Шпионы Империи, или Большая игра продолжается

Виктор Притула
Колдер Уолтон – «Британская разведка во времена холодной войны. Секретные операции МИ-5 и МИ-6».
Центрполиграф, 2016 г. -543 стр.

Шпионство у англичан можно сказать в крови. У них вся история и даже литература пронизана шпионажем. Особенно, литература. Кристофер Марло, Даниэль Дефо, Грэм Грин, Сомерсет Моэм, чисто шпионский писатель Джон Ле Карре, создатель лучшего шпионского романа «Ким» Редьярд Киплинг, отец «агента 007» Ян Флеминг, а еще Кен Фоллетт, а еще …
Впрочем, шпионаж – инструмент тайной войны любой империи. Не зря автор книги  «Британская разведка во времена холодной войны. Секретные операции МИ-5 и МИ-6» (в оригинале книга называется «Империя тайн») Колдер Уолтон называет шпионаж «второй древнейшей профессией», (журналисты либо отдыхают, либо шпионят по совместительству).
Разумеется, что и в Первой и во Второй мировых войнах от деятельности разведок и контрразведок воюющих стран порою зависел исход той или иной тактической операции. Стратегию же шпионаж определять не мог.
В своем шпионском расследовании Колдер Уолтон рассматривает операции британских секретных служб скорее как охранительные или даже, как сейчас бы сказали, контртеррористические.
Любопытно, что и англичанин Уолтон и выдающийся российский политик  Евгений Примаков, книгу которого «Ближний Восток» мне недавно довелось рецензировать сходятся во мнении, что родина нынешнего политического экстремизма – подмандатная английская территория Палестина, а пионеры этого террора на этно-религиозной почве - отцы-основатели еврейского государства Израиль.
Одна из глав книги Уолтона так и называется «Явно виден сигнал опасности»: МИ-5, британский мандат в Палестине и сионистский терроризм».
Вообще, деятельность британской разведки во времена холодной войны во многом фокусировалась на противоборстве с национально-освободительными движениями в колониях, которые далеко не всегда цивилизованно разводились с метрополией.
Империя рушилась и на ее скрепы спецслужбы претендовать не могли. Зато они могли мастерски манипулировать в своей тайной войне националистическими настроениями политиков в бывших колониях, особенно на Ближнем Востоке, где со времен Лоуренса Аравийского научились действовать весьма успешно.
Отдельно хотелось бы остановиться на «шпионах пришедших с холода»  - советских перебежчиках из дипмиссий в разных странах. Именно они нанесли самый большой урон советской внешней разведке, поскольку британской МИ-5 на этом поприще особо похвалиться нечем. «Наших шпионов» - разведчиков-нелегалов, а также обширную резидентуру под дипломатическим прикрытием британским контрразведчикам «приносили на блюдечке с голубой каемочкой» иудушки из КГБ. Но по этой скандальной тематике Уолтон в своем документально-фундированном исследовании постарался пройтись по касательной.
Русские временами переигрывали британцев еще со времен «Большой игры», так зачем травить старые раны?
Книга  заканчивается серединой 60-х годов. И это не авторский произвол. На Уайтхолле, как и в СВР многие разведывательные документы, начиная со второй половины 60-х до сих пор считаются слишком секретными.
Может быть поэтому англичане так рьяно держат в осаде Джулиана Ассанжа. Но с Ассанжем или без него, со Сноуденом или без него, с Гордиевским или без него, с Калугиным или без него, - все тайное  рано или поздно станет явным. А в наш стремительный век цифрового водопада это случится гораздо раньше, чем с архивов мирового шпионства снимут «седьмую печать».