Бабулечка

Екатерина Вейнгерова
   - Мамуля, а ты не хочешь посмотреть свои подарки? - папа придвинул к бабушке пакеты, перевязанные розовой ленточкой.
  Мы сидели в уютной гостиной и отмечали Новый год. Елка в углу сияла огнями. Стол ломился от угощения. Мы с Мишкой изрядно проголодались, но сначала по давно заведенному ритуалу нужно развернуть подарки. Особенно предвкушали подарки от бабулечки. Она всегда найдет что-нибудь прикольное. Вот и в этом году Мишке достался диск с какой-то новой «стрелялкой», а мне блок-флейта. Давно мечтала!
  Бабулечка развернула пакеты и достала оттуда новенькие плюшевые тапочки и шикарный халат. Мы с мамой выбирали.
  - Вообще-то я надеялась на сноуборд. - Заявила бабушка. - Но все равно спасибо. Когда я стану совсем старенькая этот халат и тапочки мне очень пригодятся.
  - Мама! Ну что ты выдумываешь. Какой сноуборд в твои годы?
  - А в какие годы? У меня другого времени не будет. Надо пользоваться тем, что есть. Да и Мишутка не откажется научить бабушку. Правда, Мишунь?
  Мишка кивнул и хотел что-то сказать, но встретив обеспокоенный взгляд родителей передумал.
  - Мамуля, а наш подарок тебе совсем-совсем не понравился? - Папа казался расстроенным.
  Бабушка обняла его, потом маму и нас с братом.
  - Ну почему же? Понравился. Только у меня такое количество этих плюшевых тряпок, что моль от ожирения дохнет. Хоть спортзал открывай. А вот если действительно порадовать хотите, то подарите мне на восьмое марта велик. Ну, или на худой конец ролики.
  - Вот здорово, ба! Я тебя на роликах живо научу рассекать. Только тебе защитка нужна.
  Вечером, когда бабушка уехала, Мишке здорово досталось от родителей.
  - Какие к черту ролики в семьдесят четыре года?! Ты соображаешь? - папа очень рассердился. Мама его поддержала.
  - Для пожилого человека это просто опасно. А если она себе шею свернет или руки-ноги переломает? Что тогда?
  Мишка пробовал возражать. Но если честно, получалось у него слабо.
  - Она же сама так захотела. Мы же не можем запретить.
  - Ты еще скажи, что она взрослый дееспособный человек. Смешно слушать!
  Мишка пробурчал в ответ что-то невразумительное и поспешил скрыться в нашей комнате. Я пошла следом за братом.
  - А все-таки я ей подарю ролики. И кататься научу. Тогда и посмотрим.
  - Ладно, Мишань, не кисни. Хочешь, скинемся и купим хорошую защитку бабуле?
  - Каринка, ты настоящий друг!

***

  Так мы и поступили. На восьмое марта родители подарили бабуле совсем неинтересный подарок: шампунь и мыло. Они бы еще новый фартук подарили. А вот когда бабулечка развернула наш подарок, она так обрадовалась. Такой сияющей мы ее давно не видели. Она расцеловала нас: 'Вот молодежь знает, как порадовать старушку!' Родители нахмурились, но промолчали.
  Оставалось только дождаться настоящего тепла и пойти с бабушкой в парк. В конце апреля снег, наконец, окончательно сошел. Потеплело. И на майские праздники мы поехали к бабуле на первую тренировку. Она довольно скоро научилась стоять на роликах, и Мишка был горд собой. Еще бы! Он же тренер! Я сидела на скамейке и снимала на планшет происходящее. Вот покажем родителям, и они сразу поймут, что волновались зря.
  Однако родители, посмотрев ролик, нашего оптимизма не разделили. Начали говорить что-то скучное про хрупкие кости стариков. И что в возрасте бабулечки нужно сидеть на скамейке и вязать носки, а не рассекать на роликах. Мы с братом не согласились, но решили не спорить. Мишка продолжал регулярно ездить к бабуле на выходных. У меня было гораздо меньше времени. Ведь я уже не была студенткой. Работа занимала все мое время. В выходные хотелось подольше выспаться и пойти погулять с Сашкой - лучшим другом и почти женихом.
  Гром грянул в июне. У Мишки началась сессия. И он уже не мог регулярно кататься с бабулей. Но бабулечка не привыкла отступать в трудных ситуациях. Она поехала кататься одна. Шлем забыла дома, но решила не возвращаться. И надо же было такому случиться, что ее на дорожке подрезал какой-то шкет. Бабуля упала и расшиблась. Вердикт врачей - сотрясение мозга. Хорошо кости остались целы. Родители конечно всыпали нам по первое число. Ведь не подари мы бабуле ролики, она была бы здорова. А потом встал вопрос: что делать дальше? Перевезти бабулечку к себе? Нанять сиделку?
  Бабушке эти идеи категорически не понравились: 'Чего не хватало! Я прекрасно со всем сама справляюсь. Итак вы каждые две недели приезжаете'. Мама поддержала отца: 'Галина Аркадьевна, вам себя поберечь нужно. Мало ли что может случиться, тем более в вашем возрасте'. В конце концов, родители настояли на своем. В качестве добровольного тимуровца и медбрата к бабулечке отрядили моего младшего братца. Ведь это он научил бабулечку ездить на роликах. Братец уехал.Родители каждый день звонили и справлялись о самочувствии бабушки, хорошо ли помогает ей Миша, и не хочет ли она переехать к нам. Бабулечка каждый раз отказывалась и говорила, что прекрасно справляется сама.

***

   Мишка появился дома через три недели. Нет, я, конечно, была рада видеть братца. Но вообще-то мы его не ждали.
   - Чего пришел?
   Брательник бросил на пол спортивную сумку с вещами.
   - Я это... вернулся.
   Он поспешно стал стягивать куртку, как будто боялся, что промедли он, и его выставят обратно.
   - Ха! Салага! Не выдержал, значит?
   - Сама ты... - Брат не нашелся что ответить и умолк.
   На шум из комнаты вышел отец. Мне показалось, что, увидев Мишку, он не очень удивился.
   - Значит, вернулся. Ну что ж, пойдем, расскажешь. А ты, дочка, приготовь ему поесть.
   И папа обратился снова к Мишке: "Ты ведь голодный?"
   Мишка с энтузиазмом закивал головой, а я возмутилась: "Я тоже хочу узнать, почему этот слабак вернулся так скоро!" Но мой пыл быстро остудили.
   - Ты все узнаешь, не беспокойся. Приготовь ужин и присоединяйся к нам.
   Я хотела съязвить, что для любимого братика готова забодяжить самый наваристый бомж-пакет с лапшой, но потом передумала. Брата я действительно любила, хотя он часто вел себя как болван. Да и затравленный взгляд Мишки мне не понравился. Поэтому я перестала спорить и отправилась на кухню.
   Через сорок минут вся семья собралась за накрытым столом. Я люблю, когда мы собираемся вместе, разговариваем, делимся планами. Я ждала, что братец расскажет, что его привело в родительское гнездо, но он, похоже, меня игнорировал. Молчание нарушила мама.
   - Карина, ты уже большая девочка. - Я напряглась. Такое начало обычно не предвещало ничего хорошего. А мама продолжила: "Мы с папой хотели попросить тебя на время переехать к бабулечке. Она старенькая, ей помощь нужна. А тебе оттуда до работы ближе".
   - К бабулечке для помощи уже переехали. Вот он! - я показала пальцем на Мишку.
   Мишка впервые за все время ужина подал голос: "Мне сессию сдавать надо. Я уже два экзамена завалил и курсач по сопромату". Может, мне показалось, но он прятал глаза. Короче, я согласилась. Тем более, несколько раз в неделю к ней ходит соцработник. Я с утра до вечера на работе. А в остальное время, отчего не помочь? Помогу.

***

   Я собрала необходимые вещи, и Мишка с увеличенным энтузиазмом вызвался погрузить их в такси.
   - Карин, ты не переживай. Это всего на пару недель. Пока сессия длится. В крайнем случае, месяца на два - три.
   Я с подозрением посмотрела на брата.
   - Два-три месяца? У тебя сессия через неделю заканчивается!
   - Но я же могу и не сдать вовремя. Поэтому берем крайний срок - полгода.
   Мне захотелось его прибить. Но вещи были погружены. Мишка обнял меня на прощание: "Не забывай на ночь запирать дверь". Ничего себе напутствие! Но выспрашивать было некогда. Я села в машину и поехала к бабулечке. Помогать.
   Итак, я на месте. Объятия, поцелуи и первый вопрос от моей дорогой бабушки: "А ты обратно когда собираешься?" Я оторопела. Объяснила в очередной раз, что поживу у нее какое-то время. Она ведь старенькая, ей помощь нужна. Ведь договорились же! Бабуля, внимательно выслушав, какая она старая и беспомощная, оценивающе посмотрела на меня и ничего не сказала. Я вздохнула с облегчением. Как оказалось, зря! Проблемы начались уже на следующее утро.
   Меня разбудил грохот. Шум повторялся раз за разом, как будто кто-то в качестве зарядки швырял тумбочки. Я выползла из постели и отправилась искать источник шума. Когда я подошла к комнате бабушки, грохот повторился. Я открыла дверь. Бабулечка лежала на полу. Я испугалась и бросилась к ней, но она меня остановила:
   - Карина, ты уже проснулась? Ранняя пташка. Подожди, я зарядку делаю.
   Тут только я заметила лежащие рядом гантели. Она взяла их в руки, подняла вверх и через несколько секунд опустила, громыхнув железяками об пол.
   Я была рада, что с ней все в порядке, но вставать каждый день в шесть утра под грохот мне совсем не улыбалось. Чертыхнувшись про себя, пошла приводить себя в порядок и готовить завтрак.
   После завтрака начался кошмар. Я в полной мере ощутила себя Золушкой, правда вместо мачехи была бабулечка.
   Началось с того, что срочно нужно было перемыть все люстры в доме - три хрустальных в комнатах, плюс по одной в кухне и коридоре. Я перестирала все белье, накупила 15 кг всякой еды, дважды бегала на почту, протерла пыль со всех шкафов, выбила ковры, отмыла всю бытовую технику. Но добили меня пододеяльники. Я терпеть не могу гладить. Но когда бабулечка принесла стопку из пятнадцати пододеяльников, я еле сдержалась. А что сделаешь? Сама напросилась помогать!
   Вечером бабулечка пришла ко мне в комнату:
   - Как думаешь, ты уже достаточно мне помогла?
   - Нет, бабулечка. Конечно, было бы проще, если бы ты переехала. Но ты ведь отказываешься!

***
 
 На следующий день я вернулась домой поздно. К вечеру разболелось колено. Видно сказалась старая травма. Бабулечка тут же пришла на помощь.
   - Бедная моя, посиди вот тут. - И она усадила меня на банкетку в коридоре, - А я сейчас тебе принесу такое средство, просто чудо.
   Она поспешно удалилась к себе, но вскоре вернулась со стеклянной банкой, которую и сунула мне в руки: "Растирай коленку. Не жалей. Я еще сделаю!"
   В коридоре было темно, я включила свет и тут увидела, что плавало в банке. На визг прибежала бабулечка.
   - Что случилось? Тебе хуже?
   - Это что?!
   - Ах, это? Это аспирин с анальгином, настоянный на водке с добавлением тараканидов.
   - Кого?
   - Тараканидов.
   Я думала, она издевается. Но, нет. Бабуля, похоже, говорила совершенно серьезно.
   - Карина, ты просто не в курсе. Это не тараканы! Это тараканиды! Они похожи на обычных прусаков, но обладают целебными свойствами. Да ты не морщись, погляди: они же в профиль совершенно другие.
   Еще чего не хватало! В профиль тараканов разглядывать.
   - Бабуль, ты всерьез?
   - Конечно! Разве можно шутить здоровьем. Я этих тараканидов по знакомству купила у дядьки одного. Мы на выставке меда познакомились. Он как раз их разведением занимается. Ведь тараканы ужас какие живучие. Ничто их не берет. Это потому что в процессе эволюции у них гены стали невосприимчивые к разной заразе. Вот мы их водкой заливаем, и гены из тараканов т.е. из тараканидов переходят в водку. А разная зараза - она водкой насмерть убивается. Анальгин обезболит. Ну и аспирин тоже не лишний. Попробуй, сразу полегчает. Настой еще можно в кофе по ложечке добавлять для иммунитета. Кстати, сварить тебе кофе?
   Я закрыла лицо руками. Какой ужас!
   - Бабушка, милая, давай эту гадость выльем? Или лучше выкинем вместе с банкой.
   Но бабулечка как будто рассердилась.
   - Если тебе не надо, то и пожалуйста. Зачем хорошую вещь выливать? Тараканиды, между прочим, денег стоят.
   Она забрала у меня банку с этой дрянью и, ворча, удалилась. Странно, коленка уже не болела. С перепугу, наверное. И, кажется, я больше не люблю кофе.

***
 
 Однако приключения на этом не кончились. В три часа ночи, громыхая ведрами, бабуля пришла в мою комнату.
   - Что случилось?
   - Спи, спи. Не обращай на меня внимания. И бабуля подошла к балконной двери.
   - Зачем тебе ведра?
   - Так надо. Спи.
   Она вышла на балкон, а я села на постели и стала наблюдать. Вскоре послышался голос бабушки.
   - Ах вы, паразиты! А ну, марш отсюда!
   С улицы раздался отборный мат. Но моя бабушка в ответ выдала такую "трель", что любой боцман позавидовал. Перепалка продолжалась где-то с полчаса и завершилась полной победой слабого пола. Бабуля вылила содержимое ведер на бузотеров внизу, и все стихло.
   - И что это было?
   Бабуля присела на край постели.
   - Я тебя не очень напугала? У нас алкашня повадилась ходить в кусты под балконом. Драки устраивают, ругаются. Иногда барышень водят. А в темноте разве разберешь, кто там хулиганит? Я уж и в бинокль смотрела, даже трубу подзорную завела. А все равно. Хоть этаж третий, да в темноте не видно. Мне бы прибор ночного видения. Ух, я бы с ними разобралась!
   Вот в этом я не сомневаюсь. И, похоже, я начала понимать, почему сбежал Мишка.
   - А что в ведре? Надеюсь, не кипяток?
   - За кого ты меня принимаешь?! Я же порядочный человек! Там зеленка. С водой смешала, а то накладно выходит. Слушай, Карин, а подарите мне бинокль ночной. День рождения скоро. Вы как раз спрашивали о подарке. Я тогда всех паразитов на чистую воду выведу.
   Я обещала посоветоваться с семьей, но что-то эта идея мне не нравилась. С такой игрушкой она много чего натворить может.

***

   Через пару дней бабулечка спросила, играю ли я еще на пианино. Я кивнула: редко, но кое-что из музыкальной школы помню. Она очень обрадовалась: "Кариночка, солнышко, а ты не поможешь мне? Ко мне сегодня зайдет подруга. Сыграешь нам?" Конечно, я согласилась. Почему не устроить для бабулечки и ее подруги музыкальный вечер. Я представила себе тихую семейную обстановку: горящие свечи, фарфоровые чашки на столе, домашний бисквит, чарующая музыка Шопена. Или Чайковского.
   После работы я ехала домой и в метро размышляла о репертуаре. Пожалуй, все-таки начну вечер с Чайковского. Мне очень нравятся "Времена года", особенно "Июнь. Баркарола". А потом посмотрим. Когда я вошла в квартиру, то сразу поняла: гости уже пришли. Из гостиной доносились голоса. На пороге красовалась незнакомая обувь, о которую я сразу и споткнулась. Тут из комнаты грянул хор:

День за днем идут года -
Зори новых поколений, -
Но никто и никогда
Не забудет имя ЛЕНИН.

   Оказывается, бабулечка решила организовать кружок пенсионеров. Себя она назначила художественным руководителем, а мне предназначалась роль концертмейстера. Ведь я же не откажусь помочь? Ох уж эта помощь! Когда я вошла в комнату, то увидела накрытый стол, за которым хористы отмечали первое занятие и с десяток незнакомых старушек. Мне сунули в рот пирожок и усадили за пианино. Как я выяснила, новый народный хор собирался петь исключительно песни своей юности. Нот у меня, конечно, не было. Пришлось подбирать на слух. Бабуля сияла от счастья и вместе со всеми задорно выводила:

Во всем нужна сноровка,
Закалка, тренировка.
Умейте выжидать,
Умейте нападать.
При каждой неудаче
Давать умейте сдачи.
Иначе вам удачи не видать.

   Спевку проводили до десяти вечера, потом долго и шумно прощались. Я очень устала и радовалась, что все закончилось. Но тут меня огорошили, что хор в следующий раз соберется через 2 дня. Не могла бы я опять им поиграть? Я очень люблю свою бабулечку. И музыку я тоже люблю. Однако, так долго не выдержу. Нужен был выход. Подумав немного, я решила пожертвовать стареньким ноутбуком брательника: записать на него минусовки, и пусть бабуля поет хоть каждый день. Мишка сказал, что ему для меня ничего не жалко. Вот и славненько. Завтра заеду, заберу ноут, а бабушку попрошу подготовить список. Надо же знать, что скачивать.

***
   
Когда я приехала домой, родители похвастались, что братец будет получать повышенную стипендию. Если честно, то я удивилась. Как так? Ведь он запорол два экзамена и курсач? Однако у отца на столе лежала зачетка. Я глянула и ахнула: оказывается, этот жук сдал все давным-давно. Еще до моего отъезда к бабулечке. Подозрение, давно зревшее в моем мозгу, превратилось в уверенность. Я ворвалась в комнату к Мишке и приперла подлеца к стенке.
   - А ну-ка, выкладывай, ты почему съехал?
   - Сама ты с ума съехала. Пусти!
   Но я прижала его сильнее к стене. Он попытался рыпнуться, но у меня масса в два раза больше чем у этого хлюпика.
   - Колись, давай.
   - А ты еще не поняла? Ладно, домашние хлопоты. Это можно понять, но зачем каждую неделю гладить пододеяльники?
   Я удивилась: "Не поняла? Это я гладила пододеяльники".
   -Не ты одна. А тараканами она пыталась тебя лечить?
   - Да. Коленку. А что? Тебе тоже перепало?
   - Нет, но она пыталась лечить меня от бронхита.
   - А ты разве болел?
   - Для бабулечки это совершенно не обязательно. А по ночам хулиганов гоняет?
   - Регулярно.
   Сверив по пунктам наше с братом пребывание у бабушки, мы пришли к выводу: старушка явно действовала по плану. И, похоже, она не так уж сильно нуждалась в постоянном присутствии дома помощников. Родители, выслушав нас, согласились. Но решили, что нужно еще побыть с ней, пока она окончательно не поправится. Поэтому, забрав ноутбук, я поехала обратно.
   Через неделю я сбежала от бабулечки. Она воспользовалась моим отсутствием и позвала в гости Сашку. А он и рад стараться! Сашку насильно накормили перловым супом с майонезом и салатом из лопухов. Почему Сашка не сбежал, я не знаю. Может, не успел. Может, отловили и вернули обратно. Но потом его повели смотреть мое приданое. Я не знаю, что она показывала Сашке, но он потом сказал, что все равно меня любит. А я сломалась и вернулась домой. Правда, продержалась на две недели дольше брата.

***
 
 Приближался день рождения бабулечки. За две недели мы поинтересовались, как она хочет отпраздновать.
   - Деточки, готовить и убираться мне тяжело. Но я с удовольствием приеду праздновать к вам.
   - А тебе не тяжело будет в транспорте?
   - Еще чего! Я на такси поеду.
   На том и порешили. Мы убирались, украшали дом, готовили праздничное застолье. Короче, дым коромыслом. Долго думали, что подарить. Наконец решили исполнить ее мечту и купили прибор ночного видения. Игрушка оказалась дороговата, но не каждый раз у бабулечки юбилей. Коробка ждала свою новую хозяйку в прихожей у зеркала. Проходя мимо, я старалась не думать, как она будет свой подарок использовать. Настал день юбилея. Мишка купил бабушкины любимые пионы, и наш дом стал напоминать большую клумбу. Аромат на всю квартиру. И не удивительно: Мишка в ведрах приволок семьдесят пять штук. Где он их взял? К часу дня приехала бабулечка. Отец спустился ее встретить и заодно расплатиться с таксистом. Через пять минут она появилась, и мы упали. Бабуля щеголяла в новом брючном костюме. Волосы ярко фиолетового цвета, уложенные в модную прическу, венчала широкополая шляпа. В сухоньких ручках ее любимый ридикюль и зачем-то зонтик от солнца. А на ногах новые туфли с умопомрачительной платформой. Увидев нашу реакцию, она довольно улыбнулась.
   - Ну как? Не похожа я на старую калошу? А теперь тащите мне тапки. - Бабуля скинула туфли, - пофорсить пофорсила и хватит. Мне еще вечером хвастаться.
   Мишка полез в шкаф за гостевыми тапками. А бабуля сразу уцепила коробку с подарком и очень довольная стала ее рассматривать. Я спросила: "Как? Ты разве не останешься у нас?"
   - Нет, детки. Мы отпразднуем, погуляем. Только я домой должна не поздно вернуться.
   - Может, лучше завтра поедешь? Переночуешь у нас.
   - Не могу. В десять вечера подружки-соседки придут. Такие же старые грымзы.
   - Так поздно? Зачем?
   Бабулечка ухмыльнулась.
   - Зачем-зачем... Коньячку выпьем, пулечку распишем. Да и подарок, - тут она подмигнула мне, - опробовать надо.
   - Вот что с тобой делать?
   Она усмехнулась.
   - Предлагаю оставить в покое. Приезжайте в гости, помогайте. Но не надо брать под контроль мою старость.
   - Что же ты будешь делать одна, бабулечка?
   - Жить. Я буду жить. И вам очень рекомендую. Ну ладно. Где там у вас праздничный стол?


Фото из интернета