Сказка об Эльзе

Алекса Свет
            В одной маленькой  стране, такой далекой, что не понятно, существовала ли она на самом деле, жила девушка с мечтательными глазами. И звали ее Эльзой. Но не радовал ее родителей струящийся из них лучистый свет, ибо их дочь была слепа. И все богатство, которым они владели, не могло помочь беде. Многие врачи и знахари пытались вылечить Эльзу, но все их усилия оказались тщетны. И когда не осталось надежды, узнал отец, что в непроходимой глуши живет старая ведьма, которая может сделать зрячей его дочку.
            Три дня тайными тропами пробирались они к избушке колдуньи. Неприветливо встретила та гостей и долго не хотела помочь. Не тронули ее ни слезы Эльзы, ни посулы золотых гор. И только, когда отец пригрозил повесить ее на суку самого высокого дерева, согласилась.
            - Глупец, - прошамкала она. – Не понимает, что ей гораздо лучше спать, чем проснуться.
            Поколдовав над котелком с отваром из трав, она дала выпить его девушке. И когда та осушила чашу до последней капли, словно пелена упала с ее глаз, и Эльза увидела мир в его неповторимой красоте и заплакала от радости и счастья. И обрадованный отец предложил колдунье столько денег, сколько та сможет унести. Но та только рассмеялась.
            - Не спешите радоваться. Когда действие зелья кончится, она опять ослепнет, - горе исказило лицо девушки. – Не бойся, я дам тебе много трав, и ты сможешь сама варить себе отвар. А придет время, ты полюбишь, и тогда твой любимый станет твоими глазами. Трава будет не нужна. Но за это ты должна будешь исполнить одно мое желание. Любое. И когда я сочту нужным.
            Она повернулась к отцу:
            – Не пугайся, если тебе вдруг покажется что-то странным в видениях твоей дочери, ибо видит она не так, как все – глазами, а душой. А теперь идите, не нужны мне ваши деньги. И помните, что когда-нибудь я приду, и вы исполните мое желание. Одно. Любое.
            И счастливые отец с дочерью поспешили в обратный путь.
            С тех пор радость поселилась в их доме. Узревшей гармонию окружавшего ее мира Эльзе захотелось поделиться со всеми его красотой. И тогда она начала рисовать. Старинные замки и неведомые пейзажи очаровывали зрителей, но еще более удивляли портреты, потому что девушка рисовала не лица, а души.
            В соседнем городе жил старый философ. Много дней и ночей провел он в размышлениях о смысле жизни и предназначении человека, но так и не докопался до сути. И вот однажды он услышал, что недалеко есть девушка, которая видит мир не так, как все, и очень захотел познакомиться с ней.
            В тот день, когда они встретились, Эльза бросила в котелок последнюю горстку трав. Она выпила отвар и горько заплакала, потому что знала, что больше никогда не увидит прекрасный мир. Колдунья исчезла, и вместе с нею пропал секрет зелья.
            Последний раз взялась Эльза за кисть, чтобы нарисовать портрет философа. Тихо струились слезы по ее щекам, пока рука создавала на полотне незнакомый образ. Пытавшийся хоть как-то утешить ее отец, бросив взгляд на рисунок, был поражен: вместо седого старца с изборожденным морщинами лицом на него смотрел молодой, полный сил мужчина с грустными внимательными глазами.
            Закончить портрет полностью Эльза не успела: свет стал меркнуть в ее глазах, и зарыдав, она бросилась из дома. Философ нашел ее в саду, где она застыла под яблоней в полной безысходности. Он взял ее руки в свои и попытался утешить, ободрить. Он рассказывал ей необыкновенные истории, и постепенно девушка успокаивалась.
            Философ остался в их доме. Они подружились, слепая девушка и старик. Их беседы затягивались допоздна, и пришел момент, когда Эльза безоговорочно стала доверять ему. А философ понял, что полюбил это юное создание, и ему стало грустно, потому что он знал, что слишком стар для нее.
            Однажды Эльзе приснился сон. Она стояла в глухом лесу у избушки колдуньи, а та грозила ей пальцем и повторяла: «Трава не нужна. Взгляни на мир его глазами. Но помни: ты мне должна одно желание».
            В испуге Эльза проснулась. Она сидела в кровати, широко распахнув незрячие глаза, а в ушах отдавалось эхом: «Взгляни на мир его глазами». И тут – о, чудо! – окружавший ее мрак стал светлеть, она начала различать смутные образы. И она заплакала от счастья.
            Наутро она рассказала про сон философу, но тот лишь  печально улыбнулся и погладил ее по руке. С этой ночи зрение понемногу  начало возвращаться к Эльзе. Но, чем радостней становилась девушка, тем грустней казался ее друг. Эльза опять начала рисовать. Она дописала неоконченный портрет и повесила его в изголовье своей кровати. Философ посмотрел на него и покачал головой:
            - Скажи, ты действительно думаешь, что я такой, как на рисунке?
            Эльза очень удивилась, но кивнула головой.
            - Я не знаю, почему ты видишь меня молодым. Таким я был много лет назад, а теперь я лишь немощный старик. А ты – юная девушка. Перед тобой вся жизнь, а я скоро покину этот мир. Мы не должны любить друг друга.            
            Эльза не поверила ему, и тогда философ положил ее руки себе на лицо, и пальцы повторили девушке жестокую правду: ее возлюбленный был стар. Ее глаза лгали ей. И она зарыдала, проклиная тот день, когда обратилась за помощью к колдунье. И он не мог утешить ее в горе. Но когда иссякли слезы, Эльза подняла голову и твердо произнесла:
            - Хорошо. Пусть мы не сможем никогда быть счастливы. Но пока я с тобой, я могу видеть.
            - И рисовать, - добавил философ. – Людям нужны твои картины.
            - И рисовать, - эхом откликнулась Эльза. Она приняла решение.
            С тех пор их часто видели в старом парке, где, устроившись на берегу тихой реки, Эльза рисовала свои странные пейзажи. Писать  портреты  она наотрез отказывалась. Так прошло несколько месяцев. Они обрели если не счастье, то покой. Им было хорошо друг с другом, и философ пытался не думать, что жизнь его заканчивается. Он просто жил.
            Но оставалось нечто, о чем забыли они, но помнила колдунья: последнее желание. Она ждала своего часа. И он пробил.
            Колдунья появилась перед ними внезапно, и узнав ее, Эльза побледнела от страха.
            - Пришло время рассчитаться, Эльза. Ты должна мне одно желание. Любое, - ведьма сделала паузу. – Я забираю его.
            И она ткнула пальцем в сторону философа. Эльза закричала:
            - Не-ет!
            Колдунья лишь рассмеялась в ответ.
            - Долг платежом красен. Не бойся, ты не ослепнешь. Наоборот, ты прозреешь по-настоящему. Ты будешь видеть, как другие люди. Посмотришь, как тебе это понравится, - и опять рассмеявшись кудахтающим смехом, она взмахнула рукой и исчезла.
            Эльза бросилась к философу, но лишь схватила руками пустоту. Мир в ее глазах стал мгновенно  изменяться: посерел, съежился, потускнел. Место старинных замков заняли кособокие лачуги, а вместо сказочного пейзажа она увидела корявые остовы деревьев над мутной рекой. И Эльза разрыдалась.

            Больше она никогда не встречала философа. Но сохранила в своей душе мир, увиденный его глазами, мир прекрасных замков и неведомых пейзажей. И наперекор той действительности, которая окружала ее, Эльза продолжала рисовать мечту и дарила ее людям. И эта мечта окрыляла других и давала надежду на будущее, а они в свою очередь увлекали третьих, и так без конца. А Эльза иногда доставала потрескавшийся от времени портрет и, вглядываясь в черты дорогого лица, мечтала, что однажды распахнется дверь, на пороге появится старый философ, и мир вновь окрасится в разноцветные краски.