Задачи на сравнение

Любовь Кантаржи
(сценарий для телепередачи "Шишкин Лес")
Действующие лица:
ШУНЯ - мышка
КОКС - котик
Профессор ЦИФЕРКИН

Шуня и Кокс вырезают из цветной бумаги цветы. Готовые цветы уже украшают стену.
ШУНЯ. Здравствуйте, мальчики и девочки!
КОКС. Привет, ребята!
ШУНЯ. Еще лепесточек… И ещё…Правда, Коксик, мы хорошо придумали: комнату украсить? Зубок придет с прогулки – удивится!
КОКС. Замечательный сюрприз получится! Красота! Просто загляденье!
Шуня закончила вырезать цветок и прикрепляет его на стену при помощи цветных кнопок (или липучек).
ШУНЯ. Ну вот, еще одна ромашка распустилась.
КОКС (заканчивает одуванчик). И еще один одуванчик! (Прикрепляет его на стену). Все же нелегкое это дело: комнату украшать. Ох, даже лапки устали! А я и всего-то три одуванчика вырезал.
ШУНЯ. Это ты с непривычки устал. Надо лапки тренировать.
КОКС. Да? А ты не устала разве?
ШУНЯ. Ни капельки!
КОКС. Ни капельки? Раз, два, три, четыре… Пять ромашек нарисовала, раскрасила и вырезала! Шуня, да ты просто молодец!
ШУНЯ (смущается). Да что ты! Мне совсем не трудно!
КОКС. Хм-м… Сколько же это будет? На сколько же это? Пять… И три… Так-так-так… Пять и один - шесть… Пять и два – семь, пять и три…
ШУНЯ. Восемь!
КОКС. Вот как! Восемь! Что-то тут не так… Что-то не получается…
ШУНЯ. Получается, получается!  Пять ромашек, и три одуванчика – вот и получается восемь цветочков! Так?
КОКС. Так-то оно так… Да не так! Всего-то их, конечно, восемь. (Чешет затылок). Только я совсем не это имел ввиду! Я хотел понять, на сколько твоих ромашек больше, чем моих одуванчиков?
ШУНЯ. Ну и на сколько?
КОКС. Ну вот и получается, что ничего не получается. К пяти прибавить три получается восемь.
ШУНЯ. Восемь.
КОКС. Что ж, выходит,  ромашек на восемь больше?
ШУНЯ. Выходит. Да нет, как же на восемь, если их и всего-то пять – ромашек-то. Постой, Коксик! Может, их и не надо было складывать?
КОКС. Шуня, ты меня удивляешь! Как же это не надо складывать, когда я хотел узнать, на сколько больше? Не меньше, а больше, понимаешь? Боль-ше! А раз больше – значит, надо складывать: к пяти прибавить три получается восемь. Так?
ШУНЯ. Вроде так… И не так…Что-то я запуталась совсем. Да-а, тут без Циферкина не обойтись!
ЦИФЕРКИН (входит). Кто меня звал? Кому я понадобился? Здравствуйте, мои дорогие!
ШУНЯ. Ой, профессор, здравствуйте!
КОКС. Нам, нам вы понадобились! Вы как раз вовремя!
ЦИФЕРКИН. Ну что ж, я всегда рад помочь друзьям! О, да как тут у вас красиво! Целая цветочная поляна! Неужели это вы так комнату украсили?
КОКС. Конечно! А то кто же!
ЦИФЕРКИН. Молодцы! А какая вам от меня помощь нужна? Цветы вырезать?
ШУНЯ. Ну, что вы, профессор! С этим мы уже справились!
КОКС. Шуня вырезала пять ромашек, а я три одуванчика. Вот я и хотел сосчитать, на сколько больше ромашек-то?
ШУНЯ. Да! На сколько больше ромашек?
КОКС. Да только ничего у нас не получается.
ШУНЯ. Ерунда какая-то получается.
ЦИФЕРКИН. Что вы говорите? Ну, что ж, давайте сравним ваши цветочки. Это совсем не сложно.
Циферкин снимает цветы со стены и раскладывает на столе ромашки (или работает с ними прямо на стене).
         Р   Р   Р   Р   Р

ЦИФЕРКИН. Вот ваши пять ромашек. А под ними поместим одуванчики, чтобы получились пары.

Р   Р   Р   Р   Р
О   О   О

ЦИФЕРКИН. Ну, видите разницу? Сколько ромашек осталось без пары?
КОКС. Две!
ЦИФЕРКИН. Значит… Ну?..
ШУНЯ. Значит, на 2 ромашки больше! А не на восемь!
КОКС. На две? Гм-м... И как же это получилось? Разве не надо было складывать 5 и 3?
ЦИФЕРКИН. Конечно, не надо! Наоборот, чтобы увидеть разницу, нужно отложить эти три ромашки в сторону (отодвигает ромашки вместе с одуванчиками),

                Р   Р   Р              Р   Р
                О  О  О

то есть отнять!
КОКС. От пяти отнять три?
ЦИФЕРКИН. Вот именно!
5 – 3 = 2
ШУНЯ. И получилось две. На две ромашки больше! (Со скромным видом гения). Вообще-то я так сразу и подумала.
КОКС. Да? Ну и ну! А я думал: если хочешь узнать, на сколько больше, то надо складывать.
ЦИФЕРКИН. А если хочешь узнать, на сколько меньше?
КОКС. Тогда вычитать!
ШУНЯ. Нет, не так! Я догадалась: если хочешь узнать, на сколько что-нибудь чего-нибудь больше или меньше – это все равно! – надо вычитать.
КОКС. Как же это все равно?
ЦИФЕРКИН. Шуня совершенно права! Ведь на сколько ромашек больше, ровно на столько же и одуванчиков меньше!
КОКС. На сколько больше… на столько же и меньше?
ЦИФЕРКИН. Ну конечно! И поэтому если вы хотите сравнить что-то – нужно вычитать.
КОКС. Как интересно! Хм-м… На две ромашки больше. И на два одуванчика меньше… Так все просто, оказывается!
Интересная все-таки эта штука – математика!
ЦИФЕРКИН. Еще какая интересная! (Поет):

Математика нужна,
Интересна и важна,
Все поможет сосчитать,
Все распутать и понять:

(Зверики подхватывают песню):
Сколько звезд на небосклоне
И ромашек на лугу,
Пассажиров на перроне,
Воробьишек на снегу,

Сколько в море кораблей,
Сколько в городе людей,
И снежинок на стекле,
И росинок на траве!

Математика нужна,
Интересна и важна,
Все поможет сосчитать,
Все распутать и понять:

Сколько в вазочке цветов,
Сколько в печке пирожков,
Сколько пятен у жирафа
КОКС:  И полосок у котов!!

Сколько в море кораблей,
Сколько в городе людей,
Кто кого худей, иль толще,
И чего на сколько больше.

ЦИФЕРКИН. Ну что ж, будем дружить с математикой! А теперь нам уже, кажется, пора прощаться с ребятами!
КОКС. Но мы очень скоро с вами увидимся опять! До свидания, мальчики и девочки!
ШУНЯ. До новых встреч!
ЦИФЕРКИН. Всего доброго! Храни вас Бог!

2009 г.

Чтобы посмотреть видеоролик ТВ-передачи "Шишкин Лес. Задачи на сравнение (Цветы)", зайдите в раздел "Ссылки на другие ресурсы" на странице автора. Ссылка на видео в Ютубе:
https://www.youtube.com/watch?v=aZlFmukqMh8