Шиворот- навыворот

Антон Павлович Но Не Чехов
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ОЛЯ
ПОЛЯ
МАМА
ПАПА

СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ



Маленькая комнатка. Две кроватки, на которых лежат две девочки- Оля и Поля. Глубокая ночь.

ОЛЯ: ( шепотом) Поля…

( Поля не отвечает)

Поля.

(не отвечает)

( громко) Поля!

( Поля просыпается)

ОЛЯ: Не спишь?
ПОЛЯ: ( зевает) Не сплю.
ОЛЯ: Я тоже не сплю.
ПОЛЯ: Так спи же!
ОЛЯ: Не могу уснуть.
ПОЛЯ: Помнишь, как нас мама учила? Если не можешь уснуть- считай обезьянок.
ОЛЯ: Я считала, но мне стало смешно.
ПОЛЯ: Смешно от обезьянок?
ОЛЯ: А ты представь, как они, одним за другим перепрыгивают через забор.

(Поля представляет, смеется)

ПОЛЯ: Обезьянки перепрыгивают через забор!
ОЛЯ: Мне вот интересно: А почему обезьянки? Ведь там же овечки должны перепрыгивать через забор, да?
ПОЛЯ: Может быть мама посчитала, что овечки- это неинтересно?
ОЛЯ: Может быть. Ведь обезьянки, перепрыгивающие через забор- это намного смешнее.
( смеются)

ОЛЯ: Поля!
ПОЛЯ: Что?
ОЛЯ: У меня идея!
ПОЛЯ: Какая?
ОЛЯ: Помнишь сказки, которые нам мама рассказывала?
ПОЛЯ: Помню.
ОЛЯ: Помнишь героев?
ПОЛЯ: Помню
ОЛЯ: Тебе не кажется, что они немножко скучные?
ПОЛЯ: Нет, мне так не кажется.
ОЛЯ: А я считаю, что они скучные.

( пауза)

Поля!

ПОЛЯ: Что?
ОЛЯ: Ты ещё не спишь?
ПОЛЯ: Нет. Кажется, я уже не усну.
ОЛЯ: Давай поиграем в игру?
ПОЛЯ: В какую?
ОЛЯ: Мы будем менять героев сказок!
ПОЛЯ: Как?
ОЛЯ: Как, как… А вот так! ( кривляется)
ПОЛЯ: ( смеется) Дурашка! Серьезно, как?
ОЛЯ: Ну, смотри: помнишь Царевну Несмеяну?
ПОЛЯ: Ну.
ОЛЯ: Она у нас будет- Царевна Смеяна, которая постоянно смеется.
ПОЛЯ: ( смеется) Мне нравится! А кого ещё?
ОЛЯ: Кощей бессмертный!
ПОЛЯ: Точно! А он кем будет?
ОЛЯ: ( думает) Толстым и немощным.
ПОЛЯ: ( передразнивая кощея) Ох, ох, я толстый и мне нехорошо… Кажется, я уже не бессмертный.
( Смеются)
ОЛЯ: Поль, давай тоже предлагай кого-нибудь!
ПОЛЯ: Спящая красавица!
ОЛЯ: О, это легко! Спящая некрасавица!
ПОЛЯ: Уродина!
ОЛЯ: Да да да!
ПОЛЯ: А как тебе такое – « Карлсон, которого выселили из крыши» ?
ОЛЯ: Не заплатил за крышу! ( смеется)
ПОЛЯ: Или вот: Мальчик с пальчик- Мужик с ногу.
ОЛЯ: Маленький мужичок… Тогда дюймовочка у нас будет- Дылдой!
ПОЛЯ: Красная шапочка, которая носит на голове красную кастрюлю!
ОЛЯ: Подрабатывает в закусочной!
ПОЛЯ: Развозит пирожки!
( Смеются)
ОЛЯ: Дальше играем?
ПОЛЯ: Играем! Долой сон!


Поля и Оля продолжают играть. А тем временем мы перемещаемся в страну сказок… Совещательный зал, где собираются герои сказок и обсуждают разные темы. На этот раз совещание было необычным: Ведь герои сказок пришли совершенно в иных обличиях. Длинный и широкий стол, на котором спит Спящая красавица в новом обличии. За столом сидят: Буратино, Водяной,Чиполино, Карлсон в других образах и со своими проблемами. Ждут других членов заседания. Они сидят в тишине и осматривают друга-друга в полном недоумении



БУРАТИНО: ( осматривая всех) Очень интересно…

ВОДЯНОЙ: Простите за вопрос, но что с вашим носом?

БУРАТИНО: Кому то показалось смешным, сделать мне длинный, сдувшийся , весящий нос. ( чешется) а ещё кто-то решил поселить в моём дереве жуков. Папа Карло если узнает, ему это не понравится… А с вами что, Водяной?

ВОДЯНОЙ: ( кладет босую ногу на стол) Нравится вам моя красивая ножка, а? ( кладет вторую ногу) А вторая как вам? Заменили мой рыбий хвост на эти мерзкие ноги!

ЧИПОЛИНО: Я конечно всё понимаю, хотя, если честно, я ничего не понимаю- но что эта за особа мужского пола и в женском платье, которая лежит на столе и так мило, что не наесть, храпит?!

БУРАТИНО: Не узнаете?

ЧИПОЛИНО: Увольте, не узнаю.

БУРАТИНО: Так ведь это наша спящая красавица!

ЧИПОЛИНО: Какие у неё волосатые ноги! И какая слюна течет из её… его рта.

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА: ( просыпается, что-то бормочет, чешет свою ногу) Я? Что? Да никогда. А я…

БУРАТИНО: Спите, ваше высочество. Спите.

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА: ( невнятно) Благодарю…

КАРЛСОН: Дурдом…

ЧИПОЛИНО: А с вами то что?

КАРЛСОН: Поздравьте меня! Я теперь бездомный!

Все: Бездомный?

КАРЛСОН: Безкрышный! Меня выгнали из крыши…
БУРАТИНО: За что?
КАРЛСОН: Оказывается, за неуплату крыши…
ВОДЯНОЙ: Точно дурдом…

 Пауза

( Осматриваясь) Это все?

БУРАТИНО: Ждем остальных! Я, как председатель…

ВОДЯНОЙ: ( прерывая) Прости меня, что смею перебивать вас, Буратино… Но мне не совсем ясно, что с нашим Чиполино не так?

ЧИПОЛИНО: ( показывает на свою голову) Луковки обсохли, перхоть напала. Смешно?

ВОДЯНОЙ: И правда- смешно! ( смеется)

ЧИПОЛИНО: Ха-ха! Как же смешно! Водяной с ножками! Оборжаться!

ВОДЯНОЙ: ( обиженно)  Не смешно…

ЧИПОЛИНО: И мне не смешно, знаете ли…

( Доносится смех. Входит Царевна Несмеяна, которая безостановочно смеется. Вместе с ней входит человек со смешными и длинными усами, одетый в черный халат и в лапти. На голове Амигаса.)

НЕСМЕЯНА: (обращается к человеку с длинными усами). Как же вы смешно сейчас сказали! Ну, вы выдали! Какой же вы смешной, ей богу! О, эти усики! Я не могу! Я сейчас умру от смеха!

ЧИПОЛИНО: Ну а это что ещё такое?

БУРАТИНО: Царевна Несмеяна…

ЧИПОЛИНО: Почему она смеется?

БУРАТИНО: А вы спросите её сами.

ЧИПОЛИНО: ( подходит) Уважаемая Царевна Несмеяна! Что вы смеетесь? Здесь нет ничего смешного!

НЕСМЕЯНА: ( смотрит на Чиполино, на других героев сказок, на человека с длинными усами и снова смеется) Что- то вы сегодня обсохли, многоуважаемый Чиполино ( смеется). Вас надо полить!

ЧИПОЛИНО: ( показывая на неё рукой) Неужели это кажется смешным?

БУРАТИНО: Не воспринимайте её слова в серьез, дорогой Чиполино. ( замечает человека с длинными усами) Что-то я вас не припоминаю.…

ВОДЯНОЙ: Я так полагаю, что это наш Иван Дурак.

ИВАН: Земля стоит на трех слонах, которые стоят на черепахе…

КАРЛСОН: Не ну точно, дурак. Вы не ошиблись.

БУРАТИНО: Несмеяна, перестаньте смеяться, и прошу вас садиться!

( Несмеяна не прекращает смеяться. Иван смотрит по сторонам и что-то считает вокруг)

ЧИПОЛИНО: Вы думаете, стоит это делать?

БУРАТИНО: Они члены нашей сказочной комиссии!


Доносится далекий, хриплый, умирающий голос. Выползает Толстое «существо», которое представляется Кощеем Бессмертным.

КОЩЕЙ: ( Ползет, оставляя за собой следы песка) Умирааю! Многоуважаемые герои сказок! Я умираю! Мне нехорошо! Как они посмели так обращаться с Кощеем Бессмертным? Я умираю!

КАРЛСОН: Кажется, вы уже совсем не бессмертный… Вон, какой песок после себя оставляете!

КОЩЕЙ: Это кто тут такой умный?

БУРАТИНО: Господа! Прошу тех, кто пришел- садиться за стол!

КОЩЕЙ: Можно я лучше полежу? Чувствую, что я уже не встану…

БУРАТИНО: Лежите…

ИВАН: ( смотрит на Несмеяну, которая так и продолжает смеяться) Смех без причины- признак дурачины! ( снова осматривается и начинает что-то считать вокруг)

КОЩЕЙ: ( показывает на Ивана пальцем) Это кто вообще?

ВСЕ: ( хором) Иван Дурак.

КОЩЕЙ: Ну, точно, дурак… Господи, во что он одет?

( По залу проносится и исчезает нечто похожее на козлика и человека. )

НЕЧТО: Бееее! Посторонись! Эли! Эли! Я бегу! ( исчезает)

( все смотрят на Буратино в ожидании от него объяснения)

БУРАТИНО: Даже я не в силах объяснить, что это только что было… Но, если я не ошибаюсь, то это был Тотошка…

КАРЛСОН: Тотошка? Та самая собачонка девочки Эли из изумрудного города?

БУРАТИНО: ( вздыхая) Вы совершенно правы…

КАРЛСОН: ( смеется) Я думаю, Эли обрадуется такому чуду…

БУРАТИНО: Хватит! Давайте же решать поскорее- что нам делать теперь?

ИВАН: А может на речку?

КАРЛСОН: А может, мы все вместе заплатим за мою крышу?


Появляется Иван Царевич, одетый, как скомороха. Вслед за ним появляются маленький мужичок и большая девочка.

ЦАРЕВИЧ: ( демонстрируя мужичка и девочку). Не проходите мимо! Только сегодня вы можете посмотреть, потрогать, подразнить и даже покормить Большого Мальчика с ногу и Дюймовочку-Дылду! Только сегодня! Десять золотых монет и вы не пожалеете! Он может жонглировать на одной ноге с закрытыми глазами, а она может ему мешать и получать тумаки! Только сегодня!

БУРАТИНО: ( Перерывая) Так! Стоп! Что вы здесь устраиваете?

ЦАРЕВИЧ: Представление! ( щелкает пальцами, Мужичок завязывает глаза и начинает жонглировать на одной ноге, Дюймовочка ему мешает)

Извольте платить десять золотых, дамы и господа!

КАРЛСОН: Не верю! Он подглядывает!

ЦАРЕВИЧ: Да как же? Смотрите! ( Дюймовочка мешает Мальчику с пальчик жонглировать, тот замахивается, чтобы ударить её по голове. Дюймовочка убегает, но на её место становится Царевич и получает кулаком по голове вместо неё. Падает)

КАРЛСОН: Вот теперь верю! Браво! ( пауза) Но я все равно не заплачу, Аферист проклятый!

ЧИПОЛИНО: Подождите ка… Да ведь это же наш Иван Царевич!

ВОДЯНОЙ: ( Осматривая Мужичка и большую девочку) А это мальчик с пальчик и Дюймовочка?

БУРАТИНО: Царевич, вы меня слышите?

ЦАРЕВИЧ: ( очухивается после удара, поднимается) Конечно слышу! Я же не глухой, по-вашему?

БУРАТИНО: Что с вами произошло?

ЦАРЕВИЧ: Представьте себе, меня выгнали из дворца, и теперь мне суждено зарабатывать на этих двух! ( показывает на Мальчика с Пальчик и на Дюймовочку).

БУРАТИНО: А это, смею предполагать- Мальчик с пальчик и Дюймовочка?

ЦАРЕВИЧ: Нет же! Это Мужичок с ногу и Дылда!

ДЮЙМОВОЧКА: Я не дылда!

МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК: Дылда…

ДЮЙМОВОЧКА: Нет, не Дылда!

МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК: Дылда!

ДЮЙМОВОЧКА: Нет! Это ты самая настоящая дылда!

ЦАРЕВИЧ: ( идя к ним) А ну ка оба успокоились, быстро!

( Мальчик с пальчик вновь замахивается, чтобы ударить по голове Дюймовочку, но та убегает, а на её место становится Царевич и вновь получает по голове. Падает)

КАРЛСОН: ( аплодируя) Браво! Бис!

НЕСМЕЯНА: ( смеясь) Как он упал! Да сколько можно мне смеяться? Я не могу успокоиться!

ИВАН: Извольте! Тот, кто это сделал- имеет власть над нами!

ВОДЯНОЙ: Ну, хоть какую то, умную мысль он за сегодня сказал.

ЧИПОЛИНО: Но кто имеет власть над нами?

ВОДЯНОЙ: Чье воображение самое сильное на свете?

КОЩЕЙ: Кто захотел над нами поиздеваться?

БУРАТИНО: Надо достать большую книгу «обо всем на свете»! Там мы и найдем ответ на наш вопрос.

( Буратино достает большую книгу, открывает её и начинает листать. Все собираются за его спиной)

БУРАТИНО: ( ищет) Так, так… Не то… Не то… Ах, вот! Нашел!

ЧИПОЛИНО: Что там написано?

БУРАТИНО: ( читает) « Самое сильное воображение на свете- это воображение детское»

ВОДЯНОЙ: Это дети с нами такое сделали?

БУРАТИНО: Вполне возможно, ведь наши сказки читают детям… А они, вероятно, решили сделать по своему: сделав нас такими, какими мы стали.


КОЩЕЙ: Но какой в этом толк? Водяной с человеческими ножками, Буратино с тупым носом…

БУРАТИНО: ( добавляя, чешется) И с жуками…

КОЩЕЙ: Допустим… Толстый и немощный кощей. Какой в этом толк и смысл?

БУРАТИНО: Вероятно, дети не знают, что то, что они придумывают- сбывается в нашем мире.

ЧИПОЛИНО: Но, как же сделать так, чтобы они это поняли? Как исправить то, что они натворили?

БУРАТИНО: Надо подумать…

( пауза)

ИВАН: Я есть хочу!

ВОДЯНОЙ: Думать на пустой желудок- не фасон.

ЧИПОЛИНО: Еды надо заказать!

БУРАТИНО: Устроим маленький перерыв на ужинный обед. ( хлопает в ладоши) С минуту на минуту нам принесут еду.


Появляется Красная Шапочка с красной кастрюлей на голове и с корзиной. На ней фартук, на котором написано – « Тридевятая закусочная».

ШАПОЧКА: Вы еду заказывали: сто пирожков и дюжину сладких рожков?

( От недоумения все смотрят на красную Шапочку)

БУРАТИНО: Шапка? Это ты?
ЧИПОЛИНО: Ты работаешь в закусочной, развозишь пирожки?
ВОДЯНОЙ: Что у тебя на голове?
КАРЛСОН: Это что, кастрюля?
КОЩЕЙ: Всё… приплыли

( Несмеяна ухахатывавается и убегает прочь)

Иван: Я забыл утюг выключить! ( убегает вслед за Несмеяной)

ШАПОЧКА: ( осматривает всех) Я про вас вообще молчу- один лучше другого…

БУРАТИНО: Рассказывай свою историю…

ШАПОЧКА: А что рассказывать? Стукнуло мне нормально, так скажем, лет… И бабушка давай говорить- « На шее сидишь! С волками, какими то, общаешься! Лучше бы работу нашла!»… Я вот и нашла… Платят стабильно, не жалуюсь… Хожу туда-сюда, развожу пирожки…

ЧИПОЛИНО: Ну с ней всё понятно… У неё всё нормально.

ШАПОЧКА:( ставит корзину на стол) С вас десять золотых.

( в ту же минуту просыпается Царевич и вскакивает)

ЦАРЕВИЧ: Мне тоже извольте платить!

( Мальчик с пальчик ударяет Царевича кулаком по голове)

ЦАРЕВИЧ: Да что же это такое… ( падает, снова засыпает)

ШАПОЧКА: Спасибо. Приятного вам Аппетита. Я побежала развозить другие заказы. ( убегает)

( Карлсон замечает, что среди героев нет Ивана Дурака)

КАРЛСОН: Еду заказали, а самый голодный удрал… Ну, точно дурак.

( пауза)

БУРАТИНО: Я знаю, что нам надо делать!

ВСЕ: Что же?

БУРАТИНО: Господа, мы отправимся в реальный мир!

ЧИПОЛИНО: В реальный мир?

ВОДЯНОЙ: Что мы там будем делать?

БУРАТИНО: Дети увидят, что мы все- настоящие! Мы им расскажем, что всё, что они придумывают в своём мире- сбывается в нашем, сказочном.

КОЩЕЙ: Думаете, они нам поверят?

 ( все персонажи смотрят в зрительный зал)
БУРАТИНО: Дети верят в чудо… А когда сказка появляется у них на глазах- это самое настоящее в мире чудо!

ВСЕ: Точно!

БУРАТИНО: Господа, мы отправляемся в реальный мир спасать детское воображение!

( все идут вперед, в зрительный зал. Свет гаснет)

Смена декораций.

Свет снова появляется, и мы видим маленькую комнатку и две маленькие кроватки, на которых спят Оля и Поля.

просыпаются

ОЛЯ: Поля!
ПОЛЯ: Оля!

ВМЕСТЕ: Мне приснился странный сон!

ОЛЯ: Ты первая расскажи!
ПОЛЯ: Нет, ты первая!
ОЛЯ: Мне приснились сказочные герои…
ПОЛЯ: Которые выглядели точно так же, как мы с тобой придумали той в игре?

ОЛЯ: Да! Они были недовольны! Они теперь живут в нашем мире!
ПОЛЯ: Нам приснился один и тот же сон?
ОЛЯ: Вот это да! Нам приснилось одно и тоже!

( пауза)

ПОЛЯ: Неужели всё то, что мы придумываем в этом мире- сбывается в сказочном?
ОЛЯ: Кажется, так оно и есть!

( пауза)


В комнату входят Мама и Папа девочек

ПАПА: Что за шум?
МАМА: Девочки, почему вы не спите?

ОЛЯ И ПОЛЯ: Нам приснился странный сон!

ПАПА: Да? И какой же?

ОЛЯ: Мы с Полей играли в игру…
ПОЛЯ: Изменяли сказочных героев.
ОЛЯ: И нам они приснились такие, какими мы их сделали в игре…
ПОЛЯ: И они были очень недовольны…
ОЛЯ: И они теперь в нашем мире…
ПОЛЯ: Чтобы доказать всем, что они настоящие и то, что мы фантазируем и придумываем в нашем мире, исполняется в их мире.


( пауза)
МАМА: ( смеется) Девочки, не стоит бояться. Сказочные персонажи были правы. Всё, что вы придумываете, рождается в сказочном мире. Ваше воображение может создать всё, что угодно… И это всё будет реальным.

ПАПА: Мама права, Девочки. Не бойтесь.

ПОЛЯ: Но ведь они теперь в нашем мире!

ОЛЯ: Да!

МАМА: Девочки, они и так жили в нашем мире, просто люди перестали их замечать. Они на самом деле среди нас. Вы можете встретить человека, который похож на Ивана Царевича, или встретить человека, который в точности, как Иван Дурак… Это они и есть, и не стоит их бояться… Просто они выполняют свою роль в нашем мире: вносят в нашу жизнь сказку и делают её ярче.


ПОЛЯ: Мама! А ты похожа на Царевну!

ОЛЯ: А ты, папа, похож на Ивана!


(Мама и Папа смеются)

МАМА: Какие же вы все-таки фантазерки, малышки вы наши! ( обнимает и целует их)

ПАПА: ( улыбаясь) Это верно, фантазерки ещё те… Только вот фантазеркам уже давно нужно спать!

МАМА: Девочки, засыпайте по быстрее, а завтра мы вам устроим приятный сюрприз.

ПОЛЯ: Какой?
ОЛЯ: Куда поедем?

ПАПА: На то он и сюрприз, чтобы вас удивить.

ПОЛЯ: Мамочка!

МАМА: Да, милая?

ОЛЯ: А ты споешь нам перед сном?

МАМА: ( смеясь) Конечно спою, моя радость.


Мама и Папа поют колыбельную. Комнату озаряется голубым светом и вокруг летают ночные светлячки. Девочки засыпают.

Идут к двери

ПАПА: ( шепотом) Как думаешь, они догадались?

МАМА: Смотри, как он сладко спят. Пойдем, не будем мешать им.

( уходят)

ПАПА: ( вновь появляется, обращается к залу) И всё таки, я прав! Земля стоит на трех слонах, которые стоят на черепахе! Вот так вот! ( убегает)

КОНЕЦ