Реальная виртуальность

Юрий Бессонов
– Что будешь делать на длинных выходных по поводу 8 марта?
– Не знаю, ещё не думал. Но скорее всего на компьютере играть – идти-то мне некуда, да и не охота.
– Нет, ну вы айтишники правда все ненормальные, не наговаривают на вас! На улице весна, солнце, съездил бы на природу или в парк, с девушкой познакомился бы, в кино сходил, а он играть!
– Да ну, успею ещё, Мне поиграть в кайф, – сказал Артём и, закинув рюкзак на плечи, направился к двери.
– Пока, Ленка, до среды!
– Пока, Артём.

Лена посмотрела вслед Артёму и подумала: «Совсем парень с этой виртуальной реальностью чокнулся. Жизнь мимо проходит, а он и не замечает».
Придя домой, Артём, как всегда, сбросил рюкзак в прихожей, забыв выложить недоеденный обед в холодильник, и, не помыв рук, направился в комнату включать компьютер. Это был такой своеобразный ритуал: сначала включить компьютер, а пока он загружается – всё остальное. После того, как компьютер был включён, Артём отправился в ванную, бросив на ходу в соседнюю комнату:

– Мам! Я… В общем, я занят буду. Меня ни для кого нет, в магазин завтра схожу, ну или сама сходи, у меня дела.

В ванной, кое-как намылив руки и сполоснув их холодной водой, Артём небрежно вытер их полотенцем и с полумокрыми руками отправился на кухню заваривать чай. После того, как чайник вскипел, Артём налил полстакана кипятка и начал дергать пакетик за нитку, чтобы чай быстрее заварился. Оставшуюся половину стакана Артём долил холодной водой: горячий чай он не любил. Отжав пакетик в кружку, выкинув его и прихватив чай, он отправился в комнату, на ходу размышляя над своими странными привычками.  Почему он не пьёт чай горячим? Почему отжимает пакетик? Вообще, почему он делает что-либо именно так, а не иначе. Казалось бы, ничего странного в этом нет, у каждого в голове свои тараканы, но в случае с Артёмом всё было несколько иначе. Он вообще не помнил, чтобы решал для себя делать что-то так или эдак. Всё как будто уже было решено за него, а ему отводилась роль исполнителя. Такие мысли рождались в его голове редко, а родившись, тут же проскакивали, не задерживаясь, уступая место будничным вопросам – где поесть и что надеть. Да и в этих вопросах он не чувствовал, что принимает решение самостоятельно, как будто за него уже кто-то решил. «Но ведь так у всех», – думал Артём, – «пищевые магнаты, топовые бренды и правительство уже давно за нас всё решили». Мысль, что «так у всех», действовала успокаивающе, и все вопросы тут же покидали голову, тщательно подчищая за собой следы.

Компьютер уже давно загрузился и призывно моргал обновлениями Windows, предлагая бесплатно обновиться до Windows 10 прямо сейчас, немедленно! Закрыв окно с обновлениями, Артём в который раз напомнил себе о том, что надо бы покопаться в реестре и удалить приглашение обновить винду. И, снова отложив это до лучших времён, плюхнулся в кресло и щёлкнул на рабочем столе ярлык любимой «Кимс». «Кимс» представлял собой пользующийся мировой популярностью симулятор жизни. В «Кимсах» Артём жил полной жизнью: там у него был свой дом, собака, жена, семья, бассейн, зелёная лужайка, корова и любимая работа. Вопреки распространённому мнению, что айтишники любят компьютеры, Артём терпеть не мог свою работу. Компьютеры у него уже стояли поперёк горла, но это было единственное, что он умел делать хорошо, и за что ему готовы были платить хорошие деньги. В своё время, когда он, как ему казалось, сам выбирал себе профессию, он выбирал её исходя из того, что не очень любил общаться с людьми, и наивно полагал, что уж работа в сфере IT сведёт его общение с людьми к минимуму. На деле же всё оказалось с точностью до наоборот. Около восьмидесяти процентов своего времени он тратил на общение с пользователями и лишь двадцать процентов он занимался настройкой серверов и компьютеров.

Загрузив игру, Артём привычно пробежался по игровой статистике, отметил, где и чего не хватает, проверил расходы и доходы, запланировал виртуальные покупки, пригласил на вечеринку друзей по случаю дня рождения своей виртуальной жены, оплатил счета, подстриг газон, приготовил еду… В общем, переделал кучу дел, на которые в реальности ушло бы не меньше недели. Под конец игровой сессии его виртуальная жена заявила ему, что они давно не стригли Жулю и надо бы свозить её в специальную собачью парикмахерскую. Заказав виртуальное такси, Артём вывел своего персонажа из дома и стал ждать.

– Привет, – появилась надпись в игровом чате.
– Привет, – ответил Артём без интереса.
 
В игре было полно попрошаек, клянчивших игровую валюту, и он давно уже привык не обращать внимания на подобные «приветы», потому что, как правило, за ними следовало «дай немного денег, плз, я верну, мне только до банка и обратно доехать, я честно отдам».

— Ну, как твои дела, Артём, что нового в жизни?

Артём поперхнулся чаем – дело в том, что его игровой аккаунт был зарегистрирован на вымышленное имя, а в игре его звали Сильвестр. Никто не знал, да и не мог знать, его настоящего имени.

— Ты кто? – спросил Артём, – откуда ты знаешь моё имя?
— О-о-о, да ты блещешь интеллектом сегодня! Никак вышел новый апдейт к игре, и НПСям добавили интеллекта?

«НПСями» в многопользовательских онлайн играх называли всех неигровых персонажей, которые отыгрывают свою роль по заранее написанному сценарию, и поэтому все их ответы и вопросы, как правило, прописаны заранее. Поэтому Артёма несколько удивило то, что незнакомый персонаж, за которым стоял реальный человек, считает его НПСём.

— Какой НПС, ты чего мелешь? Я такой же реальный игрок, как и ты, – ответил Артём, – ты нуб что ли, раз реального персонажа от виртуального отличить не можешь?

Теперь пришла очередь удивляться его собеседнику. В течение минуты он молчал, затем отправил в чат:

— Артём, я знаю твоё имя, потому что это я тебя так назвал, когда создавал своего игрового персонажа в начале игры. И мне непонятно, почему ты вдруг стал таким разговорчивым, это такая шутка от разработчиков?
— Погоди, кто создавал, кого создавал? Ты меня совсем запутал. Ты что, хочешь сказать, что ты реальный, а я твой виртуальный персонаж, в которого ты играешь? Ха-ха-ха, очень смешно! Придумал бы что-нибудь более остроумное, на это я не поведусь, даже и не пытайся, тролль.
— Эй, кто там на той стороне? Я понимаю, это, наверное, очень смешно – сидеть там и отвечать мне за Артёма, но через десять минут шутка уже не актуальна. Заканчивайте и дайте поиграть, – ответил в чате незнакомец.

Ни на секунду Артём не собирался верить в этот фарс, разыгрываемый перед ним несомненно талантливым прохиндеем. Но имя! Откуда он знает его настоящее имя? Возможно совпадение? Артём решил подыграть приколисту:

— Слушай, допустим всё, что ты сказал, правда. Тогда ты должен знать основные аспекты моего характера – ну там привычки, социальные качества и т.д. Ну, что скажешь?
— Я не вру тебе, я действительно играю на компьютере в игру, которая называется «Реальная виртуальность». Я развиваю своего персонажа, совершенствую его базу знаний, выбираю привычки, особенности поведения, социальные и моральные аспекты из базы предоставленных вариантов. Уже несколько лет я играю в… я играю в тебя, Артём!
— И я не шучу с тобой, я не администратор игры или за кого ты меня там принимаешь! Я Артём, я реальный человек, а ты просто очередной несостоявшийся клоун, чей непризнанный талант, видимо, никак не даёт ему покоя, – написал Артём.
— Хорошо, давайте поиграем в вашу затянувшуюся клоунаду, ребята, – ответил незнакомец. – Артём, смотри, я выложил в чат скриншот анкеты персонажа, которого создал несколько лет назад, как считаешь, есть совпадения?

Незнакомец выложил в чат скриншот анкетных данных своего игрового персонажа «Артёма», среди многих пунктов анкеты, также значились:

<…>
1. Имя: Артём.
-----
-----
45. Любит холодный чай, но не любит ждать, пока чай остынет, поэтому смешивает его с холодной водой.
46. Перед тем, как выбросить использованный пакетик чая, отжимает его в кружку.
-----
-----
78. Профессия: системный администратор.
----
----
99. Живёт с мамой.
----
----
<…>

Артём похолодел. Какой бы шутник ни управлял сейчас персонажем незнакомца по ту сторону игрового мира, таких подробностей его жизни он знать не мог.

 – Чего молчишь, Артём? Вам надоело шутить, ребята? Я могу поиграть? – спросил незнакомец.
 – ЭТО ПРАВДА!
 – Что правда, вы о чём?
 – Ты настоящий! То есть я не настоящий! Ты меня выдумал! – написал Артём.
 – Блин, ребята, ну не смешно же уже, – написал незнакомец.
 – ТЫ НЕ ПОНИМАЕШЬ! Я правда существую по ту сторону, в анкете описана вся моя жизнь, все мои привычки и мысли, мой характер, моя внешность, даже мои тайные желания – о них не знает вообще никто, ты понимаешь, ты мне веришь? Я существую в реальности и всё, что ты делаешь в игре, отражается на моей жизни с этой стороны!
 – Я тебе верю, Артём, конечно же я тебе верю. – Написал незнакомец, – А знаете, раз вы по-хорошему от меня не отстанете, то будет по-плохому. Я ухожу с сервера и удаляю своего персонажа, можете быть собой довольны, вы только что потеряли постоянного игрока.
 – НЕТ! НЕ ДЕЛАЙ ЭТОГО! ПОЖАЛУЙСТА, НЕ НАДО, НЕ УДАЛЯЙ МЕНЯ! ТЫ НЕ ПОНИМА…

Закончить Артём не успел, так как на экране появилось сообщение: «Сервер разорвал соединение, пожалуйста, перезайдите в игру.» Артём зажмурился. Было очень страшно, с минуты на минуту он ожидал, что его не станет. Он не знал, будет ли это больно и медленно или быстро и внезапно. Он понятия не имел каково это, когда тебя стирают из реальности, и эта неизвестность мучила его гораздо больше самого факта удаления. Прошла минута, затем две, но ничего не происходило. Артём открыл глаза и огляделся. Обстановка вокруг как будто бы не изменилась, всё было на своих местах. Он оглядел себя, сначала руки, потом ноги, почему-то он решил, что если он будет исчезать медленно, то начнётся это с конечностей, но всё оставалось неизменным. «Нужно перезапустить игру!» – подумал он, но на рабочем столе не оказалось ярлыка с игрой. Попытки скачать игру из интернета и установить её заново тоже не дали результата, так как ни сайт компании, выпускающей игру, ни сам Гугл никогда не слышали об игре под названием «Кимс».
 
Артём не понимал, что произошло и как к этому относиться, но отчётливо понимал одно – ему сделали подарок, ему подарили настоящую, реальную жизнь, и с этого момента он сам, по-настоящему, в ответе за себя. И от осознания этого стало невыносимо страшно и одновременно легко.