Спасибо, учитель!

Татьяна Носова-Цилинская
 “Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после”. Так начинается рассказ Валентина Распутина.. какие точные слова. Я заметила, чем становлюсь старше, тем чаще вспоминаю свою школу, своих учителей, и испытываю пресловутое чувство вины за то, что так и не нашла времени сказать им слова благодарности и признательности за их труд, за их обаяние. Я училась в сельской школе в Великовисочном Архангельской области. Каждый педагог был мастером своего дела, неравнодушным человеком.
   А мой учитель   истории стал образцом самоотдачи,
эрудиции, порядочности и возведен для меня на пьедестал как педагог и  человек с большой буквы.    Мне кажется, невозможно  рассказать о том, какой она педагог,  для этого надо побывать на её уроке. Не поверите, но спросите меня сейчас про реформы Петра I или про жирондистов, я вам расскажу всё без запинки. Когда была студенткой, я сдавала историю  и, вы знаете, как я рассуждала перед экзаменом: «А, завтра история, значит можно сегодня отдохнуть», потому что историю я знала назубок. И это повторялось у всех учеников Елены Семёновны. Однажды односельчанин попросил помочь написать ему резюме, заглянув в его диплом, я увидела, как среди троек и четвёрок красуется единственная «5» по истории, я улыбнулась.
 Что делал педагог, что даже двоечник, сидящий на «камчатке» задерживал дыхание, чтоб услышать каждое слово.
Как Елене Семёновне удавалось преподнести материал, чтоб информация не только  запоминалась, а просто впечатывалась в память, и оттуда её невозможно было вытеснить?
Это риторический вопрос, даже сейчас с опытом работы в школе, я вам не отвечу точно. Это талант особого рода, это внутренняя любовь и уважение к своему предмету, чтоб так рассказывать историю – надо жить историей.
 Каждый урок  для нас превращался в театральное представление, перед нами проходили сцены, события, судьбы. Так, например,  гибель Бориса и Глеба мы видели своими глазами. Как такое возможно, спросите вы? На уроке Елены Семёновны было возможно всё, наша учительница была Борисом и заходила она в «шатёр-кабинет», а когда «копьё-указка» пронзала несчастного князя, (ну какая детская душа тут выдержит) так и хотелось вскочить, предупредить.. разве потом такое забудешь???
Пару лет назад я  встретилась с Еленой Семёновной, и в разговоре она мне сказала, что планирует выйти на пенсию. Я уже 17 лет как окончила школу, и знаете, мне стало очень грустно, ведь когда такие люди уходят на заслуженный отдых -  это не только уходит учитель, это уходит целая эпоха.  Эпоха учителей, которые работали, когда не было ни компьютерных технологий, ни электронных энциклопедий и книг, и мы не могли в он-лайн режиме посетить музей. На столе Елены Семёновны лежали толстые книги со множеством закладок, вырезки из газет и журналов, на доске висела старенькая карта, и наши занятия были захватывающие.

Сейчас много говорят про создание новой современной школы. Это прекрасно, сейчас есть много возможностей для этого. Но главное при создании нового -  не надо забывать, что было раньше и использовать опыт и знания наших предшественников.