намочи в Святой воде и на лицо повяжи, чтобы опять не надышаться нечистью.
Настёна (отвечает убегая): Спасибо!
Настена убегает.
Приходит Алена. В руках держит амулет диковинный.
Баба Катя: Аленуша! Ни как нашла чего?
Алена (восторженно): Бабулечка! Смотри, что он мне подарил! Амулет на витой веревочке с цветами диковинными, в них как, будто вся красота природы нашей написана.
Баба Катя: Сам воевода Олег подарил?




Алена: Нет, я думаю, что это он…
Баба Катя: Да, расскажи, уж, пожалуйста, все подробно, а то мне с вами, девчонки, самой скоро помощь понадобится! Вон Настена уж половину сил у меня уже забрала…
Алена: Дело было так: пришла я с гостинцами на Николин Ключ, на пенечек гостинцы положила, чтобы не запылилась, сверху платочком своим накрыла, сверху шишку сосновую положила, чтобы ветром не унесло. Пошла уж было домой, да, набрела на полянку зрелой земляники, вот и тебе принесла (дает веточку с ягодками земляники из корзинки). Ягода сладкая, пить мне захотелось, я назад к Ключу и воротилась. Попила водицы, глажу, а на пенечке, где гостинцы оставила, кулончик – амулет этот диковинный. Я такой чудесной красоты ни когда не видывала!
Баба Катя: А с чего ты взяла, что это тебе Олег то подарил?
Аленка: А… я когда взяла в руки его, то голос услышала:
Голос Олега: «Спасибо, Аленушка, за гостинцы твои, за сердце твое благодарное, за душу твою чистую.
Прими и ты от меня подарочек. Амулет этот от матушки моей Царицы Водицы расписан узором волшебным. Имеет он силу самой природы Матушки и Царя Лесов, в помощь тебе дарится. Ты его при себе носи, меня не забывай, и знай, я рядом всегда. Как захочешь со мной  беседовать, ты его в ладошку правую возьми, подуй на него и к ушку приложи, я тот час радоваться буду беседе с тобой!».
Баба Катя: Экая, диковина…! А ты попробуй спасибо ему передать. За подарок чудный!

Алена: Боязно, а вдруг… от дел оторву.
Баба Катя: На спасибо за всегда время найдется.
 Алена: Беру в правую ладошку. Теплом согреваю. Дую. К ушку прикладываю. Слушаю… (проделывает все что говорит)
Баба Катя: Что слышишь то?



 Алена: Слышу ветер воет и голоса чьи то, но не его.
Ой! - Спасибо за подарочек! (Испуганно).
Баба Катя: Что-то ты побледнела, что не так то?
Аленка: Голос не его я услышала. Сказал он мне. Чтобы скорей подружку Настену спасала. Опасность ей грозит великая.
Баба Катя: А Настена говорила, что тебе угроза от ведьмы и Спасского села грозит. Она домой, побежала. Пойдем, проверим как она там.
Алена: Ой, смотри, что это Настена на крыше дома сидит! Настена, остановись, замри, мы сейчас. И дым... Отовсюду видеться. Только бы не пожар!
На сцене. Дым + красный фонарь в виде огня.
Слышны крики Алены и Настены.
Баба Катя начинает светиться, от нее идет луч.
 Баба Катя: (Произносит заговор)
 Царица Водица! Уйми огневицу! Спаси девицу! Помощи прошу! Все силы свои приношу!
В дыме появляется Хан Батый и Гришка Кутерьма (мельком).
 Баба Катя падает. Дым рассеивается. Пожар затихает.
 Из дыма проявляются на Алена и Настена.
Алена: (склоняется над бабушкой Катей и причитает) Бабулечка, вставай, пожар, утих. Сам, как по волшебству! Солнышко моё, проснись! (Гладит, целует, плачет).
 Настена: Простите меня. (Плачет) Это я виновата…! Пошла ведьмину пыль смывать. Да, свечу и уронила. Как на крыше оказалась, не помню. Только вижу, что ты меня дым окутывает. Стало страшно мне. А как баба Катя, заговором стала его душить, силы волшебные призывать. Так, как будто Батырушко мой, на руки меня взял и вниз на землю матушку опустил.
Аленушка: А я в огне Олега видела, он водой на огонь плескал и тот утихал.


Баба Катя: (Приподнимается) Доченьки! Родные! Все живы?
 Алена: Да, бабулечка, мы все живы и дом спасен! Все хорошо!
Баба Катя: Спасибо вам, силы  волшебные, что на помощь пришли! Алена, слушай меня внимательно, я свои силы лишку отдала, если засну крепким сном, не пугайся… Ты по амулет по своему, у Олега спроси, как найти Цветочек Аленький, что ночью сегодня на Ивана Купалу цвести будет. Им ты сможешь и Настену спасти, и себя беды уберечь, а если Богу угодно будет, то и мой Кубок Жизни силой наполнится.
Баба Катя засыпает.
Алена достает амулет.
Алена: Беру в правую ладошку, теплом согреваю, к ушку прикладываю…
Настена смотрят заворожено. Резко садится на пол.
Алена: Друг, ты мой милый, спасибо за помощь, подскажи, как Цветочек Аленький отыскать в ночь на Ивана Купалу.
Голос Олега: Не тревожься, Алёнушка! Знаю я, что помочь тебе сможет! Сердце твое и душа твоя чистая любы мне! Не дам я тебя в обиду никому! Приходи на ручей Николин, как стемнеет, покажу я тебе, где растет Цветочек Аленький, что раз в год цветет. Древний дед Папоротник его охраняет, на волю редко отпускает, а человеку в руки никогда не давал. Но у отца Царя Лесов помощи попрошу, поручусь за тебя, что дурного в мыслях нет у тебя, только смотри, чтоб он в руки корыстные не попал… (слышится топот конные по лесу, и вой ветра)…, я на озеро Светлояр, должен успеть… до темна (вой усиливается) буду ждать тебя у ручья….не кручинься…
Алена наклоняется над бабушкой.
Алена: Отдохни, бабулечка! Скоро Олеженька поможет нам силы тебе вернуть.
Настена машет головой.
Настена: Ой, кажется, я опять заснула…  Или… что это было? Алена, какой за кулончик  диковинный!
Алена: Подарочек это от Олега воеводы, Оленя Нижегородского!


Настена: Это он сейчас говорил с тобой?
Алена: Да он. Оленем обернулся и к батюшке за советом умчался!
Настена: А Цветочек  Аленький это тот, что зовется волшебным Цветком  Папоротника? Тот, что клады открывает? И тому, кто его найдет, клады открывает?
Алена: Наверное. Надо по рассуждать, как бабушка.
 Сначала надо понять про какие опасности все говорят:
 бабушке силы вернуть, это понятно, а от чего тебя спасать надо?
 И почему вы говорите, что мне опасность грозит?
Настена: (рассматривает амулет) Алена, я тут на бедокурила! Тебе пока, наверно, про это ничего неизвестно.
Алена: Чего же ты могла такого страшного натворить?
Настена: Я к ведьме в Спасское село ходила, там в Батырушку влюбилась. И ведьминым зельем отравилась. Баба Катя меня лечила,… от этого и пожар случился. А тебе опасность грозит, потому что, его можешь спасти только ты, если душу свою чистую и сердце  ему пообещаешь. Это я во сне видела, когда мухоморами пылью ведьмы на дышалось. Только я его тебе не отдам, он мне по сердцу пришелся! Пусть и  страшненьким бывает, и пахнет, временами, мягко сказать, не очень, но с этим я справлюсь!
Алена: Давай вспоминать. Бабушка сказала, что Аленький Цветочек и тебе, и мне помочь сможет. Как же это по уму то сделать?
Если Цвет Папоротника клады человеку открывает то, что для тебя кладом будет?
Настена: Для меня кладом будет Батырушка, в облике мужа прекрасного  с сердцем человеческим!
Алена: А для меня: здоровье бабушки и любовь Олега.
Настена: Помоги мне, Аленушка! Спаси ты моего Батырушку.
Это он тебя у ручья напугал с Рыбой летучей, правда, то, но ты прости его!  Наказали его, аж, 3 века назад за дела его гадкие.



Но, если подумать, разве он виноват, что еще дитяткой, у него сердце достали и камень, вместо него зашили, чтобы он жалости к людям не знал. Сын он Хана чужеземного. Обучили его земли чужие завоевывать, вот он с родной земли к нам и попал! Превратили его защитники земли Нижегородской, что в озере Светлояр, в зверя лютого в волчьем обличии, за то, что много зла с собой в наши края принёс. Но сейчас он исправился, он люб мне хоть и сердце его в часиках пока стучит, но душа его мне по сердцу! Спаси, Аленушка, помоги, сердце Батырушки вернуть и в человека обратить!
Аленушка:…Конечно, чем смогу помогу, Настена.  Хотя ты, своей любовью, и сама спасти сможешь его. А я Олега люблю, пусть даже любовь моя на человеческое счастье никогда не сможет быть похожа.
Настена: Прости, ты меня, подруженька, что красотой своей кичилась, тщеславие свою тешила. Правильно Баба Катя сказала, главное, чтобы любовь в сердце жила, тогда все равно как любимый выглядит, пусть в шерсти, пусть и пахнет, может и толстым стать и тонким главное, чтобы любил. Тогда все к радости и обернется.
Алена: Смотри, уж, звездочка первая появилась! Давай бабушке поможем домой зайти и веночка доплетем из цветочков.
Поднимают бабушку и уводят домой.

Действие 7.
 Ведьмина избушка.
Ведьма бегает вокруг котла.
 Ведьма: (причитает) На 5 минут вышла. Все планы мои попутали…( визжит). Всем все по рассказывали… (визжит). Да, еще и на пожаре на рисоваться успели! Ироды проклятущие!
 Вот что мне делать: с голоду пухнуть, коли Хан Батый мне денег за освобождение не даст, или от Оленя милостей ждать?
А я вот в чем виновата? В том, что кушать хочется? Корешки то противо- аппетитные  на меня уже не действуют, привыкла я к ним, только и делаю, что ими хрустю.
Скатерть самобранку бы мне, чтобы кормила, да поила меня в вдоволь. Так я и доброй стану.


Вваливаются Хан Батый и Гришка Кутерьма, взлохмаченные, в саже.
Хан Батый: Ты, Яга, на нас не серчай, мы Настену спасали, сами ее чуть ни сгубили.
 Ведьма: Это, что это ты, вдруг ручным тo стал?
 Хан Батый: Хоть сердца нет у меня, а вот чувства, вдруг, пробудились.
Ведьма: Так у зверей страсти - в крови. Что не уж то проснулась, страсть твоя!
Хан Батый:  Да, кипит кровушка по жилам, в глазах стоит образ девицы, что Настенькой называлась, даже… на дела добрые, так и тянет.
Ведьма: Оплата за чудеса мои причитаются? (заискивающе).
 Хан Батый: Да, отблагодарю я тебя, проси, что хочешь.
Ведьма: Хочу скатерть самобранку, чтобы тебя, касатик, всегда вкусно потчевать.
Хан Батый: И где же она спрятана?
Ведьма: А там, где все клады прячутся: «не известно где»! Вот ты сегодня ночью по лесу порыскай, найди Цветочек Аленький, что Цвет Папоротника. И принеси мне моё сокровище.
3 желания, тот Цветок исполнить может:
 мне скатерть самобранку, себе сердце в облике человеческом, и еще одно желание сам придумай!
Хан Батый: Я уж 3 века, как на эту самую ночь, его ищу, всегда вижу, а добраться никак не могу, стена незримая его защищает, чем ближе приближаюсь, тем дальше становлюсь от него.
Ведьма: А ты попроси не для себя, а для того кого любишь! И, главное, верь в это всем своим.. камнем, что под шкурой, вместо сердца, за шит. Авось, и доберешься.
Хан Батый: А ты мне погадай. В какой стране искать его, а то летняя ночь короткая!
Ведьма: Да… и то... можно.


(Роется в сундуке, достает карты большие, сметает со стола утварь)
 Ведьма: Карты мои старинные. (Причитает)
 36 картей 4 мастей. Расскажите, покажете, где Цветок Папоротника алым цветом сегодня зардеется.
Раскладывает карты на столе, смотрит внимательно.
 Гришка Кутерьма над столом летает, Хан Батый тоже склонился всем телом над столом.
Ведьма: Эх, гляди ко, почти Воскресенском, около озера Светлояр народится цветочек Аленький. В том месте, где тебя 3 века назад без войска оставили  и зверем обернули. Беги туда, серый. Только сегодня и сможешь человеком стать. Ну и то, так процентов на 50… у тебя соперница есть : молодая девушка, незамужняя, но очень сильная духом своим и планы, почему то, у вас схожие….   Так, что торопись, беги туда, где все потерял, там все и вернешь! Да помни, если для себя просить будешь Корысть твоя помехой станет, проиграешь, ты и этот бой.
Хан Батый: Ты мне амулет волшебный обещала, так давай! Помогай, а то и без подарка останешься.
Ведьма. Нет, если мою силу учуют, то тебе уж ничего не поможет. Сам ты должен себя спасать. Так карты говорят, а я с ними даже из не смею спорить.
 Хан Батый: Дай, хоть корешок провитво- аппетитный а то голод начнет своё требовать ,как бы по дороге мне вреда не наделал.
Ведьма: Это, пожалуйста, на держи, чем меньше животного в тебе будет, тем больше за человека сойти сможешь.
Дает корешок.
Хан Батый:  (жует, морщится)  Ну и гадость, вот вам и анти грыз... Гришка, летим со мной, с воздуха разведку вести будешь.
Выходят.



Действие 9.
 Декорации: лес, огни светлячков, туман густой. Папоротник кругом, большой камень с пещерой. Музыка эпическая.
Аленушка идет, поет песню, в которой прославляют природу Матушку и просит помощи у сил природы для счастья близких людей.
Доходит до камня, останавливается, становится на колени, гладит листья папоротника.
 Из за камня выглядывают Хан Батый и Гришка Кутерьма.
Алена: (обращаясь к листьям папоротника)  Дедушка древний Цвет Папоротника, подари ты мне цветочек твой аленький. На благое дело прошу, добрым людям помочь хочу, помоги и ты мне, Дедушка Папоротник,  подари цветочек Аленький. Не ради корысти, а ради радости… в дар тебе косу свою девичью отдаю.
(Берет ножницы  и отрезает косу. Кладет на камень сверху. И веночек с головы, снятый)
 Алена: Я тебе и молочка принесла в кувшинчике (достает кринку молока из корзинки, ставить рядом на камень). И пирожок с малинкой аленькой, что как цвет твой волшебный! Ароматна ягода лесная, чтоб духов - защитников даров твоих порадовать на святой день Ивана Купалы. Прими дары мои девичьи, не побрезгуй.
 В листве папоротника, шорох и сиянии.
Гришка и Хан Батый изумленные, наполовину вылезают из под камня.
Аленушка:  Еще у меня для тебя весточка от Царя Лесов и Царицы Водицы, есть вот она! (Достает амулет).
« В правую ладошку кладу, теплом согреваю, дую, к ушку прикладываю».
 Голос Олега:  Здравствуй, Дедушка Папоротник, просим тебя за девицу добрую Аленушку, разреши цвет твой сорвать на здоровье и радость применить.  В дар тебе Царица Водица, дождичек посылает, что будет тебя поливать по первому твоему пожеланию.

Листья сильно колышутся, из листвы папоротника вырастает стебель, на нем бутон ярко красный, светится.
Раскрывается как маков цвет.
Аленушка: Ах, цвет ты мой, Аленький! Красота, то какая!
Гришка кидается в перед, Хан Батый тоже, но они натыкаются на невидимую стену. Что то кричат, рвутся вперед, но у них ничего не получается. Они видят, что Аленушка стоит в круге белом, за который им не прорваться.
Аленушка протягивает руки к небу.
Аленушка: Спасибо тебе, Дедушка Древний Папоротник, за чудо мне явленное, вовек не забуду доброты твоей!
Подносит руки к цветку, не срывая.
Алена: (глядя на цветок) Цветочек Аленький, если хочешь иди мне, а нет, так, так помоги, прошу тебя!
Хан Батый стучится,  бьется, падает на колени (как в пантомиме, без звука).
 Алена: Помоги, цветочек, подруженьке моей Настеньке, любимого спасти, Батырушку, сына Хана чужеземного, подари ему сердце и облик человеческий, на радость людское счастье испытать.
Луч света из цветка на Хай Батыя, он хватается за сердце и падает. Гришка Кутерьма убегает в страхе в пещеру.
Алена: Еще, прошу тебя, излечи рабу Божью Екатерину, бабушку мою. Наполни ее кубок жизни силой твоей, помоги вернуть здоровье, потраченное на добрые дела.
Луч света падает на кринку с молоком. В неё струится сияние.
Алена: Третье желание у меня не придумано, но если можно, прости и ведьму из села Спасского, и дай ей то, что сделает ее доброй,  всем людям на радость.
Свет появляется  на венке из цветов, а под ним скатерть самобранка виднеется.

 Алена поет песню в эпическом стиле прославляет природу и чудеса. Благодарит Аленький Цветочек и Деда Папоротника. А также праздник Ивана Купала славит.
Танцуют вокруг цветка вместе с огоньками.
Цветок закрывается и уходит назад в листья.
Темнеет, опускается туман.
 Алена поет, удаляется от камня.
 Голос Настены в лесу, приближается.
Настена: Духи Лесные  и Феи Водяные. Помогите дорогу верную отыскать, на которой любимого моего смогу я обнять…
(поет песню натыкается на камень, на котором лежит скатерть).
Настена: Что за красота!
 Гришка Кутерьма вылезает из пещеры тычется в Настену, показывает на Хана Батыя.
Настена: Ах, кто это? (Наклоняется) Светлячки, помогите человека осветите. (Над Ханом Батыем появляется свет). Да это же мой Батырушко. Да, он и не дышит!
 Переворачивает его гладят по морде.
Настена: (причитает)  Любимый, мой солнышко, ясный свет, вставай, проснись! Пусть даже и в облике зверя лютого. Я тебя и такого люблю!
Целует его руки мохнатые и, вдруг, шерсть снимается, как варежка, целует 2 руку, снимает варежку.
Целует его в лоб, снимает маску волка.
Настена: да, ты красавец мой, проснись! (падает, рыдая к нему на грудь).
 Громко с нарастанием слышится стук сердца.


Настена: Милый, слышу сердце человеческое, значит, помогли тебе Аленушка с Оленем Нижегородским, Цветочек Аленький, знать, отыскали. Просыпайся Батырушка, суженый мой.
Гришка Кутерьма, тычется в скатерть. Настена берет скатерть, раскрывает над Ханом Батыем, закутывает.
Настена: Видать, скатерка непроста… Раз в лесу с тобой рядом она, попрошу я у нее Живой воды для Батырушки.
 На скатерти появляются Буквы: Живая вода, появись, новый человек. в новом облике возродились! (шум дождя).
 Гришка Кутерьма, тычется под скатерть, при поднимает ее.
Настена в страхе глаза руками закрывает.
Из под скатерти медленно появляется Хан Батый.
Глядит на руки свои, ощупывает лицо.
Хан Батый: Видать чудо свершилось! Руки мои не лохматые…, ( трогает лицо). И лицо человеческое, они морда волчья.
 Видит Настену, обнимает,  руки убирает  от лица Настены.
Хан Батый: Ах, ты девица распрекрасная, Настенька. Пожалела ты меня в образе чудовища лесного, прими теперь и в образе человеческом.
Настена падает в обморок, он бьет ее на руки.  Укутывает скатертью, уносит со сцены.
 Гришка Кутерьма кружится над ними. Туман опускается.
10 действия.
 Около дома Бабы Кати.
 Перед домом накрыт стол. За ним сидят Алена, Настена, Батырушка  и ведьма. Над ними летает Гришка Кутерьма.
Из дома выходит бабушка Катя.


Бабушка Катя: (в изумлении обращается к ведьме) Тамара! Это как это ты к нам решилась зайти.
 Ведьма: Здравствуй, волшебница Екатерина!  Так мы свадьбу играть затеяли! Пока ты во сне силы набиралась, Алена с Оленем  Аленький цветочек папоротника отыскать умудрились!
Бабушка Катя: Алена, не что получилось.?
 Алена:  Да, бабушка все как ты наказывала, сделали.
Бабушка Катя: А еды, то столько от откуда взяли? (рассматривает скатерть) … Да это,… никак старая знакомая, скатерть самобранка.
Ведьма: Она самая! Теперь мне подаренная!
 От того я теперь и добрая.
Баба Катя: Так если ты одна на ней кушать ты будешь, то она опять спрячется.  (рассказывает Алене)….Любит стряпуха разговоры, да сказки за трапезой послушать. И чем больше благодарить ее будете, тем вкуснее яства, она готовить будет.
Ведьма: Да, вот теперь придется, по гостям с ней разгуливать! Домой, то гостей, я к себе звать не люблю.
 Молодые Настена и Батырушко  не на смотрятся друг на дружку.
 Бабушка Катя: А твой Олежка то где?
 Алена:  Дела у него неотложные на северной окраине земли нижегородской. Оленем по берегу Ветлуги реки порядок наводит.
 А меня приглашает, помогать ему, на остров Буян корабли снаряжать. Так что скоро  мы с ним путешествовать будем вместе.
 Бабушка Катя: Вот и здорово! Так, давайте всем мирком, да и к нам на свадебку!
Поднимают чарки.
Поют заздравную песню вместе с залом. 
Конец.