Пока в груди бьется сердце

Жарасбек Коргамбаев
Будь я поэтом, в самых красочных поэтических образах я показал бы всем, как сжимается сердце современного человека, который глубоко почувствовал ветер перемены, но чувствует себя бессильным, обозревая мир безразличия, насевшего на него. Богатство - это деньги. Богатые люди имеют много денег. А богатый человек?
Техника, ставшая непосредственной производительной силой, уже давно стоимости не создает, а только блага, а, следовательно, пространства развития человека. И история не ориентируется на отдельные люди, как они себя ведут, как поступают, к чему стремятся. Ей безразлично их переживания. И западные мыслители сильно ошиблись, делая ставку на индивидов. Общество само создает то, что должно стать  достоянием каждого. И этого оно уже достигло. А если люди «в сказочном богатстве» живут еще мерками умирающего капитализма, то в этом виновато не общество.
Это значит, что человек, управляющий этой техникой, лишь развивает свои способности и духовные силы. И техника создала условия именно для этого. И люди уже могут быть богатыми в полном смысле этого слова. И это есть смысл и цель истории, а не просто обогащение и свободное потребление. Если человечество овладело технологией, то оно развивает только технологию, чтобы увеличивать производительность труда. И повышение производительных сил здесь достигается не за счет эксплуатации рабочих, а за счет технического прогресса и совершенствования способов его применения, в котором люди, напротив, освобождаются от непосредственного труда и тем получают условия для своего свободного развития, а в капиталистическом обществе – вытесняются в «самозанятость». Необходимый труд, создающий необходимый объем потребительных стоимостей, таким образом, здесь настолько сократился, что большинство людей уже занимаются «ничего не деланием», то есть просто делают деньги. Здесь главным двигателем является только человеческий ум и его творческие способности. И мы сейчас находимся именно на такой стадии развития производительных сил, когда общество меньше всего нуждается в массе людей и привлечении их к необходимому труду. Само понятие «лишние люди» возникает отсюда. И общество здесь озабочено только производством товаров, хотя объективно они уже являются благами, а людей, освободившихся этим движением, предоставило на произвол судьбы. И эта сфера превратилась в неразрешимую проблему. И вот они и развлекают друг друга, одни доставляют другим удовольствие, лечат других, стригут им волосы, другие оплачивают их услугу, и человек повсюду ищет способы удовлетворения своих потребностей за счет других. И это теперь они называют «трудом», деятельностью.
Просто общество создало праздных людей, которым нужны только деньги, чтобы они могли жить по стандартам потребительского общества. И все время развиваются способы делать деньги. И цены здесь регулируются не стоимостью, а устанавливаются произвольно, смотря по обстоятельству, по спросу, а то и по сговору, и ради обогащения отдельных людей. Точно так же, как это происходило в средних веках. И люди вдруг полностью попали в зависимость от рынка. Ведь в средних веках общество сидело на труде крепостных крестьян, а потому земля была основным богатством. Капитализм же сидел на труде рабочих, где поэтому основным богатством было средства производства – промышленный капитал и сельскохозяйственное производство. Современное же общество уже полностью сидит на техническом прогрессе. И что же здесь должно быть основным богатством? По логике исторического развития им становится сам человек.
Но поскольку он еще озабочен деньгами, то естественно, этим богатством являются деньги. Стало быть, «свободные по существу люди» еще не знают, кто они такие. Люди знали, что они должны освободиться от крепостнического рабства. Они знали, что должны освободиться от капиталистического рабства. Денежное же рабство их привело в полное замешательство. И они просто ослепли, онемели и озверели и об этом просто еще не задумались.