D-лексика

Захар Михайлов 2
D-лексикой будем называть ту лексику, которую ребёнок (в частном случае) себе формирует до того, как научится читать и писать.

Основной способ самообучения - подражание окружающим людям. Имитация речи.

В свою очередь, окружающие ребёнка воспитатели, в основном, родители и близкие, так же принимают осознанное участие, специально повторяя слова, демонстрируя или как-то указывая при этом на соответствующие предметы.

Демонстративное (и не только, то есть родители могут просто разговаривать между собой о чем-то, не обращая внимание на ребенка) повторение воспитателями речевых действий - один из факторов формирования ребёнком собственной лексики.

Второй фактор назовем "резонансным маркером" или попросту подкреплением. По типу подкрепления дрессируемого животного в цирке.

Допустим, ребёнок впервые в жизни произнёс слово, когда в комнате никого не было, т.е. никто этого не услышал. В результате ребёнок может так никогда и не повторить этот свой первый опыт, поскольку он не вызвал никаких интересных с его точки зрения процессов в окружающей среде.

Если же в момент первого слова рядом с ребёнком кто-то был и заметно для ребенка отреагировал на это, то будем говорить, что сработал "резонансный маркер" или произошло подкрепление опыта.

Такие подкрепления, когда обучающий или дрессирующий сознательно подкрепляет какие-то опыты ребёнка, то есть совершает целенаправленное действие в ответ на некое действие обучающегося, будем называть искусственными, в отличии, например, от ситуации, когда ребёнок впервые обжигается огнем, получив таким образом естественное подкрепление.

Хотя различие это (искусственное и естественное подкрепления) условное, впрочем как и любая классификация.

Введем так же понятие самоподкрепления в отличии от внешнего подкрепления. В принципе любое подкрепление на определённом этапе является самоподкреплением, но об этом далее.