Два типа священнослужителей

Даниил Милосердов
                …Кто из вас более велик, будь как меньший,
                и кто между вами главный, будь как слуга.
                Ибо кто важнее: тот, кто возлежит, или тот, кто прислуживает?
                Разве не тот, кто возлежит?
                Но Я между вами, как тот, кто служит.
                < Лк. 22, 26-27. Перевод С. Аверинцева >
                _________________
               
                За всех горделивых и надменных плачу и воздыхаю,
                ибо они пред Тобою – подобны нищим с пустой сумой.
                < Свт. Николай Сербский >
                _________________

          Новый Завет предлагает нам портреты двух контрастных типажей священства. Условно их можно обозначить как СВЯЩЕННИК-БАРИН и СВЯЩЕННИК-СЛУГА.  Первый из них – это знакомый нам по Евангелию образ представителя касты "книжников и фарисеев". Та характеристика, которую дал ему Спаситель, звучит на сегодня с поразительной актуальностью: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, – сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение» (Мк. 12, 38-40). Или в другом месте: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23, 2-7). Это последнее, т.е. обращение "учитель", пожалуй, ушло в прошлое и осталось лишь в голливудских фильмах про кунг-фу или в каких-нибудь экзотических сектах, в нашем же церковном быту его заменило елейно-холопское: «Батюшка! Батюшка!». Зато всё остальное здравствует в том же виде, как оно было 2000 лет назад.
          Первому типу противопоставлен второй тип – заботливого слуги или, если угодно, воспитателя детского садика. Христос выразил его сущность в следующих словах: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мтф. 23, 11-12). В этой связи весьма поучительна сценка из Евангелия (Мк. 10, 35-45; ср. Мф. 20, 20-28; Лк. 22, 24-27), где братья Иоаков и Иоанн, сыновья Зеведея, обращаются к Учителю с несколько нескромной просьбой, а именно: позволить им двоим сесть рядом с Ним – одному по правую сторону, а другому по левую – в тот день, когда Иисус воссядет на троне славы в Царстве Небесном. Эта просьба вызвала негодование со стороны остальных из двенадцати (чем мы хуже?!). Иисус, подозвав всех участников раздора, прояснил суть апостольского избранничества: "Вы знаете, что у всех народов те, кого считают за правителей, ведут себя как господа, и вельможи их показывают свою власть. Между вами пусть будет не так, но кто между вами хочет сделаться велик, пусть будет вам слугой, и кто между вами хочет быть первый, пусть будет вам рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих" (Мк. 10, 41-45 – перевод С. Аверинцева). Апостолы твёрдо усвоили преподанный им урок на всю оставшуюся жизнь. Так, Пётр, увещевая пастырей Церкви, умоляет их, дабы они пасли вверенное им стадо "не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1 Пет. 5, 1-3). И Павел пишет о том же самом: «Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но всё переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9, 12). А вот в другом месте: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 19-22). Ёмким символом данного типажа, его квинтэссенцией, служит образ Христа, омывающего и отирающего ноги Своим ученикам. Как известно из рассказа евангелиста (Иоан. 13), это необычное действо изрядно смутило апостолов, но Господь дал ему следующее разъяснение: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 12-15).
          Теперь поделюсь своими невесёлыми мыслями. Мой опыт общения с православным духовенством, к великому сожалению, всё более убеждает меня в том, что первый из указанных типов безнадёжно преобладает в нашей действительности. Не спорю, изредка встречаются и смиренно-услужливые пастыри, но они – скорее исключение из правила, я бы даже сказал – безмолвный вызов сложившийся Системе. Механизированный хиротонический конвейер ежемесячно выдаёт на гора всё новых и новых "книжников и фарисеев", нимало не смущаясь тем, что подобная неразборчивость расшатывает сам фундамент Церкви. (На кадровые решения епархиального начальства зачастую оказывает преимущественное влияние не духовно-нравственный облик кандидата в священники, не его готовность быть "слугой" у пасомых, а более приземлённые факторы: кумовство, связи, меркантильный расчёт и проч.) Соль земли в своей общей массе перестала быть солёной*. В храме Божьем мы чаще сталкиваемся с типичным барином в рясе, которого можно уподобить, в лучшем случае, царственно-горделивому льву, в худшем же – самовлюблённому индюку, но никак не кроткому голубю (да не вменит мне Господь эти аллегории в грех осуждения). Спесь (комплекс превосходства), увы, стала профессиональной болезнью людей, называющих себя единственно законными преемниками апостолов. Создаётся впечатление, что такой преемник по мере отдаления от даты хиротонии всё более и более забывает о том, что "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать" (1 Пет. 5, 5).
          Несмотря на всё вышесказанное, я убеждён: истинная Святая Церковь Христова по-прежнему существует, и не где-нибудь "там", а именно здесь, на Земле. Она лишь постепенно погружается в некое невидимое измерение, как это произошло со сказочным градом Китежем. Поймите меня правильно. Я не пытаюсь усомниться в истинности земной Церкви, я не призываю к расколу, беспоповщине, бунту против фарисеев и тому подобному (упаси, Боже! – это величайший грех). Господь дал нам на этот счёт ясное указание: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Мои размышления направлены лишь на то, чтобы уяснить нынешнее состояние церковного института, который словно перевернулся вверх дном, приобретя причудливый характер: когда подлинных носителей христианских добродетелей (в первую очередь, смирения и жертвенности) чаще встретишь не среди "батюшек" и "матушек", а среди простых прихожан, чаще – прихожанок**.
____________________

* Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об таких: "обуявшая соль". Обуявшая, значит – обезумевшая, лишённая ума. См.: Собрание писем свт. Игнатия. М.-СПБ. 1995. Письмо № 44.
** Здесь почему-то вспомнились пророческие слова св. Патриарха Тихона, сказанные в начале большевистских гонений: „Церковь спасут не митры, Церковь спасут белые платочки“.