Золотой ключик 2- Возвращение Буратино

Яшина Елена
         или "Страсти по театру"

                1 действие.    

Через некоторое количество лет после всем известных событий в театре Карабаса Барабаса вдруг вновь появляется повзрослевший Буратино.  Обнаруживает там давно работающих на Карабаса,раздобревшего,холёного кота Базилио и изрядно постаревшую и подурневшую лису Алису. Оба делают вид, что очень заняты, на Буратино не обращают внимания. Кот озабоченно роется в бумагах, которыми завален его рабочий стол, а Алиса  яростно стучит на старенькой пишущей машинке в другом углу маленького, пыльного кабинета.

Буратино немного потоптавшись у двери, проходит и сам заводит разговор.– Ну как вы тут? По-прежнему процветаете?

Кот Базилио, мурлыкая: - У нас всё прекрасно, всё замечательно!

Лиса Алиса. - У театра громадная популярность! Ни одна великосветская вечеринка не обходится без выступления наших артистов! Ведь Карабас Барабас – лучший друг Тарабарского Короля!

Кот Базилио- А твой театр, Буратино? Ты ведь нам конкурент?!

Буратино откровенно: - Не потянул без образования! Я же не учился, а у вас на представлениях просиживал, Карабаса Барабаса  дразнил. А теперь без В.О. никуда! Лицензии нет, актеры  разбежались…

Базилио преувеличенно сочувственно кивает – Ай - яй- яй! Но мы тебя предупреждали: - не лезь в шоу- бизнес! С твоим - то знанием маркетинга!

Буратино дерзит: – Если у вас с маркетингом все в порядке, то что же у вас со зрителем проблемы?!! Да и рейтинг, насколько я знаю, ваш, в столице- не высок!

Лиса- Алиса  нервно и брезгливо выкрикивает: - Полон театр бездарей! Один Карабас –Талантище! Гений!

Буратино соглашаясь, – да, опыт у него, конечно, такой же большой, как и борода! Только устарел он со своими представлениями о театре! Имидж менять надо! Новые формы нужны! А если назвал себя продюсером, то пусть звёзд штампует! Есть у вас в труппе звёзды?!!!

Лиса Алиса визгливо возмущается:– Единственная звезда здесь он сам!!! Остальные бездари, бездари!

Кот Базилио соглашаясь с Алисой,  тихо рассказывает Буратино. – Мы очень рассчитываем на новую партию кукол, нам её по спец-заказу делали! Синьор Карабас сам эскизы рисовал! К каждой новой кукле буквально сам руку приложил!


Тут входит измученный, постаревший, совершенно не грозный Карабас Барабас, в изнеможении падает в кресло около двери. К нему сразу подобострастно подскакивают лиса и кот. Тот машет на них руками, что бы отстали. Видит Буратино, злится.

                - А ты что здесь делаешь? Опять пришел переманивать моих кукол?! Забирай! Всех забирай! Этих не жалко! Сколько сил!! Сколько бессонных ночей! Сколько нервов! О, мои старые, любимые куклы, которые делали мне аншлаги!   О, прежние мои блестящие представления! Былая слава! Ты разрушил мою жизнь, гадкая деревяшка! ( Закрывает  лицо руками)

Буратино становиться жалко Карабаса. – Вы простите, синьор, я не думал что для вас это так важно! Но Вы же с ними плохо обращались!  Я хотел, что бы куклы были свободными!

 –И что дала им твоя свобода?! Где они теперь?! – кричит на него Карабас Барабас

 Буратино грустно: -  Кто где… Пьеро сочиняет шансон - поёт, пьёт и плачет одновременно… Мальвина стала  гувернанткой. Правда, волосы её заставили перекрасить, а бант снять. Но, кажется, она всем довольна.  Артемон  возглавляет элитный собачий клуб. Арлекин работает в ресторане вышибалой. Коломбина…(Буратино делает паузу) ну, в общем, тоже работает…

Синьор Карабас стонет, как от боли: - Дубина ты неотёсанная, ты развалил дело моей жизни! Всё пошло прахом! Где, где мне взять кукол, которые любили бы мой театр так, как люблю его я?!

Лиса Алиса подаёт стакан воды Карабасу - Поберегите себя, синьор Карабас! Вам нельзя так волноваться, не дай Бог с Вами что, ведь не мальчик уже! А нам  без Вас как? Опять с Базилио бродяжничать идти?! Театр держится исключительно на Вашем авторитете!

Кот Базилио, осторожно выспрашивает у Карабаса - Синьор,а как там наши новые куклы?

Карабас Барабас ,с ужасом - Брак! Брак! Тупые у них головы! Не фарфоровые, даже не гипсовые, из папье- маше! Совсем тупые! И жадные! Такой райдер мне выкатили! И скажите на милость, зачем куклам деньги?!  А мне за всё плати! За аренду плати, за рекламу плати, налоги плати! У всех одна нажива на уме!  Ни кто не любит театр! ( Опять в отчаянии  закрывает лицо руками)

Буратино делает шаг вперёд - Синьор Карабас, я люблю! Я  так полюбил ваш театр, что продал Азбуку, и наверное, этим поступком  лишил себя будущего… Карабас  в ответ кричит - Уберите его от меня! Он издевается! Из–за него я испытываю такие муки и лишения! В камин его!!!

Лиса и кот живо подскакивают к Буратино и с удовольствием толкают его в камин. Буратино вырывается, из камина разлетается зола. Карабас Барабас начинает чихать.

Буратино напоминает Карабасу – А когда Вы чихаете, Вы -добрый!

Карабас Барабас сентиментально: – Да я добрый, душевный, я всем желаю добра! (Вынимает платок, чихает и плачет) 

Буратино освобождается от лап кота и лисы, присаживается перед Карабасом, старается заглянуть тому в глаза.– Давай начнём все сначала вместе! У меня есть кое-какие идеи… Ты прости, синьор Карабас, я же был тогда недоструганный, молодой, сырой ещё. Тебе бы самом быть немного помудрее, и подальновиднее, а ты авторитетом давить стал « Я лучший друг Тарабарского Короля! "МОЙ театр!" "МОИ куклы!»  (передразнивает Карабаса) У меня новое здание было в собственности, у тебя труппа, мы ведь могли бы договориться тогда, и всё у нас  было бы хорошо…

Карабас, всхлипывая: – А где теперь золотой ключик от твоего театра?

Буратино: -  Опять у Тортиллы. Она ключ забрала, а здание опечатала, нельзя его использовать  для  других целей.- Театр это как, - (Кот и Лиса, хором заученно подсказывают) – Храм!

Тем временем, Карабас успокаиваясь, теребит платок и о чём- то размышляя, спрашивает у Буратино - А тебе, Буратино, и вправду нравились мои представления?

                Буратино горячо: -Да!!! Только с взаимоотношениями у Вас - того, плохо было! И Вам нужно самому демократичней  было быть, в народ кукольный ходить. А у Вас синьор, звездная болезнь тогда была,- зазнался!

Лиса Алиса наскакивает на Буратино с кулаками: - Что ты о себе думаешь, пенёк носатый с глазами?! -Он и вправду,- звезда!!! Он талант!!! Гениальный продюсер, режиссёр и педагог!!! Убирайся! Нам ни кто не нужен!!!

Базилио оттаскивает Алису в сторону, шипит на неё: -Ш-Ш-Ш! Алиса, перестань истерить, а то в морду вцеплюсь!  Мы прогораем, нам нужны новые               формы выражения, финансовые вливания, наконец!

Алиса- коту; — Ты что и  в правду ослеп, Буратино под нас копает!

Кот Базилио – А ты нюх потеряла!- Буратино нравиться Уважаемой Тортилле! А Уважаемая Тортилла могла бы нам помочь, если Буратино её хорошенько попросит… (Выжидающе смотрит на Карабаса и Буратино)

До Карабаса доходит  мысль Базилио, и он с надеждой  теперь смотрит на Буратино: – Поговоришь сам с Тортиллой? Тебе она поверит!

Буратино, решительно: – Поговорю! Только главное моё условие  знаете!

Карабас Барабас: – Да-Да- Да!- Ни какой тирании! Равноправный союз творческих единомышленников! Ты же видишь, как я настрадался, уже какую партию кукол по счёту беру, и все брак!   Брак! Ничего не могут! - опять со слёзами) - О, мой театр!

Буратино прерывая стенанья Барабаса:-  Решено! Идём к Тортилле! Кстати, всех касается!

Кот и Лиса в недоумении переглядываются- А нам- то зачем?
                Буратино: – Пусть знает, в какой команде мне работать придётся! Оценит, так сказать, фактор риска. У меня, от Уважаемой Тортиллы, - нет секретов! Все за мной!

Буратино круто разворачивается и выходит. Кот и лиса пытаются откосить и строят Карабасу недовольные морды, мол, «что за  блажь!», но Карабас Барабас хмуриться, и жестом указывает им следовать за Буратино.

                2действие:

Пруд Тортиллы. Местечко райское. Выглядит очень естественно, но невероятно ухожен. Склонённые к воде деревья вокруг, дивной красоты кувшинки растут в превеликом множестве. Вода чиста до прозрачности. Загородная идиллия – птичьи голоса, кваканье лягушек,  стрекотня кузнечиков  на берегу. Среди этой экологически чистой красоты, на берегу в шезлонге мы видим черепаху, больше похожую на Софи Лорен. Это и есть мудрая, величественная, и абсолютно позитивная,  потому и всеми уважаемая, - Тортилла.

И вот, в этот умиротворяющий пейзаж врывается сначала звук  подъехавшего авто, потом  Тортилла видит и приехавших гостей:  – Буратино с Карабасом?! И лиса и кот?! Ну и дела! Вот это компания!  (удивлена, но похоже, что довольна)

Приезжие подходят и робко здороваются с ней по - очереди. Черепаха приветствует всех и пристально разглядывает их лица.

Тортилла: – Что опять привело вас ко мне сюда? Каждый из вас получил по заслугам, и я не виновата, что ваши ожидания не оправдались! Понимаю, что что-то заставило вас собраться вместе, таких разных, и прийти ко мне снова, но честное слово, не знаю, смогу ли я вам чем-то ещё помочь!

 Возникает пауза. Кот и Лиса подталкивают Буратино, и он, очутившись перед Тортиллой, поневоле начинает переговоры со свойственной ему прямотой.

Буратино:- Мы пришли просить тебя дать нам  Золотой ключик!  Черепаха молчит. Буратино оглядывается на спутников, ища поддержки, но те мнутся, глядя на Тортиллу. Явно надеются на то, что Буратино сам упросит черепаху.

Тортилла медленно, ласково и строго: – У тебя уже был  театр, Буратино!

Буратино уныло опуская нос к земле: – Знаю,я -не справился!(с усилием признаётся) - Я был не готов тогда взять  на себя ответственность за кукол… Мне было важно победить Карабаса, доказать какой я смелый, ловкий, хоть и деревянный, но человечек, а не чурка какая ни будь бестолковая! Теперь я понял, что настоящим человеком можно быть, только отвечая за каждый свой поступок и за весь мир вокруг.

Черепаха с  нежной грустью смотрит на Буратино. Все притихли. Тортилла кивает в сторону  Карабаса Барабаса, Кота и Лисы : - А за них, ты тоже готов отвечать?!

Буратино поворачивается к троице – те настороженно смотрят ему в глаза.

Буратино: - Ну а почему бы и нет?  Я их всех хорошо теперь знаю:- Карабас искренне любит своё дело, только он амбициозен тщеславен и жадноват.( Буратино мучаясь подбирает слова, разрываясь между потребностью  называть вещи своими именами и желанием не обижать Карабаса) Он изменился, как только осознал, что куклы  и театр это его страсть, его призванье, а не просто средство  для наживы и популярности.

Карабас с благодарностью смотрит на Буратино и кивает, молча соглашаясь. Он растроган, бородой промакивает слезы.

 Тортилла всё ещё  сомневаясь: - Ну, хорошо, допускаю, что это действительно так.  А эта пара прохвостов, как попала в вашу делегацию?   Возмущенная лиса Алиса  набирает в грудь побольше воздуха, готовая закатить истерику, но тут, на сцену событий,  мягкой кошачьей походкой выходит кот Базилио:

 - Видите - ли, Уважаемая Тортилла, это, на самом деле, очень деликатный вопрос!  Жизнь связала нас с синьором Карабасом не в  его лучшие годы…  Поймите, бегство кукол, ключ, отданный вами дилетанту, потеря надежды на обладание театром, разрушенные мечты, предательство Дуремара… (Кот делает многозначительную и очень трагическую паузу)   Мы с Алисой стали ему поддержкой и опорой! Как многие творческие люди, Карабас оказался не способным принять вызов судьбы!  Мы деловые звери, мы более предприимчивы!

Буратино в сторону:-  Аферисты!

                Кот Базилио, продолжая:  –  мы лучше знаем людей, владеем зачатками прикладной психологии и маркетинга,  и, именно благодаря нашему союзу, некогда знаменитый театр Карабаса Барабаса ещё существует! И несмотря на то, что некоторый меркантильный интерес у нас к синьору, конечно же был, (Кот извинительно улыбается Карабасу) тем не менее, мы все же искренне привязались к нему, и  смогли  оценить его талант. Алиса, выскакивая из- за спины Базилио: – Он гений! Гений!( фанатично) Какой талант!!!

Базилио  опять убирает лису, и продолжает:- И сфера нашей прежней деятельности, пардон,(извиняется за  прежнюю позорную деятельность) была по –сути своей очень артистической…

Буратино опять в сторону и с иронией –   Мошенники! Притворщики!  Ещё какие артисты! Криминальные таланты!

Кот продолжает: – потому, театр нас увлёк по- настоящему! Мы с Алисой даже свой культурный уровень повысили, чтобы  соответствовать занимаемым должностям!

Лиса Алиса снова  выскакивает на первый план: – Мы- Заслуженные работники культуры!  А у Буратино за спиной даже деревообрабатывающего института нет! У синьора Карабаса огромный опыт и профессионализм, но он не в состоянии заниматься вульгарными, бытовыми пустяками! Он -Творец!!!  Кот опять мягко удаляет Алису, делая извинительный жест.

Базилио – Вот видите, Алиса большая поклонница синьора Карабаса!- Карабас, за все время разговора с Уважаемой Тортиллой, не говорит ни слова, но живо отыгрывает каждую реплику говорящих, что выдает в нём тонко-чувствующую натуру. Он очень переживает, ведь решается судьба его театра.

Тортилла,  выслушав кота – Да, культурный уровень, судя по вашей речи, у вас действительно вырос, а вот нервы у Алисы что-то шалят.

Кот интимным шёпотом только Тортилле: - Не самый хороший возраст для женщины…  Преданная фанатка Карабаса, а он только куклами  занят!

Тортилла с легким укором смотрит на кота, и обращается к Карабасу: - Я выслушала всех кроме Вас, синьор Карабас! Вы- то сами, что молчите?  Карабас  Барабас молчит, смущенный и растерянный. Буратино делает к нему шаг, берет его за  руку.

Карабас, (почувствовав поддержку Буратино, грустно):– Я старый человек, - театр единственное моё детище.  Я хочу видеть его процветающим, только для этого мне нужны соратники – также бескорыстно любящие мой театр, как люблю его я. Буратино умеет ладить с моими куклами, я назначу  его зав-труппой, и мы могли бы собрать кое-кого из прежних артистов, а то моим пустоголовым новичкам не у кого даже учиться. (неожиданно страстно) Плевать мне теперь на условности, на статус и на социальное положение! Я настоящий директор кукольного театра, он- (указывает на Буратино) примитивная деревянная кукла ручной работы,  и прощелыга кот, и экзальтированная чернобурка Алиска, - мы все - любим мой театр!!!

Тортилла грустно улыбаясь: –  И всё-таки Вы, синьор Карабас, тщеславный эгоист!   Карабас пугается, что черепаха не отдаст ключик и съёживается под её взглядом.

Буратино приходит ему на выручку:- Да ладно, Тортилла, у каждого свои недостатки! Я вот, может и не такой глупенький Буратино, как был тогда, но всё равно, так и остался неотёсанным,- сначала говорю, потом думаю, или думаю, что не надо говорить, а уже сказал!

Кот и Лиса, чуя,что дело выгорит,хором Буратино:– Мы ценим твою прямолинейность!

Тортилла вздыхает и поднимается с кресла, вся компания замирает, как  в ожидании приговора. Тортилла: - Когда – то я поклялась, что золотой ключик не достанется ни кому из жадных, и злых! Театр, который он открывает, служит добру и радости! Потому, я и отдала его тебе, Буратино! Ты был бескорыстен, ты хотел помочь папе Карло и освободить кукол, но к сожаленью, совсем не умел считать золотые! Наивный идеалист, ты и ложь принимал за чистую монету!  Пусть и сейчас ты не образован и бесхитростен, но с годами  стал мудрее. Так тому и быть, и даже хорошо, что вы все такие разные! Карабас передаст тебе свой театральный опыт, кот научит тактике и дипломатии управленца, лиса…(тут черепаха остановилась и призадумалась) а чему полезному может научить тебя Алиса?

Лиса Алиса обижена и возмущена: - Я столько лет проработала в этом театре! Освоила делопроизводство и бухучёт! Знаю все привычки Карабаса Барабаса, пресс-служба, связи с общественностью – всё на мне! Теперь не нужна?!  Это я- то, лишняя? Бесполезная?! (рыдает)

Буратино успокаивает Лису: – Ни кто тебя не выгоняет! Вот бумажками вместе и  будем заниматься! Я же не прилежный и не усидчивый, за мной глаз, да глаз!

Тортилла заканчивает свою речь, весьма довольная: - Человеческий фактор, как всегда, всё решает!- Вы готовы объединиться, несмотря на прошлые обиды и различие мировоззрений! Только помни, Буратино, Карабас не  сахар, а упрямый и капризный эгоист, а кот и лиса любят ловить рыбку в мутной воде! Их не исправишь, будь готов к реальности! (вынимает ларец с ключом)

Буратино отмахиваясь: – Да ладно, разберёмся, какой театр без интриг! Спасибо тебе, Тортиллочка, за  оказанное доверие! (любуется золотым ключиком) Не жалко тебе его отдавать? Золотой, красивый!

Тортилла: – Налюбовалась  уже, было время. Пусть пользу приносит.  Карабас  всё это время вожделенно глядит на ключ.

Буратино: – Ну что, синьор Карабас, вместе?! Карабас нетерпеливо кивает, и они вдвоём берут ключик из ларца. Оба счастливы, глаза сияют. Кот и лиса довольно перешёптываются за их спинами.

Все тепло прощаются с Уважаемой Тортиллой, и, уходя, долго машут ей кто чем: - лиса платком, кот шляпой, Буратино и Карабас свободными руками. Ключ по-прежнему соединяет их. Черепаха тоже, машет вслед уходящим, пока, те не пропадают из вида.

                Тортилла: – Ну что ж, вот  и родился новый, творческий альянс. И не только творческий, я надеюсь… Хорошо, когда мы  готовы стать лучше - добрее, мудрее, терпимее к другим, для этого и десять золотых ключиков, отдать не жалко! ( и она величественно удаляется,  любовно и заботливо осматривая свои владения)


               Эпилог, который, мог бы стать прологом… 

Просторная  и удивительно фешенебельная приёмная Карабаса в новом театре. Расфуфыренная Алиса осваивает компьютер. Сибарит Базилио, расположился в большом мягком кресле с ноутбуком и чашкой кофе. Из-за двери кабинета доносятся звуки спора Буратино и Карабаса. Разговаривают темпераментно и на повышенных тонах.

Алиса недовольно: - Который час уже спорят, Базилио, прикрой дверь, я сосредоточиться из-за этих криков  не могу!

Кот: – Алиса, дорогуша, я все- таки, зам. директора, а не швейцар!

Лиса Алиса раздражаясь:- А я трудовые договора оформляю Арлекину, Пьеро и Мальвине! Эта деревянная заноза во все мои дела свой длинный нос суёт!

                Базилио вслушиваясь в звуки голосов:- Новую пьесу обсуждают! (потирая лапы) Пошёл творческий процесс, пошёл! Сейчас с минуты на минуту автор подъедет! Знакомиться будем!  Самый модный драматург, знаменитость! Курица, несущая золотые яйца!  Мы с ним подружимся, и у нас снова будут аншлаги!

 -  Раздаётся стук  в дверь. - Кот смотрит на часы – Это он!

                Из кабинета выходят Карабас и Буратино, лиса Алиса почтительно вскакивает из-за стола, кот распахивает дверь, и входит Модный  Автор. 

Автор (раскрывая всем объятия с порога) – Здравствуйте! Как же я скучал, по  всем - вам! Прямо,как по своим дорогим пиявочкам! Все в изумлении,- хором – Дуремар!!!

                Немая сцена, и занавес!