Была ли гражданская война неизбежной?

Петр Панасейко
         Большевикам в 1917 году повезло: воспользовавшись «революционной ситуацией в стране», они в октябре совершили государственный переворот, назвав  его Великой Октябрьской социалистической революцией. Но возникает вопрос: а была ли вспыхнувшая следом жестокая братоубийственная война в России такой уж неизбежной?
       
         На этот вопрос отвечает в первую очередь  первый куплет песни «Интернационал»:
                «Кипит наш разум возмущённый
                И в смертный бой вести готов.
                Весь мир насилья мы разрушим
                До основанья, а затем –
                Мы наш, мы новый мир построим:
                Кто был ничем, тот станет всем!»
         
          Эти слова  пролетарского гимна, написанные в 1871 году французом Эженом Потье  стали пророческими. Большевики в России «до основанья» в один миг разрушили сильнейшее в мире российское государство и устроили затем «смертный бой» в виде гражданской войны.
         
          Её удалось бы избежать в одном единственном случае, если бы, во-первых, Совет Народных Комиссаров был коалиционным, куда бы вошли все партии, во-вторых, если бы большевики не разогнали силой оружия Учредительное собрание. К сожалению, они поступили по-большевистски, разжигая в стране гражданскую войну.
       
          Чтобы удержаться у власти им понадобились «враги народа». Термин этот – это не сталинское изобретение. «Враги народа» появились задолго до 1937 года. А врагов  кто-то должен же выявлять и уничтожать? Так появилась ВЧК- «Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией». Её появление – это первый шаг на пути к  гражданской войне. Вторым шагом явилось «Шестое июля 1918 года» и его последствия: устанавливалась диктатура одной партии, другие были запрещены. Третьим шагом послужили голод и холод: снабжение городов продуктами питания и углём была нарушено. Лучшим способом для большевиков "списать" их на кого-то было развязать  гражданскую войну. Очень быстро огромная страна разделилась на красногвардейцев, чуть позже красноармейцев, и белогвардейцев. Последние, сражаясь, умирали за прежнюю Россию, первые же умирали в боях за новую Россию. У каждого из них была своя правда.
         
           Нас в советской школе на уроках истории учили тому, что гражданская война началась весной 1918 года после иностранной военной интервенции в Россию. В постсоветское время высказывалось другое мнение, что гражданская война началась чуть ли не на следующий день после Октябрьского переворота 1917 года. Мне  кажется, правильно будет утверждать, что  гражданская война в России началась пятого  января 1918 года,  в день открытия Учредительного собрания, когда в его поддержку  в Петрограде двинулись многотысячные мирные демонстрации от рабочих районов, от учащихся, от  интеллигенции. Латышские стрелки и матросы встретили их огнём из  пулемётов и винтовок.
       
          Сейчас Латвия пытается предъявлять России какие-то претензии. А не предъявить ли  России счёт ей  за зверства латышских стрелков, на чьих  штыках большевики тогда, по сути, и удержались у власти?
       
          После разгона большевиками в ночь на 6 января 1918 года Учредительного Собрания стало понятно, что мирный исход в послеоктябрьский период невозможен. Над страной повисли  тучи гражданской войны. Вскоре пошёл и «кровавый дождь».
    
          Таким образом, в той сложившейся ситуации по вине партии  большевиков и лично Ленина в стране была развязана гражданская война. Избежать её не удалось. К сожалению. Иначе российская история пошла бы немного по-другому пути.

09.03.2016 г.

Фото из Интернета