Рыльск

Геосид
Очень древний русский город, упоминаемый наравне с Путивлем в "Слове о полке Игоревом". Город расположен возле реки Сейм на высоких холмах. В Рыльске мы всегда останавливались в доме тети Нины, папиной сестры. Дом стоял под горой, на улице возле реки. Правда, чтобы дойти до реки, надо было пройти мимо огородов по лугу около километра. Первое, что меня поразило, это земляные полы в хате-мазанке. Земля была настолько утоптана, что выглядела, как бетон. Перед домом был небольшой сад с яблонями, хозяйственный двор с сараем, где жила домашняя птица и корова. Двор был окружен деревянным забором. Летом, на улице, перед изгородью для просушки выкладывалось несколько сот кизяков - больших кирпичей из смеси навоза и соломы. Зимой печку топили ими, кизяками. Двор упирался в высокую гору, заросшую кустарником. Там, высоко на горе и был город Рыльск. В горе были вырыты норы, куда ставились клетки с кроликами.

Кроме тети Нины в доме жили ее муж дядя Павел и мой двоюродный брат Толя. С Толей мы были почти ровесниками и потому легко находили общий язык. Нашим любимым с ним занятием была стрельба из лука. Он очень здорово делал стрелы с металлическими наконечниками, вырезая их из консервных банок. Стрелы летели далеко и что самое замечательное для нас, впивались в землю. Пол в доме был земляной, в красном углу висели старые иконы и теплилась лампада. Обстановка в избе была крайне скромной.

Дядя Паша был весьма серьезным и занятым человеком. Главное его занятие - это наловить рыбы. Ловилась красноперка сетями, что сопряжено с риском быть пойманным рыбоохраной. Но такой видимо не водилось, т.к. дядя Паша регулярно рыбу приносил.

Скотину и птицу утром выгоняли на луг. Здесь, на лугу, я впервые увидел грибы-шампиньоны. Это было здорово, без особых усилий можно было насобирать довольно много вкусных грибов! Вечерами, мы, ребята, любили гулять по лугу, разводить костры и смотреть в огонь, рассказывая друг другу разные истории, ходить к небольшому пруду, где ожесточенно квакали лягушки и бросать в них камнями.

Любили мы забираться на гору. На всю жизнь запах полыни у меня связан с Рыльском, с этой горой. На горе весело трещали кузнечики, и этот травяной аромат! Можно было натолкнуться на лошадиные и маленькие (татарские?) человеческие черепа, оставшиеся от давних битв. Счастливчики находили и старинные монеты, особенно весной, после разлива реки. Река весной порой разливалась до самых ворот. Высоко с горы, открывалась удивительная картина на реку, на далекий монастырь, на сосновый лес на другом берегу, на деревянный мост через реку.

В город ходили редко. Чтобы подняться в него, надо было пройти вдоль реки мимо бани, а потом свернуть на крутые улочки и по ним подняться в город. В городе было мало чего интересного. Поражала своей громадностью колокольня. Можно было увидеть памятник великому гражданину города Шелихову, русскому купцу 18 века, активно ведущего торговлю с Америкой и основавшего первые русские поселения в Америке (Русская Америка). В городе был завод счетных машин и училище гражданской авиации. Папа водил меня на старинное кладбище и показывал памятник на могилах своих родителей. На них уже тогда ничего нельзя было разобрать.

Бывали мы и на другой стороне реки, в сосновом лесу. Добраться туда было непросто, т.к. мост был далеко, но иногда дядя Паша перевозил нас на лодке. Удивляло, что лес стоит на песке и на такой почве растут грибы. Да какие! Раз я нашел такой белый гриб, что захотелось его увековечить и мы его сфотографировали рядом со спичечным коробком. Лес таил в себе и реальную опасность. Последняя война оставила после себя множество следов. Найти осколки снарядов ничего не стоило, но попадались и целые боеприпасы. Слава Богу не нам.

Как-то с отцом и с Толей мы забрались довольно далеко от города. Ходили по близлежайшим лесам за орехами. Удивили дикие яблони и груши, на которых были вполне съедобные плоды. Папа потом рассказывал, что в детстве они прятали дикие груши на сеновал под солому, и зимой с удовольствием поедали сладкие сочные плоды.

Кроме Сыромятниковых, у которых мы останавливались, здесь, в Рыльске жило много других родственников - папина сестра тетя Леля с сыном Славой, племянники и брат Михаил на сахарном заводе, что находится в стороне от города. И конечно мы всех навещали. Все жили небогато, скромно. На сахарный завод надо было долго идти пешком вдоль реки или плыть на барже. Тетя Леля частенько приезжала к нам в Вологду летом и подолгу жила. Ее любимым занятием было взять наши старые ненужные вещи и пойти на местную барахолку продавать. Там у нее уже были свои подружки и выручка особого значения не имела.

В Рыльск в те времена добраться было нелегко. Когда-то существовавшая железная дорога была разбита в войну и так и не восстановлена. Ехали на поезде до Курска, потом на другом до города Льгов, а оттуда уже на автобусе до Рыльска. В последние годы ездили на автобусе прямо от Курска. Интересно из автобуса рассматривать богатые курские села. Едешь по одному - одна архитектура, чердачки сделаны одинаковы, окна оформлены похоже. Едешь по другому, а там видишь отличия - другие чердачки...

И вот прошло много лет. Отца давно уже нет с нами,  в его родительском доме живут чужие люди. Брат Толя переселился и обосновался со всей своей родней в Курске. Но тянет посмотреть на прежние дорогие места…  И вот мы с Толей, у которого я гостил зимой, едем в Рыльск.

Путешествие наше мы осуществляем на рейсовом автобусе с остановкой во Льгове. По приезду в Рыльск первым делом посещаем кладбище, где похоронены наши дорогие родные. А далее просто гуляем по городу. Вроде и город не изменился, но все мало узнаваемо. К родительскому дому не пошли, посмотрели на него сверху. К реке тоже близко не подходили, полюбовались ею с нового железного моста. И на Рыльскую гору, где сейчас установлена часовенка и большой крест, не рискнули подняться. Своей мощью поразила колокольня, возвышающаяся над городом. Сейчас она и храм реставрируется.  Погуляв по главным историческим улицам вернулись на автовокзал, откуда и уехали назад в Курск.