О понимании

Павел Гордеев
Что такое понимание? Чтобы определить понимание, необходимо эксплицировать родовую для него категорию познания. И прежде всего в познании выделяются два необходимых элемента, без которых невозможно никакое познание – это «познающее» и «познаваемое». Познание выступает в таком случае как единство познающего и познаваемого. «В основе всякого познания – пишет А.Ф. Лосев – должно лежать то “отношение познаваемого и познающего”, когда то и другое слито в одно онтологическое целое» [1, с. 299]. Исходя из этой логически точной установки, следует согласиться, что «факт познания был бы немыслим, если бы вообще не существовало где-нибудь точки абсолютного совпадения бытия и сознания» [там же]. И такая «точка» действительно есть. И именно в ней совершается само понимание. Чтобы понять вещь, нужно понять свою мысль о ней. Это означает, что первым делом необходимо сделать вещь предметом мысли (т.е. представить её умственному взору). Но предмет мысли совпадает с мыслью о предмете. «Ведь у бестелесного – пишет Аристотель – мыслящее и мыслимое – одно и то же» [2, с. 435]. Из этого совпадения следует, что понимание парадоксальным образом требует самопонимания. Иначе говоря, понимание имеет само себя в качестве своего собственного основания, т.е. имеет онтологическую природу.


--
1. Лосев, А.Ф. Строение художественного мироощущения // Лосев, А.Ф. Форма – Стиль – Выражение. М.: Мысль, 1995.
2. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976.