От депортации чертей к демонизации свиней

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Служенье муз не терпит суеты. Высокое должно быть величаво. Меж тем, чреда событий быстротечных
                торопит, гонит… Срочно, быстро, сразу… Как может, Иисус противится напору обстоятельств, но даже он
                не в силах устоять. Порой его влечет поток событий бурный и к берегам неведомым выносит, и в спешке,
                вдруг, с налета не выходит задуманное дело…


Множество раз Иисус с неизменным успехом изгонял из людей нечистых духов. Из одной только Марии Магдалины он удалил семерых демонов*. Гонимые бесы нередко возмущались, взывали к Сыну Божьему, но тот был непреклонен. Так случилось и в Гадаре, куда буря забросила лодку Христа.

Пожалуй, девизом этой истории могли бы служить крылатые слова “Пришел, увидел, победил” – настолько спонтанно и решительно действовал гонитель нечистой силы.
Накануне Христос был очень занят: весь день прошел в поучениях – изложении притч и разъяснении их смысла. Наступил вечер и вот тут, на ночь глядя, Равви вдруг собирается не просто в странствие, а в опасное плавание по Генисаретскому морю, невзирая на разыгрывающуюся бурю.

Путь его лежит не в ближайшее селение, а в страну Гадаринскую, для чего по бурному морю надо преодолеть не менее 10-15 км на рыбацкой лодке. К тому же населена страна Гадаринская преимущественно язычниками, а ведь Господь посылал своего Сына прежде всего к Иудеям. Ч т о   ж   и щ е т    о н   в   с т р а н е   д а л е к о й ?

По прибытиии в земли Гадаринские Иисуса буквально у трапа встречает одержимый (далее – Б), из которого следует изгнать бесов.   Д о л г и й   п у т ь   з а   к о р м о й   и   б о р т а   п о с е д е л и   о т   п е н ы , яростные волны прибивают утлое суденышко к какому-то берегу, а там, словно по заказу, его уже ждет носитель нечистых духов! Провидение явно печется о том, чтобы Спаситель не оставался без работы.

Справившись с бесами, Иисус по настоятельной просьбе гадаринцев досрочно завершает свою заморскую миссию. Он не плывет из Гадары дальше, а возвращается в порт приписки – город Капернаум, где жители нетерпеливо ожидают его возвращения - они почему-то уверены, что он пробудет «за морем»  недолго….
Трудно отделаться от впечатления, что Иисус действует по некоему плану, согласно которому отправиться надо именно сейчас и именно в заданную точку морского побережья. Без этой гипотезы Гадаринская экспедиция Христа выглядит неправдоподобно, поскольку нелогично поступают все: Иисус, бесы, свинопасы, жители…

--------------------------------------------------------
            *Можно было бы предположить, что бесы символизируют душевные болезни, а их изгнание – психотерапию.
              однако, бесы обладают специфической субъектностью: они знают о том, чего не может знать сам больной
              (например, имя врача, его прозвище, его божественное происхождение, его намерения), слышат слова Христа, даже
              не обладая слухом, переселяются в других людей и животных. Поэтому приходится рассматривать их как отдельных
               персонажей.
--------------------------------------------------------



СДЕЛАЙ  НАМ  БОЛЬНО,  ИЛИ  ЛЕГИОН  УХОДИТ  В  МОРЕ

Чтобы избежать обвинений в голословности, рассмотрим поочередно поведение всех действующих лиц этой загадочной истории, начиная, естественно, с Христа.
Уже разговор Иисуса с нечистыми буквально изобилует несообразностями, количество которых многократно превосходит сам разговор:

       • Иисус неожиданно вступает с бесами в переговоры– ни до, ни после этого случая Христос не допускает никаких
          компромиссов с духами зла. За время своего общественного служения Иисус множество раз изгонял бесов, но всегда
          обходился с ними беспощадно.
       • Поистине удивительно, что нечистая сила, имея дело с непримиримым Сыном Божиим, все же рассчитывает с ним
          договориться. И ведь договаривается!* 
       • Всеведующий Сын Божий обращается к духам на ты в единственном числе: “дух нечистый”, “Как тебе имя” – т.е. не
          подозревает, что несчастного Б оккупировало множество бесов. Его заблуждение рассеивают сами бесы.
       • Он вопрошает “духа нечистого”: “Как тебе имя?” – т.е. не знает имени беса(бесов), тогда как бесам известно не только
           его имя и происхождение, но даже прозвище**.
       • С кем из духов беседует Иисус Христос, если в Б вселилось множество бесов?
          Которому из них он приказывает выйти из Б?***
       • Зачем Иисусу имя беса, если в дальнейшем оно нигде не фигурирует? И чье, собственно, имя хотел узнать Христос,
          если ему противостоял целый легион нечисти? Зато благодаря этому вроде бы нелепому вопросу все присутствующие
          узнали о множестве нечистых (и невидимых!) духов, якобы оккупировавших Б (т.е. узнали то, чего нельзя проверить).
          Теперь внезапное бегство целого стада свиней легко связать с кознями целого бесовского легиона.
       • Поражает доверие, с которым воспринимают и участники, и комментаторы каждое слово лукавых бесов. По ходу дела
          нечистые делают целый ряд заявлений («Иисус - Сын Бога Всевышнего», «Нас много», «Не хотим уходить из этой
          страны», «Хотим войти в свиней»)**** и все присутствующие без колебаний принимают их за истину. Но если
          нечистая сила по обыкновению лукавила, то все эти заявления могли оказаться ложными. Их лукавые речи могли
          обмануть не только окружающих, но и самого Сына Божьего, раз ему не были известны их число и имена.

--------------------------------------------------------
          *Кстати, на каких наречиях изъяснялись жители-язычники Гадаринской страны, Б, пастухи, бесы, с одной стороны, и
            Христос, ученики – с другой? Хорошо ли они понимали друг друга?
         **«оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». (Лк 4 34)
             «оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». (Мк 1 24)
      ***«Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека» (Лк 8 29)
    ****«и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не
             мучь меня!» (Мк 5 7) 
            «И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». (Мк 5 9)
            «И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той». (Мк 5  10)
            «И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них».( Мк 5 12)
--------------------------------------------------------


Подобные недоразумения сопровождают не только разговор с бесами, но и всю гуманитарную акцию Христа вплоть до заключительного этапа исцеления:

       • Иисус изгоняет бесов из Б и направляет их в свиней, которые немедленно гибнут. В отличие от них бессмертная
          нечистая сила неистребима, поэтому в уничтожении 2 000 мирных животных не было никакой необходимости.
       • Вряд ли истребление свиней входило в планы Христа. Либо он не владел ситуацией, и она развивалась сама по себе,
          либо бесам все-таки удалось перехитрить соперника и в проигрышной позиции нанести людям и животным
          максимальный урон.
       • В Гадаре Иисус фактически отворяет ящик Пандоры. Ведь эта неугомонная нечисть только и мечтает кого-нибудь
          помучить. После уничтожения стада духи освободятся от сальных оболочек и займутся поиском новых жертв*. Если
          раньше весь легион мучил только одного человека, то теперь каждый бес будет искать себе отдельное жилье. В
          результате такой «санации» на смену ОДНОМУ больному может прийти ЛЕГИОН страдальцев. Выходит,
         мягкосердечный целитель не просчитал всех последствий своей одиссеи.
       • Бесплатное лечение пациента дорого обошлось его согражданам. Своего согласия на подобное спонсорство граждане
          не давали, поэтому их реакцию легко предугадать. Почему же Иисус с коллегами не торопится покинуть этот
          негостеприимный край, а беспечно дожидается, пока потерпевшие не вчинят ему иск за порчу своего имущества?
          Ведь очевидно, что “вчинять” станут без промедления и снисхождения.

В свою очередь, нечистая сила не уступает в парадоксальности самому Сыну Божьему. Стоит только представить себе несчастного Б, волей которого полностью овладел целый легион бесов. Зловредные духи терзают его и заставляют прятаться от людей в пещере на горе. Вечереет, к берегу швартуется лодка с Иисусом и его учениками. И тут происходит нечто непостижимое: хотя Б замечает Христа издалека, он… немедленно подбегает и кланяется ему. Этот услужливый бес (бесы) сам устремляется навстречу грозному противнику и умоляет не мучить его! Куда естественнее было кинуться прочь и укрыться в расщелинах гор. Возможно, Иисус прибыл проповедовать и вовсе не собирался возиться с единичным Б (там, откуда он уплыл, его ожидало множество страждущих). Зачем же бесы сами подставляют себя под удар? Если же Иисус приплыл ради Б, то почему всеведущая нечисть заранее не унесла ноги в другое пустынное место?

--------------------------------------------------------
            *Позднее Учитель пояснил ученикам, что изгнанные бесы томятся и ищут себе новое пристанище. В частности, они не
              прочь вернуться на старое место:
              «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит:
               возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и
               берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже
               первого». (Мф 12 43-45)
               Те, кто воспримет учение Христа, вероятно, спасутся от этой напасти. Но что станется с остальными?
--------------------------------------------------------

Подобострастным приветствием нечистая сила не ограничивается и всячески подчеркивает свое желание пострадать:
       • бесы подсказывают, что с ними надо делать (мучить)
       • бесы не пытаются воспользоваться своим инкогнито, а наперебой просят  Христа гнать их из Б в шею. А ведь они могли
          бы затаиться и тогда Иисус изгнал бы только того духа, с которым он беседовал.
       • бесы проявляют патриотизм (хотелось бы остаться в стране)
       • бесы предлагают альтернативу депортации (хоть со свиньями, но только здесь).
          Никогда прежде изгоняемые бесы даже не задумывались о своем расселении.
       • наконец, эти взбалмошные бесы, вымолив себе хоть какое-то пристанище,немедленно разрушают его. Подобный
          вандализм кажется крайне алогичным. Почему-то с людьми бесы обращаются гораздо аккуратнее. Того же Б
          терпеливо гоняет, ломает, раздевает целый легион бесов, однако сбрасывать Б в море бесы отнюдь не спешат.
         Воистину неисповедимы пути бесовские!

Не слишком уступает нечисти в загадочности и ее жертва - сам Б.
Откуда, например, в финале у него появляется одежда?* Своя одежда его тяготила, поэтому он, вероятно, разрывал ее в клочья. Но кто-то все же озаботился его гардеробом. Поскольку пастухи убежали в город, одевал Б либо Иисус, либо те, кого авторы туманно именуют “видевшими”**. Этими неизвестными вполне могли оказаться люди, посланные на поимку Б – санитары, по-нынешнему.


       Наше предположение основано на следующих соображениях:

             • До сих пор какие-то люди заботились о Б – обеспечивали его пищей и одеждой, держали взаперти и т.п***.
             • Б неоднократно вырывался из-под замка и убегал в пустынные места****.
                Значит, кто-то регулярно ловил его и водворял на место. (Причем делать это следовало безотлагательно,
                пока Б не погиб от голода или собственного безрассудства).
             • Вряд ли евангелисты называли “видевшими” апостолов. Обычно они не смешивали их с толпой и называли
                “учениками”.
             • Скорее всего пастухи не входят в эту группу: сначала с жителями поделились своими впечатлениями
                пастухи*****, а уж затем “видевшие” пересказали жителям подробности случившегося. Вероятно, пастухи
                наблюдали события на расстоянии и сообщили только о гибели стада. А “видевшие” – об исцелении Б и
                миграции нечистой силы.


Эти санитары никак не могут удержать своего пациента -  не помогают ни цепи, ни узы******. Не верится, что в соответствующем заведении так и не смогли найти подходящей управы на очень сильного и буйного человека.
В финале Иисус поручает Б пересказать все случившееся в городах Десятиградия, но что может Б помнить о случившемся, если до исцеления он был невменяем, а в момент исцеления лежал пластом и не видел гибели стада?

--------------------------------------------------------
           *«И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса,
              одетого и в здравом уме; и ужаснулись».(Лк 8 35)
              «Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и
               устрашились» ( Мк 5 15)
          **«Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях». (Мк 5 16) 
              «Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся».( Лк 8 36)
        ***«…..так что его связывали цепями и узами, сберегая его; (Лк 8 29 ) 
      ****«потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в
               силах был укротить его» (Мк 5 4)
    *****«Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось».    
               (Мк 5 14) 
              «Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях». (Лк 8 34)
******«потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах
              был укротить его» (Мк 5 4) 
              «Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его
               связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лк 8 29)
--------------------------------------------------------


К сожалению, немногое сказано в тексте о свинопасах, поэтому ограничимся тремя замечаниями:

       • Б очень силен, буен и свиреп, он кричит и бьется день и ночь, он регулярно вырывается и убегает. Зачем же пастухам
          рисковать и останавливаться неподалеку от места его обитания?
       • Что могли рассказать пастухи о чуде, если они были при стаде на некотором расстоянии от места исцеления и не   
          слыхали разговора Иисуса и Б?
       • Пастухи испугались ответственности за гибель 2 тысяч свиней и бросились звать хозяев, чтобы спасти хотя бы туши и
          свалить гибель стада на пришельцев- иудеев. Свинопасы почему-то знали, что «вредители» дождутся появления
          владельцев стада. Как бы пастухи оправдались перед хозяевами, если бы Иисус и Б успели уплыть и знакомый пейзаж
         “оживлялся” только трупами свиней?

Не все ладно и в самом «Гадаринском королевстве»: непонятно, чего, собственно, устрашились местные жители?
Прибежали перепуганные пастухи и сообщили, что с появлением иудеев свиньи вдруг взбесились, бросились в море и погибли. Гадаринцы кинулись на берег и увидели, что бесноватый спокойно сидит в кругу чужих людей. Едва ли это зрелище должно их ужаснуть, поскольку сами жители ничего не видели, а заочно поверить в переселение бесов из Б в свиней может лишь супердоверчивый человек.

Легко себе представить ход мыслей гадаринцев: «Понятно, что пастухи готовы плести любые небылицы, лишь бы отвести от себя подозрение в халатности. Но даже по небрежности они бы не сгубили целое стадо. А вот появление на ночь глядя этих чужаков очень подозрительно, ведь катастрофа совпала с их прибытием. К тому же они – иудеи, а обрезанные терпеть не могут свиней. Может сами они - орудия бесовских сил и потому так запросто общаются с этим ужасным Б?»

Не стоит забывать, что гадаринцы – язычники и их представления о нечистой силе не совпадают с верованиями иудеев. Вполне возможно, что гадаринские гоим вообще не понимали, как можно переселять злых духов из людей в свиней. Так или иначе, в глазах жителей реальная гибель стада наверняка затмила рассказы об исцелении Б:

       • Во-первых, гадаринцы не были свидетелями этого чуда, тогда как урон в живом весе налицо.
       • Во-вторых, Б и сам, наверное, время от времени утихал.
       • В-третьих, жители не ведут к приезжему пророку своих недужных родственников, хотя  практичные иудеи в подобных
          случаях всегда выстраивались в очередь к чудотворцу.

Короче говоря, потерпевших явно обуревали чувства возмущения, ужаса, негодования на чужаков-иноверцев, причинивших городу огромный ущерб. Не удивительно, что селяне и горожане просят Иисуса “закрыть дверь с другой стороны”. Скорее всего, их “просьбы” были весьма настоятельны и подкреплялись метанием каменьев.


НЕТ  НИЧЕГО  ТАЙНОГО, ЧТО  НЕ  СДЕЛАЛОСЬ  БЫ  ЯВНЫМ

Перечитывая историю исцеления, трудно избавиться от ощущения какого-то неудавшегося замысла. Рука незримого режиссера чувствуется и во внезапности отъезда, и в точности прибытия, и в согласованности мизансцен.

Начать с того, что Иисус Христос пускается в непростое путешествие на чужую сторону ради исцеления одного язычника, оставив в родной Галилее толпы страждущих иудеев.* Конечно, в своем милосердии Сын Божий иногда снисходит даже до самаритян и ханаанеян, но делает это неохотно, по;ходя, по дороге в Галилею или Иудею. В Гадаринскую же страну он направляется специально.

Там последовательно разыгрываются два акта одной пьесы: санация Б и «демонизация» стада. Обратим внимание на то, что оба акта объединяет только просьба нечистых: «И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них». (Мк5 12). Без этой «легионерской» фразы поведение свиней стало бы необъяснимым. Подобно античному Хору, бесы очень удачно разъясняют зрителям все то, что происходит на сцене сейчас и произойдет вскоре. Не будь такого комментатора, его бы следовало выдумать.

Конечно, случившееся впечатляет, но скорее потомков, чем современников: непосредственными свидетелями происшествия являются лишь ученики, пастухи, “санитары”, да в какой-то степени сам Б – от силы 18-20 человек.

Ученики-то подобные исцеления наблюдали не раз, ради них не стоило отправляться за тридевять земель. Стало быть, явление дел Божиих предназначалось для 5-6 зрителей? С трудом в это верится, даже учитывая неутомимость Иисуса. Нет-нет, эта акция обретала смысл лишь при значительном числе зрителей.
Зрители-гадаринцы в общем-то поспели к финалу, только триумфа не получилось.

--------------------------------------------------------
          *«Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». (Мф 15 24)
            «Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его».(Мк 3 10)
--------------------------------------------------------


Что же в действительности произошло на Гадаринском взморье? Попытаемся реконструировать эту пьесу, не изменяя соответствующего текста Писания.

Предположим, что существуют некие единомышленники Иисуса, о которых не известно даже его ближайшим ученикам. (Многочисленные намеки на это встречаются у всех евангелистов: кто-то заранее привязывает в условленном месте осла для Иисуса Христа, кто-то отводит Христу комнату для пасхальной трапезы, кто-то информирует его о замыслах фарисеев*... ) Достаточно только вспомнить, какое количество сект, общин и течений соседствует в Палестине в этот бурный период (саддукеи и фарисеи, зелоты и сикарии, ессеи, мандеи, симониане и т.п.). Какие-то секты, возможно, тесно сотрудничали с христианами. (В Писании, скажем, отмечается, что ученики Иисуса Христа поддерживали контакты с учениками Иоанна Крестителя**).

Эти люди (вероятно, приплывшие «с той стороны моря») зовут Иисуса в Гадаринскую область, дабы мощно явить миру силу Божию***. Отправляться следует немедленно, пока одержимый Б на месте и большое стадо пасется неподалеку. Это на редкость удачное стечение обстоятельств и его нельзя упустить. (Вполне возможно, что эти обстоятельства готовились исподволь - не зря же раз за разом срывался с цепи и убегал к морю Б).

--------------------------------------------------------
          *«и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого
             осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. ... Они пошли, и нашли молодого осла,
             привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем
             отвязываете осленка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их». ( Мк 11 2-6)
             «Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в
             дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху
             с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.  Они пошли, и нашли, как
             сказал им, и приготовили пасху». ( Лк 22 10-13)
            «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет
             одно стадо и один Пастырь».(Ин 10 16)
            «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда».
             ( Мф 12 14)
             «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». ( Ин 6 15)
             «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и
             сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога» (Ин 3 1) 
             «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса»
             ( Мф 27 57)
            «А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал
            придвернице, и ввел Петра». ( Ин 1816)
       **«Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать
            нам другого?» ( Лк 7 19)
           «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не
           постятся?» ( Мф 9 14) 
    ***Намек на такой сценарий содержится в туманной фразе: «И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в
           лодке; с Ним были и другие лодки». (Мк 4 36)
           Не Иисус, а «они» отпускают народ. Не Учитель учеников, а «они» берут его с собой. Да и то потому, что он уже сидел
           в их лодке. Обычно, распоряжается сам Христос. И что это за «другие лодки» сопровождали его в этот раз, если он и
           апостолы всегда плавали на одной лодке?
--------------------------------------------------------


По настоянию гостей Иисус срочно отбывает и, усмирив бурю, швартуется на гадаринском побережье. С высокого берега приближающуюся лодку замечает неспокойный Б и с криками бросается ей навстречу. Прямо у трапа судна он сталкивается с Иисусом и его командой. Если и надеялся Б побуянить, то надежды его развеялись в дым. Крепкие руки дюжих рыбаков скрутили его и заставили склониться перед Учителем.

Наступил черед Иисуса демонстрировать свои незаурядные и разнообразные способности. Прежде всего, Иисус подавил волю Б, пустив в ход свой мощный суггестивный дар. Подобно всем прочим одержимым, Б только вскрикнул и распростерся у ног целителя.

Теперь следовало развить успех и превратить уже примелькавшееся исцеление в яркую масштабную сцену, используя другой редкий талант – чревовещания. Не от незримых бесов, а от самого Равви присутствующие узнали о силе, численности и намерениях нечистой силы. Зрителей, конечно, маловато, но они передадут свои впечатления жителям края, а он, Иисус Христос, Сын Бога Всевышнего, усилит эффект своей пламенной проповедью.
Вероятно, Иисус собирался только напугать и рассеять стадо. Сцена получилась бы очень эффектной, а жители не озлобились из-за понесенного урона. Но перепуганные хряки вышли из-под контроля и сорвали поучительный финал.
Скорее всего, один из пастухов или “санитаров” подбросил в стадо каких-нибудь ядовитых насекомых (слепней, оводов, шершней, скорпионов...), рассчитывая вызвать панику и беспорядочное бегство животных*. Добиться этого гораздо легче, чем незаметно направить все стадо в одну сторону.
Однако, случилось непредвиденное. Не разбирая дороги, свиньи в панике бросились за своими ошалевшими вожаками и, продираясь сквозь кустарник, сорвались с кручи в море**.

--------------------------------------------------------
           *В Ветхом Завете не раз упоминаются устрашающие полчища шершней, которые обращают в бегство и истребляют
             врагов.
             «пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего [Аморреев,] Евеев,[Иевусеев,] Хананеев и Хеттеев»
             (Исход 23 28)
             «и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего»
             (Второзаконие 7 20)
             «Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей  Аморрейских; не мечом твоим и не луком
              твоим сделано это».( Иисус Навин 24 12)
              «Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли
               их».( Премудрость Соломона 12 8)
           **08.07.2005 г. BBC News сообщили, что в Турции в восточной провинции Ван целое стадо овец бросилось с обрыва в
               пропасть на глазах у потрясенных пастухов. Как рассказали очевидцы, сначала со скалы спрыгнула одна овца, затем
               другие последовали ее примеру, и в результате почти все полторы тысячи животных оказались внизу. Пастухи в
               ужасе смотрели на коллективное самоубийство, но не могли остановить его.
--------------------------------------------------------


Иисус Христос, пастухи и все остальные видели только массовое бегство, но не его трагический финал. Поэтому Равви отправил гонца в город и спокойно дожидался появления встревоженных жителей, чтобы провести с ними разъяснительную беседу. В это время пастухи погнались за стадом, обнаружили катастрофу и тоже бросились в город оправдываться перед хозяевами. Таким образом, к моменту встречи Иисуса с местными жителями он еще не знал всех последствий своей операции, а вот гадаринцы уже знали.
Вероятно, Б не только из благоговения попросил Иисуса Христа забрать его с собой: разъяренные собственники могли бы и его стереть в порошок вместе с Учителем и его учениками. Однако, Наставнику хотелось, чтобы кто-то из местных сгладил неудачу и должным образом представил не заладившийся финал. Поэтому он велел Б отправляться домой и рассказывать всем о случившемся с ним чуде*  (обычно Христос запрещает исцеленным одержимым рассказывать об изгнании бесов).

--------------------------------------------------------
             *«Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как
                помиловал тебя» (Мк 5 19)
--------------------------------------------------------



(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
сообщили, что в Турции в восточной провинции Ван целое стадо овец бросилось с обрыва в .... Стадные инстинкты овец хрестоматийны. В Заполярье такое регулярно происходит с леммингами. Видимо срабатывает биологический импульс на самоуничтожение.
Мне понравились Ваши комментарии к библейским текстам. Подозреваю также что все авторы евангелия весьма субъективны в оценках событий. Ну и кое-что приукрасили.
Здоровья и новы творческих удач

Юрий Юровский   22.08.2018 14:40     Заявить о нарушении
Конечно, евангелисты были в первую очередь миссионерами, а уж потом - хронистами. Именно поэтому в их произведениях упор сделан на свершения Христа, а о провалах и слабостях приходится только догадываться (судя по многим косвенным признакам, они случались, и не раз)
Спасибо, Юрий Георгиевич, за внимание и одобрение.
Желаю и Вам здоровья и успехов.
С уважением,

Томас Твин   22.08.2018 17:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.