Гостья

Антон Павлович Но Не Чехов
Действующие лица:



Илья Непогодько- Писатель, 35 лет, холостой, переживает творческий кризис.

Людмила ( Людочка) - Квартирантка, помощница  и по совместительству личный секретарь Писателя, 25 лет, не замужем, поклонница творчества Непогодько.

Любовь Пешая- Женщина странного поведения, 39 лет, состоит в тайной переписке с писателем, но не с Ильей Непогодько, настойчивая, безумная, вспыльчивая.

Попугай Ара- любит говорить правду в лицо.



Три часа дня. Личный кабинет Писателя.
Илья Непогодько сидит за столом и трудится над своим новым творением, которое он пытается написать уже полгода. Он пишет, скомкивает бумагу, швыряет за спину и начинает писать заново.


НЕПОГОДЬКО: И в этот момент она была похожа на… На кого же она была похожа? Была похожа на… Павлина? Павлина в брачный период… Чушь. ( скомкивает бумагу, бросает за спину, берет вино, наполняет бокал, пьет)

На кого она была похожа?


( Стук в дверь)

НЕПОГОДЬКО: Людочка, входите!

( Входит Людмила, видит комки бумаги, разбросанные по всему кабинету)

ЛЮДМИЛА: Илья Сергеевич, уже четвертый час. Подавать полдник?

НЕПОГОДЬКО: Не стоит, Людочка. Я совсем не голодный. Я сыт по горло.

ЛЮДМИЛА: Но ведь вы же сегодня ничего не ели.

НЕПОГОДЬКО: А я свои рукописи ел, Людочка… Рукописи.  На большее они не годятся.

ЛЮДМИЛА: Что вы такое говорите? Ваши произведения прекрасны! Вспомните ваш роман о Мальчике, который путешествовал по миру в поиске пропавшего друга… Потрясающе! Я три раза перечитывала и три раза плакала от восхищения!

НЕПОГОДЬКО: Людочка, спасибо, конечно, вам огромное за столь доброе и теплое высказывание о моем творчестве, но я этот роман написал два года тому назад, и за все эти два года я так и ничего серьезного не написал. Одни лишь маленькие рассказики-юморески для газетенок, которые всем уже до тошноты, включая и меня самого.

ЛЮДМИЛА: Меня не тошнит от ваших рассказов…

НЕПОГОДЬКО: Да причем тут вы?

( открывает тумбочку, достает от-туда газету).


( показывает) Эти критики меня доконают! Знаете, как они меня теперь называют из-за моих рассказиков? Недоделанным клоуном! Вы читали?

ЛЮДМИЛА: Не читала…

НЕПОГОДЬКО: А вы послушайте… ( рассматривает газету). Так… Это не то… Это не про меня…. Это про погоду…. Ах, вот… « В последнее время юмористические рассказы Ильи Сергеевича Непогодько оставляют желать лучшего. В них не так много юмора, как и в жизни любого Недоделанного Клоуна. А после его образов, которые он дает своим персонажам, возникает вопрос: где он умудрился их раскопать? Один лучше другого. На мой взгляд, рассказы Непогодько подойдут таким людям, которые в своей жизни уже ни на что не надеются. Так сказать- посмеяться на глупости лет»… А? Как вам такое, Людочка? На глупости лет!

ЛЮДМИЛА: Ужас какой, Илья Сергеевич… А кто написал статью?

НЕПОГОДЬКО: Римов… Её написал этот проклятый Римов.

ЛЮДМИЛА: Ох, нашли из-за кого огорчаться. Этот ваш Римов- дурак, которых свет не видывал.

( пауза)

НЕПОГОДЬКО: Этот дурак, на всю страну заявил, что мои юморески для идиотов!

ЛЮДМИЛА: Прям таки, на всю страну… Я вполне уверена, что эту статью никто даже и не читал. Кто станет читать этого вашего Римова? Одни дураки и те, которые ничего не смыслят в искусстве.

( пауза)

НЕПОГОДЬКО: ( берет бумагу и ручку, пишет)

И в этот момент она была похожа на… На… Да Господи, на кого же она была похожа?

ЛЮДМИЛА: Кто?

НЕПОГОДЬКО: ( показывает рукой на бумагу) Она!

ЛЮДМИЛА: Вы пишите новый рассказ?

НЕПОГОДЬКО: Нет! Довольно! Я больше не пишу рассказики для Римова! Я теперь пишу только серьезные произведения! И сейчас возникает серьезный вопрос: На кого она похожа? На индюка? На павлина? На женщину, которой больше нечего терять? На кого?

ЛЮДМИЛА: Не утруждайте себя. Вы денно и нощно работаете, отдохните и слова сами придут к вам. Поверьте, так всегда бывает: ни о чем не думаете, а мысли, потом приходят без стука, сами по себе.

НЕПОГОДЬКО: Думаю, вы правы, Людочка… Пожалуй, устрою себе перерыв. Что вы там говорили про полдник?

ЛЮДМИЛА: Я говорила, что уже четвертый час и время полдника.

НЕПОГОДЬКО: ( Задорно) Полдник, так полдник, Людочка! ( встает из-за стола)  Полдник! Мы требуем полдник! Полдничный держите шаг! Голодный не дремлет Враг! ( смеется)

ЛЮДМИЛА: ( улыбаясь) Да тише вы! Соседей испугаете!

НЕПОГОДЬКО: Ну и пусть, Людочка! ( берет её за руки, начинают вальсировать) Пусть соседи пугаются и съезжают к чертовой матери! Пусть они скажут Римову, что Непогодько сошел с ума! А мы будет танцевать, Людочка! ( поет). Там где клен шумит, над речной волной, говорили мы, о любви с тобой!

( кружатся в танце, смеются. Стук в дверь обрывает все веселье)

( пауза)

НЕПОГОДЬКО: Кто это?

ЛЮДМИЛА: Пойду, узнаю.

( Людмила уходит)

НЕПОГОДЬКО: ( ходит туда-сюда, кричит) Она была похожа на обезьяну легкого поведения!

( вновь появляется Людмила)

ЛЮДМИЛА: ( огорченно) Илья Сергеевич, а почему вы мне ничего не говорили?

НЕПОГОДЬКО: Не говорил о чем, Людочка? Кто приходил?

ЛЮДМИЛА: И не уходила…

НЕПОГОДЬКО: Не уходила? Это она?

ЛЮДМИЛА: Вы её давно знаете? Почему вы молчали, что состоите в тайной переписке?

НЕПОГОДЬКО: Кого её? С кем? Какая тайная переписка? О чем вы? Я вас не понимаю.


( И в эту же минуты в кабинет Непогодько врывается пышная дама в зеленом платье и с широкой шляпой с павлиньим пером)

ЛЮБОВЬ ПЕШАЯ: ( напевая) А вот и я! А вот и я! Здравствуйте, мой дорогой! Как же долго я ждала этой встречи! ( подходит к нему, крепко обнимает) Я вас таким и представляла! Вот ей Богу, именно таким и представляла!

НЕПОГОДЬКО: ( шепотом Людмиле) Это ещё кто?

ЛЮДМИЛА: ( так же шепотом, с сарказмом ) Жена ваша…

НЕПОГОДЬКО: Что? Кто? У меня в помине не…

( Любовь Пешая сильнее прижимает к себе Непогодько)

ЛЮБОВЬ: Как только вы написали мне свой адрес, я тут же решилась, взяла билет на ближайший поезд и отправилась к вам! Илья Сергеевич! Я так рада, что мы теперь вместе!

( Непогодько пытается выбраться, но Любовь его не отпускает, всё сильнее и сильнее прижимая к себе)

НЕПОГОДЬКО: Так, остановитесь! Я вас умоляю! ( вырывается) Простите, но вышло маленькое недоразумение…

ЛЮБОВЬ: ( замечает Людмилу, стоящую возле двери) Ах, у вас появилась другая? Это она маленькое недоразумение?

НЕПОГОДЬКО: Нет, нет, она всего лишь снимает у меня квартиру, она мой помощник, личный секретарь!

ЛЮДМИЛА: Что? Всего лишь снимаю у вас квартиру? Всего лишь помощник? Личный секретарь? Да как… ( плачет, убегает)

НЕПОГОДЬКО: Людочка, милая! Постойте! Я не это имел в виду!

( хочет побежать вслед за ней, но его останавливает Любовь)

ЛЮБОВЬ: Пусть уходит! ( медленно идет к нему) Теперь мы здесь совершенно одни и никто нам не помешает.

ПОПУГАЙ АРА: Она похожа на Обезьяну легкого поведения! Она похожа на павлина!

( пауза)

ЛЮБОВЬ: (обращаясь к Непогодько) Что вы сказали? На кого я похожа?

НЕПОГОДЬКО: Это сказал не я, а попугай…

ЛЮБОВЬ: ( затыкает ему рот рукой) Ни слова больше! Я вас именно таким и представляла! Вы даже лучше моих представлений…

НЕПОГОДЬКО: Я требую объяснений! Кто вы такая и что вам от меня нужно?

ЛЮБОВЬ: Ох, я забыла… Вы, писатели, народ труженый и забывчивый… Я вас не осуждаю, а наоборот понимаю… Ничего страшного, если вы меня не узнали. Я бы себя тоже не узнала…

НЕПОГОДЬКО: Так, остановитесь! Кто вы такая?

ЛЮБОВЬ: Меня зовут Любовь. Любовь Пешая… Вспомнили? Мы с вами два года как состоим в тайной переписке. У нас с вами сто-олько планов! Нам сто-олько предстоит сделать, Илья Сергеевич!  Вы обещали меня свозить во Францию… В мою любимую страну… Вы писали, что как только я приеду, вы подарите мне дорогое колье и сводите в дорогой ресторан… ( прихорашивается, красуется перед ним) Ну-с, я готова, Илья Сергеевич…

НЕПОГОДЬКО: Я вам ничего не обещал! Я о вас впервые слышу! Какая тайная переписка? Я ни с кем в переписке не состою!

ЛЮБОВЬ: Что вы такое говорите, Илья Сергеевич? Мы два года как состоим в переписке.  Я, приехала к вам из самого Харькова, в Петербург, чтобы, наконец, увидеть вас.

НЕПОГОДЬКО: Вышло недоразумение. Я не тот человек, который вам нужен. Извольте-с простить. Всего вам доброго.

ЛЮБОВЬ: ( огорченно) Как же? Это ведь улица декабристов, дом тринадцать, квартира двадцать?

НЕПОГОДЬКО: ( пауза) Верно…

ЛЮБОВЬ: Значит вы тот самый Илья Сергеевич!

НЕПОГОДЬКО: Да не может такого быть! У вас есть письмо, в котором написан адрес?

ЛЮБОВЬ: Конечно, есть! ( достает из пышной груди письмо, передает Непогодько) Пожалуйста.

НЕПОГОДЬКО: ( берет, внимательно изучает письмо) Ничего не понимаю… Адрес верный, имя и отчество тоже… Господи,  даже фамилия верная! Ничего не понимаю.

ЛЮБОВЬ: (Гладит его голову) А я всё понимаю, Илья Сергеевич. Всё-ё понимаю. Вы взволнованы, потому что не ожидали увидеть столь изящную женщину. Так почему бы нам не узнать друг друга… поближе?

( пауза)

НЕПОГОДЬКО: Так, стоп! Разъясняю ситуацию: Я вам ничего не писал! Какой-то человек переписывался с вами, используя моё имя, фамилию и отчество. Быть может, вам писал человек, который ненавидит меня,  но никак не я! Простите меня за недоразумение. ( достает из тумбочки деньги). Вот, держите, это вам на обратный путь. Простите за неудобства. Я понимаю, что вы приехали из…  Африки ведь? Чтобы увидеть меня?  Но, увы, это не я и не я вам писал. Всего вам доброго. Глубочайше извиняюсь. ( указывает рукой на дверь) Людочка вас проводит. ( садится за стол)

ЛЮБОВЬ: ( плачет) Вот так вы значит со мной, да? Вот так? (Бьет Непогодько) Вот так, да? Да как вы могли? Да как вы можете? Два года пудрить мне мозги! Вы негодяй! Вы мужлан и невежа! Да… Да для вас женщина, это кусок мяса, вещь! Да что мне ваши деньги!? ( рвет деньги, которые ей дал Непогодько) …

НЕПОГОДЬКО: Стойте! Это же были деньги на обратный путь!

ЛЮБОВЬ: Да засуньте себе эти деньги, знаете куда? Я не продажная! Я гордая женщина! Завтра же заявлю в газету, как вы со мной обошлись! И ваши читатели увидят, какой вы настоящий! Прощайте, Илья Сергеевич! Наша встреча была ошибкой! ( уходит)

НЕПОГОДЬКО: ( резко) Постойте! Стойте! Не надо газет! Не надо статей! Я вспомнил! Любушка! Любовь моя! Как же я мог вас не вспомнить! Я представлял вас совершенно другой! Вы так прекрасны!

ЛЮБОВЬ: ( останавливается, поворачивается к Непогодько и с радостями накидывается на него, крепко обнимает и целует)

Илья Сергеевич! Я так рада, что вы вспомнили! Простите меня! Забудьте всё, что я вам говорила! Это я со зла! Я на самом деле так не думаю! Вы самый прекрасный человек в мире! Илья Сергеевич!

НЕПОГОДЬКО: ( задыхаясь) Любушка… Прошу вас, мне не чем дышать!

( Отпускает Непогодько)

ЛЮБОВЬ: Я уже нашла самый лучший и дорогой ресторан в Петербурге. Дайте мне несколько минут поправить внешность, и мы пойдем, Илья Сергеевич! ( драматично) Пойдем бороздить океан сильной и страстной нашей любви!

ПОПУГАЙ АРА: Она похожа на Павлина!

ЛЮБОВЬ: Илья Сергеевич! Пусть эта гадкая птица сейчас же замолчит! Кто её научил таким словам?

НЕПОГОДЬКО: ( растеряно) Понятия не имею.

( пауза)

Любовь, а может быть мы, в другой раз начнем ( так же драматично) бороздить наш океан любви? Я сегодня неважно себя чувствую… Ночью плохо спал. Да и давление, наверное, скачет сегодня сильно. Ох, прямо сейчас же свалюсь на диван и усну!

ЛЮБОВЬ: Но ведь вы же обещали! Обещали колье, ресторан. Франция обещали! Вы меня обманули, Илья Сергеевич? ( бросается, снова бьет его) Да как вы могли! Обманщик! Я приехала издалека, а вы мною решили попользоваться? Не бывать этому! Вы обманщик, невежа и типичный мужлан! Вы самый мерзкий человек, мерзкий писатель! Скоро ваши читатели увидят вас с другой стороны! Прощайте! ( уходит, напевает) Не жалею, не зову, не плачу…

НЕПОГОДЬКО: Боже ты мой… Стойте, Любовь! Мне вдруг неожиданно стало лучше. Даже спать не хочется от того, что хочу сводить вас в ресторан…

ЛЮБОВЬ: ( останавливается) и купить мне колье?

НЕПОГОДЬКО: ( пауза) И это тоже…

ЛЮБОВЬ: ( подбегает, прижимается) И Францию вы мне покажете?

НЕПОГОДЬКО: ( тихо) За что мне такое наказание… ( радостно) Да хоть Италию!

ЛЮБОВЬ: Замечательно! Сначала Франция, потом Италия! ( кричит) Людочка!

( входит Людочка)

Людочка! Мы с Ильей Сергеевичем уходим в ресторан. Пожалуйста, приберитесь к нашему приходу и чтобы ни одной соринки я здесь не увидела. Ясно?

НЕПОГОДЬКО: ( тихо) Людочка! Прошу вас, подыграйте мне!

ЛЮДМИЛА: Знаете что!? Езжайте куда хотите! В рестораны всякие, куда угодно! ( к Непогодько)  Илья Сергеевич, спасибо вам за всё, за ваше гостеприимство… Я сегодня соберу вещи и завтра же съеду. Поживу у своих родителей и поищу новую квартиру. Спасибо вам за всё. До свидания!

( Уходит)

НЕПОГОДЬКО: Людочка, прошу вас! ( Любовь закрывает ему  рот своей рукой)

ЛЮБОВЬ: Уезжайте! Оставьте нас в покое! Мы любим друг друга!

НЕПОГОДЬКО: ( крича) Так! Стоп! Хватит! Остановитесь, Любовь! Хва-а-атит!!!

( пауза, тишина)

Я мужчина! Я Бабник! Я типичный мужлан! Я изменял вам с Людмилой, Любушка! Я люблю Людмилу, а не вас! Я никогда вам не писал и никогда не состоял с вами в тайной переписке! Никогда! Я прошу вас, оставьте меня в покое! Пожалуйста! Вы найдете ещё своего мужчину! Я не тот, с кем вы переписывались два года подряд. Поймите меня, Любовь! Я не вас люблю! Я люблю Людмилу! Я- этот не тот я, который вам нужен! Что вы ко мне пристали? Уходите и больше не возвращайтесь! Прощайте! Вон!

( пауза)

ЛЮБОВЬ: Ах так? Вы сами этого захотели. Можете попрощаться с вашими читателями, потому что завтра их у вас больше не будет! Вы самый отвратительный человек на свете! ( дает пощечину) До свидания, Илья Сергеевич! Надеюсь, мы больше не увидимся! ( собирается уходить)

НЕПОГОДЬКО: Постойте, Любовь… Постойте. Может мы договоримся? ( подходит к тумбочке, достает от туда большую сумму денег) Вот, держите. Здесь и на ресторан, и на колье, и на Францию с Италией, и ещё потом останется… Только я прошу вас, не пишите в газету… Литература- это моя жизнь. Я ей живу. Я работаю над серьезным произведением и хочу, чтобы его прочли мои читатели. Не пишите никуда, хорошо?

( пауза)
 
ЛЮБОВЬ: Ну-у, я подумаю над этим предложением, Илья Сергеевич… Подумаю.

НЕПОГОДЬКО: ( вновь подходит к тумбочке, достает от туда остаток денег) ( протягивая) Держите! Это на шубу! Любую шубу, какую только захотите! Две шубы! Три!

ЛЮБОВЬ: ( забирает деньги, прячет их в пышную грудь) Я не читаю газеты, Илья Сергеевич, и у меня совершенно нет знакомых, которые работают редакторами. Всего вам доброго, Илья Сергеевич ( посылает воздушный поцелуй, уходит)


( Какое то время Непогодько стоит столбом, не шевелясь, смотря в одну точку)

( входит Людмила)

ЛЮДМИЛА: ( замечает Непогодько, который стоит столбом и смотрит в одну точку) Илья Сергеевич… Илья Сергеевич! С вами всё в порядке?

НЕПОГОДЬКО: ( замечает Людмилу) Людмила? Людмила! Людочка! (подходит к ней, обнимает) Вы не ушли!

ЛЮДМИЛА: Вы ведь просили меня подыграть вам? Я подыграла.

НЕПОГОДЬКО: Вы, Людочка, не только прекрасный и милый человек, вы ещё и талантливая актриса.

ЛЮДМИЛА: Вы, правда, так думаете?

НЕПОГОДЬКО: ( пауза, смотрит ей в глаза) Честное слово, Людочка.

( входит Любовь)

ЛЮБОВЬ: ( видит Непогодько и Людмилу в теплых объятьях) Кхе-кхе

( замечают Любовь)

Я тут шляпочку свою с пером забыла… ( забирает шляпу, удаляется)

НЕПОГОДЬКО: Людочка, а вы не хотите сходить со мной в ресторан?

ЛЮДМИЛА: В ресторан? Илья Сергеевич! Конечно, хочу! С вами я готова пойти куда угодно! Только вот внешность поправлю и буду готова, Илья Сергеевич.

НЕПОГОДЬКО: Вы чудесны… Вам не нужно, поправлять внешность.

ЛЮДМИЛА: Тогда я просто переоденусь, Илья Сергеевич. А то я в таком виде… ( смеется)

( убегает)

( Непогодько осматривает свой кабинет, смотрит на разбросанные комки бумаги на полу, подходит к столу, садится, берет бумагу  с ручкой, пишет)

( пауза)

НЕПОГОДЬКО: Она была похожа на одну мою гостью… Такая же непредсказуемая и безумная.


КОНЕЦ