Коляда

Дядюшка Шорох
Алексей Часов

                (из преданий древних руссов)

      Снег падал очень крупный, словно созревал на лету. А возможно, на каждой из снежинок находились очень крошечные девочки и мальчики, лепившие снежную бабу. Конечно же, очень маленькую, незаметную простым глазом. От этого и вырастали снежинки, превращаясь в пушистые белые хлопья. И каждая из них, прекращая полет,  занимала свое место на белом покрывале бескрайней земли руссов – легендарного племени, хранимого их Великим Богом, которого они именовали Родом.
     Тишина стояла над становищем, утонувшем по пояс в глубоком снегу. Мужчины были на охоте, а старики, женщины и дети ожидали их в теплых жилищах, почерневших от копоти дымных очагов и постоянно горевших лучин.
     Ждала и Миланка своего Колодара – отважного воина, возглавлявшего охоту, которому всякий раз сопутствовала удача. А вместе с Миланкой ждал своего отца и маленький Колядышек – весь светленький, как лучик солнышка – колоколнышка. Лежал он в колыбельке, которую качала Миланка, ласково убаюкивая своего первенца.
                Баю-бай, Колядышек,
                Не ложись на краешек,
                Придет серенький волчок
                И ухватит за бочок,
                И утащит во лесок
                Под ракитовый кусток.
     Тут из угла раздался сухой кашель, а за ним скрипучий голос бабки Немоги:
     - Негоже поешь, девка. Беду не накличь.
     - Да нет, хвала Роду Великому,- быстро ответила Миланка. – Он не позволит.
     И тут же продолжила колыбельную:
                К нам, волчок, не ходи,
                Колядышка не буди,
                Наш Великий Род
                Колядышка бережет.
     Малыш уже спал, улыбаясь во сне, и изредка причмокивал розовыми губками. Миланка тоже улыбнулась, глядя на спящего сына. Затем ласково погладила его светлую головенку и вдруг спохватилась:
     - Воды бы надо приготовить.
     Вода зимой готовилась просто – из растопленного на очаге снега. Благо дело, было много его, окружившего жилище до самого оконца, заткнутого лосиным пузырем, через который только при ярком солнечном свете проникал внутрь тускловатый свет.
     Миланка накинула на голову холщовый плат и, взяв глиняную крынку, пошла к выходу, прикрытому тяжелой медвежьей шкурой. Но не успела молодая мать отогнуть край полога, как огромный снежный ком сбил ее с ног и ворвался в жилище. И перед испуганными глазами Миланки выросла огромная белая волчица с красными глазами. Выхватив из колыбельки Колядышка, она перекинула его на лохматый загривок и скрылась из глаз.
     А когда пришедшая в себя Миланка, простоволосая, выбежала следом, она уже ничего не видела, кроме крупной белой замети, похоронившей в себе страшный белый призрак. Рыдая от отчаяния, Миланка повалилась на снег. А очнулась лишь у очага, к которому помогла ей добраться горестно всхлипывавшая старая бабка Немога.
     Скоро вернулся Колодар с охоты, как всегда, удачной. Но радость его быстро сменилась печалью о пропаже Колядышка. И несмотря на усталость, он решил, не теряя времени, отправиться на поиски сына. Куда идти, он не знал. Земля русов была очень велика – целых четыре стороны необъятных просторов. Все их обойти – жизни не хватит.
     Но тут ему на помощь пришел Ведан – старый жрец, знавший очень много. А знал он много потому, что постиг мудрость Великого Завета русов, начертанного  на белом Горюч-камне Алатыре его хранителями. Да, Ведану, как никому из простых русов, довелось побывать на острове Буяне, находящемся в Океян-море, и с помощью верховного жреца Велемудра прочитать этот Великий Завет – белокаменную книгу, повествующую о происхождении жизни и истории русов.
     Ведан попросил принести прядь Миланкиных волос. Смочив их в какой-то едко пахнувшей жидкости, он опустил прядь в огонь очага, отчего запах стал ароматным. Склонившись над огнем, Ведан вдохнул в себя этот аромат и сел, задумчиво глядя на очаг. Затем молвил:
     - Хвала Роду Великому, да хранит он весь род наш. Хвала и Берегиням, хранящим каждый очаг рода нашего. Но Миланка обидела одну из них – Домовицу. Как-то раз, гуляя с младенцем, она обломила ветку березы во время ее цветения. В это время такое делать не следует. Верно, Миланка решила порадовать сына запахом березовых почек. Так она причинила боль Домовице, живущей в этом дереве. Вот та и отвернулась от нее. Этим воспользовалась злая Упирша, которая, приняв облик огромной белой волчицы, проникла в твое жилище. Остальное ты знаешь сам.
     - Я пойду и убью эту волчицу, - гневно произнес Колодар.
     - Не торопись. Тем более, что время уже упущено и твой Колядышек превращен в волчонка. Даже если ты и спасешь его, ребенком он уже не станет.
     - Так что же делать?
     - Хвала Роду Великому, он подает мне знак хранения нашего рода. В первую очередь надо умилостивить Домовицу. В этом случае Миланка должна подарить ей прядь волос своих, смоченных слезами. Только после этого ты можешь отправиться на поиски волчицы. Но знай: в одиночку ты с ней не справишься.
     - Ты же знаешь, Ведан, я в одиночку ходил на тура и медведя.
     - Это не простая волчица. Она – Упирша. И одолеть ее можно лишь в последнюю ночь перед полной луной. Только в эту ночь. И убить ее можно лишь огненной стрелой. А зажечь стрелу быстро, может, и не удастся. Поэтому тебе нужен помощник. И помни, Колодар, решающая для тебя ночь – перед полной луной. До нее осталось лишь две ночи. Так что желаю удачи, да хранит тебя Род Великий.
     Вернувшись в свое жилище, Колодар передал Миланке совет Ведана. Та послушно отрезала прядь своих длинных светлых волос, омочила их слезами, которых было в избытке, и, выйдя из жилища, подошла к березе и привязала эту прядь к одной из нижних веток. И пропела свою просьбу с надеждой на прощение:
                Домовинюшка,
                Свет-княгинюшка,
                Больше не грусти
                И меня прости.
                Мне не жаль волос,
                Лишь бы довелось
                Снова рядышком
                Быть с Колядышком.
     А Колодар тем временем встретился с братом своим Туробоем и договорился с ним идти вместе на поиски белой волчицы. Собирались недолго. Взяли пищу, оружие, кресало для зажигания стрел, оседлали добрых своих коней и отправились в путь. И не заметили они, каким взглядом, полным надежды на удачу, смотрели на них глаза Домовицы двумя черными пятнами, проявившимися на белом стволе березы.
     И Колодар даже не обратил внимания на светлую прядь волос, Которая отделилась от ствола, быстро понеслась по воздуху и незаметно вплелась в гриву его коня. Единственное, что удивило Колодара, поведение коня, который резко остановился, поднял голову, раздул ноздри и, не слушая узды, повернул вправо. Колодар принял это за особое знамение, явившееся по воле Великого Рода, и послушно вверил себя уверенному ходу коня.
     Долго ехали братья по заснеженной равнине, минуя леса и реки. Уже позади были два ночлега, проведенных в неглубоких лощинах. И наконец, к исходу третьего дня они достигли глухой чащи. Углубившись в нее, они обнаружили большую нору. Сердце подсказало Колодару, что это – логово зверя.
     Оба сошли с коней, приблизились к норе и заглянули внутрь. Там находился маленький мальчик. Это был Колядышек. Колодар быстро вытащил сына и тут же вскрикнул от отчаяния: тело мальчика покрылось белой шерстью, и он на глазах изумленных братьев превратился в волчонка и выскользнул из рук Колодара.
     Протяжный вой заставил братьев вздрогнуть и оглянуться. К ним приближалась огромная белая волчица. Оба схватились за верные упругие луки. Две стрелы ударили по зверю. Волчица рассыпалась, как снежный ком, и тут же возродилась вновь в прежнем облике.
     «Огненная стрела» - вспомнил Колодар, быстро вытащил кресало и попытался зажечь трут. Но неожиданно свалившийся с ели снег сделал трут безнадежно сырым. И как Колодар ни старался его зажечь, ничего не получалось. В то же время Туробой преграждал путь волчице, посылая в нее одну стрелу за другой. Все они попадали в цель. Но каждый раз зверь рассыпался и вновь превращался в самого себя.
     И вот уже горящие глаза волчицы оказались в непосредственной близости. Злобно и торжествующе смотрели они на братьев. У Туробоя закончились стрелы. А Колодар из последних сил старался зажечь отсыревший трут.
     И тут перед его глазами возникла прядь светлых волос. Она подлетела к его рукам и вспыхнула от искр, в изобилии сыпавшихся из кресала. Колодар даже не заметил, каким образом в его руках оказался лук, как горящая прядь подлетела к ее оперению, и огненная стрела ударила между глаз волчицы. Зверь вспыхнул. А клочья пламени упали на волчонка.
     Когда два пылающих костра погасли, на месте волчицы осталась лишь горсть пепла, а волчонок превратился в маленького мальчика. Колодар бережно поднял сына на руки. И, странное дело, - ночи как не бывало. Опушка леса озарилась лучами дневного светила. Солнце поднималось над лесом, благотворящим светом освящая свое возрождение.
                ***
- Удивительная волшебная сказка, - проговорил Дядюшка, - а ещё есть сказки этого автора?
- Конечно, - отозвался Мороз. – Слушайте: