Сила слова, или Очки на языке

Алиса Пердулайнен
Много говорят о том, что словом можно убить. Такая вот у него особенная сила. Особенно уязвимы к недобрым словам дети и подростки. К примеру, известны случаи, когда несколько обидных слов по поводу лишнего веса, могли вызвать у подростка кардинальное изменение пищевого поведения, в итоге породившего анорексию. Проще говоря, сказал мальчик девочке, что она жирная корова, а у той пропал навеки аппетит, и вот уже вместо упитанной девочки перед нами скелетик, затянутый дряблой кожей.  Взрослой особи куда проще и легче, но и она может существенно  пострадать от плохих изречений.
Да, что уж тут говорить,  за жизнь приходится немало слышать человеку в свой адрес обидных слов. Особенная их концентрация наблюдается в школе. В стенах этого заведения ученики усиленно упражняются друг на друге, придумывают клички, коверкают фамилии, обзываются мерзкими словами, иногда и матерными. Но самое отвратительное то, что и педагоги нередко используют в качестве воспитательных мер обидные и унизительные слова, тем самым подавая своим подопечным не вполне корректный пример.

Когда Лена училась в седьмом классе, она впервые в жизни прочувствовала на себе всю силу недобрых слов. Изошли такие слова от преподавательницы музыки. Мало этого, Лена была унижена перед всем классом, в предпраздничный мартовский день, незаслуженно. Вообще, нужно отметить, что Лене часто перепадало несправедливостей от жизни. Взрослые всегда обращали на нее пристальное внимание, постоянно в чем-то подозревали и в целях профилактики поругивали. Лена же не переставала удивляться, почему так происходит? И только спустя много лет, она поняла, что взрослые видели в ней безропотность, а таких детей проще всего ругать и унижать, ибо не получишь в ответ то же самое.

На уроке музыки в этот предпраздничный весенний день всё было не как обычно. Парты почему-то были расставлены буквой “П”. Преподавательница Валентина Вениаминовна сказала вошедшим ученикам:

- Садимся вдоль парт друг за другом!
- А почему они так стоят? – стали галдеть ученики, пытаясь разобраться, как же им сесть.
- Потому что вы находитесь в кабинете музыки, и здесь всё по-иному, здесь царит великая музыка. Так вы лучше будете воспринимать ее, - как ни в чем не бывало ответила преподавательница.

На самом деле у учителей в преддверии 8 марта намечался праздничный вечер. Конечно же, лучше всего его было устроить в кабинете музыки, где стояло пианино и проигрыватель с пластинками. В те времена это обеспечивало неискушенным учителям настоящую радость и неуемное веселье.
Парты  расставили буквой “П”, чтобы сделать из класса импровизированную ресторанную комнату с площадкой для танцев. Каждая из преподавательниц и уж, конечно же, преподавателей принесли с собой  много разных вкусностей. По окончании занятий все салатики, закусочки и тортики должны были оказаться на партах.
 Валентина Вениаминовна с нетерпением ждала праздничного вечера. Она сильно волновалась, так в ее кабинете будет гулять всё школьное начальство: и директор, и завучи. Это накладывало на нее большую ответственность.

Так как уроки были сокращенные, то ничего нового она не собиралась объяснять пришедшим на урок ученикам. С довольным видом она получила устные и открыточные поздравления от класса, уселась за свой стол и сказала:
- Уже и урок скоро закончится. Давайте вы посидите тихо, а я тут займусь своими делами.

 Ученики обрадовались и дружно закивали. Валентина Вениаминовна стала что-то писать в своих учительских тетрадях. Первыми стали переговариваться друг с другом мальчишки, сначала шепотом, потом в полголоса. Они сгрудились в одной части класса и что-то с увлечением принялись обсуждать. Потом осмелели девчонки и тоже стали приглушенно переговариваться друг с другом. Гул постепенно стал нарастать и вот уже начался настоящий галдеж, в котором каждый старался перекричать соседа по парте.

К Лене обернулась девочка, что сидела впереди и спросила:
- Ленка, а ты какой торт будешь печь на 8 марта?
- Я очень люблю торт “Сказка”.
- Не знаю такой! А что за рецепт?
- Ой, я не помню, его мама  печет, но знаю только, что она мед добавляет, а в крем какао.
- А, так это медовик! Я тоже такой люблю! А какие вы салаты будете готовить?

В тот момент, когда Лена открыла рот и принялась рассказывать, что ее мама готовит очень вкусную корейскую морковку и оливье, Валентина Вениаминовна ударила рукой по столу и заорала:

- Да замолчите вы, наконец! Хватит галдеть!!!

Тишина наступила мгновенно, но Лена не успела замолчать, как все. По инерции она продолжила рассказывать своей однокласснице про вкусные салаты, которые готовит ее мама, и в полном гробовом молчании в классе раздался ее звонкий голос:

- Она добавляет туда чеснок и заливает раскаленным маслом!

Валентина Вениаминовна и так была раздражена до предела ожиданием банкета. Ей очень хотелось кушать и пить, а тут она услышала про вкусную еду, поэтому ее будто взорвало от гнева.

- Бирюкова! – закричала она, обращаясь к Лене, - что ты орешь больше всех! У тебя прямо слюни изо рта брызжут! Ты ими захлебнуться можешь! И вот только ты одна из класса и лялякаешь! И ля-ля-ля, и ля-ля-ля! Да когда же ты наговоришься? А? ты посмотри на себя со стороны! У тебя же очки уже на языке!

Класс взорвался от дикого хохота. Громче всех заржали пацаны. Они прямо покатились от смеха с парт  и никак не могли успокоиться, постоянно повторяя учительскую “шутку” про очки на языке.

У Лены от таких слов почему-то сжался желудок, заныл противно и нудно, разливая холод по телу. Девочка никак не могла понять, за что её так унизила учительница. В классе болтали все без исключения, а громче всех пацаны, но досталось только одной ей.
Валентина Вениаминовна, кажется, поняла, что ляпнула лишнего, уж сильно побледнела эта самая “злостная” болтушка Бирюкова. Преподавательница замялась и попыталась исправить свою ошибку, но тут прозвенел звонок,  и ученики рванули из кабинета, не обращая внимания на крики Валентины Вениаминовны, что звонок звенит не для учеников, а для учителя.

Лена вышла из класса в коридор, где ее встретили улюлюкающие мальчишки.
- Эй ты, очки на языке! Очки на языке! – орали они и истерично хохотали.
 К Лене вплотную подскочил одноклассник, который больше всех нравился ей и завизжал, разбрызгивая слюну от смеха:
- Очки на языке! Ха-ха-ха! Очки на языке!

Лена увидела его подбитые кариесом зубы и обложенный налетом язык. Симпатия моментально сменилась отвращением.

- Пошел вон! Урод гнилозубый! – закричала она и замахнулась сумкой.

После этого девочка побежала в гардероб, схватила свое пальто, накинула его на плечи и побежала из школы домой. Там она дала волю своим слезам.
В этот предпраздничный день она вдруг увидела мир по-другому. И не такой он и прекрасный. Царит в нем одна сплошная несправедливость. Болтать-то начали первыми пацаны, сама Лена сидела молча, пока к ней не обернулась одноклассница с вопросом о торте. Она и ответила ей. Так почему же унизили только ее? Сначала учительница, а потом и мальчик, которому она сильно симпатизировала. В одночасье сердце Лены опустело. Куда-то ушла из него радость. В голове будто кто-то включил пластинку со словами: очки на языке! очки на языке!, которая заела и никак не хотела останавливаться.
Все праздничные дни Лена провела в печали. Не радовали ее мамины вкусности и папины подарки, не принесли радости ей любимые концерты. Всё было уже иным, будто не для нее.

Конечно, по прошествии лет Лена очень изменилась. Сейчас она при малейшем поползновении на свои честь и достоинство моментально дает отпор, используя хлесткие слова. Уж кому, как не ей знать их силу.