Ильин день

Нина Сондыкова
И лья проснулся от того, что жена переползала через него, стараясь специально толкнуть, чтобы  он почувствовал, чтобы  проснулся. Было еще рано, и он сделал вид, что не слышал. Ирина, ворча что то себе под нос, натянула  халат, и ,шлепая по крашеным половицам босыми ногами -ушла на кухню.
-Фуууу! даже выдохнул Илья.
Это ж надо такой характер иметь! Вечно недовольная. Всю деревню своими поучениями достала уж. К соседке зайдет -сразу же учить принимается . То- зачем собаку в доме держите- антисанитария..То- зачем в пост суп с мясом сварила -грех! Вот ее какое дело?-А поди ж ты, везде влезет!
В магазине –всем достанется- девчонкам -за короткие юбки, мужикам- за пьянку и курение. Словом -не женщина -а Комиссар. Так ее и называют  по за глаза. В глаза, правда, никто не рискует.. Боятся нарваться на очередную порцию ругани и нравоучений. Им хорошо, они могут не разговаривать с ней, не общаться, а вот ему приходится с ней жить! Когда она стала такой, или всегда такой была –он как то и не припомнит. Девчонка она была симпатичная, а  Илья только из армии вернулся, вот и закрутилось у них мигом. За три месяца успели и познакомиться, и ребеночка сделать,  пришлось жениться. Тогда казалось - любит… Со временем понял -не было любви. Ни большой, ни маленькой -совсем никакой! Вот, совершенно два чужих ,разных человека в одной кровати… Илья с каждым днем чувствовал -как расстояние между ними увеличивается. Уже не трещина, а целая пропасть! Но семья ,ребенок, привык вроде. Может поэтому  характер у Ирины все круче и невыносимей становился. Ну не бить же ее!  С детства Илья был не сторонник драк, а тут-жену бить… нет уж, пусть учит всех, если это ей так нравится .Одно только бесило Илью -чуть на него обидится или рассердится -все, не приближайся к ней! Да еще так изощренно устраивает   казнь-то халатик прозрачный наденет, то вообще без халата  по спальне пройдется…Раздраконит  Илюху, а потом отвергнет. Ну, не Горгона ли! Мужик он, в конце концов, или хрен собачий! Может так издеваться неделями, если  хочет, чтобы Илья в чем- то ей уступил. А Илья и уступает. Ну, мягкий характер…что сделаешь. Конечно, хочется ему, чтоб и ласка была, и понимала его жена, только нет в их семье этого. Сын тоже в него. С матерью не спорит, а отца уважает. Может из- за матери и в город подался. Хотел Илья, чтобы жил сын в деревне. Вместе бы на тракторе работали, на рыбалку ездили. По субботам в баню ходили…А коли детки пойдут - нянчились бы .Живет Егор в городе в общежитии. Работает крановщиком. Получает неплохо. Приезжает иногда домой, но долго не задерживается. Вот, вроде - сам молодой был, а сейчас сын уже взрослый… Илюха  вспомнил, как в прошлом году в день рождения в очередной раз поссорился с женой. Мужики  поздравили -святое дело, «поляну» накрыть…Пошел он домой- огурцов да соленой рыбы прихватить, ну, и денег- на выпивку. Лучше бы у Матрены занял, а то Ирина все настроение испортила- как завелась…Сорок лет,  не отмечают! Да посмотри-с кем ты пить собрался –этот-
бабник, этот- матершинник, этот пьяница…А он что- детей крестить с ними собирается? Ну, вот такие они…Кто без греха. И вообще, испортила она ему тогда настроение, но  Илюха еще ей назло, с мужиками напился.
 Полежав, поковыряв старые и новые обиды на жену, он встал с кровати. В кухне вкусно пахло жареным луком. Ирины не было. Наверное, пошла, корову проводить. Быстренько сполоснув лицо, сел за стол. Проглотил  наскоро картошки и запив чаем, присел бриться.
Хлопнула калитка.
-Ох, не успел смыться. Опять привяжется с чем ни-  будь. Кроме своих грехов ,он перед женой отвечал за нерадивого Главу поселения, за соседку, у которой коза в огород залезла, за правительство, которое поднимает цены, но не прибавляет зарплату…Кое –как процарапав грубую щетину, он вышел на крыльцо. Надернул старенькие кроссовки. Когда был у калитки, из огорода с пучком зелени показалась Ирина.
-Ну, я пошел, сегодня косить Дальние поля буду. На обед не жди.
Посидев немного в гараже, поговорив с мужиками о том о сем, завел трактор и ,минуя поселок, поехал на Дальние поля.  Их не зря называли так. Когда то в лесу был  пожар -большой участок леса   пострадал.  Чтобы короеды не размножались - разрешено было его раскорчевать. Получилось большое поле посреди тайги. Там стали сеять многолетние травы. Ох и трава в этом году! Сам бы ел, да коровам надо! Клевера, донник, тимофеевка, и еще какие -то неведомые ему травы и цветы. Кое где - синие звездочки цикория. Красотища! Легко спрыгнул с трактора, присел возле, закурил. Такую красоту и косить жалко! Трава мерно колыхалась, как море. Над ними  птицы поют, стрекозы и пчелы летают. А небо!!!синее синее! Эх, жалко Егора! В своем городе этакой красоты и не увидит…Затушил сигарету, и,рядок за рядком, еще рядок…Кошенина ложится красиво, ровно. За двадцать лет - научился так красиво все делать, что посылали его на конкурс трактористов. Занял второе место по району. Телевизор дали. В поселке его уважают. Не пьянь, не забулдыга какой ни будь.
Только дома-не авторитет,всегда найдет,за что обругать. Так за своими думами изрядный участок поля выкосил. Вдруг увидел в траве зайчонка. Малыш совсем! Уши прижал, сидит еле дышит. Ах, ты, Господи!  Да чего ты не убегаешь! Ведь косилкой порешу тебя! Заглушил трактор, пугнул зайчонка -тот ускакал в сторону леса. Смотрит, а по кромке поля- женщина какая то идет- велосипед катит. Чего это она здесь делает?.. Приглядывался- приглядывался -так и не узнал. Решил поближе подъехать, спросить, может, что случилось. Когда до нее осталось метров десять- узнал- Ольга это, соседская дочь. Год, как приехала с сыном обратно, к матери. От мужа сбежала. Эти подробности  ему жена рассказала. Осуждала Ольгу, что та  все в городе бросила -и квартиру, и машину, и мебель…Только сына привезла.- Уж я бы не уступила ему, все бы забрала…возмущалась Ирина… Илья тогда ничего не сказал, но подумал-
-Уж ты бы, точно, своего не упустила….
 Ольга увидела его, и помахала, как бы приветствуя. Здравствуйте! У вас насоса нет? Колесо спустило.  Илья подошел ,наклонился… Да…где то камеру проткнули.
-Вон там. Там колючая проволока лежит зачем то. А я не знала. Я сюда в первый раз за черникой приехала. До этого- в  Борчике брала.
-Ну, и как успехи?
-А вот, угощайтесь! Крупная здесь! Она открыла белый  эмалированный бидон -он  был полон сизой, отборной , крупной черники. Изредка поблескивали красные ягоды костяники.
-Сынишке сорвала. Он их любит.
-.Ну, и как же вы сейчас покатите велосипед? Это же  -не ближний свет!
-У вас в тракторе воды нет? Очень пить хочется…
У Ильи в кабине стоял большой термос с холодной водой. Оставив велосипед на обочине, пошли к трактору. Нагребли большую охапку травы и присели в тени, попить воды и отдохнуть.
-Сегодня-Ильин день .Он без грозы не бывает. Чувствуете, как березовым листом и травами пахнет. Это к грозе. А вон и она… С запада громоздясь одна на другую, вырастали, теснились ,увеличиваясь в размерах, тучи,хотя грома еще не слышно.
-Ой, мамочки! Я думала,  что успею. Это велосипед меня подвел! Сейчас под грозу попаду..Я ужасная трусиха! Грозы с детства боюсь.
Ольга так по детски ойкнула ,что Илье смешно стало- совсем еще девчонка! Интересно, сколько ей лет…Когда она выросла Илья и не видел. Может, не замечал…На вскидку-лет  двадцать семь, тридцать. И мальчонка большой уже.  Илья видел - Ольга и вправду боится.
Снова взглянув на тучи, она испуганно произнесла-
-Вот, что мне делать?
-Так, не бойтесь. Велосипед я вам вечером привезу. Не тащить же его, в самом деле, так далеко. А вот до грозы –  вы вряд ли успеете до дому. А знаете что , лучше переждите здесь. Вон, видите - красная тряпка виднеется? Там есть сарайчик. Бегите туда. А я  до дождя еще пару кругов сделать смогу. В  дождь-какая работа? А что дождь серьезный будет - это по тучам видно. И что он не вспомнил, что сегодня Ильин день. Это же в честь этого грозного Небесного владыки его Ильей назвали. А гроза приближалась. Уже слышны были раскаты грома,  и грязно-синие тучи все больше и больше закрывали небо.
Пожалуй,  что сегодня и работать больше не даст. Может, сразу домой ехать. Соседку с собой прихвачу. Велосипед  тросиком привяжу. Он взглянул в ту сторону, куда убежала Ольга. Ее уже не было видно. Только выцветшая красная тряпка беспокойно моталась на ветру. Еще и ветер начинается…  Поеду и я к сараю. Чего в тракторе сидеть. Не ровен  час  -среди поля молния в трактор шарахнет!  Нет, не стоит с моим Тезкой Ильей шутить!
Не успел он до сарайчика доехать, как началось светопреставление! Ветер гнул и валил огромные сосны - тайга стонала и охала…огромные сучья, толщиной в руку , и толще, летели по воздуху, как пушинки! Кошенина сама складывалась в огромные валы…Хорошо, что сараюшечка есть…  Вот бы, бедолага, в такую падеру  попала! В лес сейчас соваться опасно! С трудом захлопнув дверь трактора, заскочил в сарай. Темнотища такая, будто  ночь наступила… Никого и ничего не видно. Сбоку, он знал - полати. К ним - то он и двинулся на ощупь. Присел с краю.  В свете молний он увидел фигурку Ольги - маленький комочек в углу…
-Страшно? Да мне, мужику, и то страшно. Природа…
А за стеной в это время что то загремело, загрохотало..Дощатый сарай приподнялся, готовый взлететь,  но не смог, и тяжело и со стоном, треском и скрипом, опустился обратно..
-Ой, мамочки! Пискнула Ольга, и невольно  прижалась к Илье, ища у него защиты…..Илья и сам бы,   куда то готов был спрятаться, вжаться от такого буйства стихии. И он прижал к себе Ольгу,  как прижимают котенка…  Она дрожала. От нее пахло,  как от маленького ребенка- молоком, и еще чем –то знакомым и сладким -может, конфетами, а, может, это был запах молодой женщины  -манящий и неповторимый. Илья в этом не слишком преуспел. Женился рано, и погулять,  как то не получалось. Ее дрожь передалась и ему.  Его трясло так, что  он не мог произнести ни слова. А, она, пригревшись у него  подмышкой, как  котенок, наивно спросила-
-Вам страшно?
Промычав,   что- то  не членораздельное, Илья начал жадно целовать Ольгу. Сердце бухало так, что,  наверное, заглушало раскаты  удаляющегося грома. Ольга  не сопротивлялась, а наоборот, стала отвечать на ласки Ильи.   Гроза давно уже укатилась за горизонт . В небе бродили лишь небольшие тучки   грязно синего цвета. Чистое, отмытое солнце жарило так, что ручьи и лужи казались горячими, а Илья с Ольгой все никак не могли расстаться. Оказалось, Илья всегда очень нравился Ольге. Она помнит, как пришел он из армии. Конечно, он тогда не замечал  девчонку с косичками, которая  ходила с портфелем  мимо его дома. Помнит и свадьбу Ильи - она стояла тогда у плетня, и понимала - все, его надо забыть!   После школы - в колледж медицинский поступила. Пять лет работала медсестрой  в терапии. Там и с будущим мужем познакомилась. Ухаживал красиво и настойчиво. Цветы, подарки, красивые слова и поступки…Тем и взял! Вроде бы и не совсем глупая, а поверила. Только когда сынишка родился, поняла, что вышла замуж за настоящего Отелло. Следил за каждым шагом, устраивал сцены ревности везде - и на улице, и дома. Но хуже всего, что он еще и прорывался в отделение во время ее дежурства. В больнице как - больные-все хотят услышать от медсестры ласковые слова, и сами что то доброе и ласковые говорят. А это Борису -что красная тряпка для быка. --Почему это он тебе конфеты подарил? У тебя с ним что то было? Почему он тебя Оленькой назвал -ты с ним была? А   однажды одного старика, прямо в процедурном избил! И Ольге досталось по первое число! Не понравилось ему, что в кабинет дверь заперта была…  А кто уколы при открытой двери делает? Инцидент как- то замяли, но Ольге предложили уволиться - уж очень Борис достал всех своей ревностью. Уволилась. Но это были еще цветочки!Сейчас- без него из дому - ни шагу! Выводил их с сыном вечером погулять на часик. У Ольги было ощущение, что она, как вон та такса , на поводке и в ошейнике,  гуляет. А тут еще - брат у Бориса приехал. Младший. Веселый! Шутник! Ольге и во сне не снилось, что к родному брату ревновать можно. Сидят они с Юрой - чай пьют и смеются над очередной Юриной шуткой, и не слышат, как Борис  вошел. Таким Ольга его еще не видела! С братом  муж  дрался, как со злейшим врагом. Пришлось милицию вызывать. Поняла Ольга, что надо бежать от этого человека как можно быстрее, и как можно дальше. За избиение брата завели на Бориса уголовное дело. Пока была у него подписка  о не выезде, собрала она вещички свои и сына – только  те, что в сумки вошли, и  тихонько  ушла из дому. А кто ее ждет -  только мама. Вот и вернулась  она в свою деревню. Ольга рассказывала это все сухим и бесстрастным голосом, но Илья понимал - этот рассказ дается ей с большим трудом. Сильная, волевая женщина - она не хотела от него  жалости. Обо всем, что произошло  с ней,  она рассказывала впервые. Наверное, хотела сегодня расстаться с прошлым. Даже мама не знала подробностей. Борис искал ее - сначала звонил и угрожал, что убьет ,  что сына заберет. Потом сменил тактику - стал канючить  и жаловаться - как плохо ему одному, как он скучает…   Ольга, не отвечала. Все, что с ней случилось, она старалась забыть, как дурной сон. Стала работать в больнице на «скорой», жила с матерью. Долго еще боялась ходить спокойно по улицам- все казалось- Борис и здесь ее подкарауливает.  Прошел год. Страх исчез. Иногда встречала Илью. Кивала  и, проходила мимо. Ну не  случилось. Иногда думала - если б Илья был ее мужем - вся бы жизнь была другой. Она не знала, какой, но точно знала - Илья бы ее не обидел. Илья  не стал рассказывать о своих непростых отношениях с женой, а просто смотрел на Ольгу, будто впервые ее увидел.  Сочные губы, курносый нос, гладко зачесанные назад волосы… Большие карие глаза.  Сколько раз пришлось им плакать! Илья снова потянулся к Ольге. Каким же слепцом он был! Ему хотелось защитить эту женщину, сделать ее счастливой. Как он  мог не увидеть ее столько времени! Жить без нее, дышать, есть, пить…Мысли о еде привели его в чувство. Времени было много, и их могли хватиться. С сожалением уходили они из этого  пристанища. Трактор полз по раскисшей  после дождя дороге. На прицепе, привязанный  тросами, звенел  забавным звоночком велосипед. В кабине, прижавшись к его  плечу, сидела Ольга. Илья знал - этот день изменил его жизнь!  Он крепко держал баранку и мысленно благодарил Пророка Илью-Спасибо тебе, Батюшка Илья ! Спасибо тебе, Тезка, за этот день!