Сибирская тетрадь 4гл

Галина Белякова
        4. Мир не без добрых людей

        Какая бы то ни была суровой жизнь на каторге, находились люди, которые
сочувствовали политическим заключённым, и помогали как могли.
Попытка «благородных людей»  официально-административным путём хоть сколько-нибудь  смягчить  участь «чернорабочего»-колодника не встретила сочувствия у правящей верхушки: « монаршего  соизволения на это  представление не последовало».  Тогда вступил в силу неписанный закон гражданской и человеческой солидарности:  рискуя многим, если не всем,  медики омского военного госпиталя корпусный штаб-доктор И.И.Троицкий  старший фельдшер  А.И.Иванов взяли  на себя – вероятно, не без ведома коменданта крепости генерал-майора де Граве – полулегальное попечение об арестанте Достоевском. Как больного, остро нуждающегося в медицинской помощи, Достоевского « нередко приводили под  конвоем» в госпиталь. Здесь ему создавали условия жизненно важной отдушины:  снимали физическую и нравственную  усталость, лечили. Потчевали с докторской кухни, украдкой снабжали газетами, книгами и, пожалуй, самым главным – письменными принадлежностями.

Только в арестантской палате госпиталя Достоевский мог  немного работать как писатель. Здесь он вёл разрозненные записи, составившие в итоге. Вместе с дальнейшими семипалатинскими добавлениями, Сибирскую тетрадь. Работать приходилось тайком, почти конспиративно. Листки с записями брал на хранение фельдшер А.И. Иванов, за что и он подвергался наказанию.

 Шпионы, доносчики были на своих постах, работали во все времена, везде и всюду.
         Да, у Тараса Шевченко, у рядового солдата в Орской крепости,  по доносу человека, чинопоклоннка, жизнь вневоле, в нужде не несёт с собой радостей, тем дорога была дружба, она не позволяет пасть духом.   В крепости с помощью друзей, что поддерживали и делами и перепиской помогли Шевченко выдержать чёрные дни арестанской ссылки.
Дружба, тем более в ссылке - святое дело.

           После того, как народовольцами был  убит  Александр П, правительство потребовало  , чтобы все политические   ссыльные подписали присягу "на верноподданство новому государю".  В.Г.Короленко, узнав об этом и повинуясь непосредственному чувству  в разговоре с губернатором категорично ответил, что присяги не  примет.Не примет, так как сам потерпел "бессудное  насилие"  и видел слишком много такого насилия над другими. И будучи политическим ссыльным В. Г. Короленко из-за низкой мести и всяческих наговоров отправляли его всё дальше и дальше до Якутии. Всюду работали доносчики...:

 И в каких бы местах, починках он не побывал, всюду без наблюдений он не оставался, записывал всё что видел сам или расскажут местные жители.
   
Из письма Короленко к брату Илларионуo  (1905) - " Я уже лет восемь и даже более  собираю и группирую материал из газет по различным вопросам и теперь являюсь единственным обладателем очень своеобразной коллекции бытового материала ".....
        Дорогой мой читатель,  я сопоставила писателей, которые попали в опалу царского режима и,  как они не могли понять и представить себе, как жить, если не  писать.
И всё же они находили время при строгом режиме, хоть на клочке бумажке, но записывать увиденное, запечатлеть...а может быть, пригодится.
Так и Гоголь в людях, с кем общался, находил, подмечал особенности в характере, чтобы потом наделить увиденными чертами своих героев.

               В.И.Даль, С.В.Максимов, И.Г.Прыжов, А.И.Куприн, В.А.Гиляровский, К.Г.Паустовский- и ещё, ещё.  Так можно приводить и говорить о многих настоящих писателях, которые ставили перед собой  высшую цель жизни - донести до людей настоящую правду жизни.
            
     А, вот, как  своё понимание  писательского труда излагал америкснский писатель Эрнест Хемингуэй : "...когда идёшь туда, куда должен идти, и делаешь то,  что   должен делать и видишь то, что должен видеть - инструмент, которым работаешь, тускнеет и притупляется. Но лучше мне видеть его потускневшим и погнутым и знать, что придётся снова выпрямлять и оттачивать его, но знать, что мне есть о чём писать! чем видеть его чистым блестящим и не иметь что сказать или гладким и хорошим смазанным держать его в ящике и не  пользоваться им....Теперь мне снова надо оттачивать его...  Если у писателя есть что сказать, то он не должен говорить, он должен писать."

                ****
   Перед смертью Ф.М.Достоевский работал над вторым томом романа «Братья Карамазовы», прославившегося больше всех остальных романов.
Но ещё большую известность  получила его речь на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году. За этим грандиозным событием стояла страстная любовь России к Пушкину. Лучшие писатели Х!Х века приняли в нём участие. Но самый ошеломляющий успех получила речь Достоевского. Суть её сводилась к тому, что Пушкин есть выражение русского национального духа с его всемирной отзывчивостью, который чутко откликается на идеалы других народов, но духовно осмысливает и преображает их. В этой способности  Достоевский видел свидетельство всемирной миссии русского народа.
Через год, в 1881 году, незадолго до смерти Александра П, Достоевский умер, заслужив всеобщее признание и почитание.

                5
                Немного о самой Сибирской тетради
         
                «Сибирская тетрадь» Ф.М.Достоевского
                Или  « Моя тетрадка каторжная» 1850 г.

       Из 486 пунктов, записанных писателем, я выберу для наглядности несколько,  как выглядит "Сибирская  тетрадь", чтобы иметь представление о записях писателя:

-  (99) - Умный человек! Из семи печей хлеба едал.
( или ласковый бычок двух маток сосёт.)

- (107) – Глаза-то уже успел переменить (напился)

 У Гоголя есть - уже успел глаза поменять.

- (122) – Будут денежки, будут и девушки, а деньги голуби

- (124) – (А ведь) Молодец против овец, а против молодца и сам овца
  (   парень …               а в деревне один дом.,)

- (440) – Хлеб-соль ешь, а правду режь

- (444) – Сапоги – красный и чёрный. « Да, ваше благородие, там нет парных, там тоже красный и чёрный остались.

- (449) – Курицу резать позволено, курица не человек, а всякая домашняя птица. Её  в снедь человеку показано. Когда птицу режут, она радуется.
и т.д.

   Пословицы -

     Вот о такой радости  я вспомнила, как сейчас современная снедь к человеку       относится-

 Смех сквозь слёзы -  Покупаешь курицу-гриль, заворачивают в пакет, на пакете нарисована курица. Курица клювик открыла. Говорит:  «Приятного аппетита!» 
   
Или - анекдот- Мужчина ведёт за верёвочку барана по дороге, навстречу  идёт барашек  к  дому. Баран говорит: «Скажи маме, что я пошёл на шашлык»;

Или – В хлеву свинья с поросятками. Хозяин выбрал поросёночка и взял. Свинья посмотрела на хозяина, кивает головой: « берите, берите, ещё принесу»

                Жизненная  снедь,  а жить то надо!  Таковы народные пословицы.

          Владимир Иванович Даль очень образно употребляя народное определение, сказал, что поговорка - это цветочек, а пословица - ягодка.  Поговорка - это оборот речи, элемент суждения, пословица - законченное  суждение, завершённая  мысль, положение. "Воду в ступе толочь"- поговорка, а "Воду в ступе толочь -вода и будет" - пословица.

       Пословицы и поговорки очень ёмки по своему смыслу,  значение их нередко меняется в зависимости от того, по  какому случаю, в связи с чем, в каком контексте они употреблены. Каждый народ имеет свои пословицы, в которых отразились условия его жизни и быта, его история, его трудовая деятельность и социальные отношения. Но, пословицы разных народов многие похожи друг на друга или даже совпадают.
Русские пословицы преимущественно возникли в крестьянской среде.Однако есть среди них и такие, которые созданы рыбаками, охотниками, ремесленниками, рабочими.
   Пословицы и поговорки - образец самой тесной, самой крепкой  связи содержания и формы, они вызывали восхищение Пушкина;  М.Горький советовал писателям учиться сжатости и выразительности языка пословиц.

   " Пословица недаром молвится - Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!  Что за золото! " -  А.С.Пушкин
               

        6.  Заключение

   У Константина Георгиевича Паустовского есть хорошее понятие "уйти  в жизнь", чтобы "всё знать, всё почувствовать и всё понять".
Без этого жизенного опыта пути к писательству были наглухо закрыты, - это  он понимал хорошо. Когда началась первая мировая война, Паустовский поступил санитаром на поезд, который развозил раненых солдат по глубоким тыловым городам. Во время работы на  санитарном поезде он слышал от раненых множество замечательных рассказов и разговоров по всяческим поводам.Простая запись всего этого составила бы несколько томов.Но записать не было времени. Скитальческая жизнь в дальнейшем давала Паустовскому  возможность собирать материал для дальнейшей работы репортёром в газетах. Так складывалась постепенно его писательская жизнь.

      Как стать писателем?  На этот вопрос, конечно,ответить  не так легко. У каждого писателя свои были  пути, подходы к намеченной цели-заниматься литературной деятельностью, своими произведениями создавать что-то новое, говорить о чём-то важном в жизни, анализировать, философствовать, размышлять о содеянном.Только своим трудом, терпением  человек приблизится к своей намеченной мечте - стать писателем.

     03.2016 г.