8 марта

Рози Гранта
Один из  желанных праздников моих…
Вдвойне желанных,  ибо:
 а) это  день рождения моего папы;
а)  это праздник  моей мамы, настоящей женщины.

Папы нет   уже десять лет…
Мама ушла три дня назад…

Больно!
Так больно, что… дыханье   прерывается.  В горле уже не першит, а душит.

Сколько же раз  в этот день  я  радовалась вместе с родителями,   подтрунивая над  папой: нашел де день, когда родиться?!

А он,  мой лучший в мире папа, по обыкновению своему,  солнечно улыбался и говорил: «уходи с глаз,  мышонок!»

… И знала ведь я, что  мой сиротинушка-папочка знать не знал в какой  день  он родился…
Просто,  в ЗАГСЕ,  женщины-озорницы, увидев красавца-мужчину, который в тридцать с лишним лет пришел получать паспорт,  (главный документ  своей жизни), знать не зная  даты своего  рождения… «доверился им…»
(Ах, времена! Ах, нравы времён! ЧЕЛОВЕК не  был и единицей  в списке переписи населения…)

И…  выдали ему «дату рождения»: 8 марта…

 Сколько же курьезов было по поводу тому, пока я, его любимая дочурка-мышонок,  повзрослев, не «заткнула»  языки, сказав:
«Мужчина, который родился 8 марта – НАСТОЯЩИЙ!  Не чета  он  всем остальным!
Ибо он и  ЛИШЬ он знает, что в жизни настоящей  женщины,  МУЖЧИНА   это ПРАЗДНИК, ПОДАРОК! Мужчина, кто знает всё глубинное значение слова «женщина», почитая  значение самого  слова,  обоготворяя женщину  и  служа ей МУЖЕСТВОМ СВОИМ…

Мой папа был РЫЦАРЕМ в глубоком смысле  этого слова…
Он боготворил НАСТОЯЩУЮ ЖЕНЩИНУ – мою маму…
 Внешне это не сказывалось ни в чем. Или почти не сказывалось…
Но я,  дочь папы своего,  видела (духовным зрением, от папы же унаследованном),  КАК он  почитал достойную  женщину… МАМУ МОЮ!

Мама ушла.  Три дня назад ушла… к своему мужу-почитателю…

Сейчас, сегодня…  мне тяжело и думать, и писать…
ОЧЕНЬ тяжело.

Но,
Не написав о накопившемся – было бы еще тяжелее…

 Сильна я  в слабости и немощи своей, особенно сегодня, когда  эмоционально разбита обстоятельствами судьбы. И  всё же набралась  смелости…  не только думать, но написать о  самых-самых:  о маме с папой. И… в нескольких  несовершенных словах поздравить их. 

Пока «гром не грянет» мы не торопимся «перекреститься». Потом же бывает поздно.
Почему мы не признаемся в своей любви родителям своим при их жизни?
А если признаемся – то скудно, скупо, стесняясь…
Говорить  о любви трудно? Легче молчать?
Наверное!
Чтобы  не погас костер «без подпитки»  слов-подтверждений  своих чувств  – о любви надо говорить ежедневно! Особенно – родителям своим!
Говорила ли я? Или сейчас, «задним числом» прозрела?
Нет, не говорила.  Не принято было, «стыдно». ( А перечить им – не стыдно было…)
Изредка обнимала их, так сказать, «тактильно признавалась в любви…»
Эээээээээх!

Сегодня их праздник:
Мамин, потому что  8 марта.
Папин, потому что 8 марта.

ЧТО мне им подарить? 
Смею надеяться, что их дети и есть лучший подарок им… от судьбы нелегкой.
Смею надеяться, что  огорчения от детей были мгновениями, а радость длилась годы…
Смею надеяться, что  само дыханье их детей было им подарком  КАЖДЫЙ БОЖИЙ ДЕНЬ!
Их дети - подарки им. Самими, ценой нелегкой своей  жизни,  отвоёванные у судьбы подарки.
Но  подарки, всё же!

Любовь свою вечную я им подарю!
Благодарность  свою, возможно – запоздалую…

ЧТО еще подарить?
Похожесть свою подарю им, внешностью похожесть, чертами характера,  размышлениями, отношением к миру и  к людям…
Память вечную свою подарю, немного печальную, (вспоминая их нелегкую жизнь)?

Нет. Наверное, память оставлю себе. Память не дарят.

БЛАГОДАРНОСТЬ свою подарю, эквиваленты благодарности в словах.
А есть ли они?
Благодарность не имеет эквивалентов. Ни в чем! И ни в СЛОВАХ!
Благодарность – состояние! Его НЕ ПЕРЕДАРИТЬ! С ним живут! С улыбкой на устах живут! Наедине… с ней.
Дочернюю благодарность свою в блеске слезы сквозь улыбку, отражающий  свет добра и любви, оставлю себе, благоговея пред памятью каждого мига  деяний их на Земле.


Очередное 8 марта…
Их нет… ни папы, ни мамы.
Рядом  нет: не сидят, не ходят, не говорят, не ругают…
НО благословляют!
На «дых»  в расстоянии они… и… благословляют!
Каждый шаг детей своих(как и прежде)  - благословляют!

Мама  ушла,   чтобы стать царственным подарком  в раю своему мужу -  папе моему ко дню рождения…
Папа мой, по обыкновению своему,  наверное, криво ухмыльнётся, подшутив над мамой, скрывая любовь свою и сказав: «Не ожидал, «КА»*!»
А мама скажет: «Ты так  меня и не познал, «ДО»**!»

 И сядут они на облаках… и будут смотреть на детей, внуков и правнуков своих из небес.
Будут  радоваться  оставленному наследию своему на Земле…

Праздник их  состоялся! И не только сегодня.

С днём рождения мой  папа, лучший человек в моей жизни, Грант Хастян!
С днем  матери – лучшая моя мамочка, Цахик Хастян!

• «КА», «ДО» -  Местоимения в армянской амшенской культуре, которые заменяют имена, т.к. не принято, чтобы муж жену и жена мужа называли по имени… особенно, прилюдно.