Томас Гудвин. Мудрость терпения

Инквизитор Эйзенхорн 2
МУДРОСТЬ ТЕРПЕНИЯ
Томас Гудвин (1679)
http://www.puritansermons.com/goodwin/good01.htm

Хотя я уже затрагивал эту тему, но я считаю себя обязанным пойти немного дальше, чтобы освободиться от большого разочарования, которое, как я знаю, наступило или, возможно, было однажды в сердцах многих читателей, в то время как я рассуждал о такой великой вещи, как совершенство терпения, а также давал наиболее подходящие наставления и примеры о том, как обрести его; тем не менее я и далее не буду отходить от моего текста.

Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дано будет ему.
Иак.1.5

О, как далеки наши сердца от безупречного терпения! Сама мысль об этом может породить уныние. Тем не менее некоторые ныне достигли его в столь же большой мере, как те великие святые, примеры которых приведены нам в Ветхом и Новом Заветах. Что же мне сказать о себе сейчас, спросит душа; или же, имея в виду будущее: что мне делать?
Почему, действительно, Бог не дает в этом тексте достаточного  ответа на эти вопросы и жалобы, который в результате мог бы избавить вас от разочарования отсутствием в вас этих вещей, а также направить вас к наиболее подходящим и действенным , если не единственным, средствам для их получения?
1. Что касается нынешнего уныния от нашей нужды, и от того, как далеки мы сегодня от прежнего времени, то то, что мы это понимаем, явствует из первых слов в тексте: «Если у кого из вас недостает мудрости и т.д.": это в значительной мере показывает наше положение.
2. Что касается наставления о том, что мы должны сделать в будущем, чтобы получить его, и другие слова: «да просит у Бога", 'указывают нам на самое правильное и действенное средство и путь получить желаемое.
3. Далее с большим вдохновением указывается на природу Бога: просите "у Бога, дающего всем просто и без упреков", и отсюда вытекает обещание: "и дано будет".
Из этих трех моментов рассудим в дальнейшем об унынии.
Открытие этих слов: «Если у кого из вас недостает мудрости", во многом ведет к облегчению для нашего сердца; причина здесь в том, что апостол убежден, что истинные верующие могут и действительно имеют основания опасаться, что им не хватит терпения, когда испытания постигнут их. И я уверен, что это способно облегчить наше положение при любом унынии, которое может постигнуть нас.
Предложение апостола станет для нас поистине прекрасным, если мы откроем для себя четыре вещи.
1. Мудрость здесь прямо означает терпение, вместе с безупречными делами, вытекающими из него.
2. Те, для кого это сказано, есть  истинные верующие; "Если любой из вас".
3. Как может быть сказано об истинных верующих, что они, имея в себе благодатный принцип, не имеют такого дара.
4. Причина и повод, почему апостол говорит: если у кого из вас.
Итак, во-первых, мудрость иногда понимается как синоним любых благодатных даров и дел, иногда - строго определенного дара благодати. Эта разница должна выявляться по контексту мест, где мудрость упоминается. Мудрость в этом месте должна пониматься узко, то есть как конкретный дар благодати или тот род мудрости, который позволяет людям управлять собой в испытаниях, с терпением перенося боль и лишения. Именно христианство, если мы его приняли и усвоили всерьез, не только наставляет и дает особые основания для таких принципов, но и наполняет душу радостью в такого рода испытаниях и искушениях, и позволяет переносить их стойко и с постоянством. Сравним это с тем, что само понятие "благодать" часто используется или в узком, или в более широком смысле, иначе говоря, либо применительно ко всякой благодати, либо к любому конкретному ее дару, ибо каждый из них также может называться благодатью: 'Как вы были богаты всякой благодатью, так вы обогатились сею добродетелью". Таким образом, есть дар благодати, который называется мудростью в широком смысле, как правило, на протяжении всей книги Притчей, но есть и более конкретный дар, который называется мудростью у Иакова, например в 3.13. Сравним с тем, что благодать кротости может проявляться в речи и беседах: это мудрая кротость, или кротость, исходящая из мудрости. И, таким образом, Кальвин и большинство других понимают мудрость здесь, в этом тексте, как конкретный дар благодати, и это вполне согласуется с предыдущими и последующими словами.
Истинное терпение есть такого рода мудрость, с которой душа человека имеет способность и умение управлять самой собой и стойко переносить испытания, поскольку, таким образом, терпение должно иметь совершенное действие в нас, и именно об этом даре благодати здесь рассуждает апостол. И есть особая и более характерная причина тому, почему этот навык терпения следует назвать мудростью в самом высоком смысле. Это самый трудный урок христианства, и поэтому он требует самых высоких принципов Божественной мудрости, как доктринальных, так и практических, чтобы они глубоко отложились и запечатлелись в душе, таким образом, чтобы настроить сердце на реальную практику, на исполнение этих принципов и соответствие им. Именно поэтому не только знание, но и вся наша религия иногда  называется мудростью, потому что она опирается не на голое спекулятивное знание, выводы из которого могут быть самыми различными, но на мудрость, которая умудряет людей по мере практики ими вещей, на которые она указывает. И в особенности это умение выдержать искушения и испытания, подобные описанным у апостола, который, очевидно, считал эту мудрость много выше всех принципов, будь то философия или что-то иное, что может предложить нам лишь угрюмое терпение тех, кто со своими убеждениями, называя себя мудрыми, обезумели; но христианство бесконечно выше всего, чем они так гордятся.
Во-вторых, апостол обращается к тем, кого он рассматривает как истинных верующих и считает это очевидным, хотя на первый взгляд, как и у нас обычно утверждают, эти слова указывают на невозрожденных людей, которым еще только предстоит получить истинную мудрость и благодать, и что они должны побудить таковых искать истинную благодать, которой им недостает, пред Богом, с молитвой. Но общий смысл и контекст показывает, что речь как раз идет об истинных верующих. Ибо с самого начала апостол призывает тех, к кому он обращается в этих словах, просить с верой, а значит, он адресует этот призыв именно к верующим. В противном случае, то есть если бы речь шла об увещевании невозрожденных людей, он был бы более прав, если бы предложил им сначала искать веру, а уже затем в этой вере просить мудрости или благодати терпения и стойкости. И также он говорит с братьями, как он называет их, ибо в этом отрывке он говорит: "если кто из вас", то есть тех, кто, истинно исповедуя христианство, подвергаются преследованиям и всякого рода испытаниям  и искушениям.  И именно таковых он увещевает с надеждой на великую радость, в том числе предлагая им искать мудрости от Бога тогда, когда они могут пострадать за свое святое исповедание. Кроме того, если эта мудрость состоит в терпении, которое должно произвести в них совершенное действие, то это означает, что в этих людях уже состоялась некоторая работа благодати и есть отдельные ее дары. И действительно, если бы речь шла об увещевании невозрожденных людей, которые еще совершенно лишены всякой благодати, и поэтому им лишь предстоит отвернуться от греха, не говоря уже о том, чтобы пострадать за Евангелие - их следовало бы увещевать прежде обратиться к Богу, а уж затем просить сил выдержать искушения, чтобы в них терпение должно было иметь совершенное действие. Ибо нельзя быть наученным труднейшим вещам в христианстве, не зная даже азов его; это было бы совершенно неисполнимым требованием и лишь отвратило бы людей в их естественном состоянии. Из всего сказанного ясно, что апостол обращается к людям уже возрожденным и, по его твердому убеждению, верующим.
В-третьих, вопрос может быть таков: как он может обращаться к верующим, говоря, что им не хватает благодати и мудрости; если они таковы, то, по-видимому, в них должна быть истинная благодать целиком, а не частично, и  почему тогда он еще должен сказать даже им: если вам недостает?
Ответ. Это выражение - что христианину чего-то недостает в смысле благодати - не является чем-то грубым или необычным в Писании, и в этом легко убедиться. Ибо, хотя христиане получают принцип, содержащий все дары (как ясно из 2 Пет.1.3), однако они могут пренебрегать использованием этих даров или, по крайней мере, забросить осуществление некоторых из них. Зачем же иначе апостолу здесь же увещевать их прибавлять благодать к благодати (ст.5 KJV)? И в тех случаях, когда христианин может сказать, что ему не хватает благодати или милости, которые он хочет осуществить, он может быть тем, что в ст.9 называется "братом униженным", и это показывает также, что о себе он прав. Есть вещи, которые, если не используются, все равно что не существуют, если они предназначены для конкретного дела. Именно такова благодать, и если она не используется, то это то же самое, что если бы ее не было совсем. И если речь идет о том, чтобы прибавлять благодать к благодати, то это и значит, что благодати недостает, хотя речь идет не о том, что благодати совсем не было, а о том, что ее надо использовать и упражнять. 
В-четвертых, отметим причину или повод, из-за которых апостол делает предположение, что кому-то из тех, кому он пишет, недостает мудрости. Чтобы понять это, следует рассмотреть три вещи.
(1). Во-первых, он призывает к практике трудной и сложной, но способной принести радость. И те, кто способны использовать такие высокие принципы, чтобы выстоять в испытаниях, должны знать сущность и цель их, и тщательно продумать их в своих сердцах, чтобы достичь желаемого.
(2). И во-вторых, среди тех, кому он пишет, есть многие бедные души, слабые в вере и некоторые новообращенные, но тем не менее искренние сердцем и осознающие собственную слабость, понимая, как далеки они от столь высоких принципов и достижений, и поэтому, рассуждая таким образом, они должны быть совершенно обескуражены; видя самих себя и свою немощь, они падают духом и чувствуют, что их сердца, возможно, никогда не сделают главного шага. Могут ли рассчитывать на великую радость те, кто не могут сделать то, к чему их призывают? Увы, наши сердца часто трепещут при самой мысли о том, какие внезапные и тяжкие искушения и испытания могут постичь нас! И когда из всех милостей и даров благодати нам больше всего нужно терпение - как мы опасаемся, что нам его не хватит! И его действительно не хватает; мы не знаем, как управлять собой мудро при таких испытаниях, с тем, чтобы прославлять Бога, или по меньшей мере не позорить Его. И если нам предстоит перенести испытания и страдания, мы, как правило, боимся того, что совершенно падем  под ними, вместо того, чтобы радоваться, когда мы попадаем в них.
Кроме того, в-третьих, может быть много сильных христиан, ведущих деятельную христианскую жизнь, которые подобны солдатам-новобранцам, когда испытания наступают неожиданно, и они падают как в пропасть! И это положение надвигается на них как ужас, который они не могут предотвратить. И именно такие христиане удивлены и оказываются в недоумении, не понимая, как прежде они могли быть столь уверены в себе, и осознают, что лишь обращаясь к молитве и вере,  они должны заново получить или восстановить эту мудрость. Даже сильные христиане склонны стонать под тяжелыми ударами жизни и часто не держат их.
Именно к таковым апостол обращается с этими словами. "Если у кого недостает" - это могут применить к себе все, испытывающие скорби, которые доходят до сердца, но особенно это важно для первого рода слабых христиан. И действительно, они могут иметь и держать в себе страхи и опасения сердца, которые не могут даже объяснить разумными словами. И то, что предлагает апостол - это совсем не слаботе утешение, ибо они могут рассчитывать на непосредственную помощь Святого Духа. Если мы убеждаемся, таким образом, что самые подлинные и искренние христиане могут осознать, сколько им не хватает, то мы ничуть не должны удивляться этому. И это более всего должно избавить нас от уныния, с чего мы и начали. 
Следующее наставление: "да просит у Бога". Видя, что сердца тех, к кому он пишет, полны страхов и опасений и  далеки от этого высокого долга радости и терпения, апостол направляет их к правильным, избранным Богом средствам обрести их, из которых главным является молитва: да просит у Бога.
И здесь также он говорит к сердцам всех истинных христиан, даже самых слабых, ибо он хочет, чтобы они взывали к Богу как к своему убежищу, просили о восполнении всего, чего им не хватает, особенно когда они чувствуют свое убожество или опасаются отсутствия любого благодатного дара, который должен помочь им в трудную минуту. И давайте обратим внимание на то, что действенная благодать, способная одолеть искушения и скорби, по мысли апостола, не будет осуществляться, если не возгревать нашу веру непрестанной и горячей молитвой, по которой мы получим просимое, то есть наши сердца будут укреплены в терпении и в итоге будут в состоянии изобиловать этой добродетелью. Даже слабая вера в сердце, если она сталкивается с искушениями или скорбями, еще может молиться; и потому апостол так жаждет, чтобы мы имели   эту благодать, чтобы быть в состоянии переносить страдания и испытания с той радостью, к которой он увещевает нас. И если слабое сердце продолжает так молиться и искать Бога, в конце концов, это будет дано ему согласно обетованию. Я не буду распространяться о этом дальше. Ибо если апостол выделяет одно конкретное средство, говоря, что через него мы можем получить благодать, в которой нуждается каждый, это означает, что оно должно использоваться и практиковаться со всем усердием, и не нуждается в дальнейших рекомендациях.
Если апостол призывает молиться о том, чтобы мы могли перенести испытания и искушения, посылаемые нам, нет сомнения, что этот призыв законен и должен быть исполнен; но основное и главное внимание он обращает на молитву души о той благодати, которая дает не только терпение, но и радость. Поэтому обратим внимание на его поощрение к молитве. Это поощрение исходит из того, что если верующий ищет благодати, он должен предоставить себя в распоряжение Бога, дающего "просто и без упреков".
1. Эти слова следует понимать так, что Бог дает что-то всем людям, а также, в более узком смысле, что Он дает всем тем, кто, таким образом, прибегает к Нему через верную и настойчивую молитву. Нам сказано: да просит у Бога; и это значит, что Бог ответит тому, кто просит. Опять же, хотя можно сказать, что вера производит терпение, все же именно молитва раскрывает в сердце ту власть Бога, которая производит как веру, так и терпение. Молитва является повивальной бабкой, которая помогает вере как матери родить терпение в сердце.
2. То, что мы отдаем себя в распоряжение Бога, предполагает:
(1) Что Он дает свободно. Слово ;;;;;;;означает свободный дар, получаемый в простоте сердца; он ни в каком отношении не предполагает какого-либо нашего достоинства, но вытекает только из таких мотивов и соображений, которые есть в сердце  Самого Бога, и к которым Его побеждает Его собственная великая и добрая природа свободно. Мы говорим, что это по Его благодати, потому что апостол употребляет здесь то же слово, которое означает Его благоволение.  Сделаем же эту благодать предметом наших молитв к Нему и тем, что мы ищем постоянно.
(2). Это означает в значительной степени изобилие, богатство, как это слово употребляется в 2 Кор. 8.2, и так переводится там. То же самое имеет в виду Давид в 2 Цар.7.21: "Ради Слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь все это великое". Изобилие, превосходство - это свойство и расположение Бога и Его дел. Когда Он дает, Он дает в таком изобилии, какого не имеют обыкновения давать люди. Как бы щедры они ни были, но если они будут одаривать часто и помногу, в конце концов им придется объяснить свои действия, чтобы другие поняли, почему они делают это снова и снова - иначе им придется столкнуться с недоумением, инсинуациями или молчаливым упреком в упущенных выгодах. Конечно, Кальвин, Эстий и другие имели основание обратить внимание на эти места и сделать вывод, что ни один человек не должен бояться даров и заботы самого свободного и щедрого Дарителя, отчаиваться в том, что ему приходится слишком часто приходить к Нему или удерживаться от своих непрерывных прошений, хотя бы мы не знали, сколько времени пройдет, прежде чем мы получим просимое.  И, таким образом, поймем, что здесь сказано, что Бог так свободен, прост и щедр в Своих дарах, что мы всегда можем рассчитывать на просимое, если просим Его благодати, и Он, тем самым, Сам приглашает нас всегда приходить к Нему, просить и молиться постоянно и непрерывно, как в притче (Лк.18.1), если нам открыта цель этого. Итак, частая, постоянная, настойчивая молитва - это то, к чему мы призываемся здесь.
Второй момент сказанного таков, что, хотя мы видим, что Бог действительно осуждает нераскаявшихся людей за их грехи, как Христос осудил известные города, но в этом случае  Он никогда не лишает грешников того или иного предложения благодати, чтобы они пришли, смирились за свои грехи и искали Его милости, которая помогла бы им против их растления, а не просто избавила от каких-то скорбей или неприятностей. И тогда Он не упрекнет их за какое-либо недостоинство, которое обнаружит в них; Он минет их беззаконие и не укорит их.   И это действительно большое поощрение, ибо вина греха и прежней неблагодарности удерживает очень многих людей от того, чтобы приходить к Богу, поскольку они убеждены, что Он всегда будет помнить их беззакония и непременно должен их укорять и наказывать. 
"И дастся ему". Апостол подтверждает эту надежду получить ясное и определенное обетование. Ибо когда души людей сильно обеспокоены отсутствием у них благодати, то, если они избраны, они начинают искать эту благодать и данное ею расположение; и если прежде они искали просто избавления от испытаний, которые они переживали, то сейчас, как отмечает апостол, их интересом становится Бог всякой благодати, Который готов всегда одарить их этой благодатью, даже когда они этого не ожидают.  И нет ничего более желаемого для них, чем поиск этого благословенного расположения и молитва о благодати. Дар благодати - это то, за что мы молимся в первую очередь, во славу Божию, и для уже обращенного сердца это главное и самое серьезное ходатайство. Бог всякой благодати является в высшей степени свободным. Таким образом Христос говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, как же Отец Небесный не даст Духа Святаго просящим у Него?". Апостол также говорит нам, что Бог любит до ревности и дает благодать всем, смиренно ищущим Его. "Или вы думаете, что говорит Писание напрасно, Дух, живущий в нас, до ревности любит? Но тем большую дает благодать. Он гордым противится, но дает благодать смиренным" (Иак.4.5-7 KJV).
Я отвлекусь здесь от нашего текста ради одного замечания. Когда апостол доходит до своей молитвы за колоссян, чтобы они могли бы иметь терпение и долготерпение с радостью - он умоляет славную силу Божию «Чтобы вы могли укрепиться со всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью" (Кол.1.11 KJV). Но что он имеет в виду под тем, чтобы укрепляться в этой славной силе Божьей, и за что мы должны молиться?
Рассмотрение этой вещи должно обобщить все, о чем мы сказали. Во-первых, неудивительно, что многим из нас недоставало этой благодати, ибо будь хождение в ней обычным делом, апостол не заботился бы настолько о том, чтобы помочь нам, но только славная власть Божия может усовершенствовать нас. Ибо это упражнение труднее любого другого, и наша природа настолько далека от него, что мы не сможем даже сдвинуться с места, если не будем умолять о помощи столь великой силы. И кроме того, во-вторых, это дает нам четкие причины, почему молитва более всех других средств есть то, на чем заостряет внимание апостол, и почему она не только самое действенное, но единственное средство для получения того, в чем мы нуждаемся. Если власть совершить в нас это лежит вне нас,  в Боге, Который должен осуществить это в нас, то, конечно, ничто не может заменить веры и молитвы как средств, привлекающих благодать, через которые душа, имея чувство своей крайней недостаточности, от всего сердца просит и молит Бога, чтобы Он даровал нам эту силу по Своему благословению, и сообщил ее нашему сердцу. И тогда, в-третьих, это дает нам всемерное поощрение к тому, чтобы мы приняли эту дивную работу, хотя, поскольку наш нрав так далек от Него, мы можем не убедиться, что только эта славная власть поистине делает нас христианами, и только она умеет работать в самом немощном. Будем молиться поэтому так же, как колоссяне, чтобы эта славная власть сходила на нас и укрепляла нашего внутреннего человека, как сказано в другом месте: "да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке" (Еф.3.16). Ибо действенность этой власти исходит только от Бога.
Либо терпение производит в нас совершенное действие, как должно, либо не будет ни того, ни другого, и мы так и не будем укреплены, когда следующий суд придет на нас - хотя на самом деле мы должны иметь эту силу на каждом суде. Поэтому, хотя мы целиком зависим от Бога в этом дивном деле терпения, все же наши поощрения велики. Ибо если, а так и должно быть, Бог благоволит укрепить нас при больших и необычных искушениях и испытаниях, это значит, что Он поистине явит Свою славную власть; и если, как мы читаем у апостола, Он обещал дать нам это, и дать свободно и щедро, то нашим постоянным и настойчивым делом должно быть всерьез просить Его об этом, и если Его милость относится к нам, Он и побудит нас к тому.      
Это не может не быть большой поддержкой слабым сердцем, что считают себя столь немощными и далекими от дела терпения, так что теперь у них есть все основания думать и верить, что славная Божия сила явится им самым свободным и изобильным образом, если они по-прежнему будут стремиться к ней. Почему, спросит немощное сердце, Бог сделает это? И мы ответим на этот славный вопрос: из некоторых перенесенных испытаний мы знаем, что для сильного Бога и слабого сердца нет ничего невозможного во всем мире!
И поэтому, когда вы думаете, что ваши нынешние испытания, которые приходят на вас гораздо больше, чем вы можете нести, подумайте, как Иессей, о славной силе Божьей, которая под рукой, чтобы помочь вам. Это великие слова: "могущество славы Его" - ибо ничто не может быть для нас большим утешением; это слово добродетели, силы и власти, чтобы подбодрить нас против чего угодно. И каковы бы ни были наши нынешние испытания, у нас есть внутренняя сила, которая может и будет укрепляться в нашем повседневном хождении пред Богом, если оно свято и искренне. Ребенок может ходить по комнате и без помочей, но он при всем желании и усилиях не залезет по лестнице без помощи того, кто крепче и сильнее. И так же и здесь, и это просто другая часть нашего христианского послушания - деятельная жизнь христианина, о которой апостол молился за колоссян, зная, что они должны жить плодотворно. Мы знаем, что нам действительно требуется Божия сила, чтобы совершать свое спасение. Но когда дело доходит до терпения и долготерпения, эта сила испытывает нас; тогда она являет свою славную власть, но не раньше, потому что она есть могущество славы Божией. Но поэтому мы имеем обетование, что  Дух славы почиет на нас, а не Дух только благодати (1 Пет.4.14). Будем утешаться поэтому, ибо там, где изобилуют наши испытания, славная сила Божия будет преизобиловать по отношению к нам, чтобы поддержать нас. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn