А ты счастлив, дед?

Виктор Дугаров
А ты счастлив, дед?

Рассказ.

    После того, как дочь из-за возникших трудностей закрыла небольшой продуктовый магазин, приносивший её семье небольшой, но стабильный доход, остатки нераспроданных товаров она привезла домой. Распределив скоропортящиеся продукты среди многочисленных родственников, остатки товаров она сложила в подвале своего дома. Нераспроданное мороженое с трудом поместилось в большой морозильной камере, приткнувшейся в углу кухни и являющейся из-за громкого урчания, постоянным раздражителем для зятя. У него была привычка, после ужина просматривать новостные телевизионные передачи, сидя с сигаретой и чашечкой кофе у окна кухни. Время от времени, морозильная камера, включаясь, издавала тонкий пищащий звук, после чего, содрогнувшись, пару раз, всем корпусом, начинала громко урчать. Зять вставал и, шепча проклятия, выключал адский, по его мнению, агрегат. Утолив свою жажду к знанию международной обстановки, он уходил в спальню, забывая, как правило, включать морозильную камеру. Включать её приходилось деду, приехавшему к ним на месяц погостить. Супруги были озабочены вопросом, что же делать с таким большим количеством мороженого? Попытки сдать товар на реализацию в магазины, не увенчались успехом. Оставить в морозильной камере и дожидаться того, что лакомство постепенно, рано или поздно закончится, тоже не получалось. После отъезда деда домой, мороженое неизбежно бы растаяло из-за забывчивости зятя. Выход предложил их сын Рома. Он учился во втором классе и считал себя достаточно взрослым, чтобы участвовать в семейном совете. Так, как он, в силу своего возраста, был большим любителем этого сладкого продукта, то и предложение было соответствующим. Не мудрствуя лукаво, он просто предложил съесть его.

- Ты что, обалдел? – спросил отец –  Его же много и я не люблю мороженое.

- А мне и одного мороженого на неделю хватит – сказала мать – И дед им не увлекается.

- Вы что, предлагаете всё мороженое выбросить на помойку? – возмутился сын.

- Не надо никуда ничего выбрасывать – вмешался дед – До моего отъезда осталось три недели. Пока я здесь, не растает ваше мороженое. К Роме часто приходят друзья и они помогут уничтожить ваши запасы, а что останется, то и выбросите.

- А если Рома с друзьями объедятся мороженым и заболеют, а их родители предъявят мне претензии. Что я буду делать в этом случае? – спросила мать.

- А ты установи норму потребления на одну голову, а я проконтролирую – подмигнув внуку, сказал дед дочери.

- Хорошо – сказала мать – Два мороженого в день на одного.

- Мало – возмутился Рома – Мы не сможем за три недели съесть всё мороженое.

- А тебе никто не ставит задачу съесть всё мороженое – отрезала мать – Дед, не вздумай давать им больше нормы и перерыв между порциями должен быть не менее двух часов – и, посмотрев на огорченное лицо сына, добавила – Ладно, так и быть, три мороженого на одну голову.

Рома расцвёл и, улыбнувшись, подмигнул деду.

    На следующий день, Рома, вернувшись из школы, с порога заявил:

- Дед, ты должен мне выдать сразу два мороженого. Я же с утра не ел его, а норму ты обязан соблюдать.

- Ты сначала должен пообедать, а затем я тебе выдам одну порцию. До вечера ещё много времени, успеешь ты съесть свою норму.

Пообедав и съев мороженое, Рома отправился в свою комнату делать домашнее задание. Включив телевизор, дед уселся в кресло перед ним.

    Через два часа, Рома, с громким топотом спустившись по лестнице со второго этажа, влетел на кухню.

- Дед, два часа прошло. Выдай мне мороженое.

Дед достал из морозильной камеры мороженое и вручил внуку. Быстро вскрыв упаковку, Рома лизнул несколько раз лакомство и, хитро посверкивая глазками, заговорил:

- Дед! Я подумал, вот я вырасту, проживу немного и стану стареньким. Буду ходить с костылём, как ты и что, так и буду спрашивать у тебя разрешения? – и, изменив голос, пропищал - Дед, можно взять мороженое?

Дед рассмеялся и сказал:

- Рома, я же не Кащей Бессмертный. Когда ты вырастешь, меня уже не будет. Люди вечно не живут, они умирают. Когда-нибудь и я умру.

- Дед, ты рано не умирай. Если умрёшь, то мороженое таять начнёт и папа с мамой выбросят его на помойку.

- Ну, если ты так хочешь, то умирать не буду. Рома! Ты когда вырастешь, начнёшь зарабатывать деньги, тогда и купишь себе полный самосвал мороженого и будет тебе счастье.

- Полный самосвал! – восхищёно произнёс Рома – Дед, а что такое счастье?

- Как бы тебе это объяснить. Твои мама и папа тебя любят?

- Да.

- Это и есть счастье. У тебя есть два старших брата и младшая сестра. Они тебя любят?

- Да.

- А ты их любишь?

- Да.

- Вот видишь, сколько у тебя счастья? Это значит, что ты очень счастливый человек. Тем более, у тебя есть полная морозильная камера мороженого. Значит, ты вдвойне счастлив.

- Вдвойне! – округлив глаза, протянул Рома – А ты счастлив, дед?

Вопрос внука застал деда врасплох.

- Не знаю, Рома. Я как-то не задумывался об этом.

- Ты не знаешь? – удивился Рома – Ты же всё на свете знаешь.

Внезапно, дверной звонок испустил заливистую трель. Рома подскочил и сказал:

- О, мои друзья пришли. Можно, я пойду, поиграю?

- Сколько их? – спросил дед.

- Трое.

Дед открыл морозильную камеру, достал три упаковки и вручил внуку. Проводив его до порога и закрыв за ним дверь, дед вернулся на кухню и, присев у окна, задумался. Ему не давал покоя вопрос внука. В самом деле, а счастлив ли он? Жизнь его складывалась вполне удачно. Женился на любимой женщине, с которой прожил сорок лет и продолжал жить до сих пор. Подняли и выучили сына с дочерью, которые обзавелись семьями и вполне крепко стояли на ногах. Была любимая творческая работа и хорошая зарплата. Было много радости от рождения внуков. Это с одной стороны. А с другой стороны, не всё было радужно. В сорок шесть лет он тяжело заболел. Перенёс за очень короткое время шесть сложнейших операций, но так и не пришёл в норму. Была врачебная ошибка, которая чуть было, не загнала его в могилу и превратила его в инвалида второй группы. С работой ему пришлось расстаться, о чём он очень жалел. Ему не удалось внедрить в производство все свои технические инженерные разработки и задумки. У него была небольшая пенсия, большая часть которой уходила на приобретение необходимых лекарств. Несмотря на это, болезнь медленно прогрессировала и никаких надежд, по словам врачей, не предвиделось. В ближайшем будущем ему грозила ампутация обеих нижних конечностей, что превратит его в беспомощного инвалида, который станет обузой для родных ему людей. Учитывая всё это, счастлив ли он?

    Дед настолько погрузился в свои размышления, что не заметил прихода с работы своей дочери. Войдя на кухню, дочь сразу же обратила внимание на призадумавшегося отца.

- Папа, с тобой всё в порядке? Как ты себя чувствуешь?

- Всё в норме – очнулся дед – Задумался просто. Сын твой задал мне простой и одновременно очень сложный вопрос. Ты будешь смеяться, но однозначного ответа я не нашёл.

- Папа! – удивлёно воскликнула дочь – Стоит ли так серьёзно воспринимать вопросы ребёнка?

- Ну, это ты зря так считаешь. Вот ответь мне на вопрос. Только прошу ответить мне максимально честно и абсолютно серьёзно. Мне очень важно твоё мнение.

- Я слушаю тебя.

- Светлана! Ты счастлива?

У дочери удивлёно расширились глаза. Подумав немного, она сказала:

- Да, папа, я счастлива. У меня большая семья, я родила четырёх детей от любимого мужа. Я счастлива, что двое старших сыновей обучаются в университете. Я счастлива, что у меня есть маленькая дочь и Рома. У нас большой дом и хорошая зарплата. Да и наконец, мои родители оба живы и любят меня. Я счастлива, что у меня есть брат и что у него всё хорошо. По моему мнению, это счастье и желать ещё большего от жизни, будет уже перебором.

- Ну, значит и я счастлив – выдохнул дед.

Дочь подошла к отцу и присев перед ним, прижалась, как в детстве, головой к его груди.

- Папа, а ты что, сомневался? – спросила она.

Дед промолчал. Обняв дочь и поглаживая её рукой по спине, он удивлялся самому себе. Как такая простая мысль не могла придти ему в голову раньше? Человек счастлив тогда, когда счастливы родные и близкие ему люди.