П О К О Р И В Ш А Я О К Е А Н Ы И С Е Р Д Ц А. II
Ц Е Ц И Л И Я.
На набережной Круазет в Каннах, в конце ХIX, начале ХХ веков – любимом месте отдыха и променада русских великих князей и княгинь, монархов и членов королевских семей Европы всегда было оживлённо. Берега Напульской бухты на всём протяжении этой главной улицы изобиловали песчаными пляжами, прогулочный бульвар затеняли высокие пальмы, а рядом, через дорогу, тянулись фешенебельные виллы аристократов, кафе, магазинчики. Среди праздно гуляющих по набережной часто можно было увидеть очень красивую и известную в высшем свете женщину – великую княгиню Анастасию Михайловну со своими детьми – дочками – Александриной и Цецилией, сыном Фридрихом. Дети, одетые всегда просто, могли свободно общаться и играть со своими сверстниками во время ежедневного пребывания на пляже.
Младшую дочь великой княгини Анастасии Михайловны и герцога Мекленбург – Шверинского Фридриха Франца III нарекли Цецилией в честь бабушки – принцессы Баденской, она была правнучкой русского императора Николая I. Цецилия родилась на северо – востоке Германии, в городе Шверине. С детства её отличали – красота, стройность и высокий рост, однако, по наследству передавшаяся от отца, астма не способствовала её постоянному проживанию в Европе, поэтому климат побережья Средиземного моря всегда благотворно действовал на здоровье девочки. Да и саму мать – Анастасию Михайловну тянуло на юг, где в Каннах жил её брат - великий князь Михаил Михайлович. Летом семья периодически посещала Россию, которая произвела на Цецилию огромное впечатление, а свои чувства любви она сохранила в своём сердце на всю жизнь.
Юная красавица любила читать, рисовать, ей хорошо давались иностранные языки. В 16 лет в её жизни произошло событие, имевшее в дальнейшем большое значение. На вилле «Казбек», принадлежавшей дяде Цецилии – Михаилу Михайловичу состоялся её первый бал, на который было приглашено много именитых гостей. Когда наследник германского трона – принц Фридрих Вильгельм на этом балу впервые увидел Цецилию, он влюбился в неё без памяти. Позже написал письмо своему отцу о намерении жениться на ней, однако, так и не дождавшись ответа, сам сделал предложение Цецилии, но она объяснила ему, что ещё слишком молода для брака.
В 1905 году в Берлине состоялась пышная свадьба Цецилии с кронпринцем Фридрихом Вильгельмом, всё – таки добившемся её руки, не смотря на скептически настроенных родителей жениха, на первых порах не очень – то жаловавших, как невесту, так и её родственников. Для молодоженов был построен великолепный дворец Цецилиенхоф в Потсдаме. Но семейная жизнь принцессы Цецилии не задалась. В браке с Фридрихом Вильгельмом родилось шестеро детей – четыре сына и две дочери. Муж стал изменять Цецилии, нередко поднимал на неё руку, называл «русской». Не спасло рушившиеся семейные узы и совместное путешествие супругов. Цецилия сопровождала мужа только до Египта, а вернувшись, решила посвятить свою жизнь детям.
Вся Германия восхищалась этой женщиной. Она носила модные наряды, вела активную благотворительную деятельность, открыла литературный и музыкальный салоны. Её мужу не суждено было стать кайзером, в 1918 году после поражения Германии в первой мировой войне монархия перестала существовать. Фридрих Вильгельм уехал за границу, а Цецилия с детьми жила в Бреслау, Штутгарте, а до 1945 года в Цецилиенхофе. Пережив мужа на три года, принцесса Цецилия умерла в 1954 году. Она оставила книгу воспоминаний, изданную в Лейпциге, ещё при её жизни.
Так судьба быстроходного парусника, покорявшего океаны, и сравнительно короткая жизнь прекрасной женщины, имевшей русские корни, которой восхищались не только в Германии, но и в Европе, соединились в одном названии – «Принцесса Цецилия».
Р.S. В честь Цецилии Мекленбургской в Штеттине (ныне Щецин), на верфи «Vulkan» построили четырёхтрубный океанский пароход «Кронприцесса Цецилия». В 1907 году, вскоре после спуска на воду, он затонул в Бремерхафене, однако, был восстановлен и даже совершал рейсы из Данцига (Гданьск) в Нью – Йорк. Во время первой мировой войны достался американцам, в 1917 году уже, как транспорт, переименованный в «Mount Vernon» использовался для перевозки военных и техники. В 1918 году, будучи торпедированным немецкой подлодкой U – 82, не затонул, дошёл до Бреста. Почти 20 лет стоял в Чесапикском заливе и не найдя применения, пошёл на слом.
6 марта 2016 г. Вячеслав Прытков.