Поручик Савва Кулешов. Роман. Ч 1. Глава 16

Валерий Ростин
      
            
                Глава 16. Новое дело Саввы.
      
             Не ищите подлецов. Подлости совершают 
              хорошие люди.
                А. Вампилов.
   
    В один из дней, к начальнику охраны завода, подполковнику Лукинскому, обратился инженер пушечно-лафетной мастерской Пётр Григорьевич Крамской, с подозрением, что их мастер, немец по национальности Генрих Гюбель, стал в последнее время очень интересоваться секретами, новыми разработками завода и завёл дружбу с рабочими – татарами, членами «татарско-турецкого комитета».
   Подполковник внимательно выслушал его, а потом предложил пройти в кабинет  к человеку, который как раз занимается этими вопросами, и повёл его в бывший кабинет Никольского, где теперь располагался Савва.
   Они подошли к двери, подполковник постучал и, получив разрешение, пропустил инженера вперёд.
  - Проходите, Пётр Григорьевич, вот перед Вами человек, про которого я Вам недавно говорил. Ему и расскажите то, что недавно рассказали мне, а я пойду по своим делам, - и подполковник, развернувшись, вышел из кабинета, плотно закрыв за собой дверь.
  Увидев своего зятя, сидящего за столом, Пётр Григорьевич, немного смешался.
  Когда они познакомились, Савва рассказал ему и его жене, что служит инженером  в специальном конструкторском бюро завода и больше ничего.
  - Здравствуйте, уважаемый Пётр Григорьевич, - улыбаясь, шагнул к нему навстречу Савва, предчувствуя, опять какую-нибудь пакость, с которой ему придётся столкнуться, коли начальник охраны, привёл его тестя к нему в кабинет.
  - Что Вас привело  ко мне? Садитесь, на стул, и рассказывайте. Прошу,  - и он жестом указал  инженеру на стул.
  - Да у меня собственно, в общем, то, несколько необычное дело Савва, - садясь на стул, предложенный зятем начал Крамской. – Я уже коротко рассказал об этом, нашему начальнику охраны завода, а он, почему-то привёл меня сюда, в твой кабинет. Может, ты мне объяснишь, в чём дело дорогой зять? – и он вопросительно уставился на Савву.
  -  А, что Пётр Григорьевич, Вам Катя ничего про меня не рассказывала? Совсем ничего? Ведь мы с ней почти шесть лет встречались?
  - Немного рассказывала. Мы с матерью знали, что ты  из порядочной семьи, умный, красивый, учился сначала в артиллерийском училище, потом в артиллерийской академии, и потом начал служить в специальном конструкторском бюро у нас на заводе. Но, что это за бюро, на заводе мало кто знает, даже мы инженеры, - вот и всё, что я знаю о тебе Савва.
   Ещё знаю, что моя дочь, за плохого человека никогда бы замуж не вышла. Кстати как она поживает, как учёба? Скажи ей, что Варвара Фёдоровна обижается, за то, что она долго не приходит к нам.
  - Обязательно скажу, и обещаю, что в это воскресенье, мы вас обязательно с ней навестим, а пока о деле. Под большим секретом сообщаю Вам, что я по-прежнему нахожусь на военной службе. Пусть Вас, не смущает моё гражданское платье, но теперь я служу в военной контрразведке, и охраняю военные секреты на нашем заводе. Вот потому, подполковник и привёл Вас ко мне, посчитав видимо, что-то,  о чём Вы ему, Пётр Григорьевич рассказали, очень важно для военной контрразведки. Поэтому прошу Вас, снова, не упуская никаких мелочей рассказать мне, что Вас так обеспокоило. А я, с Вашего позволения, запишу Ваши слова на фонограф,- Савва подошёл к небольшому столу около стены, над которым был пристроен шкафчик с двумя дверцами, открыл их, включил фонограф на запись, закрыл дверцы и сел напротив тестя.
  - Прошу Вас, начинайте, Пётр Григорьевич.
  - Дело в том, что в нашей пушечно-лафетной мастерской, где я служу, мастером работает Генрих Гюбель, немец по национальности, много лет, живущий в Петербурге. Прилежный, грамотный, исполнительный и очень ответственный специалист.      Никогда не суетится, всё делает основательно и точно в срок. Ранее, у меня к нему никаких претензий не было. Однако в последний месяц Генрих очень изменился. Стал каким-то рассеянным, озабоченным. И в то же время, стал частенько, по делу и без дела, заходить в инженерный отдел, беседовать с чертёжницами, интересоваться, чем они занимаются.  Ещё, у нас в мастерской слесарями работают два татарина - Мустафа Гараев и  Шамиль Мемишев, говорят они входят в состав татарско-турецкого комитета, организованного на нашем заводе, который возглавляет Фарид Мамлеев.
   - Знаю такого. Мы постоянно следим за действиями этого комитета. Пока ни-чего хорошего сказать о нём не могу. Собираются его члены иногда на собрания в нашей  рабочей столовой, молятся, обсуждают текущие дела. Ходят в свою мечеть, там намаз совершают. Постятся, когда положено, но не едят только днём, а ночью устраивают праздники живота. Не едят свинину, и если готовят угощение, то покупают  только живого барана или телёнка, тут же его режут, снимают шкуру, а мясо в котёл.
   Голову барана  или овцы готовят, как правило, отдельно, а потом кладут её на поднос, и самый старший по возрасту отрезая  от неё по маленькому  кусочку, передаёт её по кругу, со словами напутствия и различными пожеланиями. Это их ритуал.
   Ну, что ещё? Работают татары хорошо, не пьют, но настоящих специалистов из трёхсот  мусульман, в том числе сотни татар можно сосчитать по пальцам. Вот и всё, что мы о них знаем, уважаемый Пётр Григорьевич, простите, что отвлёк Вас. Прошу, продолжайте.
   - Да, я тоже многое знаю, про мусульманские обычаи, у нас в мастерской их почти тридцать человек работает. Кроме татар,  есть ещё два турка, и  даже трое узбеков. Почти все они на подсобных работах и к другим профессиям, даже не стремятся. Я на нашем заводе уже двадцать восемь лет служу, и именно в этом цехе, поэтому многих отлично знаю даже по имени и отчеству.
   Татары, обычно отдельно от русских и украинцев кучкуются, и ни с кем особенно не дружат, тем более с иностранцами. А, тут вдруг дружить начали..
   Я  стал замечать, что этот  самый  Генрих Гюбель,  до этого такой надменный и горделивый, с ними вдруг  переговариваться стал и о чём-то шептаться
 А потом, я случайно обнаружил в ста-рой заброшенной  инструментальной кладовой, несколько ящиков, в которых мы отправляем снаряды в военные части.
   Через неделю, на эту кладовую, кто-то изготовил и навесил крепкую металлическую дверь. Когда, я как бы ненароком поинтересовался у нашего начальника мастерской, насчёт использования старой «инструменталки», он сказал, что давно забросил её, потому что она мала по габаритам и уже не способна разме-стить там весь необходимый инструмент.
   Тогда я проследил, за этим местом, и обнаружил, что Гюгель, вместе с Мустафой Гараевым, выбрав момент, пошли к этой кладовой, расположенной в тёмном, дальнем углу, и приделали на дверь, отличный дверной замок, собственного изготовления.
   На служебном совещании, управляющий говорил нам о сложности международной обстановки, и о том, что наши соседи Германия, Австро-Венгрия, Турция и Англия, очень обеспокоены темпами роста экономики России, и производству вооружения. Вот, я и подумал, что эта кладовая неспроста у нас появилась, там видимо, краденое имущество будут храниться или что-то ещё. Вот поэтому я и обратился к нашему начальнику охраны.
  Поэтому считаю, что этого самого Гюбеля, нужно срочно арестовать, допросить, и выяснить, что он со своими новыми друзьями- татарами задумал. У меня всё, - улыбнувшись, закончил свою речь инженер.
  - Да, информация очень интересная. Спасибо Вам, уважаемый Пётр Григорьевич за Вашу бдительность. Мы обязательно, всё проверим, причём сегодня же вечером, и примем меры. Но, я прошу Вас лично, больше ничего не предпринимать, а при встрече с этим самым Гюбелем, делать вид, что Вам ничего не известно. Сможете? – и Савва, тоже улыбнувшись, пошёл к шкафчику и выключил фонограф.
  - Конечно, смогу. Если у тебя нет ко мне вопросов, то я, с твоего позволения пойду в  свою мастерскую, - Пётр Григорьевич, очень довольный разговором с зятем, встал со стула.
   - Пока вопросов нет, Пётр Григорьевич. Если будут, я знаю, где вас найти, - засмеялся Савва в ответ.
   - Ну, тогда будь здоров Савва. И успехов тебе в твоём трудном и опасном деле. Береги себя, сынок. И не забудь, в воскресенье к нам на обед, вместе с Катенькой, - и Пётр Григорьевич быстрым шагом вышел из кабинета.
   С появлением нового руководства, увеличилось и денежное содержание оперативной работы. В их отделении появилось даже два  легковых автомобиля марки, с крытым верхом, что было очень выгодно при холодном климате столицы.
    Ротмистр Сосницкий периодически собирал своих подчинённых, на совещания, где заслушивал их и доводил информацию о шпионской деятельности иностранных разведок, и успехах в других отделениях контрразведки.
   С ними проводили занятия, где учили тайно записывать разговоры с подозреваемыми на граммофонный диск, установленный на фонографе. Учили технике тайного фотографирования, проявления плёнки и печатанию фотографий. Учили, как можно было получить отпечатки пальцев, предложив подозреваемому человеку, сигарету из портсигара, крышка которого, обрабатывалась специальным составом. Рассказывали, как можно, выйдя из кабинета с портфелем, «случайно» оставить там под ним, на стуле, папку с грифом «Секретно», а потом понаблюдать через специальное устройство, за действиями, оставшегося в кабинете человека.
   Учили навыкам слежки, умению быть незаметным для окружающих. Стрелять из всех видов оружия, владеть приёмами самообороны и метанием ножей.
     Всё это, потом, пригодилось Савве и его товарищам, когда они напрямую столкнулись с опытным и опасным врагом.