Томас Бостон. Старый и новый человек в верующем

Инквизитор Эйзенхорн 2
СТАРЫЙ И НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК В ВЕРУЮЩЕМ
Томас Бостон (1729)
Boston T. Complete Works. V.6. Edinburgh,1829. P.319-328

Зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, так, что отныне мы не должны служить греху.
Рим.6.6 KJV

Освящение грешников не менее таинственно, чем их оправдание. И то и другое вытекает из применения Креста Христова к ним, благодаря вмешательству веры, связывающей грешника с Христом Распятым. Таким образом, апостол утверждает относительно освящения верующих, что они должны, конечно же, ходить в "новой жизни" (ст.4), в "подобие воскресения Христа" (ст.5), т. е., как Христос, в течение сорока дней после Своего воскресения, жил в мире совершенно иным образом, очень отличавшимся от Его жизни в нем до Его смерти, чему, по словам данного текста, дал основание Крест Христов.  Здесь мы имеем:
1. Прежде всего, уверенность в святости жизни верующих, единых со Христом: "ветхий наш человек распят с Ним". Это обеспечивает их святость жизни, таким же образом, как поток вытекает из источника.
(1). Состояние источников греха в верующем: "Наш ветхий человек распят с Ним".  Это означает, что если Христос был распят, то в верующем есть два человека, новый человек и ветхий, ибо в то время как апостол говорит "наш ветхий человек", он намекает, что ветхий человек - это не весь человек, как в людях невозрожденных. Новый человек является новым творением благодати в верующем, и потому он новый. Ветхий человек есть растленная природа, которая не восстановлена.
Этот ветхий человек - источник греха в нашем сердце и жизни. Сейчас он находится в этом состоянии распятия; он прибит ко кресту, который является состоянием смерти. И это и есть состояние сораспятия со Христом: "Я сораспялся Христу" (Гал.2.20). В той мере, в которой верующий един со Христом, его ветхий человек пригвожден ко кресту; это плата за то, что Христос избавил нас, и она бывает нелегка.
(2). В каком состоянии находится источник греха в верующих? Это двоякий вопрос.
Во-первых, что значит, что "тело греховное упразднено"? Упраздненное "тело греховное" есть ветхий человек, испытывающий греховные вожделения, противостоящие святому закону и пребывающие в его членах. Но окончательным состоянием ветхого человека в верующем, поскольку тело греховное было упразднено, является его разрушение и полное уничтожение. Распятие - это не смерть сразу, но это непременная и неминуемая смерть. Пилат был готов наказать Христа и отпустить Его (Лк.23.16), но евреи добились Его распятия, чтобы от Него избавиться; также ветхий человек не должен быть исправлен и изменен, но совершенно уничтожен, вычищен.
Во-вторых, далее скажем, что отныне "мы не должны уже быть рабами греху". С момента нашего соединения со Христом, мы не должны больше служить греху, добровольно пребывая в нем, предоставляя себя ему как его слуги, чтобы жить и действовать для его удовлетворения,  как мы делали раньше. Ветхий человек может долго жить на кресте, прежде чем он будет уничтожен: но руки и ноги не могут служить ему, как и раньше, они пробиты гвоздями и он может лишь с трудом и болью пошевелить ими. Так было со Христом, когда Он оставлял Свою мать на попечение своего любимого ученика Иоанна, ибо Его руки и ноги уже не могли служить Ему и Он не мог приблизиться к ней.
2. Это также уверенность в отношении данного предмета: "зная что". Это не вопрос неопределенной надежды, но известная истина. Это не может быть известно чувственным образом, ибо телесное зрение не может убедиться, что наш ветхий человек возведен на крест Христа; это также не рациональный вывод из природных принципов, ибо вся тайна Христа сверхъестественна. Поэтому это то, что известно нам по вере как Божие откровение; это вывод веры, который имеет значение, чтобы побудить нас ко всем нашим начинаниям в святости жизни, чтобы мы держались твердо и оставались верными всей нашей борьбе с ветхим человеком, если все мы желаем победить его.
Коснувшись нескольких целей этого текста, я предложу далее краткое изложение доктрин, которые в нем содержатся.
Доктрина I. В верующих, единых со Христом, существует новый человек, святой принцип, и ветхий человек, источник греха.
1. Почему святой принцип и растленный характер в верующих названы новым и ветхим человеком?
1. Они названы "человеками", потому что каждый из них претендует на всего человека и занимает его, хотя и не полностью. Наличие в себе того и другого ощущает каждый верующий: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (Рим.7.15). Дело обстоит не так, что какая-то одна часть человека пребывает во Христе; но благодать есть часть всего человека, и растление тоже его часть, как в сумерках свет есть везде, но тьма везде смешивается со светом. Так в моей новой части я как человек обладаю просвещенным умом, моя воля обновлена, привязанности одухотворены и соответственно этому используется и мое тело; а в ветхой части мой ум помрачен, воля мятежна, привязанности повреждены и таким же образом используется и тело.
2. Их называют новым и ветхим человеком по двум причинам.
(1). Поскольку новая природа вносится в ту, которой принцип растления владеет безраздельно. Растленный характер от зачатия и рождения полностью господствовал в нас до нашего единения со Христом через веру. И только тогда в нас приходит новая природа и делает прежнюю ветхой.
(2). В силу их различного происхождения, ибо один человек в нас происходит от растленного первого Адама, в второй - от святого Адама Второго. Таким образом, верующий, глядя на растление своей природы, убеждается, что оно от падшего Адама как его отца, а с новым творением в нем, он может назвать Отцом Христа и Бога. Поскольку же Второй Адам следует за первым, Он делает его ветхим, и, таким образом, в нас возникает ветхий  и новый человек соответственно.
Доктрина II. (1). Как только верующий становится таковым, он разделяется на две части, которые есть два человека. Это происходит в силу его единства со Христом, полученного им по благодати через Христа. "От Него и вы во Христе Иисусе, Который от Бога сделался для нас премудростью и праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор.1.30). Об этом можно было бы отметить две вещи.
1. В тот момент, когда мы соединяемся со Христом через веру, по Его слову мы получаем полноту благодати Христовой, в меру, уделенную каждому, подобно печати на воске. "И от полноты Его все мы приняли  благодать на благодать» (Иоан.1.16). "Доколе все мы придем в меру полноты возраста Христова" (Еф.4.23). И, таким образом, в нас формируется по благодати новое творение, будучи совершенным новым человеком, целиком и во всех его членах. Поэтому новый человек в нас формируется непосредственно по образу Христа; он пребывает во Христе, как Ева была в Адаме. И,  таким образом, формирование его называют формированием Христа в верующем (Гал.4.19).
2. То, что еще не существует в этой жизни, тем не менее сообщается верующим в полной мере любым даром благодати: "Ибо мы отчасти знаем" (1 Кор.13.9). Таким образом, все милости, данные нам, несовершенны, но они частично избавляют от греха, даже если не могут заполнить целиком наш ум, воли или привязанности. И, таким образом, в верующем еще остается ветхий человек (Рим.7.14), который есть образ первого Адама, и от которого происходит все растление в нас.
Использование 1. Таким образом, видим, что жизнь верующего в то время, как он остается здесь, не может избежать борьбы. «Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не можете делать то, что вы хотите" (Гал.4.17). Верующий человек подобен Ревекке, в которой бородись два сына.
Использование 2. Посмотрите здесь на состояние мира и вроде бы легкую жизнь большинства людей здесь. Плоть не имеет у них конкурентов. Благодать и слава для них ничего не значит; в естественном состоянии растление имеет все, и дает некий мир, омрачаемый лишь борьбой между одними и другими похотями и опасениями, как у Валаама, который  "возлюбил мзду неправедную" (2 Пет.2.15). "Если бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа Бога моего" (Чис.22.18). В то же время борющийся верующий всегда испытывает противостояние между плотью и духом, и готов засвидетельствовать это (Рим.7.15-16).
(2). Ветхий человек в верующих есть все тело греховное, а не какой-либо из его членов. «Бедный я человек я, кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7.24). Это вытекает из всего, о чем я уже сказал. Поскольку мы получаем всю благодать от Второго Адама в нашем возрождении, все растление в нас исходит от первого Адама в его природном родословии.
Использование 1. Это может послужить смирению верующих, даже когда они проявляют себя наилучшим образом. В них есть все тело греха, пока они находятся здесь. Преуспевают ли они в благодати? У них все равно есть тело ветхого человека, воюющего на них, как страсти в кротком Моисее. Есть ли у них все дары? У них есть и растление, хотя оно не проявляется целиком, если у них есть благодать. Поэтому они должны смотреть на все пороги, о которые могут споткнуться, ибо даже если сети мира не причиняют им зла, у них есть члены ветхого человека, с которым они падают. Поэтому "умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту и т.д" (Кол.3.5).
2. Неудивительно, что верующий стонет под бременем, имея в себе тело греха. Но стонет от него не плоть, а новый человек в нем. Если вы Христовы, вы не можете потребовать от нового человека освятить в вас все на земле. Тело греха будет сопровождать вас, пока оно не будет уничтожено.   
Доктрина III. Ветхий человек в верующих распят со Христом. Это свидетельствует о двух вещах.
1. Христос был распят. Он не только умер за нас, но умер за нас проклятой, мучительной, постыдной, медленной смертью на древе креста, которую мы вспоминаем сегодня. Христос был предан за нас этой смерти, а не другой. Это был величайший грех людей, превосходящий весь остальной грех в мире по тому, насколько он заслуживает наказания. Разве вы не видите, как величественно и страшно домостроительство Божие, по которому Второй Адам должен был висеть нагим на древе и умереть в самой мучительной боли? Разве не ясно, каков огненный гнев Божий против греха, если нагая пара в раю ублажила себя плодом с запретного дерева, и в одно мгновение испортила в себе образ Божий?
Весь мир может видеть, какое низкое и страшное состояние Христос взял на Себя, встав на наше место. Мы были людьми под проклятием, и Христос взял на Себя наше погибельное, рабское состояние, и под нашим проклятием Сам стал за нас проклятием, приняв образ раба (Фил.2.7). Смерть на кресте была наказанием рабов и лиц вне закона; Он был проклят по закону. Чтобы так произошло, евреи прибегли к помощи римлян.
Использование 1. Помните, что Христос был распят; войдите в эту ночь в глубокое размышление о Сыне Божием, Который стонал и умирал на кресте за нас. Любуйтесь Его несравненной любовью; познайте в этом тяжесть Божественной справедливости против греха. Спасение - это дар, купленный дорогой ценой; принимайте же его с благодарностью!
Использование 2. Не считайте странным, если вы будете иметь распятие для жизни в мире. Если вы христиане, последователи Иисуса, то почему вы думаете, что не можете таким образом соответствовать своему Главе?
2. Ветхий человек в верующих распят вместе с Ним. Здесь мы хотим узнать, как он распят с Ним; это должно понимать следующим образом.
(1). Христос висел на кресте, как Лицо публичное, как Представитель Своего духовного семени. Ибо в Своем страдании Он есть Второй Адам, как все люди по своему греху относятся к первому Адаму. Если Его люди согрешили в Адаме, они страдали во Христе. На Своем кресте Он их Представитель. "Я распят со Христом" (Гал.2.20).
(2). Христос на кресте взвалил на Себя все грехи моего ветхого человека, и конкретно моего ветхого человека. Они были возложены на Него по вменению, а не присущи Ему. "Не знавшего греха сделал грехом за нас, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом" (2 Кор.5.21).
(3). Когда Он висел на кресте, Он заслужил покончить с виной Своих людей, а также дать им власть против их осквернения и самого греха, ибо если вина удалена, люди должны прекратить грешить. Сила греха есть закон, который подвергает грешника проклятию (1 Кор.15.56).
(4). Грешник становится един со Христом, ибо через веру заслуги и добродетели, приобретенные страданием Христа на кресте, на самом деле относятся к нему. Если его вина удаляется, то царствующий принцип благодати насаждается в нем, распространяясь на всего человека и тем самым нарушая власть греха (Рим.6.14), и его осквернение удаляется по мере того, как укрепляется новый человек (Тит.3.5). Таким образом, через крест верующий постепенно преобразуется в образ Христа и полноту Его благодати, пока грех не будет удален из него окончательно.
Использование:
1. Знай же, причастник благодати, что распятие ветхого человека, тело греха в тебе, зависит только от твоего соединения со Христом по вере. Таинства предназначены для запечатления и укрепления этого союза. Поэтому величайшим делом нашей жизни должно быть - как можно теснее связать себя с Христом Распятым. Чем больше мы будем преуспевать в этом, тем больше будет умирать в нас грех. И вспоминая распятого Спасителя, не будем забывать цель Его смерти, а именно, чтобы наше тело греховное, будучи распято с Ним, могло быть уничтожено.
2. Ветхий человек в верующих умирает, но еще не мертв. Он распят со Христом. Он может двигаться и яростно пытается сопротивляться, как умирающий борется с смертельной болезнью, но все, что он может сделать, прибито ко кресту, откуда он не сойдет, пока не испустит свой последний вздох.
3. Практика религии может быть болезненной, и христиане не должны считать чем-то странным, если она причиняет боль их сердцу. Святые во славе уже не испытывают этой боли, потому что ветхий человек уничтожен в них; но святые здесь имеют в себе неосвященную часть, и хотя ветхий человек уже на кресте, он не может не причинять им боли. Чтобы вырвать свой искушающий правый глаз, человек должен вынести болезненную борьбу, отвергая самого себя, пресекая свои наклонности, ведя борьбу против собственной плоти и крови. Провидение направляет копья в сторону ветхого человека, посылает ему испытания и неприятности и ломает ему ноги, чтобы сократить его мучения перед смертью. Это не может не быть болезненным.
4. Ветхий человек будет умирать долго, потому что распятие - это медленная и мучительная смерть. Христианин должен собрать все свое терпение в этой борьбе, ибо будет множество боев, прежде чем будет достигнута полная победа. Ветхому человеку придется нанести множество ран, прежде чем он упадет, и даже тогда он будет вставать снова и снова и возобновлять сражение, пока не получит окончательный удар от руки Самого Господа.
Это серьезный вопрос: для чего народ Господа так страдает от ветхого человека и от греха, живущего в людях Божьих после их возрождения? Почему грех не изгоняется первыми же действиями благодати? Наш текст дает одну вескую причину для этого, а именно: что члены должны быть подобны Главе. Христос не сразу оставил тело, обремененное результатами нашего греха с момента воплощения; нет, Он тяжко мучился три часа на кресте, пока не умер. Более того, он нес бремя тридцать три года, пока на кресте не совершилось главное сражение, которое закончилось Его смертью и воскресением - и только тогда Он избавился от нашего греха совсем. Как вмененный грех тех, кому Христос Глава, был с Ним всю Его жизнь, так присущий грех остается в Его верующих членах всю их жизнь. Ветхий человек распят с Ним.
Доктрина IV. Силою Креста Христова ветхий человек в верующих несомненно должен быть уничтожен совсем.
1. В чем состоит разрушение ветхого человека в верующих?
(1). Это полное уничтожение его, со всеми последствиями его, всеми знаками и следами, вместе со всем, что принадлежит ветхому Адаму. Ветхий человек должен быть разрушен, полностью уничтожен во всех, которые Христовы, и хотя он может быть много раз повергнут на поле боя и встать, однажды от него не должно остаться и следа. Духи праведников достигли совершенства (Евр.12.23). Придет день, когда на них не будет ни тени вины, способной омрачить их пребывание пред ликом Отца их. "Народу, живущему там, будут отпущены беззакония" (Ис.33.24 KJV); они не только не будут брать верх над этими людьми, но исчезнут в них совершенно, будут выброшены вон, как засохшая ветвь. Таким образом, в них останется только новый человек, у него больше не будет конкурентов никогда.
(2). Греховное тело получено нами от ветхого Адама и существует от Адама до нас (Пс.50.5), и оно будет оставаться в верующих до конца их жизни, когда оно будет уничтожено. Душа должна оставить греховную плоть, чтобы проводить ее в могилу, где та должна истлеть и вернуться в прах, имея в себе образ и подобие ветхого Адама. Но Христос возьмет этот прах и сформирует его заново по Своему образу и подобию как Второй Адам (Фил.3.21).
(3). Видимые небеса, которые покрывали ветхого человека, и эта земля, что породила его и взрастила топливо для его похотм, должны быть преданы огню и превратятся в прах. "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет.3.10). "Проклята земля за тебя" (Быт.3.17), так что она не будет существовать вечно. Сейчас существует земля, где некоторое время жил ветхий человек, и небеса, что дают ему свет и воздух.  Но Христос сотворит новое небо и новую землю для нового человека. "Тем не менее мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Пет.3.13 KJV).
(4). Наконец, все, что останется от него, должно быть похоронено в аду. "И смерть и ад повержены в озеро огненное" (Откр.20.14). Ветхий Адам привел ветхого человека в мир, и заразил его весь этим ядом; вы не найдете в этом мире места, где не было бы греха или его последствий. Но тогда все верующие будут собраны вместе, стон твари прекратится, а все ветхое будет брошено в озеро огненное, так что больше не будет ни греха, ни его последствий за пределами ада.
2. Когда ветхий человек будет разрушен таким образом? Из всего, что я сказал, вы легко сможете вывести, что это разрушение будет состоять из двух периодов.
(1). После смерти верующего, а не до этого. Прежде этого дитя Божие должно бороться с ветхим человеком, так же как грех был вменен Христу до Его смерти. Это серьезный вопрос: каким образом верующие, умирая, освобождаются от завета дел? Мы ответим, что они умирают в своем Главе, и если Он положил конец греху, то грех не может уйти от смерти. Действительно, грех причиняет смерть тем, кто находится вне Христа, но Христос избавляет тех, кто в Нем, от всего, что смерть может сделать. Он лишь позволяет смерти нанести удар, убивающий ветхого человека (2 Цар.1.10), и Он  делает это, позволяя благодати в полной мере явить себя в верующих и захватить их целиком, и ветхий человек уходит, как только новый окончательно преображается в образ Христов.
(2). В конце мира. Затем наступает полное уничтожение всех остатков его в аду.
3. Мы можем быть уверены в этом. Ибо смерть Христа заслужила уничтожение ветхого человека, и в его гибели можно не сомневаться; как и в том, чт о Христос воскрес из мертвых, свободный от вмененной вины, и пребывает на небесах, свободный от всякого греха, вмененного Ему.
Использование. Пусть святые наберутся мужества и продолжат энергично сражаться с ветхим человеком, ибо победа несомненно будет на их стороне. Что же касается тех, в ком ветхий человек жив и здоров, им следует задуматься о том, почему они не желают обрести плоды Креста Христова и не имеют никакого спасительного интереса к Нему.
Доктрина V. Благодаря тому, что ветхий человек должен быть уничтожен совсем силой Креста Христова, той же силой  верующий больше не должен быть рабом ветхого человека. Это подлинное основание свободы верующих от него.
1. Верующий искренне отказывается от того, чтобы ветхий человек в нем хозяйничал. Прежде он мог какое-то время рассуждать, как раб в Исх.21.5: "Люблю господина моего, не пойду на волю". Но теперь он смертельно ненавидит его, и будет рад быть совершенно свободным. «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7.24). Жить с ветхим человеком ему в тягость.
2.  Он еще не получает свободу, но принудительного труда за ним больше нет. "Не то делаю, что хочу" (Рим.7.15). Он не предает себя ветхому человеку добровольно, как прежде: "И не предавайте членов ваших в орудия неправды греха" (Рим.6.13). Он никогда не отдает ветхому человеку всю свою волю, но, по крайней мере, меньше половины ее.
Использование. Это должны иметь в виду те, кто вроде бы отдали себя Христу, но готовы вернуться на службу своей похоти. Если вы отныне не вступите в борьбу жизни против греха, вы не почувствовали силу креста Христова.
Доктрина VI. Итак, верующие должны идти против ветхого человека в делах святости, с верой в то, что он распят силой Распятого. Вы должены убедиться, что ваш ветхий человек распят со Христом, и в этой вере подвизаться против него в использовании назначенных средств. Если вы считаете, эчто то не так, как ваши руки будут сильны, чтобы все делать самостоятельно в одиночку? Но если вы твердо верите, это будет постоянно обновлять вас.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn