Камешек из прошлого

Нина Ганжа
Родилась я на Алтае, в Угловском районе, в 80 - ти километрах от границы Казахстана.
Гор никогда не видела вблизи, так как в нашей местности проходила только полоса бора. И мы, дети, рады были найти отшлифованный кусочек камешка, как игрушку.
А получилось так, что мне пришлось закончить педучилище в Казахстане, в городе Семипалатинск.
Раньше студентам, окончившим учебные заведения, не надо было думать, где найти работу, их направляли на место работы представители учебных заведений.
И вот, 1955 год, я оказалась у подножия гор Тарбагатая, на хуторе Бургон. Здесь не надо было искать камешки, их было много, да и время детства давно ушло. Люди здесь занимались выращиванием зерна. Во время уборки на токах постоянно стояли вороха пшеницы. Теперь меня заинтересовала подгорная флора и красота гор. Такую красоту описать даже трудно, ее надо увидеть своими глазами.
В туманной дымке вершины гор, кажется, упираются в самую синь неба, меняя в течении дня свои краски.
То это голубые дали, сливающиеся с воздухом и прозрачным туманом, то темно - синие, то бордовые с оранжевым отливом, а то и вообще красные.
 Наступает момент, когда хочется, не отрываясь, смотреть на эту красоту, особенно, при восходе или закате солнца. На склонах гор пасутся отары овец, стоят юрты чабанов, где временно живут их семьи - гостеприимных казахов.
 В горах чаще выпадают дожди, поэтому под горами, особенно, буйная растительность.
 Не всегда окинешь взглядом все поле сплошных пурпурно - розовых цветов - разновидность пионов - Марьиных кореньев, от чего оно, словно, покрыто цветным ковром. Такие же поля красивых, оранжевых цветов, которые  мы называли светящимися фонариками.
 А если поднимешься выше в горы, то увидишь другую красоту - большие площадки ягод клубники, манящие своим ароматом и неповторимым вкусом.
 Чуть выше, растет ревень, кислые стебли которого идут в пищу. Их ели свежими, варили варенье, делали вареники и пекли пироги.
 В горах рвали дикий лук, чеснок, щавель.
 Наверное не многим приходилось быть в горах во время дождя. Мне пришлось. В то время я вышла замуж и мы с мужем поехали в горы на лошади. Только нарвали клубники, как хлынул дождь.
 Лошадь распрягли, привязали к бричке.
Раздавались оглушительные раскаты грома, а сверкающие блики молний, казалось, рядом с нами уходили в землю. Лошадь металась, а мы переждали дождь под бричкой.
Но после дождя выглянуло солнце и все снова заблагоухало.
А когда ты молод, эта красота и все явления природы остаются в душе еще ярче, убедительнее и надолго.
 Хутор, где мне пришлось работать 5 лет, состоял из одной улицы и нескольких домов за речкой.
 Жили там люди  - русские, казахи, немцы и чеченцы.
Поэтому нелегко было научить детей грамоте на русском языке, когда многие из них его не понимали.
Школа малокомплектная, где за партами сидят вместе дети первых и третьих классов, вторых и четвертых классов.
Но я старалась научить детей понимать красоту природы и привить им любовь к хорошему, доброму.
 Для праздников сами делали маски из папье - маше. Я тогда еще играла на мандолине, разучивала с детьми танцы и организовала небольшой оркестр, где привлекла техничку с гитарой, родителя с балалайкой и кузнеца села с гармошкой.
На праздник родители приходили с малыми детьми, которые тоже не могли устоять под звуки мелодий - „ яблочко" , „ светит месяц" и другие.
 Однажды я была дома в своей землянке и услышала страшный взрыв, потом, как оказалось, это было испытание атомной бомбы. Раньше я слышала про такой взрыв, что появляется „ гриб" и волна.
Сейчас я „гриба" не видела, но этот звук, словно, давил на мозги всему живому.
В голос заревела вся скотина, завыли, залаяли собаки, все слилось в один гул.
Люди выскакивали на улицу. Обезумев, выскочила и я, ничего не соображая, бежала по дорожке. Остановилась лишь у клуба, услышав голос рабочего, раскрывавшего крышу:
- Ух ты, чуть не унесло!
Это, когда, после взрыва пошла сильная волна, от которой трудно было устоять на месте.
Возможно, от сильного испуга, мне казалось, что все это длилось недолго, какие то секунды или чуть больше. Потом все стихло. Наступила такая тишина, от которой было, как - то не по себе.
Видимо испуг подсознательно отразился у меня на все последующие годы.
 И вот уже под старость мне приснился сон,  я услышала такой же страшный взрыв, когда нет слов его описать. Помню, что сон был очень яркий, очень реальный, как будто все это было не во сне, а наяву:
"Глянула на небо, а оно черное в перемешку с огнем. Земля ходила под ногами, волнами, я упала.
Оглянулась: дом наш осел и развалился, как карточный.
Потом все стихло.
Стояла такая звенящая тишина, которую не услышишь и также не опишешь словами"
 Недавно мне позвонила моя первая ученица Валя из того села Бургон, ей было тогда 6 лет. Теперь она живет в городе Риддер, обещала приехать. Она уже бабушка 5- х внуков, а я бабушка 5- х правнуков.
 Вот так  жизнь течет быстрым горным ручьем в своем направлении, не останавливаясь.
С тех пор прошло 60 лет, мне уже 82 года,  прожила свою долгую жизнь, получив в „подарок" неизлечимую болезнь - „рак".
 Мне выдали удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. При получении сказали, что положено еще и питание, не только 520 р. 90 коп.
 В родное село Лаптев - Лог, я больше не вернулась.
Слышала, что там тоже большая радиация, людей старшего поколения уже не стало.
Часто думаю, какая красота достанется малышам после таких страшных, не дай Бог, взрывов.
Природа творит такую удивительную красоту, а мы все - ли делаем правильно, чтобы хоть немножко оставить на Земле все доброе и красивое своему младшему поколению.