Мода на грамотный русский язык вечна

Анна Петросян
В феврале в рамках Девятого зимнего международного фестиваля искусств можно было послушать известных в России журналистов, пишущих и снимающих репортажи о культуре. На курорте во второй раз проводилась Школа молодых журналистов
Три дня в «Янтарном зале» гостиницы «Жемчужина» проходили занятия. Программа школы-семинара была более чем насыщенной. Выступило двенадцать специалистов. Это уже вторая школа, старт полезным мастер-классам был дан в прошлом году.
«Журналист» - это звучит гордо»
Открывала бал «в культурном обществе» Ольга Свистунова, ведущий обозреватель культуры ТАСС. Ее выступление включало в себя несколько тем: кодекс журналиста, критик или обозреватель, особенности профессии журналиста – «новостника» информагентства. Эмоциональное и яркое выступление журналиста с большим стажем задало тон первому дню. Основные рекомендации Ольги Свистуновой можно сформулировать так:  от работы надо получать удовольствие, артист отдыхает на сцене, а журналист – в своем деле, для успеха выбранного пути нужно контактировать со многими известными людьми, по возможности дружить с ними, по-настоящему любить то, что делаешь. «Могут подвести все, но единственное, что даст тебе силы, - это твоя профессия», - подытожила известная журналистка.
«Россия большая. И бумажные газеты еще поживут. Но…»
Ведущий обозреватель отдела литературы и искусства Федерального ежедневного издания «Московский комсомолец» Ян Смирницкий рассказал о «Важности общения с публичными людьми» и о многом другом.
Спикер начал выступление с фразы «Бумага умирает…». Дальше было с уверенностью сказано, что в скором времени все новости будут читать с планшетов. И только размер нашей страны и неоснощенность многих регионов хорошим интернетом, бедность жителей позволяют бумажным газетам еще держаться на плаву. Для того, чтобы бумажные газеты были интересны читателям, важно оперативно добыть информацию. Много актуального мы услышали о новых технологиях и их влиянии на популярность издания и текстов. Хотят того журналисты или нет, но пришло время, когда «важно делать яндексовые заголовки». Ян Смирницкий констатировал появление новых профессий, смежных с журналистикой: копирайтер, ведущий он-лайн, ловец трендов. Упомянул и о том, что отныне рекламная служба диктует, что поставят в полосу, а что нет. И теперь театры и Дома музыки, зная, что их информация может не попасть на полосы, оплачивают свои анонсы заранее. Очень важным моментом журналист назвал наличие у СМИ сайта, где дублируются все материалы, а еще лучше, если есть он-лайн корреспондент. Посоветовал ничего не выкладывать в сеть в «мертвое время» - с 16:00 до 20:00, проверять регулярно через яндекс количество посещений, считать лайки и не допускать провисания. Все эти технические новшества, спокойно входящие в жизнь СМИ, не отменяют наличия талантливого журналиста, специалиста своего дела, просто и ему придется перестраиваться под новые условия. Для удержания внимания читателей и налаженного контакта с ними Ян Смирницкий советует чаще устраивать всевозможные акции и «хождение в народ». Не теряет популярности и метод сбора информации «журналист меняет профессию». По его словам, такие тексты неизменно набирают наибольшее число тех самых лайков, а бумажную газету покупают охотнее.
По главной заявленной теме спикер заметил: «Не придавайте особого значения вашему общению с известными людьми, такая дружба часто иллюзорна». Также он посоветовал не бояться конфликтов, и если необходимо проявить принципы, этого не стоит стесняться. «Мир круглый. Все вернется на круги своя».
Очень посетовал Ян Смирницкий на то, что с каждым годом грамотных специалистов, способных интересно говорить по нужной теме, становится все меньше. В пример он привел Святослава Бэлзу, который мог в любое время дня и ночи прокомментировать то или иное событие в мире культуры.
«Будьте искренними. Важно, чтобы ваши личностные интересы совпадали с интересами газеты», - советует журналист.
«Не все хорошие авторы стремятся стать редакторами»
О профессии редактора и отношениях автор-редактор рассказала Анна Семида, главный редактор журнала Business Traveller. «Послужной список» спикера внушительный. Анна Семида, филолог-литературовед со знанием японского языка, начинала журналистскую карьеру в иностранных СМИ: в финской газете Helsinkin sanomat, журнале Time, была продюсером на японском телеканале TV Tokyo. Успела также поработать в журналах «Аэрофлот», Architectural Digest, Wallpaper, «Интерьер+Дизайн». До прихода в Business Traveller была главредом журналов «Шереметьево» и двуязычного Where Moscow.
- Почему могут возникнуть конфликты между главным редактором и автором? – рассказывает Анна. – Есть несколько причин: редактор недостаточно разбирается в теме, сильно «режет» авторский материал или наоборот боится сокращать текст «звездного автора». Главред больше менеджер и должен следить, чтобы авторов не заносило. Важно авторам четко объяснять тему, можно даже и план материала составить. Я работала с англоязычными авторами. Мне показалось, что они более дисциплинированные, чем российские и соблюдают стандарты. Наши чаще скатываются в колонку, пишут свое мнение вместо того, чтобы предоставить в тексте мнения экспертов по теме. Для успеха издания важно соблюдение авторами стандартов, нужны материалы «звездных авторов», они сами могут предлагать темы. Если это глянец, то, разумеется, должно быть больше позитива. Мы освещаем путешествия, связанные с бизнесом. Новости – лицо журнала. Нам очень важно, как мы выглядим: некоторые люди сначала именно просматривают журнал.
Замечу, что далеко не все хорошие авторы стремятся стать главными редакторами. Им нравится именно писать на определенные темы. Ведь редактор должен понимать, что в некоторых ситуациях ему самому придется переделывать или дописывать материал, думать, какую к нему подобрать картинку, помнить о рубриках. Редактор должен держать авторов в неких рамках. Как автор я пишу в некоторые издания.
«Вопрос не должен быть длинным»
Об этике журналиста, взаимодействии журналистов на площадке, уровне ответственности журналиста рассказала руководитель пресс-службы «Русского концертного агентства» Лада Меркулова. Она посоветовала корреспондентам готовиться к пресс-конференции или интервью, чтобы задавать четкие и интересные спикерам, а не общие вопросы. Рассказала и о том, как важно быть этичным с известными персонами, особенно из сферы культуры. Напор и прямолинейность в процессе добычи материала могут сыграть с журналистом злую шутку: во второй раз его не позовут или просто о нем «забудут». Человек искусства будет рад ответить на вопросы, напрямую касающиеся его творчества, более конкретные, указывающие на вашу осведомленность. Длинные и замысловатые вопросы могут стать причиной того, что тот, с кем проходит общение, устанет вникать и не захочет дальше общаться. Важно много знать по теме и чувствовать, как и что лучше спрашивать в конкретной ситуации.
«Даже в глянце текст важен!»
 Одним из самых веселых и увлекательных было выступление редактора отдела культуры и управляющего редактора журнала L'OFFICIEL Максима Андрианова. «Парень в желтом свитере» рассказал много полезного для пишущих журналистов. Кратко ознакомил нас с историей журнала, назвал его владельца в России. Это Александр Федотов, выкупивший журнал в нашей стране и в Германии. Как известно, с 2015 года главный редактор этого глянца – Ксения Собчак. Приведу цитаты Максима Андрианова. Но сначала сообщу, что он на журналиста не учился, оказался в профессии случайно, первое интервью сделал с Галиной Волчек, и оно ей понравилось, успел поработать в нескольких изданиях. Итак, спикер говорил:
- Даже в глянцевом журнале, где главное – картинки, текст важен, но он должен быть интересным!
- В хорошем тексте все по-прежнему по Аристотелю: время, место, действие. От хорошего к плохому и обратно.
- Нужны факты и их проход через драматическую дугу. А в финале герой высказывает парадоксальную мысль.
- Весь Голливуд построен на античных правилах.
- Ты идешь на встречу с Человеком. Даже если он тебе не очень нравится, задавай вопросы, интересные ему.
- Журналист – проводник между Героем и Читателями. Читателю чаще всего важен Герой и Новость, а не вы – автор.
 - Профессия журналиста обязывает к любопытству. И основная ваша задача – добыть информацию. Во всем должен быть профессиональный азарт.
- Старайтесь приближаться к объективности в тексте. Даже если пишете об искусстве и культуре.
- Читайте книги.
- Была, есть и будет мода на грамотный русский язык!
Максим Андрианов так ярко, доступно, грамотно рассказывал о полезных для журналиста вещах, что многим в аудитории трудно было воспринимать, что он  представляет глянец, где на обложках бывают девушки в нижнем белье. Кстати, одну из таких (обложек) он и «разбирал»: какие подойдут героини, какие необходимы фото, сколько места занимает текст…
«Интервью - это не игра в одни ворота»
Об этапах подготовки к интервью, его теме, составлении вопросника и мобильной реакции в беседе рассказал журналист, переводчик, обозреватель джаза и рок-музыки газеты «Новые известия» Александр Беляев, публиковавшийся также в журналах Play, Rolling Stone, газете «Ведомости». Александр сделал акцент на том, что журналисту необходимо как следует подготовиться к интервью с музыкантами, потому что они люди особенные: многое делают по настроению, общаться с ними непросто. Важно контактировать с нужными людьми, поможет и знание иностранного языка. Бывают очень немногословные музыканты, и их нужно вдохновить на рассказ хорошим знанием их творческой биографии. Из выступления спикера стало ясно, что писать о современной музыке – дело для самых увлеченных, настойчивых и целеустремленных.
«Хороший фоторепортер не манипулирует реальностью»
Об основных принципах грамотной фотосъемки рассказал руководитель редакции фотоинформации ТАСС Константин Лейфер. Он же провел и практическое занятие, проанализировал и выделил наиболее удачные репортажные снимки из тех, которые предоставили участники. Но сначала показал на экране то, что снимают в ТАСС: репортажи военных учений, праздник Крещения… Посыл Константина Лейфера таков: скорость и важность темы становятся важнее качества. Скоро профессиональные фотографы - репортажники могут исчезнуть, а все, у кого есть, чем снимать и тяга находить сенсации, станут востребованными. Для того, чтобы делать хорошие снимки, считает спикер, нужно развивать в себе трехмерное зрение.
«Удачные заголовок и подзаголовок статьи – половина успеха»
 Редактор отдела культуры газеты «Труд», кандидат искусствоведения Сергей Бирюков в своем выступлении помог слушателям понять основные этапы сбора информации для подготовки содержательного обзора или критической статьи. Объективность позиции пишущего он назвал «авторской индульгенцией». Напомнил, что «волка ноги кормят» и хорошо бы составлять до сбора информации план материала. Посоветовал не забывать о важности интонации статьи («как бы в этой ситуации поступили муха и пчёлка») и о ее подаче, где ведущие роли отводятся заголовку, подзаголовку и вводке. Для профессионального развития журналистов посоветовал читать Станиславского и «хороших коллег». 

«Важно сохранить порыв души»
Секретами профессионального успеха, умением применять тайминг и пленинг поделилась со слушателями семинара известная телеведущая Мария Ситтель. Не верилось, что у этой красивой, энергичной молодой женщины четверо детей, старшая дочь учится в университете на врача! Кратко телеведущая рассказала свою биографию. Оказалось, на журналиста она не училась. Родители ее видели врачом. «Детский сад с девяти месяцев, школа с шести лет. После девятого класса пошла на всякие интересные курсы. Затем был медлицей. Год проучилась на химико-биологическом…», - вспоминает Мария Ситтель. «Отсутствие журналистского образования мне иногда мешает, я бы многому еще хотела научиться. А вот наличие других образований помогает», - улыбается гостья Сочи. Телеведущей было задано много вопросов о профессии. Кратко ее ответы можно изложить так:
- У нас много свободного времени, но мы не умеем им распоряжаться. Надо учиться этому.
- Секрет успеха журналиста – хорошо знать тему.
- Хотите грамотно говорить, больше пересказывайте своими словами, много читайте вслух.
- «Ты» или «Вы» в интервью? Я за «Вы».
- Как разговорить собеседника? Первый вопрос – самый важный. Сами много говорите: это разговорит интервьюируемого.
- Относитесь к людям великодушно, помните о презумпции невиновности.
- Слушайте спикеров, лекции – вживую и по интернету.
- Зачем я пошла преподавать? Отдавая, забираешь. Педагогическая деятельность очень обогащает. Для того, чтобы залить в сосуд новые знания, надо из него чего-то вылить.
- Я считаю, что журналист – эталон мысли. Также важна любовь к людям. Сестра милосердия должна быть в каждом из вас.
- Не могу читать электронные книги. Предпочитаю бумажные. Если нет возможности найти бумажную, распечатываю электронную и так читаю. Бабушка моя была заведующей книжным магазином. Всегда ношу с собой книжку. Читать обожаю. Сейчас у меня в сумке «Теория относительности» Эйнштейна (показывает). Для души – Гоголь, Достоевский.
«У блогера – субъективное мнение. Журналист же должен стремиться к объективности»
Об особенностях работы электронных СМИ рассказал Вадим Пономарёв, российский музыкальный журналист, музыкальный критик, радиожурналист, эксперт по вопросам российской рок-музыки, поп-музыки и щоу-бизнеса, создатель неофициального сайта Юрия Башмета Bashmet.newsmusic.ru, основатель и руководитель крупного информационного ресурса о российском шоу-бизнесе NEWSmuz.com. Много полезного рассказал спикер о том, как раскручивать новостной сайт. Вот некоторые советы и рекомендации, основанные на собственном опыте. В интернет-журналистике важны оперативность и актуальность материала. Нужны и короткие, и длинные тексты: короткие поднимают сайт вверх, длинные удержат его на плаву в последующие годы. Нужно дублировать информацию в соцсетях, дать возможность читателям «лайкать» и делиться ссылками. Необходимо проверять, что чаще читают, на что больше смотрят. Вадим Пономарёв убежден, что без вложений сайт раскрутить невозможно. Его необходимо добавить в поисковики – Яндекс и Google, постоянно поднимать новыми постами. И на все это уйдет не менее двух лет. На чем может зарабатывать сайт? На рекламе, на баннерах партнеров, на анонсах. И не забывать о правильном дизайне и ярких заголовках.
«Олег Табаков посмотрел на меня и сказал: «А вы бойкая!»
Большой блок в финале Школы был посвящен работе тележурналистов. Опытом делились ведущий корреспондент ТК «Россия 24» Дарья Ганиева, шеф-редактор отдела культуры РИК «Россия 24» Элина Арзуманова и оператор ТК «Россия 24». На примерах они показывали удачные и не очень сюжеты о событиях в культурной жизни страны, объясняли те или иные визуальные и смысловые нюансы. Дарья Ганиева вспоминала рабочие моменты, когда приходилось смекалкой и упорством добиваться реализации задуманного и делать необходимые материалы. Для тех журналистов, кому интересно трудиться на ТВ, ее советы были очень полезны.
В день закрытия Фестиваля завершалась работа и второй Школы молодых журналистов. Всем участникам вручили памятные дипломы с подписью Юрия Башмета и футболки с логотипом зимнего форума искусств в Сочи, отметили наиболее активных. Каждый, кто приходил и слушал, записывал и задавал вопросы, получил в качестве подарка новые знания, которые так и просятся быть примененными на практике.