Марго

Хачхарджи Константин
 
               

                У каждого свое предназначение.

                «Этюды» Константин.


      «Самый лучший день», - как поёт известный русский шансон Григорий Лепс, - лично для меня наступил тогда, когда через месяц после моей репатриации в Израиль,  в последних числах мая 2000 года,  на лазурном Средиземноморском пляже Бат-Галим, - что с иврита  «дочь волны», - навстречу мне из морской пены вынырнула приятная Незнакомка. Наше общение шло в столь быстром и задушевном ключе, как будто мы сто лет знали друг друга.  Наверно, по-иному, просто, не могло быть, потому что, как выяснилось, мы оба с Украины, то-бишь - «одного поля ягоды»  Это была Марго. В текущем, 2016-том году, 21 сентября, Марго  исполнится ровно столько лет, сколько надо.  И вдруг вижу, что до 8 марта, - традиционного Международного женского праздника, - осталось всего ничего. Пропустить – грешно, потому и решил по-быстрому написать о ней  с восторгом чувств, дабы успеть в этот День  преподнести своё эссе в качестве нежданного сюрприза.  «Вот бы успеть», - сказал себе, - и приступил. 

     Марго родилась в многодетной еврейской семье. Из её личных откровений мне известно, что именно старшая сестра Верочка, - которой, увы, уже нет с нами, - всегда обращалась к ней, называя её Марго, хотя в метрике она значится, как Дубова Маргарита Моисеевна.  На первый взгляд, как будто всё на своём месте, не так ли?  Похоже, но не совсем.  Потому что метрика – это сухой, канцелярский   тугамент, не более того. Такого добра – выше крыши, а нам нужна легенда. Ведь фамилии, равно, как и имена – рапсодия былинная. Не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. В далёком прошлом при переписи населения в ход шли броские привычки того, или иного человека,  характерные внешние его черты, уличные клички,  адаптивное  поведение, род занятий, короче говоря, - всё, что касается конкретной личности.  Поэтому, со временем,  фамилии и имена стали знаковыми для каждого, а ещё точнее, нашим магическим кодом. Всё так, но мы пока  на полпути к истинному положению дел. В метрике, как нетрудно заметить, во главу угла стоит фамилия Дубов, что идёт от отца. Однако есть один, заслуживающий внимание, неоспоримый факт. В нашей, казалось бы, цельной жизни, есть некий,  сакральный её  кусочек, который скрыт за семью печатями, о ней мы ничего, - повторяю, - ничего не знали раньше, не знаем сегодня, не узнаем завтра, и не будем знать никогда.  Каждый из нас, от зачатия и до рождения,  без малого почти год живёт в утробе мамочки. За это время, отрывая от себя самое вкусненькое, она кормит, поит, даже одевает нас в «первичные одежды», разговаривает на непонятном нами языке. И, главное,  эта   субстанция, так и останется, как первооснова, сколько бы ни жили.  Стало быть, по жизни мы  так и остаёмся «маминой частичкой»  Хотя мы можем, - да, конечно, можем, - корректировать те параметры, которые даны нам с  рождения, но и то зачастую лишь по счастливой случайности. Вот теперь раскроем скобки.

      Понятно, что  от патриархата нам  никуда не деться.  Тем не менее, если  мы хотим знать, как говорят англичане,  who is who,  то  нам придётся  сконцентрироваться на девичьей фамилии  мамочки, поскольку она наша альфа и омега.  По-иному не получится, как ни старайся, потому что мама – это корень Генного Древа. А что мужичок, наш архаровец, неужто не могёт? Нет, не могёт! Он ведь, как эпический  грек  Антей: оторви его от корня, и от него уже ни следа, словно, его ветром сдуло. Что ж, как говорится, флаг в руки и - вперёд!  Девичья фамилия мамы Анны, или Андочки,  - так всегда обращался к ней отец семейства Моисей Дубов, – Векслер. Тогда так и запишем – Векслер Маргарита Моисеевна.

      Вот, совсем другое дело – сразу всё стало на свои места. Фамилия Векслер образована от немецкого слова WEXLER,  что значит – «меняла». Так в старину называли того, кто менял деньги, один вид денежных знаков на другой, или крупные на мелочь. Возможно, такое прозвище дали человеку, который торговал без денег,  просто менял один               
товар на другой, то есть  – «баш на баш». Пишут, что люди этого сорта, как правило,  великолепно ведут семейный бюджет, всегда без всяких обиняков знают, когда, где и что               
купить с выгодой, и сколько  отложить в заначку. Маргарита, как прямой потомок Векслеров,  этими качествами обладает вполне, чему я живой свидетель.      
   
       А что с именем?  Здесь партитура куда сложнее  будет.  Потому что имя человека во все времена  имело статус самоценности. Отсюда и интерес к этому коду со стороны древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. В эпоху Средневековья и Возрождения, да и в Новое время, сей интерес тоже не исчезал с лимба известных мыслителей. К примеру, русские философы  Булгаков, Флоренский и Лосев посвятили немало страниц изучению этого феномена. Этот best-seller у них, - что тоже не менее символично, - озаглавлен не иначе, как  «Философия имени». Любопытно, что сам Сергей Николаевич Булгаков считал, что имя не возникает случайно, а потенциально присутствует в каждом из нас. В самом деле, имена ведь – эту суть качества людей. Не вопрос,  тогда   растекашемся мыслию по древу.

       Имя Маргарита восходит к латинскому слову «margaritum», и означает «жемчужина». «Маргаритэс» было одним из эпитетов мифологической   Афродиты – древнегреческой  богини красоты, любви, плодородия, нескончаемой  весны и жизни вечной! Поэтому, думаю, не случайно, - коль речь идёт о столь возвышенных ценностях, - имя Маргарита  столь трепетно и быстро засело в мозгу великих мира сего. Начиная с благочестивой древнеримской Маргариты, имя быстро распространилось в Западной Европе, первоначально в среде знатных граждан. Истории известны Маргарита Пармская, Маргарита Австрийская, Маргарита Датская, Маргрете II, королева Дании в 70-х годах прошлого  столетия и, наконец, и всеми известная  Маргарет Тэтчер – бывший премьер-министр Альбиона.

       В истории России тоже есть свой бомонд, связанный с этим благородным именем.  Достаточно вспомнить Маргариту Михайловну Тучкову, - в девичестве Нарышкина, - которая после гибели под Бородином горячо любимого мужа построила на месте Бородинской битвы церковь. Вот такая живописная летопись. Осталось заметить, что имя  Маргарита в процессе функционирования «обкатывалось» живой речью, пока не стало звучать вполне по-славянски, при этом обрело множество различных «домашних» оттенок в виде: Мара, Рита, Риточка, Ритуся, или Ритулька, если от себя.

       Теперь прямиком к магам, что за цимус у них?  Они утверждают,  что в имени есть тайна, что любое имя представляет собой набор букв и звуков, произносимых с определенным тембром, причем каждая буква имеет индивидуальное звучание, и что звук – это волна строго определенной частоты, каждая из которых влияет по-своему.  Следовательно, как считают они, разные имена — разные наборы звуков и, соответственно, неодинаковые раздражители, которые, в свою очередь, воздействуют на разные структуры мозга. Что ж, попробуем рассмотреть предлагаемое имя с точки зрения зороастризма.

       Имя Маргарита имеет девять букв, то есть девять знаков, девять нот, девять акцентов. Считается, что «люди девятки»  не ищут лёгкой доли, более склоны к переменам, к стремлению найти свою дорожку к счастью и благоденствию.  В силу чего, они верят в свою судьбу, в своё предначертание и в свои возможности.  Отсюда – истоки               
их зажигательного оптимизма. Они убеждены, что ничего невозможного нет, если человек действительно хочет чего-то добиться в жизни. И потому самозабвенно идут на помощь, не думая о себе, ибо считают, что лишь на этом пути придет к ним  и личное счастье, и материальный успех.      

       Тоже точь-в-точь, но недостаточно ёмко. И это понятно, потому что ещё никому не удалось, да и не удастся никогда, лабораторно сочинить некую, - своеобразную, что ли, - теорию относительности, с помощью которой можно было бы «без всякого якова» сказать о человеке всё без остатка. Ну, и ладно, дорисуем.          

       Маргарита  пошла на свой хлеб с 12 лет. И этим всё сказано. Отсюда её завидная работоспособность и чистоплотность во всём, к чему бы ни прикасались её руки, а так же и её смелость в принятии далеко  неординарных решений. Она 11 лет проработала на Крайнем Севере, что само по себе говорит о многом. В силу бедности Маргарите не удалось получить высшее образование, но этот пробел она компенсирует чтением литературных произведений маститых писателей.  Впрочем, как и у известного прозаика Максима Горького, - это и есть её университеты. Знаю по себе, труд облагораживает  человека со всех сторон, делает его чище, снимает налёт высокомерия и скептицизма. Поэтому не  удивительно, что Ритулька склона к сопереживанию. Она в любую минуту готова оказать посильную  помощь любому страждущему. Вот здесь, прежде, чем шагнуть дальше, на минутку переключим своё внимание на другой аспект.  Давно заметил, что жизнь наша некоторым образом смахивает на костёр. Чтобы он не погас, чтобы горел, не сгорая,  надо постоянно подбрасывать  свежие поленья, а вот в жизни роль поленья играют новые задумки.  Значит, чтобы сдержать жизни пламя, да чтоб душа не заржавела,  нужны свежие  идеи. Как раз по этой части можно не беспокоиться. У Ритульки натура креативная,  она постоянно в делах и заботах, сама ставит задачу, и сразу же, немедля,  энергично включает всю себя без остатка для реализации очередной  новизны. К тому же, по природе своей, - черта, вероятно, унаследована  от Андочки, - она знает себе цену. Если паче чаяния, кто-либо недооценит её, аль оскорбит неподходящим словом, то  это уже  - АЗ ОХ-Н-ВЕЙ! Честно говоря, такому нахалу я бы не позавидовал. Чтобы дорисовать портрет мне осталось добавить к тому, о чём уже сказано, кое-что из области тонких чувств. В Санкт-Петербурге, - что я называю русской  Пальмирой, -  живёт прямое продолжение Маргариты Векслер в лице её дочери Леночки, внучки Ирины и 8-летнего правнука, блестящего корнета, Арсения, - все красивые, умные да статные.

        И ещё, но это уже сугубо от себя. По своему характеру, темпераменту, трудолюбию, по любви к чистоте и порядку, по отношению к близким, и даже по фигурке, Ритулька  до удивления  похожа на мою родную мамульку, которую тоже звали Анной, а по походочке она - точно моя бабушка Катя. Выходит, сегодня я там, где был когда-то в туманной юности моей. Нынче, когда смотрю на луч пурпурного заката, всегда  одна и та же мысль витает в голове: «наверно, - думается мне, - это рука самого господа Бога!»

    И под финальный аккорд традиционный вопросик, - что день грядущий нам готовит?               
               
                Да пока поёт душа,

                Мы без шума и нот,
 
                Тихо-тихо, не спеша,

                Думать будем наперёд.

               
                8 марта 2016 год