Шуршали голуби на крыше. Часть девятая

Валентина Телухова
На другой день рано утром во дворе послышался какой-то шум, зазвучали детские голоса. Кто бы это мог быть? В гости пожаловали внуки бабы Маши.

- Здравствуйте, дорогие! А вы когда приехали? Сегодня? А родители ваши? Уже уехали? Оставили у бабушки погостить на недельку? Очень хорошо! Я вам рада! Покажитесь мне во всей красе. А где это ты, Вика, успела колготки порвать? На забор лазила? Ты у нас прямо атаман какой-то! Тебе уже шесть лет недавно исполнилось? Через год в школу пойдешь. А Никитке скоро пять будет? Он через два года в школу пойдет. Поиграйте у меня во дворе, пока бабушка ваша обед приезжим шоферам готовит, а я тоже работой займусь своей почтовой. Месяц кончился. Сделаю ревизию небольшую, отчет составлю в почтовое управление, посмотрю, как подписка поменялась. Проверю по доставочным квитанциям. Хотя я всегда оформляю подписку на год, чтобы ежемесячно сверку не делать. Однако мало ли что?

- А ты с нами поиграй немного!

- А во что?

- В магазин, в магазин! Будешь нашим покупателем?

- Буду! Стройте магазин, раскладывайте товары.

Зина села за столом на улице и стала заниматься почтовыми делами, а дети принялись строить магазин. Скамейка в глубине двора превратилась в прилавок. Никитка принес кирпич, положил его на бок, сверху пристроил дощечку. Сооружение называлась весами, на нем дети взвешивали товар. На один край дощечки они клали помидоры или огурцы или груши, которые в качестве товара дала им бабушка, а на другой край – камешки. Это было взвешивание. Товар в магазине был не только натуральным. Вика разложила листочки черемухи, травинки, листки подорожника, кусочки битого кирпича, фантики от конфет. Никита принес оставленную кем-то коробку сигарет, пластиковый стакан, гаечный ключ, крышку от кастрюли.

- Готово, Зина, иди покупать!

Зина подошла к прилавку.

- Товарищ продавец, чем торгуете?

- У меня сигареты, пиво, руль и ключи. У меня все для мужиков. Я для мужиков торгую, но могу и тебе что-нибудь продать. Что хочешь?

- Пива я не пью, сигареты не курю, а вот руль я у вас куплю. А то бабушка его хватится, и вам влетит, товарищ продавец. Сколько стоит?

- Двадцать пять!

Зина рассчиталась понарошечными деньгами – листочками черемухи. Взяла крышку от кастрюли, отнесла на кухню. Теперь она подошла к Вике.

- А Вы чем торгуете?

- Мы торгуем абрикосами, персиками, виноградом, грушами, помидорами, огурцами!

- Я куплю виноград. Сколько стоит?

- Один миллион.

- Дорого. Никита руль мне за двадцать пять рублей продал.

- Дорого не продашь, не разбогатеешь. Берите за миллион. Виноград вкусный.

Зина засмеялась, и ей стало немного легче. Она нашла успокоение рядом с детьми. Вика и Никита торговали бойко, и Зина скупила у них весь товар за понарошечные деньги. Потом дети стали рассказывать разные истории из своей городской жизни. Никита говорил очень громко.

- Мы в театр ходили с мамой и с Викой. Там был такой злодей, он даже гранаты нам предлагал. Чтоб мы не брали хорошие подарки, а играли с гранатами и с пистолетами. Я так орал на него, а он всё равно говорил, что гранаты и пистолеты лучше жвачки и апельсинов. Я даже кинул в него конфетой, что у меня в кармане была. Чуть-чуть только не попал. Но злодейца все равно схватили и в клетку посадили. Замок большой и крепкий на клетку повесили. Потом, когда все кончилось, мы пошли одеваться, чтобы домой идти. А этот злодей из-под замка сбежал, и в ейвонном буфете стоит и пирожки ест. Только умылся и причесался. Но я его сразу узнал!

Сестра поправила брата.

- Не в ейвонном буфете, а в ихненском! Ты неправильно говоришь!

Зина засмеялась.

- Оба вы говорите неправильно. Нужно говорить «в их буфете».

Никита промолчал всего минутку.

- Хорошо, что девочка одна из нашего двора на второй день в театр ходила. Она нам сказала, что его опять под замок посадили.

Зине хотелось рассмеяться, но она сдержалась и с осуждением подумала об актере, который не мог дождаться, когда дети уйдут из театра, пошел в буфет за пирожками и чуть не разрушил детскую веру в чудо. Зачем так делать?

На следующий день Никита опять заставил всех посмеяться.
Вечером дети устроили праздничный концерт для всех желающих. Вика взяла какие-то накидки, шали и танцевала какой-то танец. Она явно кому-то подражала. Её танец был странным соединением балетных движений и русской народной пляски. Танцовщица то делала плавные, грациозные и неторопливые движения, то переходила к приседаниям и дробушечкам. Смотреть на её танец было очень приятно, потому что девочка была в мире своего воображения, и этот мир был прекрасен.

Никита танцевать не стал. Он читал стихи. Смешно округляя глаза, он зловеще шептал слова.

В темном зале, на вокзале
Вдруг убитого нашли.
Пока голову искали,
Ноги встали и пошли.

- Какие стихи страшные. А почему бы тебе не выучить что-нибудь классическое.

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит!

Понравилось тебе стихотворение?

- Очень!

- А знаешь, кто его написал?

- Нет.

- Ко мне в дом зайдешь, посмотри внимательно. Его статуэтка у меня на полочке стоит.

- У тебя статуй стихи пишет?

Мальчишка закричал удивленно, а Зина и её соседки не выдержали и засмеялись.

- Какой статуй, ты что, Никита? Это не статуй, а статуэтка молодого Пушкина, когда он был подростком и учился в лицее. Он уже тогда писал стихи. 

Баба Паша с укором посмотрела на соседку.

- Грех тебе, Мария, не рассказать внукам о Пушкине. Им уже пора его знать.

Ветер на морю гуляет
И кораблик подгоняет.

- У нас такая книжка есть. В ней сказки, но мне её никто не читает. Маме некогда, папа тоже не хочет. Она у нас с собой.

- А мы сейчас это исправим. Бабушка вам почитает сказки Пушкина. Почитаешь, Мария?

- Почитаю, куда деваться?

- Нужно восполнить пробел в их воспитании.

Внуки Марии Ивановны уехали через неделю. Теперь они знали, кто такой Пушкин, и удивили родителей чтением стихов про белку ручную, про кораблик,
плывущий по морю, про прекрасных рыцарей, которые выходят из воды.