Монархизм Н М Карамзина

Александр Евгеньевич Закатов
Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году в семье помещика Симбирской

губернии. С 1784 года Карамзин проживает в Москве ,и сотрудничает в журнале

"Детское чтение для сердца и разума", издававшемся Н И Новиковым . После

путешествия по Европе, Карамзин вернулся в Москву и занялся литературной

деятельностью .В 1791-1792 годах он издавал "Московский журнал", ставший

центром нового литературного направления-русского сентиментализма. Арест Н И

Новикова ,заставил Карамзина с 1793 года прекратить издание журнала. После

воцарения Александра 1, Карамзин вернулся к издательской деятельности ,

редактируя журнал "Вестник Европы ".В 1803 году Карамзин предложил Александру 1

свои услуги для написания полной истории России ,"не варварской и непостыдной

для его царствования". Предложение было принято, Карамзину было официально

поручено написание истории России. Всю свою последующую жизнь Карамзин

посвятил созданию "Истории государства Российского". Создание истории России,

Карамзин рассматривал как способ выражения своей политической программы.Он

считал, что положение официального историографа дает ему право активно

вмешиваться в политический процесс, выступая в роли советника царя. Карамзин

принял участие в борьбе против проекта государственных преобразований

Сперанского . В "Записке о древней и новой России" он выступал против любых

изменений в общественном и государственном строе России , осудил либеральной

политику первых лет царствования Александра 1. Восстание декабристов он

назвал "нелепой трагедией наших безумных либералов ", одобрив расправу

Николая 1 над восставшими . Философские взгляды Карамзина представляли собой

смесь догм православной религии и теорий новейшего идеализма. Взгляды

Карамзина на развитие общества нашли выражение в ,так называемой "утешительной

системе", как он называл свою социологическую теорию. Сущность ее заключалась

в утверждении, что история человечества есть история всемирного прогресса ,

основу которого составляет духовное совершенствование людей, и , что историю

человечества делают великие люди. С этим представлением об историческом

развитии народов, были тесно связаны имевшиеся в его мировоззрении элементы

западничества ."Все народное ничто перед человеческим,-утверждал Карамзин,-

главное дело быть людьми, а не славянами. Что хорошо для людей, то не может

быть дурно для русских ; и что англичане или немцы изобрели для пользы ,

выгоды человека то мое, ибо я человек".Революционные события  в Европе и

усиление борьбы против самодержавия в России сыграли крупнейшую роль в

оформлении консервативного мировоззрения Карамзина. Но отказавшись от своей

"утешительной системы", он наполнил ее консервативным ,националистическим

содержанием. В "Записке о древней и новой России" Карамзин отказывает даже

законной власти в праве проводить изменения общественных порядков. Он,

по существу, отказался и от теории единства исторического развития

человечества, выступая за особый для каждого народа путь развития, за

сохранение и укрепление "народного духа " и "народных обычаев ".Карамзин

обвинял Петра 1 в том , что он " унижал россиян в собственном их сердце",

"захотел сделать Россию Голландиею "и, что в результате его деятельности

"мы стали гражданами мира , но перестали быть , в некоторых случаях гражданами

России ".Переход от западничества к национализму был обусловлен у Карамзина

стремлением отговорить Россию от влияния революционного Запада , предотвратить

возможность следования по европейскому пути развития.Не случайно ,представители

теории официальной народности и славянофилы считали Карамзина своим духовным

отцом. Вслед за Татищевым и Щербатовым ,Карамзин рассматривал историю как

политическую науку , которая должна воспитывать людей и наставлять их к

практической общественной деятельности . Карамзин поставил перед историей

сугубо охранительную задачу :примирить "простых граждан " с существующими

общественными порядками , и научить "правителей" способам борьбы с

"мятежными страстями ", вооружив их историческим опытом "учреждения порядка ".

В" Записке о древней и новой России" Карамзин утверждал , что для России

наилучшей формой государственной власти является самодержавие ."Россия

основалась победами и единоначалием , гибла от разновластия ,а спасала

мудрым самодержавием ,которое основало и воскресило Россию". Эту идею

Карамзин положил в основу " Истории государства Российского ". Он посвятил

этот труд Александру 1, закончив посвящение словами :" история народа

принадлежит царю ".