Филипп II, Аристотель, Александр Великий. Начало

Евгений Радомысельский
    Филипп II Македонский сидел на своём походном складном троне в конце зала приёмов ... дворца на возвышении. Складной трон он возил с собой в походы. Однажды он с охраной обогнали обоз и вынуждены были ночевать в каменистой пустыне. Топливо собрали лишь на малюсенький костерок: ни обогреться, ни еду приготовить. Филипп приказал сжечь трон. На робкие возражения советника, Филипп ответил: - «Тронов мне сделают столько, сколько я захочу, а гвардия у меня одна и навечно!» Эту притчу рассказывали всем новым гвардейцам, и надо сказать, что у македонского царя была самая преданная гвардия (гетайры).
  Справа и слева от трона в зале приёмов стояли гетайры.  В зале было прохладно и сумрачно. Светильники хорошо освещали лишь середину зала, а Филипп сидел в тени, и только драгоценные камни на его одежде и его единственный глаз отражали их свет.
    Недавно он вернулся из успешного военного похода. Ещё один город присоединён к его империи. Только что он принял делегацию восточной области, которая принесла ему дары и уверения в их солидарности. Филипп был доволен, но не спешил покинуть тронный зал. Он вызвал учителей своего сына и наследника - Александра.
    Первым подошёл к трону Лисимах.  Он подобострастно склонился и по знаку Филиппа произнёс: - «О, великий! Твой сын - самый прекрасный ученик нашей гимназии. Он, как молодой лев среди сверстников! Он прекрасен видом и нравом! Он достойный сын своего великого отца! Я счастлив, что могу наставлять его и быть его доверенным лицом. Он превосходит всех учеников во всём. Он доволен гимназией и мы счастливы, что Вы доверили его воспитание таким скромным наставникам.» - Сказав это, Лисимах , раскланиваясь задом отступил в сторону.
   К трону подошёл Леонид. Он отдал честь императору и склонился в полупоклоне.
- Приветствую тебя, император! Докладываю о твоём царственном сыне, Александре. Как сказал Лисимах, Александр достиг порядочных успехов во всех предметах обучения. Ему всё даётся легко. Но в этом кроется для него опасность. Он расхотел заниматься. Он первый во всех соревнованиях, но потому, что соученики поддаются, тушуются перед ним. Он относится к ним презрительно, не внимает и моим наставлениям. Он может стать достойным тебя только если изменит своё отношение к занятиям. Я всё сказал. Воля твоя, господин.
   И по знаку Филиппа, Леонид сделал полупоклон и отошёл в сторону.
   Филипп нахмурился, это сообщение его обеспокоило.
   К трону подошёл Аминтор, гетайр (охранник - щитоносец) Филиппа. Он также отдал честь императору и склонился в полупоклоне.
- Приветствую тебя, император! Разреши обратиться к тебе, о великий, с просьбой?
   По кивку Филиппа, Аминтор продолжил.
- Мой сын, Гефестион, хочет учиться в Афинах в академии философа Платона. Разреши отправить его туда. Он почерпнёт там мудрость, во славу тебе и Македонии.
   Аминтор склонился в полупоклоне, и застыл в ожидании ответа императора.
- Чему же этот Платон может научить?.... Что он знает такого, что не знают наставники нашей гимназии?
 - Он говорит о том, как стать стойким и мужественным воином, как обучить солдат и сплотить их в мощное войско, как вести их к победам. Слава о нём идёт по всей Ойкумене. Жду твоего слова, господин.
   Филипп задумался. Если Платон так умен и хорош, как говорит Аминтор, то почему не  пригласить его в нашу гимназию?
- Вот тебе мой приказ. Немедленно отправляйся в Афины и пригласи Платона учителям в нашу гимназию.  Я оплачиваю это, сколько бы это не стоило. Нам надо хорошего наставника для македонских гимназистов. - и Филипп сделал знак, что приём окончен.
               *     *      *
   Вскоре состоялась беседа седого Платона с молодым Аристотелем.
- Дорогой ученик, ты самый лучший из моих слушателей. Я рекомендовал тебя в наставники молодому принцу Македонии. Это выгодно тебе и полезно для эллинизации Македонии. Но, прошу тебя, учти мой горький опыт по общению с тираном Сицилии: правители не любят вмешательства в их дела и планы, как бы оно не было полезно и необходимо. Часто их решения скоропалительны и жестоки. Остерегайся их немилости, но оставайся человечным.
               *     *      *
   Скоро Аристотель приехал в .Пеллу. Он представился Филиппу и имел с ним беседу.
- Мой сын зазнался. Он не хочет учиться, презирает всех. Ты должен убедить его, что если он не измениться, то не станет великим правителем, а останется жалким щенком. - Сказал Филипп.
- Для достижения твоего желания, о великий, я прошу дать мне на время твой стяг.     (флажок). Царевич водрузит его на горе над гимназией, в знак подчинении твоей воле.
- Так тому и быть. - сказал Филипп.
               *     *      *
  Александр встретил Аристотеля презрительной гримасой: ещё один лакей моего отца будет читать мораль.  Но Аристотель не стал надоедать наследнику. Он объявил волю императора о том, что самый сильный ученик водрузит стяг Филиппа на горе над школой.
- Давай стяг мне, я самый сильный в гимназии. - заявил Александр. - Я положу в борьбе любого.
-А двоих?
-Да хоть бы троих.
-Хорошо, через неделю ты будешь бороться с тремя соучениками. Если положишь их - то честь водрузить стяг - твоя, иначе она их.
               *     *      *
Аристотель переговорил со всеми учениками. Из них он выбрал трёх, равных Александру по росту и силе.
- Император поручает вам важную миссию. Вы должны водрузить его стяг над гимназией, при этом продемонстрировать единство, слаженность и коллективную силу.
Я назначаю Веллия командиром вашей тройки. Свяжитесь вашими поясами, вы должны представлять одну, объединённую силу. Каждое движение и действие вашей тройки должно быть понятно и поддержано всеми её членами. Император требует вашей победы.
   Всю неделю тройка Веллия в доме Аристотеля отрабатывала слаженность совместной борьбы.
   Наконец настал день соревнования. Александр рассчитывал на лёгкую победу над каждым из тройки Веллия, но встретился с единой тройной силой. Все его хитрости и приёмы не привели к поражению ни одного из тройки. Вся тройка стояла, как один человек. Борьба кончилась тем, что выдохнувшегося Александра привязали к стоящим копьям, закреплённым на носилках, и подняли на вершину холма над гимназией. Там Аристотель освободил Александра и вручил ему стяг со словами: - Ты одержал самую большую победу в своей жизни: ты победил себя, своё презрение к противнику. Устанавливай его в честь Филиппа и помни, тебя победили не люди, а их единство, сплочённость. Опираясь на это знание, используя способы сплочённости своего войска, ты достигнешь подлинного величия (македонская фаланга - единый строй копейщиков, - демонстрация подлинного сплочения войска). Ты должен быть всем своим подданным примером, не только победами, но и регулярными занятиями.
   Александр воткнул стяг под торжественное молчание гимназистов. Затем раздалось их дружное ура, которое, впоследствии, прокатилось по северу Африки и всему юго-востоку Евразии торжеством эллинской социальной силы.