3-7. Холст, масло, сто тридцать семь на сто...

Анатолий Святов
     Как только вошли в первый зал, Алёка сразу же прошлепал к картине, на которой были изображены две лошади, стоящие на привязи возле полуразвалившегося крыльца. Выцветший красный флаг, изба окутанная в полумрак ляпками красок. Даже издали ощущалось, как ступеньки сгнивают и крыльцо разваливается.  Лошади стояли оседланные, но всадников рядом не было. Видимо находились в избе.

     - Постоялый двор, - определил Митрохин, окинув взглядом картину, и похромал в следующий зал.
     - У штаба! - сказал Алёка.

     Токмов подошел поближе и... под картиной была надпись "У штаба Красной Армии" – Алёка буквы знал, но читать ещё не умел.
     "Заговорило?!"  - мысленно воскликнул Токмов, - "Вот это да! Вот это искусство!..",  и долго всматривался, пытаясь понять - где и как выписано художником точное соответствие названия в картине..

     "С.В. Морозов" 1954 год, -  прочёл он ниже на табличке.  Далее следовали: "Трудные дни республики" художника Лысенко А.Г., родился в 1916 году. Карта, стол, стакан с чаем, зелёная записная книжечка на столе, горящая свечка. Ленин, что-то задумчиво записывал: в окно проглядывалась утренняя синь...

Следом висели картины "Таманский поход" Скорикова Ю.И., "Красная конница на пути к Новочеркасску", М.Б. Грекова, "Вестник революции", Б.Ю. Пак,  "Хлеба вызрели", Соколова С.Ф., "Работница", Самохвалова А.Н., "Фабрики оживают", Шушунина А.Е., "Колхоз имени Ленина на Северном Кавказе", Гуржиан Т.А., "Балаклавские рыбаки", Кончаловского П.П., "Рытье канала в Хорезме", Родимова П.А., "Фабрика людей", Соколов Скала П.П. ...

И неудовлетворенный своим пониманием смысла и едва уловимой для него мысли живописи между названием и изображением, Токмов  последовал за Алёкой во второй зал.

Во втором зале Алёка сразу же проследовал к картине "Нарушитель" Решетникова Ф.П. висящей по центру.  Её Алёка рассматривал недолго и молча.  Он почему-то стал задумчив...  и только в шестом зале, когда Токмов   прочёл вслух надпись под картиной "Обед готов!", он переспросил:
     - Где?..
     - Холст, масло, сто тридцать семь на сто шестьдесят, художник Лысенко В.И., родился в 1924 году, - прочитал  Токмов.
     На картине было изображено:  каравай хлеба,  трехлитровалля банка с помидорами, деревянная солонка, стручок красного жгучего перца, головка чеснока,  миска с неочищенной картошкой, большая двухведерная кастрюля - и всё это на дощатом столе в полевом стане.
     - Уже съели?  - предположил Лёка после непродолжительного проникновения в суть картины.

     И чтобы его переубедить, и блестнуть перед сыном грамотностью, Токмов поспешил воспользоваться записями в записной книжке. Но к его удивлению, в то посещение эта  картина, ни каким боком, не  рассматривалась! И его комментарии прочитались так:
     - Наверное, этот художник Лысенко В.И. прошёл тяжёлой жизненный путь. Голодал, мыкался по белому свету. Голод, так и сквозит в его произведениях! Видишь, какая внутренняя сдержанность?.. Приём исполнения: лёгкие вертикальные ритмы,  произвольное понимание жизни - способ выражения души художника маслянной краской.  Выразительности добивается беднотой гамм богатого цвета! Снижает горизонт - его почти не видно! И этот приём он использует и в дальнейшем своём творчестве. Свет здесь не связан с конкретным своим источником...

      Алёка уставился на люстру над их головами и стал рассматривать её, соизмеряя прямой источник света с плоскостью картины.
     - Поэтому нет яркости!  - продолжал Токмов, - Ощущения предстоящей сытости!.. Стиль исполнения не ораторский, не громкий. Мазок кисти ложится свободно, как крик души!.. Токмо...

     - Культ гурманства! - прервал его речь, подошедший Шамиль Митрохин.
     - Понравилось? - переспросил Токмов у Шамиля Митрохина, утирая испарину на лбу: проявившуюся.
     - Не хуже экскурсоводши! - оценил Митрохин и поковылял дальше в одиночном разглядывании творчества мастеров. В поисках экскурсоводши.
     Алёка ничего не сказал...

Продолжение   http://www.proza.ru/2016/03/08/1291