Дело в шляпе

Тагир Гизатуллин
Дело –  в шляпе
Рассказ


Наверное, настало то время, которое поэты называют «вдохновение» или, как говорят чекисты, а может военные, «час – Ч». Тем более что все события этого маленького рассказика рано или поздно закрутятся вокруг необыкновенно-солнечной соломенной шляпы. Шляпы, которая впитала в себя солнце Поднебесной, воду Хуанхэ и заботливые руки прекрасной китаянки Чайнезе. Чтобы тебе, Серега (делаю сноску, чтобы не путали с известным певцом. Это просто – Чекунов Сергей Павлович), было на душе радостно и прекрасно, чтобы тот образ, который ты запечатлел на фото, не очень бы расходился с реальной действительностью, конечно же,  более яркой и впечатлительной, чем наша  с вами жизнь, уважаемый! 
Не знаю, как начинаются рассказики. Но я начну рассказ с Антона Павловича Чехова. Кстати, большого ценителя шляп и дамских шляпочек. Но врач общей практики, не избежавший чесотки и чахотки, побывавший на Кавказе, Сахалине и Чукотке, попивший кумыс у башкир Димы (река Дим или Дема). Но не воздать ему за красноречие и перо невозможно! Богатырь, хотя и забываемый на Руси. Хочется снова и снова учиться у него, у мастера! А что шляпа? Так, соломенная, ну желтого цвета. Правда, промелькнул в такой же Левчик (Лев Лещенко) в «Песнях о главном» в роли деревенского агронома, так дед мой – Ахметов  Мажит Ахметович, так тот, мне кажется, никогда не ходил с непокрытой головой. Сколько помню – в шляпе. Даже и березовый сок собирал с лесной делянки на первомайские праздники. Как сейчас помню – в шляпе, правда не в соломенной летней, так и время было еще – весеннее. В коричневой, с сиреневым ободком по краям. Непременно свежевыбритый (офицер запаса танковых войск), в рубашке, в галстуке. (До пенсии – директор Ленинградского детского дома, эвакуированного к годы войны в тыл, в деревню Слак). Да и, наверное, шляпа та не стоила выеденного яйца, если бы не поездка летом 2006года в Подольск, в военно-спортивный лагерь, с ребятами – студентами…
Как всегда – Аврал! Срочно списки группы, назначить старших, адреса, фамилия (явки, пароли). Всю информацию сдать Казанцевой Любовь Викторовне на завод. Срочно! А куда едем? Насколько? Где будем проживать? Как питаться?.. Все скажут… Потом. А пока срочно списки старших группы и студентов. Вопрос о поездке решался на самом высоком уровне – Есиповский, Степанов, Казанцева, Малин. Вызвал меня Анатолий Степанович, отдал приказ – на запад, на Москву! На сколько? На месяц! Обсуждению не принадлежит! Назначай сопровождающих студентов. Готовь списки. Фамилия Чекунов всплыла сразу же – бывший военный, прапорщик запаса,  десантник, руководитель группы, знаю его давно. Тем более выезжали совместно с его группой в мотострелковую дивизию на День призывника в поселок Рощинский. Короче свой, проверенный боец. С ним можно и в атаку и в разведку идти. Переговорили, Решили – едем! Но для нашего количества выезжающих студентов необходимо было еще одного сопровождающего. Перебрали много кандидатур и остановились на Дмитрии Балашове. И, как узнали позднее, не ошиблись!
И вот – вокзал. Суета. Родители, Провожающие, Девчонки. Слезы. Вспышки фотоаппаратов. Хорошо! Солнечный день. 4 июня. Я в соломенной шляпе, купленной по случаю в Деме, на китайском базаре, в пригороде Уфы. Все обалдели! Дачник? Отпускник? А может за грибами? Нет! Руководитель поездки. Куда? Под Москву, в Подольск, в молодежный, оборонно-спортивный лагерь. Все так серьезно. А я в шляпе. Не расхолаживает? Да вроде нет! Пересчитали детей. Рассадили в вагон. Быстро распределили обязанности на время поездки. Попрощались с провожающими. Шляпа как маяк. Видна издалека. Необычно. Привлекательно. Да и удобно. Вроде солидно. Поехали.
Хочется отдать должное Сергею Павловичу. Подметил вещь. «Сфоткал». Уже исторический факт. А при чем здесь шляпа? Так ведь в шляпе «сфоткал»!!! А потом? Поели, попили чайку железнодорожного с сахаром из фирменных стаканчиков. Волнения позади. Все нормально. Едем. Все здоровы, живы, сыты. Завтра Москва! Хотя и был несколько рад народ. Все равно душа трепетала. Как встретит столица? Как не потерять ребят на вокзале и самим не затеряться? Сколько мыслей…переживаний…гаданий…
Вот пошли пригороды Москвы, которые ничем не отличались от Уфы, Самары и других городов. Но! Москва – столица! Инструктируем студентов. Как не потеряться самим и не растерять своих вещей. Проверяем каждую лавку каждого купе. Ничего не оставили, все забрали. Сам проверил, сам убедился. Казанский вокзал встретил суетой, но не шумно. Тут же подошли военные. Представились. Пошли на автобус. Сели, поехали за город. Вся Москва промелькнула за 20 минут. Далее свернули в сторону Подольска, миновали город, потом поселок Щапово и вблизи маленькой деревни Кузенево въехали в оборонно-спортивный лагерь «Мечта».  И вот только тут я обнаружил пропажу – Ни со мной, ни на мне не было моей шляпы! А где же она? А в вагоне, на 3-ей полке, предназначенной для хранения постелей. Я ее туда положил, чтобы не помялась и не сморщилась. Ведь уходил из вагона последним, проверил все багажные отделения под сиденьями. Ничего не оставили ребята. Молодцы! Вышел из вагона со спокойной совестью и чистым сердцем. Проехал за 60 километром от Москвы и вот, наконец, обнаружил – где шляпа. А она на 3-ей полке, чтобы не помялась. Так и осталась там мирно лежать. Ни чьей головы не обласкав. А уж мы то, как о ней мечтали. Почему мы? Да уж все начали волноваться о ней, о шляпе. Вспомнили даже Евгению – нашу «бортпроводницу». Чтобы позвонить ей, чтобы отложила до нашего приезда. А я, если серьезно, уже потерял надежду. Даже, можно сказать, смирился. Ну, потерял «прошляпил» шляпу. Обидно, досадно, но ладно. А товарищам моим, студентам, не все равно. Переживают, сочувствуют. Видно понравилась она им. Или я в ней. Или она на мне. Или все вместе взятое.
Приезд. Суета. Москва – Столица. Базар, короче. Большая тусовка. Встретили, поехали. Не ожидали, что так далеко от Москвы, от Подольска, от цивилизации. Поняли, почему Наполеон не смог взять Москву? Или  Гитлер увяз в болотах Подмосковья? Хотя аборигены не согласны, что Подмосковье – это болото (правда, осушенное). Но только нам судить, нам виднее. Ведь великое видится на расстоянье. Как жили мы там, близ Кузенево, только нам одним и известно.  Речь не о том, а о шляпе.  Честно скажу – тяжко. Без нее, без милой и родной, по размерчику. Так что проходил 24 дня с непокрытой головой, но теплилась надежда, что найдется она родная шляпа соломенная. Теплилась надежда. А вдруг? Вспоминал часто. Особенно когда солнышко подмосковное нет-нет да изредка приласкает лучами теплыми. Но надежда найти не покидала. Ведь поезд наш – «Тольятти-Москва» и у нас, наверное, есть бюро находок, куда все забытое пассажирами приносят, складывают. Наверное, это комната – типа склада, а может больше. Вот приедем, узнаем на вокзале в Тольятти. 
Совсем незаметно пролетели «чудные денечки», подмосковные вечера и летние зорьки под лягушиный говор. Хорошее проходит быстро. Рядовые военные будни с кричалками: «С добрым утром!», «Приятного аппетита!» Содрогаюсь до сих пор. Кусок не лезет. Поперхнуться можно и не встать. Но это будни, не о них речь. Речь то о шляпе. Где она родная, милая, по голове, по размерчику? Может, носит ее незнакомец и радуется находке. Ну и, слава богу! Главное не потерялась. Но все равно  обидно. Без нее был  лагерь «Мечта», эскадра истребителей «Русские витязи» и музей бронетанковой техники, Российская государственная библиотека и прочее. Незаметно подкрались: ночь прощального костра, день отъезда, слезы расставания и автобусная экскурсия по Москве, настоящая, с экскурсоводом.
Тольятти встретил как родной любимый город. Уже и шляпа начинала забываться, в смысле, что потерялась. Хотя накануне отъезда постирал ее родную. Осторожно, щеточкой, шампунем. Чтобы не повредить волокон, швов и главное – формы. Улеглись впечатления. Рассказы о Подмосковье. Начались будни. Но вспомнилась шляпа, что потеряна. А может? А вдруг? Тем более каждый день езжу на дачу мимо вокзала. Заехал. Нашел комнату проводников. Поговорил с начальником, и, что интересно, она заинтересовалась, обещала найти. Женя (проводница поезда, на котором ехали в Москву) была в отпуске. Оставил визитку. Укатил на море. Отдых. Пляж. Дальняя дорога. Туда-обратно – недели две. Вдруг звонок. Нашлась моя дорогая шляпа. Приезжайте, забирайте. В целости и сохранности. Радости!!! Полные щеки. Даже слезу прошибло. Не верилось, что найдется. Ведь почти новая, только один раз стиранная, соломенная, по размерчику. Приехал. Прошел в служебное помещение проводников железнодорожного вокзала города Тольятти. И к удовольствию своему вижу, она – родная шляпа на столе. Сразу позвонил друзьям, знакомым. Сейчас она снова на даче, на телевизоре лежит. Правда, прикрепил к ней еще офицерскую кокарду. Повысил, так сказать, в звании. Ведь она прошла огонь и воды – выдержала. Вернулась к хозяину. Ну и на этом спасибо!

март 2016