Когда кошелек лучше не открывать

Наталья Айрумова
Представители крупного и малого бизнеса с помощью производителей рекламы продолжают идти на различные ухищрения, лишь бы склонить доверчивого потребителя на приобретение невиданных ранее, но заведомо некачественных промтоваров, залежалых продуктов питания, фальшивых лекарств, получения неудовлетворительных услуг.

При этом они робко оправдываются перед соответствующими органами дескать, хотели как лучше, но, в результате непредвиденных «издержек» получилось как всегда!


Да и соотечественники наши как-то смирились и попривыкли к сюрпризам рекламодателей и сегодня уже не столь активно реагируют на содержание нелепой и безграмотной рекламы, приносящей немалый доход одним и урон другим, искренне надеясь на справедливость.Но, увы, там, где «крутятся» большие деньги, производителям товаров и услуг совсем не до реверансов в сторону потребителя, хотя на страже его интересов Закон.


Вечный двигатель
 
Нет, это не то, что Вы подумали. И нобелевская премия по этой части никому не грозит. Наш «двигатель» уже изобретен - это вездесущая реклама, которая,как известно, мощный "двигатель торговли". К тому же она довольно бесцеремонно сопровождает homo sapiensa от рождения до...

Безусловно,сейчас уже сложно представить себе житие-бытие современника без всевидящего ока рекламопроизводителей.Но иногда ее присутствие осложняет выполнение профессиональных функций, получение качественного лечения и образования и бытовых услуг.

Есть такая присказка: «Если перечитал все,что было под рукой,то принимайся за телефонную книгу - получишь удовольствие. Но вот от двух вариантов издания «Телефонной книги г.Ташкента», столь необходимых для работы в офисе и для домашнего пользования - удовольствие получилось сомнительное. Это издание прежде всего удивляет, мягко говоря,своей неординарностью...
Но, более всего пользователей справочника нервирует огромное количество рекламных объявлений, так как на их фоне теряются сведения об организациях, изменивших адреса по разным причинам,в том числе и по воле топонимической комиссии.

А еще у потребителей старшего возраста определенное недовольство вызывает слишком мелкий шрифт,которым обозначены номера телефонов и адреса.В связи с этим, у большинства пользователей есть пожелание дополнить раскрученный телефонный справочник Кратким путеводителем по его страницам и портативной лупой. Благо цена Справочника предоставляет «авторам» взять на себя эти необходимые услуги. 

Однако специалисты компании Vellow Pages Ltd,по их словам, лично изучившие передовой зарубежный издательский опыт, всем желающим объясняют, что для такого справочника обычно привлекаются инвестиции состоятельных рекламодателей, а их хорошо оплаченный  "каприз" превыше всего! Так что, в этом вопросе Компания давно уже на уровне мировых стандартов,следовательно,«мелкие» неудобства граждан в порядке вещей.

Но вот незадача, терпеливый потребитель,почти готовый к некоторым нововведениям, удивлен позицией издателя,который, публично отрекся от ответственности за все содержимое опубликованных рекламных опусов.В общем, занимательный досуг обладателям сего издания обеспечен,а вот верить или не верить завлекающей  рекламной галиматье решать только им.
 
 
Зачем платить больше?!

Удивительное дело, но этот рекламный "слоган" до сих пор гипнотизирует наших сограждан и в хозмагазинах, и в аптеках и особенно в метрополитене, протяженностью 36 километров. На сегодняшний день уютное метро мегаполиса состоит из 3-х линий и 29-ти станций, занимая именно по их количеству пятое место на всем постсоветском пространстве. Словом, рекламодателям, есть где разгуляться да и эксплуатационщики не теряются - каждый сантиметр кому-то на благо,а кому-то в доход.

Естественно,что при таком "удачном"раскладе некогда задумываться об удобстве пассажиров, внезапно размечтавшихся об указателях при входе и выходе из станций метро типа  «куда пойдешь и куда попадешь»?  Хотя сегодня эта тема  очень актуальна для таких станций,как «Беруний», «Ойбек»,«Дархан», «Чиланзар», «Буюк ипак йули». 

Зато надоедливых рекламных объявлений в каждом вагоне можно насчитать до двух десятков. Их содержание не блещет особым разнообразием.В основном пассажирам подсказывают: где и как развлечься,чем питаться и чем лечиться и т.д. Сами чиновники охотно объясняют это буйное вторжение рекламы под землю  трогательной заботой о жителях и гостях мегаполиса. А вот за достоверность всех сведений, как правило, ответственность не несут. Все бы ничего,но зачастую на рекламных плакатах высвечиваются названия неведомых до сих пор лекарственных препаратов с «исключительными действиями», а также их дженериками(заменителями).

Но самое «удивительное» всегда оказывается рядом. Это когда при выходе из метро всех потенциальных потребителей лекарств встречают близнецы-братья подземных  рекламных плакатов, но уже красующихся на многочисленных аптеках. Такой "оригинальный" рекламный ход,по мнению психологов,сразу оказывает определенное давление на пациентов, жаждущих быстрого оздоровления, и он,правильно, немедленно хватается за свой кошелек.

Однако, если кто-то из пострадавших от непредсказуемого действия хорошо разрекламированного заграничного лекарства или дженерика,пожалуется на "советы medicusа из М",то даже уважаемый третийский судья отошлет его куда подальше в связи с отсутствием состава преступления, никак не вписывающегося в рекламную историю.      
 
 
На рекламном крючке
 
Один мой знакомый посетовал,что его давно настораживают сильно разрекламированные некоторые сорта чая и кофе. И его супруга примерно так же относится к чистящим и моющим средствам, особенно запакованным в яркие коробочки,бутылочки и пакетики. В общем, для этой дружной семьи реклама является своеобразным катализатором при выборе разнообразных товаров и услуг по нехитрому принципу: дабы не попасть впросак,следует обходить стороной Все назойливо разрекламированное... Следует заметить,что такое "прозрение" снизошло к ним не сразу,а через жизненный опыт,который,как известно,"сын ошибок трудных".   
 
Но, как показывает практика и бесконечные обращения в СМИ, не все потребители такие прозорливые, доверчивых гораздо больше. И они постоянно попадаютсяся на крючок рекламщиков,склонных к нарушениям по части содержания и размещения многочисленных рекламных баннеров,коробов,растяжек и перетяжек.

Так,одна городская рекламка пообещала потенциальным клиентам прачечной и химчистки в одном лице «Быстро и качественно перекрасить джинсы в любой цвет». Желающие нашлись и быстро обговорили с приемщиками цвет для покраски нового импортного товара,инвестировав приличную сумму за работу.
Казалось бы, чего проще - взять да перекрасить светлую вещь в черный цвет.

Однако через неделю клиенту попытались выдать вместо,заявленных в квитанции черных,коричневые джинсы с мутными разводами.При этом «талантливые химики» упорно просвещали недовольного владельца штанов о "мировых новомодных тенденциях"... В результате завязавшегося спора, справедливость спустя месяц восторжествовала и противоборствующие стороны признали,что опыт наконец-то удался, и модные джинсы, обретя долгожданный черный цвет,вернулись к хозяину.Но вот только нервы,как известно,не восстанавливаются...

Примерно с таким же успехом нынче фотографируют «за пять минут», чинят за три дня дорогостоящую бытовую технику,часы и обувь, шьют на заказ  мужскую и женскую одежду и даже оказывают строительные услуги. Невольно возникает вопрос, зачем хозяину "точки",не имея в штате специалистов, зазывать наивных заказчиков дорогостоящей рекламой? Ведь чудо не произойдет,а неприятностей можно огрести предостаточно в рамках законов «О защите прав потребителей» и «О рекламе»
 

Любите ли вы чай? 

Конечно, и в зимний холод, и в летний зной чай это лучший напиток.Некоторым моим землякам полюбился разрекламированный напиток, разлитый в нарядные бутылочки. Хотя многих "чаевников"постоянно гложет сомнение: где берут качественную воду и какой сорт чая используют для производства чудо-напитка?

Но вот гурманы пошли другим путем и заливают домашний охлажденный чай,заваренный старым дедовским способом,в собственную тару. При этом отдавая предпочтение «Байджу», «Индийским слонам» и другим, лихо набравшим очки за годы пребывания на узбекской земле.Эти марки привлекли многих своим вкусом и душистым запахом, только вот цена в 4 тысячи сумов за пачку показалась  некорректной.Поэтому,самые экономные потребители,дабы не платить за красочную упаковку,стали приобретать развесной.

Однако при дегустации оказалось,что это уже нечто иное,совершенно не похожее на раскрученный ранее напиток. Да и продавался развесной чай в универсальном «маркете» рядом... с копченой рыбкой, мясом, колбасой, мылом, стиральными порошками и т.д. Узнав о таком незатейливом  многообразии на прилавках,специалисты агентства «Узстандарт» посоветовали  мне никогда не покупать развесной чай в подобных торговых точках. И все потому,что этот нежный продукт впитывает чужеродные запахи и теряет свои потребительские свойства. К тому же, не так давно производители внедрили очередное "загадочное ноу хау", в результате которого пачки с чаем «утряслись» на несколько десятков граммов, запах улетучился. Но вот цена заметно округлилась, но не в пользу потребителей.   

В связи с этой историей припомнила случай, когда на одной из международных продовольственных  выставок представители фирмы  из дальнего зарубежья вдруг заявили, что не станут выпускать свою продукцию, хорошо известную во всем мире, в наших краях, если  соучредители не дадут твердых гарантий о честном производстве (в данном случае речь шла о фасовке). Прошло несколько лет, но, насколько  мне известно, до сих пор тот чай в продажу не поступил. Следовательно, по вопросу честности так и не договорились. А жаль...


Dura lex, sed lex - Закон суров,но это закон

Не удивительно, что, потребители, поднаторевшие за годы изобилия, справедливо интересуются: если реклама не достоверна, то нужна ли она вообще и куда смотрит Закон? Правомочность этого вопроса очевидна.В настоящее время производители и распространители рекламы наказываются за ее недостоверность в соответствии с законом Республики Узбекистан «О рекламе».

При этом юридические лица могут быть подвержены штрафу от 70 до 100 минимальных размеров заработной платы, а физические - от 3 до 5 (ст. 29.) По закону  караются  и те, кто игнорирует предписания о прекращении наружной рекламы (юридические лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50, физические - от 3 до 5 размеров минимальной заработной платы). И,хотя штрафные санкции применяются очень часто, но нарушителей Закона «О рекламе» это отнюдь не останавливает.
    
Поэтому вывод напрашивается один: защита прав потребителей - в руках самих же потребителей. А вот продемонстрировать свое недовольство можно и собственным кошельком, захлопнув его перед носом недобросовестного производителя товаров и услуг. Только так...