Поручик Савва Кулешов. Роман. Ч 1. Глава 12

Валерий Ростин
      

               Глава 12. Подполковник Никольский.
      
                «На войне только обстановка повелевает..»
                Наполеон1

  Когда Александра Семёновича Никольского, назначили  заместителем начальника Санкт-Петербургского отдела контрразведки, и поручили курировать заводы, работающие на оборону России, он сразу начал подбирать себе помощников, и по совету Батюшина, решил взять их  именно из  Михайловского артиллерийского училища, потому что там готовили специалистов по вооружению.
  По личному указанию Государя Императора, начальник Главного штаба, при котором был организован ещё в 1903 году орган военной контрразведки, имел право набирать в свой состав офицеров и младших чинов, по их личному усмотрению из любых родов войск.
   Так, первым кандидатом оказался поручик Савва Кулешов, умный, грамотный офицер,  проходивший учёбу слушателем Михайловской артиллерийской академии, а вторым и третьим, тоже были выпускники Михайловского артиллерийского училища, отличники учёбы - подпоручики  Горшков и Савушкин.
   Горшков и Кулешов, в качестве  «военных инженеров» остались рядом с ним на Путиловском заводе, а «инженер» Кирилл Степанович Савушкин, был устроен на Обуховский завод,  тоже занимающийся вооружением.
   Сначала все три офицера,  в назначенный  срок прибыли, на Каменный остров, набережная реки Малой Невки, дом 13, в одно незаметное с виду здание, с вывеской « Бакалейная и галантерейная торговля», где их встретил сам подполковник Никольский, при полном параде, представивший их начальнику городского отделения контрразведки жандармскому полковнику Шахову.
   С тех пор, они видели подполковника только в цивильном платье, и сами тоже оставили свою военную форму в выделенных им в этом же здании шкафах, где хранилось и их оружие.
  Привыкшие за многие годы к ношению военной формы, три офицера, в отличие от самого Никольского, первое время, надев гражданское платье, и котелки, вместо военных фуражек себе на голову, чувствовали себя не в своей тарелке, но потом быстро привыкли.
  Здесь же, на втором этаже здания, которое тщательно охранялось молчаливыми охранниками, три офицера, в течение месяца, получили первые навыки контрразведывательной службы, и были ознакомлены с конкретным положением дел на Путиловском и Обуховском заводах.
   - Хочу рассказать Вам, мои молодые помощники и друзья историю  Путиловского и Обуховского  заводов, - так начал Никольский свою вводную лекцию, для трёх своих подчинённых, через месяц после их учёбы.
  - Так вот, с 1868 года по 1880 год, нашим заводом владел замечательный российский инженер, предприниматель - Николай Иванович Путилов, по фамилии которого завод и получил название Путиловского.
   В этот период на заводе была пущена мартеновская печь, построена сталепрокатная мастерская, начато производство железнодорожных вагонов. А в 1874 году образовано акционерное общество «Общество Путиловских заводов». В 1880 году на заводе так же началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев, а в 1894 году - производство паровозов. В 1900 году, Путиловский завод занял первое место по выпуску среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе, уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.
   После войны с Японией, Путиловский завод стал крупнейшим артиллерийским заводом, на нём работало уже 36 тысяч рабочих. Перед самой войной, именно здесь на заводе был создан первый в мире броневик «Шаррон» или бронеавтомобиль, разработанный под руководством русского офицера Накашидзе.
   Один  такой броневик участвовал в русско-японской войне, хорошо там себя рекомендовал, и сейчас на заводе налажено производство этих машин, очень нужных нашей армии.
    Теперь,  что касается Обуховского завода. Ещё в 1861 году, корпуса Горных инженеров полковник Павел Матвеевич Обухов и коллежский советник Николай Иванович Путилов, заключили договор на строительство в Санкт-Петербурге сталелитейного завода. И  18 апреля 1863 года было организовано Товарищество на паях «П.М. Обухов, Н.И. Путилов, С.Г. Кудрявцев», где каждый владел третьей частью.
   В 1869 году, после смерти Павла Матвеевича, Николай Иванович Путилов лично обратился в Морское министерство, с просьбой, официально утвердить заводу название «Обуховский».
   С 1904 по 1907 год, начальником завода был М.З. Штанов. В это время на заводе начало активно развиваться производство торпед и мин для русского флота.
    Когда в 1865 году умер Кудрявцев, то дела товарищества пошли на спад, и в 1872 году Николай Иванович Путилов, продал свои акции, потому что ему не хватало средств, для расширения и развития производства своего завода. В связи с истечением срока контракта и нежеланием Морского министерства отдавать обратно в частные владения рентабельное предприятие, в 1885 году, Указом Императора Александра третьего, Обуховский сталелитейный завод с 1 февраля 1886 года был передан в казну с выкупом акций у владельцев завода.
   С этого дня сталелитейный завод со-стоял в морском ведомстве и подчинялся Управляющему Морским министерством.
  Снова вернёмся к нашему, Путиловскому заводу, который тоже был назван в честь умершего Николая Ивановича Путилова.   
  После его смерти, уже с 1895 года, Путиловский завод продолжал заниматься вооружением и наряду с Обуховским и Пермским заводами, целиком изготовлял 3-х дюймовые орудия для нашей армии. Санкт-Петербургский орудийный завод изготавливал только стволы, да и то, из болванок Пермского и Обуховского заводов.
   После Русско-японской войны, когда было потеряно много орудий, и Россия остро в них нуждалась, Путиловский завод начал наращивать темпы производства, и одновременно Главное артиллерийское управление, поставило перед конструкторами всех артиллерийских заводов задачу разработать новые, более совершенные орудия и снабдить все пушки защитными щитами. 
   Ещё  эта война показала, что шрапнель была эффективной по открытым целям и слабой, при поражении целей, сколь-нибудь укрытых.
  Сразу после войны ГАУ было вынуждено заказывать трёхдюймовые фугасные гранаты за рубежом и начало, под большим секретом на заводе разработку отечественной мелинитовой гранаты, которая была принята на вооружение в 1907 году.
   В 1910 году, новым хозяином Путиловского завода стал однофамилец Николая Ивановича Путилова – Алексей Иванович Путилов, которого вы хорошо знаете.
   Алексей Иванович,  земляк Николая Ивановича, тоже из новгородских дворян, очень дальний родственник прежнего хозяина, сумел продолжить фамильное дело, и как вы знаете, оно движется вперёд.
     Он  - финансист, ставший заводчиком. Если Николай Иванович, по словам многих людей, с которыми я беседовал, был учёным и инженером, умевшим руками работать не хуже мастерового, то его приемник – типичный кабинетный чиновник, не переступающий порога цехов завода.
   Родился Алексей Иванович в 1866 году.  Спустя 22 года окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, и был направлен на службу в Минфин. Служил там под руководством С.Ю. Витте и считал  себя его учеником.
   После отставки Витте, Путилов вплотную начал заниматься коммерцией. Юридическое образование позволило ему стать главой отдела по финансированию новых предприятий в Русско-азиатском банке, ставшим самым крупным банком России, который имел 150 отделений и представлял интересы французского капитала в нашей стране. Чутьё финансиста всегда безошибочно диктовало нашему Путилову, найти единственно верный путь.
   Как мне удалось выяснить, он совсем не подвержен никаким порокам: не играл и не играет в азартные игры, не увлекается спиртным и женщинами. Единственным его увлечением, по словам сослуживцев, была работа, в которой он мечтал укрепить славу Российского государства.
   Конечно же, Алексей Иванович мечтал о «русском Круппе» и в своих стремлениях делал ставку именно на Путиловский завод.
   К 1910 году, завод стоял на одном уровне со Шнейдером во Франции и Коккерилем в Бельгии.
   На заводе работало уже более 40 тысяч рабочих, оборот превышал 20 миллионов рублей в год. 38 мастерских, более 100 десятин земли общей площади – кто в России мог похвастаться такими параметрами?
    Общество Путиловских заводов владело тремя небольшими предприятиями в Финляндии и Невским заводом в Петербурге. Несмотря на частые спады  производства, после забастовок в 1905 – 1907 годах, объём продукции постоянно возрастал.
   Трёхдюймовая пушка, выпущенная на головном предприятии, составляла основу полевой артиллерии России и считалась непревзойдённой по сравнению с другими образцами. Поэтому, за «сферу влияния»  на «Общество Путиловских заводов», боролись такие известные фирмы как «Шкода», «Блом и Фосс», «Шнейдер» и «Крупп».
    Но выиграл Алексей Иванович, и сразу же получил заказ на артиллерию, которая сейчас так необходима нашей армии, особенно после поражения в войне с Японией.
   Конструкторы завода начали разработку новой гаубицы, нового миномёта и новых торпед для подводных лодок.
    Естественно, наши недруги, будут всячески стараться разузнать, и даже достать образцы нашего вооружения, тайну которого, мы и призваны с вами охранять, господа офицеры, то бишь инженеры. Новые документы вы вскоре получите. Всё!
   Подполковник, закончив свою вводную лекцию, облегчённо вздохнул и добавил:
- Кстати мои дорогие помощники, то, что  вы сейчас от меня  услышали, это тоже секретная информация, и предназначена она только для ваших ушей, чтобы вы могли ориентироваться в обстановке, где будете работать. Да, да! Работать, а не служить, хотя служба будет идти вам всем в счёт. Понятно?
     Молодые офицеры, в ответ лишь кивнули головами, совершенно не представляя ещё, чем им придётся заниматься.