Молитвы пастуха. Истоки

Саша Шатров
МОЛИТВЫ ПАСТУХА. ИСТОКИ
Рассказ
Февраль 2016 – Март 2016

На страницах книг ветхого завета царь Давид  раскрывается нам как смелый, отважный воин, как справедливый и милостивый царь, любящий своего Бога больше чем власть, славу, богатство и свою жизнь. Давид имел власть, богатство и славу, но относился ко всему этому также спокойно и равнодушно как лев относится к своей роскошной гриве и величественному виду, к своему царственному положению среди зверей. В понимании Давида, источником всех вышеперечисленных благ, данных ему, был Бог и никто иной.  Подобно тому, как если бы царь-отец подарил своему единственному сыну драгоценный перстень и юный царевич, имея благодарное и любящее сердце, ценил этот перстень как подарок отца. Для юноши было немыслимо и невозможно полюбить этот драгоценный подарок больше чем самого дарителя и будь этот перстень самым прекрасным и дорогим из всех земных сокровищ – он никогда не заменит сыну любимого отца, его объятий, наставлений и благословения. Таким образом, драгоценный перстень и отец, подаривший его – ценности разных категорий, не сопоставимых друг с другом.  Так же и для Давида, имевшего благодарное сердце, главной ценностью и любовью всей его жизни был его Бог, живой и неизменный Господь, об этом свидетельствуют множество псалмов – молитвенных песен, сочиненных Давидом, которые сохранились до наших дней.
 
Но где и в чем кроются истоки, основание этой любви и верности Богу, сформировавшиеся в сердце Давида? Как зарождается и созревает эта любовь в сердце человека, в наших с вами сердцах? По своей сути, в масштабах вечности, это самый важный и основополагающий вопрос. Когда Сына Божьего спросили о том, какая заповедь является главной, то Он ответил: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (От Марка 12:29-31).

Пожалуй, одной из самых ярких историй повествующих о ветхозаветном царе Давиде является его схватка с непобедимым великаном по имени Голиаф.  Великан, имевший воинственный и устрашающий вид, держал в страхе всех израильских воинов, предлагая сразиться с ним один на один. Никто из стана израильтян не решился принять вызов, лишь только юноша-пастух невысокого роста, не имеющий опыта сражений, по своей воле выходит на битву с опытным воином – великаном, рост которого составлял около трех метров. Юный Давид одерживает ошеломительную победу над дерзким великаном, казавшуюся всем, кроме самого юноши, невозможной. Исход этого сражения идет в разрез с человеческой логикой и здравым смыслом.  Эта история очень ярко характеризует Давида, в его смелом поступке проявляются непоколебимая вера и упование на Бога, давшие ему дерзновение, решимость и смелость, чтобы сразиться с Голиафом.

В дополнение к предыдущему вопросу возникают новые: откуда в этом кротком юноше такая внутренняя сила, уверенность и упование на Бога? Где истоки его веры? Чтобы ответить на эти вопросы потребуется совершить путешествие в то время, когда Царь Давид был отроком. Именно в эти детские годы, когда израильский царь был простым мальчишкой – пастухом овец, формировался его сильный характер и вера, зарождались доверие и любовь к Богу. В этом путешествии мы увидим некоторые особенные эпизоды из жизни мальчика пастуха, ставшего впоследствии царем божьего народа.
 
О детстве Давида очень кратко упоминается в исторических книгах ветхого завета. Впервые мы встречаем мальчика пастуха, когда он появляется перед пророком Самуилом (1-я Царств 16) и нам становится известно, что внутренняя суть и характер этого мальчика пришлись по сердцу самому Богу, так же через краткое повествование становится возможным представить его внешность. Для своих лет, Давид был невысокого роста, светловолосый, с красивыми, выразительными глазами и приятными чертами лица. Он не был похож на своих старших братьев, которых было семеро. Данная внешность совершенно не характерна для чистокровного еврея, у которого, как правило, были черные густые волосы, резкие, рельефные черты лица. Описание внешности Давида наталкивает на некоторые, ничем не подтвержденные, предположения, которые было бы совершенно неуместно излагать за «спиной» Давида, ныне живого и бодрствующего пред лицом своего Господа.

Вновь мы встречаем Давида, когда он, выполняя поручение отца, приносит еду для своих старших братьев в стан израильтян, когда они готовились к войне с филистимлянами (1-я Царств 17). Через общение Давида со своим старшим братом и царем Саулом нам открываются его внутренние качества, такие как кротость, мудрость и способность к убеждению, так же мы узнаем об одном эпизоде из его детства, о котором он рассказывает царю. Опираясь на этот крайне малый исторический материал, автор допускает некоторую долю вымысла в художественном повествовании, которая вполне могла бы оказаться достоверной.

Давид, будучи пастухом, много времени проводит за пределами отцовского дома, ночует под открытым небом, встречает рассвет и провожает закат, изо дня в день верно заботясь об овцах своего отца,  доверенных ему. Мальчик наблюдает за окружающей природой и замечает красоту божьего творения, он восхищается глубиной и бесконечностью звездного неба, величием горного орла, летящего без единого взмаха крыльев, красотой и сочетанием небесных красок во время заката. Примечательно то, что наблюдения мальчика не заканчиваются одним лишь созерцанием окружающего мира, в красоте и величии природных картин, Давид смог увидеть их Автора, Великого Художника жизни – Всемогущего Бога.

По мнению Давида, сотворенный Богом мир «проповедует» человеку о славе, величии и делах Творца. Лишь только человек – венец Божьего творения – может по достоинству оценить насколько дивно и хорошо сотворен этот мир и на закате дня, подобно Богу сказать: «Хорошо весьма». Наблюдения пастуха, как драгоценные камни накапливались в сокровищнице его души и выходили в мир отшлифованными и ограненными в виде псалмов – молитвенных песен: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (Псалом 18:2-7). К тому же, Давид искусно играл на гуслях, которые всегда были при нем, наряду с пастушеской сумкой и посохом. Оказавшись рядом с Давидом, возле костра, под шатром ночного неба, украшенного несчетным количеством звезд, мы бы услышали его песни, обращенные к Богу, гармонично переплетающиеся с мелодией, которая рождалась от соприкосновения кончиков пальцев со струнами самодельных гуслей.

За свою жизнь Давид совершил много значительных дел и подвигов, одержал не мало великих побед… Но ничего из того, что он воздвиг и построил, завоевал и приумножил – не сохранилось – все растрачено, утеряно, разрушено и обращено в пепел… Только одно было сохранено до наших дней, через тысячелетия Бог пронес и сберег только одно – псалмы Давида, молитвенные песни пастуха. Неизменный Бог сохранял и сохраняет лишь то, что бесконечно дорого и ценно для Его отцовского сердца.

МОЛИТВЫ ПАСТУХА. ИСТОКИ   http://www.proza.ru/2016/03/07/927
МОЛИТВЫ ПАСТУХА. ГРОЗА    http://www.proza.ru/2016/02/23/649
МОЛИТВЫ ПАСТУХА. ПРОРОК   http://www.proza.ru/2016/03/23/1398
МОЛИТВЫ ПАСТУХА. СХВАТКА